База решений ФАС
Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 26 июня 2025 г. Дело №РНП/223-20/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... из базы решений ФАС (№1867592) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №РНП/223-20/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Холодильная, д. 58а, г. Тюмень, 625048 тел. 50-31-55
РЕШЕНИЕ по делу № РНП/223-20/2025 о проверке факта уклонения участника закупки от заключения договора
18.06.2025 г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции «TrueConf» обращение "...-..." (далее Заказчик, "...-...") о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» информации в отношении "...-..." (ИНН "...-...") (далее также "...-...", Общество) по факту уклонения от заключения договора на покраску мачт освещения и молниеприемников объектов Сургутского УМН и Нижневартовского УМН по результатам запроса цен (реестровый номер закупки на ЭТП Сбербанк-АСТ: SBR043-2503190051), далее Закупка, с участием: представителей "...-...": "...-..." по доверенности от 25.09.2024 № 20-188, "...-..." по доверенности от 14.01.2025 № 5; представителя "...-...": "...-..." по доверенности от 01.07.2023 № 9,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее Тюменское УФАС России) поступило обращение "...-..." о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» информации в отношении "...-..." (ИНН 7203551214) по факту уклонения от заключения договора на покраску мачт освещения и молниеприемников объектов Сургутского УМН и Нижневартовского УМН по результатам запроса цен (реестровый номер закупки на ЭТП Сбербанк-АСТ: SBR043-2503190051), далее Закупка. Комиссия, исследовав документы, сведения и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, установила следующее. В соответствии со ст. 1 Закона № 223-ФЗ, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг. Согласно п. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров. Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г. соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу (п. 5.3.4 Положения о ФАС России). Во исполнение Закона № 223-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. утверждён Перечень сведений, включаемых в РНП (далее Перечень сведений), Правила ведения РНП (далее Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение РНП (далее Правила направления сведений). Пунктом 9 Правил ведения реестра установлено, что подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9(1) настоящих Правил, уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись, которая должна быть подписана представителем уполномоченного органа, наделенным соответствующими полномочиями, с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи. Пунктом 9(1) Правил ведения реестра установлено, что сведения о недобросовестных участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) не включаются в реестр в случае, если в результате проведения проверки, предусмотренной пунктом 8 настоящих Правил, выявлено, что уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора возникли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится уклонение участника закупки от заключения договора, отказ поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения договора по причине введения в отношении заказчика указанных санкций и (или) мер ограничительного характера. В целях реализации Правил ведения реестра, ФАС России издан приказ от 24.12.2024 № 1072/24 «Об утверждении Порядка проверки представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1211» (далее также Приказ № 1072/24), в соответствии с пп. 1 п. 7 которого в течение 10 рабочих дней со дня поступления Документов, содержащих Сведения (предмет рассмотрения), комиссия ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России проводит проверку фактов, свидетельствующих об уклонении от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор).
Согласно ст. 2 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке). Согласно пункту 2.91 Положения, запрос цен представляет способ неконкурентной закупки, не являющийся торгами, условия осуществления которого не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, при котором победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации о закупке, и содержит наиболее низкую цену договора или низкие цены единиц товаров, работ, услуг (при закупке товаров, работ, услуг в единичных расценках); Как установлено материалами дела, 19.03.2025 на сайте ЭТП АО «Сбербанк-АСТ» (далее ЭТП), Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса цен по лоту № 0001-207-К-Y03-02773-2025 «покраска мачт освещения и молниеприемников объектов Сургутского УМН и Нижневартовского УМН» (далее Извещение). Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: АО «Сбербанк-АСТ» Дата подведения итогов: 30.04.2025 Начальная (максимальная) цена договора: 67 348 884 руб. Согласно Итоговому протоколу от 30.04.2025 № 0001-207-К-Y03-02773-2025/И по результатам проведения Закупки, на участие в Закупке допущено 6 заявок, Победителем закупки признан участник № 2 ("...-...") с ценовым предложением 47 144 236 руб. (снижение от Н(М)ЦД: 30%). Порядок заключения договора установлен в разд. 15 Инструкция для участника закупки, в соответствии с которой:
Заказчик обязан подписать договор с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки не позднее 20 (двадцати) календарных дней с даты размещения составленного по результатам закупки итогового протокола на электронной площадке и/или в единой информационной системе, если иное не установлено законодательством в сфере закупок отдельными видами юридических лиц. Если победитель закупки не подписывает договор в указанный срок, он признается уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о закупке.
Согласно пункту 8.1 Проекта договора, Подрядчик предоставляет Заказчику обеспечение исполнения Договора не позднее 10 (Десяти) календарных дней с даты подписания Договора, а в случае если в заявке на участие в закупке победителем закупки предложена цена Договора на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Договора (начальных (максимальных) единичных расценок), указанных в извещении об осуществлении закупки, то Подрядчик предоставляет обеспечение исполнения Договора до заключения Договора. 07.05.2025 Заказчиком на ЭТП АО «Сбербанк-АСТ» размещён на подписание Проект договора. 13.05.2025 (крайний срок подписания Проекта договора и предоставления Обеспечения исполнения договора) Обществом осуществлено подписание Проекта договора без предоставления Обеспечения исполнения договора. Заказчиком продлён срок предоставления Обеспечения исполнения договора до 19.05.2025, 23:59. 23.05.2025 Заказчиком сформирован протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора по причине непредоставления Обществом Обеспечения исполнения договора в срок до 19.05.2025, 23:59 (новый крайний срок подписания Проекта договора и предоставления Обеспечения исполнения договора).
