База решений ФАС
Решение №АБ/3340/25 Решение по делу № 012/01/17-286/2025 о нарушении АМЗ от 21 июля 2025 г. . Участники: МАУ "Центр Детского Здорового Питания г. Йошкар-Олы", . Дело №012/01/17-286/2025 факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.0... из базы решений ФАС (№1868352). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/01/17-286/2025 факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.0... Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Решение по делу № 012/01/17-286/2025 о нарушении антимонопольного законодательства
Резолютивная часть объявлена 16.07.2025 Решение в полном объеме изготовлено 21.07.2025
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии: <...> заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии: <...> ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; <...> ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в присутствии представителя МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» <...>(по доверенности); рассмотрев дело № 012/01/17-286/2025 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося во включении в Положение о закупке способа закупки у единственного поставщика, предусмотренного подпунктом 23 пункта 6.1 раздела 6, который приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, руководствуясь статьей 45, 49 Закона о защите конкуренции, УСТАНОВИЛА: Приказом Марийского УФАС России от 13.05.2025 № 75/25 в отношении Учреждения возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в Положение о закупке подпункта 23 пункта 6.1 раздела 6, который приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Определением от 19.05.2025 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 17.06.2025 в 10 ч. 00 мин., запрошены необходимые документы и сведения. Во исполнение указанного определения ответчиком представлены запрашиваемые сведения. 17.06.2025 вынесено определение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 012/01/17-286/2025, рассмотрение дела назначено на 16.07.2025. 17.06.2025 Комиссией Марийского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 012/01/17-286/2025 о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому в действиях МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» установлено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся во включении в Положение о закупке способа закупки у единственного поставщика, предусмотренного подпунктом 23 пункта 6.1 раздела 6, который приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, указанное заключение направлено ответчику 23.06.2025. Согласно части 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии. Лица, участвующие в деле, должны быть извещены о времени и месте его рассмотрения. При вынесении настоящего решения присутствовал представитель МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» по доверенности <...>. Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу о нарушении МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции на основании следующего. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Из пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках следует, что данный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе автономными учреждениями. Из вышесказанного следует, что МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» (далее Учреждение) подпадает под действие Закона о закупках и обязано вести свою закупочную деятельность в соответствии с нормами и правила данного закона. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее Положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках). Решением Наблюдательного совета МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» от 25.12.2024 утверждено Положение товаров, работ и услуг для нужд МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» (далее - Положение). В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Из статьи 3.6 Закона о закупках следует, что порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. В пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 указано, что для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21- 11589). Однако, Учреждением в Положении о закупке установлен способ закупки у единственного поставщика, который имеет признаки ограничения конкуренции. Так, подпунктом 23 пункта 6.1 раздела 6 Положения установлено, что Учреждение проводит закупки у единственного поставщика, в случае если стоимость товаров, работ, услуг не превышает один миллион рублей. Между тем, в рассматриваемом случае неконкурентный способ закупки никакими критериями (кроме как ценового) и случаями не ограничен, что позволяет Учреждению осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Таким образом, закрепленное в Положении о закупке условие о проведении закупок у единственного поставщика позволяют Заказчику осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки. Комиссия Марийского УФАС России обращает внимание ответчика, что аналогичные выводы содержатся в решении Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.02.2023 по делу № А38-5225/2022. Также нельзя говорить об экономически эффективном расходовании денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг. Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы. Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что в действиях ответчика имеется нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося во включении в Положение о закупке способа закупки у единственного поставщика, предусмотренного подпунктом 23 пункта 6.1 раздела 6, который приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Как указывалось ранее, заключение об обстоятельствах дела № 012/01/17-286/2025 о нарушении антимонопольного законодательства направлено ответчику 23.06.2025. МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» на заключение об обстоятельствах дела представлены письменные возражения. Так, в возражении ответчик указывает на то, что в соответствии с Законом о закупках заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, оспариваемый способ закупки установлен в соответствии с потребностью учреждения. Потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им в положении о закупке критериев и условий осуществления закупки у единственного поставщика, при этом заказчиком предусмотрено обоснование заключения договора с единственным поставщиком, начальной (максимальной) цены договора и выбора им конкретного поставщика, с которым заключается договор. Также в возражении указывается на то, что основная часть закупок проводится конкурентным способом, а указанный способ закупки необходим учреждению, так как в настоящее время у учреждения имеется задолженность в размере 44 708 087 рублей, проведение конкурентных процедур в ряде случаев не представляется возможным из-за отказа поставщиков от участия. Однако с указанным нельзя согласиться ввиду следующего. Позиция представителя ответчика, что включение рассматриваемого способа закупки у единственного поставщика является законной, соответствует его потребности, в том числе со ссылкой на пункты 6.2, 6.3 раздела 6 Положения о закупке Учреждения, является несостоятельной поскольку пункты 6.2, 6.3 раздела Положения о закупке не ограничивают заказчика в праве применения способа закупки предусмотренного подпунктом 23 пункта 6.1 раздела 6 Положения о закупке, а также не указывают на обстоятельства его применения. Фактически в рассматриваемом случае неконкурентный способ закупки никакими критериями (кроме как ценового) и случаями не ограничен, что позволяет Учреждению осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Кроме того, письмом № 168 от 16.06.2025 ответчиком представлены сведения о проведенных закупках за период с 01.01.2025 по 01.06.2025 гг. Так, учреждением был заключен 331 договор на общую сумму: 168 699 203,13 рублей, из которых: - по конкурентным процедурам 21 договор на общую сумму 82 825 820 рублей; - по неконкурентным закупкам (закупкам у единственного поставщика) в соответствии с подпунктом 23 пункта 6.1 раздела 6 Положения 310 договоров на общую сумму 85 873 383,13 рублей, из которых по результатам несостоявшихся торгов 40 договоров на общую сумму 10 394 050,76. Учитывая изложенное, фактически учреждением из 331 договора 270 на сумму 75 479 332,37 рублей заключено с единственным поставщиком, указанное опровергает довод учреждения о том, что основная часть договоров заключается по конкурентным процедурам. Кроме того, из представленного реестра договоров, заключенных учреждением с единственным поставщиком, можно сделать вывод, что учреждение при наличии спорного пункта «дробит» закупки, например, за период с 22.01.2025 по 31.01.20254 между ответчиком и ИП Волковой В.Н. заключено 5 договоров на поставку мяса говядины на сумму 1 952 020 рублей; с 27.01.2025 по 28.01.2025 между ответчиком и ЗАО «Сернурский сырзавод» заключено 2 договора на поставку масла сливочного на сумму 1 562 400 рублей и тд. Довод представителя о том, что учреждению нецелесообразно осуществлять конкурентные закупки ввиду того, что из-за наличия задолженности у учреждения поставщики не участвуют в конкурентных процедурах не принимается во внимание, так как на заседании Комиссии представитель учреждения не пояснил, каким образом непроведение конкурентной процедуры влияет на задолженность учреждения, желание поставщиков участвовать в закупках, учитывая, что вне зависимости от способа закупки учреждение использует одни и те же коммерческие предложения, которые предоставляют поставщики, с которыми заключаются прямые договоры. Учитывая изложенное, в действиях МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» установлено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся во включении в Положение о закупке способа закупки у единственного поставщика, предусмотренного подпунктом 23 пункта 6.1 раздела 6, который приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции установлено, что комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства. В настоящее время спорный способ закупки учреждением не изменен. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает необходимым выдать ответчику МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства РЕШИЛА: 1. Признать в действиях МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся во включении в Положение о закупке способа закупки у единственного поставщика, предусмотренного подпунктом 23 пункта 6.1 раздела 6, который приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 2. Выдать МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/mariyskoe-ufas-rossii/5263b57b-fd12-49ca-8961-a63e19c418db/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н б/а от 22 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8751/2025 ООО ЧОП «БИГ» на ГАУ «Московский зоопарк» Решение Решение №04-03/3920/25 см. файл от 22 июля 2025 г. Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/06/104-624/2025 см. файл Решение Решение б/н Решение № 055/10/104-811/2025 от 22 июля 2025 г. Управление: Омское УФАС России Дело : Дело №055/10/104-811/2025 Дело № 055/10/104-811/2025 Решение Решение б/н =не вкл от 22 июля 2025 г. Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/06/104-621/2025 орк Решение Решение №050/07/223-25249/2025 050/07/223-25249/2025 от 22 июля 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №050/07/223-25249/2025 050/07/223-25249/2025 |