Навигация по статье:
Особые иностранные лица
Процедуры для иностранных организаций
Какие документы необходимы
Примеры выигранных контрактов
Пример контракта с иностранным поставщиком
Как проводить другие госзакупки
Участвовать в госзакупках РФ могут не только российские поставщики. Рассказываем, какие ограничения и особенности участия иностранцев в госзакупках установлены законодательством.
Закон № 44 позволяет участвовать в госзакупках любому юридическому лицу вне зависимости от его местонахождения (п. 4 ст. 3). Место происхождения капитала, организационно-правовая форма и форма собственности также могут быть любыми.
Поэтому законодательство РФ практически не ограничивает участие зарубежных компаний в государственных закупках.
Особые иностранные лица
Российская Федерация является членом Евразийского экономического союза, согласно Договору о ЕАЭС, заключенному 29.05.2014. Кроме нее, членами являются следующие страны:
- Республика Беларусь;
- Республика Казахстан;
- Республика Армения;
- Кыргызская Республика.
В разделе XXII Договора установлены цели и принципы госзакупок этих государств. Так, например, страны-участницы должны обеспечить свободный доступ всех потенциальных поставщиков (в том числе резидентов других стран членов ЕАЭС) к своим электронным торговым процедурам. Эта задача достигается за счет того, что каждый член Союза признает действительной электронную цифровую подпись, выпущенную в соответствии с законодательством другого члена. Также эти государства должны взаимно предоставлять друг другу национальный режим, наиболее благоприятные условия в сфере закупок, по сравнению с третьими странами, и т. д.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 44, офшорные компании, напротив, не могут участвовать в госзакупках. Речь идет о юридических лицах, зарегистрированных на территории или в государстве, которые предоставляют льготный налоговый режим налогообложения, а также освобождены от обязанности раскрывать информацию о финансовых операциях (офшорные зоны). Эту норму подтверждает и п. 10 ч. 1 ст. 31, где в качестве требования к участникам установлено, что они не могут быть офшорными компаниями.
Таким образом, вышеописанные государства и юридические лица имеют особый статус при участии в российских тендерах.
Процедуры для иностранных организаций
Итак, иностранцы могут принимать участие почти в любых тендерах. Однако для некоторых процедур существуют определенные особенности.
Российские заказчики, работающие на территории другого государства, имеют право проводить запросы котировок как среди соотечественников, так и среди зарубежных компаний (ч. 1 ст. 75). При этом ограничение по сумме до 500 000 руб. (ч. 2 ст. 72) в этом случае не действует, а информацию о закупке (извещение, протокол) не обязательно размещать в ЕИС.
Требования к участникам, а также проект контракта должны соответствовать не только положениям 44-ФЗ, но и законодательству страны, в которой проводят процедуру. В свою очередь, ст. 111.1 позволяет заказчикам не опираться на правила закона о контрактной системе, согласно которым нужно указывать идентификационный код закупки, проводить экспертизу, требовать обеспечение заявок и т. д.
Отменить такой запрос котировок разрешено вплоть до заключения контракта.
А вот одним из условий для проведения запроса предложений является закупка услуг по защите интересов РФ, для осуществления которой требуется привлечение не только российских, но и зарубежных специалистов, адвокатов и экспертов (п. 10 ч. 2 ст. 83). Речь идет о ситуации, когда иск к государству подан в иностранные судебные инстанции, международные суды и арбитражи.
Зарубежная компания может выступать и в качестве единственного поставщика при закупке:
- Аренда нежилой или жилой недвижимости на территории иностранного государства (п. 32 ч. 1 ст. 93).
- Лечение гражданина РФ за рубежом (п. 32 ч. 1 ст. 93).
- Услуги по осуществлению иностранными организациями рейтинговых действий за пределами РФ (п. 53 ч. 1 ст. 93).
Какие документы необходимы
В состав заявки для конкурса участник обязан включить ИНН организации и ее учредителей (п. 1 ч. 2 ст. 51). Участники-нерезиденты РФ в этом случае предоставляют аналоги таких бумаг, действующие в их странах (например, РНН в Казахстане).
Если документы о государственной регистрации иностранца составлены не на русском языке, то к заявке также необходимо приложить их перевод, заверенный надлежащим образом.
Заказчик в конкурсной документации может установить условия, ограничения и запреты, касающиеся национального режима в сфере закупок (ст. 14 № 44-ФЗ). В этом случае участник должен предоставить документы, подтверждающие его соответствие этим положениям.
При проведении аукциона вышеуказанные документы включают во вторую часть заявки (ч. 5 ст. 66). Аналог ИНН и документы, подтверждающие соответствие участника и его продукции ограничениям и запретам ст. 14 № 44-ФЗ, также должны быть в составе котировочной заявки (п. 4, 6 ч. 3 ст. 73).
Примеры выигранных контрактов
В подтверждение вышесказанного рассмотрим контракт, заключенный между ФГБУ «АЦ Минсельхоза России» и ООО «ЛэксисНэксис» в результате проведения электронного аукциона.
Исполнитель в данном случае зарегистрирован в России с 2008 года, согласно открытым сведениям, предоставленным из ЕГРЮЛ. При этом 100 % доли уставного капитала фирмы принадлежит иностранной компании.
Пример контракта с иностранным поставщиком
Как проводить другие госзакупки
У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать:
- Продовольствие для жизнеобеспечения граждан.
- Продукты питания.
- НИОКР.
- Вывоз мусора.
- Лекарственные средства.
- Мебель.
- Недвижимость.
- Электроэнергию.
- ОСАГО.
- Результаты интеллектуальной деятельности.
- Расходные материалы.
- Коммунальные услуги.
- В аварийных ситуациях.