В заседании Комиссии Управления представитель Общества пояснил, что причиной не подписания Проекта договора стала невозможность предоставления Обеспечения исполнения договора в связи с длительными сроками одобрения Банком заявки о выпуске Банковской гарантии в качестве Обеспечения исполнения договора. Обществом в материалы дела приложены скриншоты электронной переписки с представителями банков по вопросу выпуска (выдачи) Банковской гарантии в качестве Обеспечения исполнения договора. Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что невозможность получения Независимой гарантии является предпринимательским риском в соответствии с п. 3 ст. 401, пп. 3 п. 2 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не освобождает победителя закупки от ответственности за уклонение от заключения договора, предусмотренной Законом о закупках. Как установлено в рассматриваемом случае Комиссией, обществом в нарушение требований п.п. 15.5.3, 15.5.4 инструкции не представлено обеспечение исполнения договора, что, в контексте требований п.п. 15.4 - 15.7 инструкции является самостоятельным основанием для признания участника уклонившимся от заключения договора и включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Более того, приведенные Заявителем ссылки на свою добросовестность с учетом принятых обществом мер по получению независимой гарантии путем обращения в различные кредитные организации, по мнению Комиссии являются несостоятельными. Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 25 от 23.06.2015, оценивая действия сторон как 10 добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1). В обоснование довода об отсутствии в его действиях признаков недобросовестности, общество указывает на объективную невозможность своевременного представления обеспечения исполнения договора ввиду длительности процедуры оформления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора, что, однако же, не свидетельствует о проявленной обществом недобросовестности при заключении заключения договора. При этом, при оценке в рассматриваемом случае обозначенных фактических обстоятельств дела Комиссия отмечает, что непредоставление Заявителем обеспечения исполнения договора в регламентированный срок по причине недостатка времени оформления банковской гарантии не является объективной причиной неисполнения им принятых на себя обязательств, поскольку участник обладал возможностью ознакомиться с условиями проекта договора до его размещения его заполненной версии на электронной площадке, Итогового протокола по результатам закупки от 30.04.2025, соответственно имел возможность выполнить действия, направленные на предоставление обеспечения исполнения договора в течение 13 календарных дней, как путём оформления банковской гарантии, так и путём перевода денежных средств на счёт Заказчика.
При этом, подавая заявку на участие в закупке участник закупки должен оценить свои финансовые возможности и предположить, что получить независимую гарантию будет невозможно, соответственно приведёт к возможному наступлению для него неблагоприятных последствий в случае уклонения от заключения договора. В рассматриваемом случае общество не представило доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий к заключению договора по результатам закупочной процедуры. Кроме того, Комиссия также отмечает, что в контексте ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и под свою ответственность, а потому решение о принятии участия в закупке, а также о подписании/отказе от подписания контракта принимается участником закупки самостоятельно со всеми вытекающими последствиями, связанными с совершением тех или иных действий. При таких обстоятельствах, оценивая действия общества в настоящем случае в их совокупности и взаимной связи, Комиссия оценивает доводы не иначе как попытку оправдать собственную непредусмотрительность при подписании договора, а также попыткой избежать публично-правовой ответственности за собственную неспособность исполнить взятые на себя обязательства в рамках установленной процедуры закупки. С учётом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России делает вывод о признании факта уклонения "...-..." от заключения договора на покраску мачт освещения и молниеприемников объектов Сургутского УМН и Нижневартовского УМН по результатам запроса цен подтвердившимся, и как следствие, о наличии оснований для включения сведений в отношении указанного участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков. На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и Постановлением правительства от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков», предусмотренного Законом № 223-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.12.2024 № 1072/24, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении "...-..." (ИНН "...-...", Юридический адрес: "...-...") по факту уклонения от заключения договора на покраску мачт освещения и молниеприемников объектов Сургутского УМН и Нижневартовского УМН по результатам запроса цен (реестровый номер закупки на ЭТП Сбербанк-АСТ: SBR043-2503190051). В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/tyumenskoe-ufas-rossii/c7877474-d0da-4fa8-bab6-8c3e6f6f9787/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 066/01/18.1-1700/2025 от 19 июня 2025 г. Управление: Свердловское УФАС России Дело : Дело №066/01/18.1-1700/2025 066/01/18.1-1700/2025 Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/11-1816/2024 о нарушении антимонопо... от 10 июня 2025 г. Управление: Волгоградское УФАС России Дело : Дело №034/01/11-1816/2024 АМЗ Решение Решение №25978/25 б/а от 26 июня 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7726/2025 ... на действия ГАУ ИНПЦ «Гормедтехника» Решение Решение №АБ/2944/25 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/28-371/2025 о нарушении законодател... от 26 июня 2025 г. Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/05/28-371/2025 факт распространения рекламы «100 000 рублей максимальная су... Решение Решение №ЮА/2933/25 РЕШЕНИЕ по делу РНП № 012/06/104-429/2025 от 26 июня 2025 г. Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/06/104-429/2025 на заявление ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» от 18.06.2025 о в... |