Навигация по статье:
Кто такие ГРБС
Роль ГРБС в закупках
Примеры
ГРБС — это главные распорядители бюджетных средств. Они регулируют направление финансовых потоков, распределяют бюджетные средства, а также отвечают за полноту, своевременность и эффективность их исполнения. Рассказываем, какова роль ГРБС в сфере закупок.
Кто такие ГРБС
ГРБС ключевые участники бюджетного процесса, напрямую ответственные за распределение денежных средств на федеральном, муниципальном или местном уровне. Главные распорядители это посредники исполнения различных государственных, муниципальных или целевых программ. Главные распорядители действуют строго в рамках бюджетного законодательства, а именно ст. 158 БК. Зачастую ГРБС для казенных, бюджетных и автономных учреждений это их учредители.
Ключевыми задачами ГРБС являются:
- обеспечение эффективного расходования подведомственными учреждениями бюджетных ассигнований;
- достижение целевого исполнения;
- формирование и контроль над исполнением подведомственными организациями государственных (муниципальных) заданий;
- финансовый контроль;
- консолидация промежуточной и итоговой отчетности.
Роль ГРБС в закупках
Главные распорядители играют существенную роль и в закупочном процессе подведомственных организаций.
В области закупок ГРБС:
- сами выступают в роли заказчиков;
- согласовывают планы закупок и формируют сводные планы закупок товаров, работ, услуг на этапе планирования госзаказа;
- проводят нормирование гозакупок.
В первую очередь они ответственны за плановый процесс. До главных распорядителей доводят сведения об общем объеме бюджетных средств, а также информацию о целевых аспектах исполнения сформированного на финансовый период бюджета. ГРБС составляют бюджетную роспись денежных средств и доводят их до подведомственных учреждений. Распорядители должны расписать эти суммы как по источникам, так и по направлениям расходования. Затем получатели средств обрабатывают доведенную до них информацию о денежных средствах, которые выделены им на закупочную деятельность с целью удовлетворения их нужд как на государственном, так и на муниципальном уровнях.
После распределения ПБС занимаются планированием в обязательном порядке формируют свои планы закупок (в течение 10 дней после доведения лимитов бюджетных обязательств или утверждения ПФХД ст. 17 44-ФЗ).
Задача ПБС грамотно и эффективно спланировать свои закупки. Получатели постатейно распределяют доведенные ГРБС бюджетные средства, формируют планы финансово-хозяйственной деятельности (казенные учреждения бюджетные сметы), а затем отправляют их на согласование. В каждом плане или смете необходимо указать код контролирующего ГРБС. После утверждения ПФХД получатели составляют планы закупок, которые также согласовываются с главными распорядителями. На основе закупочных планов подведомственных учреждений ГРБС формируют сводные планы.
При этом учреждение для подчиненных организаций может быть ГРБС, но в то же время выступать в роли получателя средств и организации-заказчика. В таком случае ответственный специалист главного распорядителя формирует план-график закупок, а затем отправляет его на согласование вышестоящему распорядителю.
Также распорядители, в соответствии со ст. 19 44-ФЗ, занимаются нормированием закупок. Они утверждают требования к приобретаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, определяют предельные цены, типовые условия контрактов, правила и порядок исчисления нормативных затрат на обеспечение государственных или муниципальных нужд как для себя, так и для подведомственных учреждений (Письмо Минфина РФ № 02-03-06/18202 от 31.03.2016). Они утверждают характеристики товаров, работ, услуг, предельные цены на ТРУ, подпадающие под нормирование, а также же для тех категорий закупаемой продукции, которые им необходимы, но при этом отсутствуют в обязательном перечне.
Примеры
Приведем пример нормирования ГРБС.
Предоставим формулу расчета затрат на оплату услуг подвижной связи, разработанную главным распорядителем:
Зсот = i = 1nQ i сот Ч Pi сот Ч Ni сот,
где:
- Qi сот количество абонентских номеров пользовательского оборудования, подключенного к данной сети по i-й должности;
- Рi сот ежемесячная цена услуги;
- Ni сот количество месяцев предоставления услуги.
При этом нормативные показатели определяются ГРБС, исходя из отраслевой специфики. Ценовые величины устанавливаются на основании цен по заключенным ранее контрактам.