База решений ФАС
Решение №004/06/49-303/2025 РЕШЕНИЕ по делу №004/06/49-303/2025 о нарушении законодатель... от 14 августа 2025 г. из базы решений ФАС (№1869263) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Алтайское республиканское УФАС России Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу №004/06/49-303/2025 о нарушении законодательства о контрактной системе
«14» августа 2025 года г. Горно-Алтайск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее Комиссия УФАС по РА) в составе: <&>, с участием по видео-конференц-связи представителей заказчика БУЗ РА «Перинатальный центр» <&> (доверенность от 08.08.2025), уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай <&> (доверенность от 18.10.2024), рассмотрев жалобу ИП <&> на действия заказчика БУЗ РА «Перинатальный центр» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000925001960 на поставку и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети),
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 11.08.2025 поступила жалоба ИП <&> (вх. №3298-ЭП/25), перенаправленная ФАС России по подведомственности, на действия заказчика БУЗ РА «Перинатальный центр» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000925001960 на поставку и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети). Заявитель в жалобе указывает: 1) заказчиком не установлены ограничения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции») (далее Постановление №878); 2) заказчик установил ограничения допуска согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 №1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти») (далее Постановление №1875); 3) техническим характеристикам соответствует продукция исключительно иностранного производства более низкого качества, по завышенной цене. Под совокупность характеристик не подходит ни одно оборудование, поставляемое в РФ и имеющее регистрационное удостоверение, из реестра РЭП; 4) на торги выходит только один участник; 5) заказчик не применил постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 №1236 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации»; 6) заказчиком не исполнено требование постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»; 7) заказчик закупает программу DICOM, которая является самостоятельным продуктом и закупается отдельно; 8) заказчиком нарушены правила использования КТРУ; 9) проект контракта имеет ряд нарушений и отклонений от действующего законодательства, в том числе не заполненные данные; 10) в извещении не указаны контактные данные сотрудников конечного получателя и функционального заказчика ЛПУ, что ограничивает права потенциальных участников ввиду невозможности уточнения логистики (транспортировка и подъем); 11) не указан срок действия и окончания контракта. Министерством экономического развития Республики Алтай, БУЗ РА «Перинатальный центр» представлены письменные пояснения, возражения на жалобу и запрашиваемые документы (вх. №3324-ЭП/25 от 12.08.2025, №3334-ЭП/25 от 13.08.2025). Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее. 29.07.2025 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000925001960 на поставку и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети). Начальная (максимальная) цена контракта 5910640,00 рублей. Заказчиком является БУЗ РА «Перинатальный центр». В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Заказчиком произведено описание объекта закупки на основании характеристик, включенных в позицию КТРУ 26.60.12.132-00000036 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети». Позиция КТРУ 26.60.12.132-00000036 содержит обязательные и необязательные к применению характеристики товара, по некоторым характеристикам товара позиция КТРУ устанавливает многовариативные значения. Следовательно, выбирая из предложенных в КТРУ значений характеристик заказчик должен убедиться, что его действия не приведут к установлению значений характеристик товара, совокупности которых соответствует товар одного производителя. В письменных возражениях на жалобу заказчик сообщает, что описание объекта закупки произведено в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. Указывает, что на товарном рынке имеются и другие ультразвуковые аппараты, соответствующие характеристикам, установленным в извещении, например, ультразвуковые аппараты РуСкан 65М, АО «Научно-производственное объединение «Сканер» (Россия) и Logiq P8, «ДжиИ Ультрасаунд Корея, Лтд.». К возражениям на жалобу заказчиком приложена таблица, в которой отражены характеристики согласно извещению №0177200000925001960 и технические характеристики, в том числе вышеназванных ультразвуковых аппаратов. Кроме того, заказчиком представлены запросы коммерческих предложений и ответы на данные запросы. Комиссия УФАС по РА, выслушав представителя заказчика, изучив представленные доказательства, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы. Кроме того, Комиссия отмечает, что заявителем не приложено доказательств, подтверждающих невозможность поставки ультразвукового аппарата российского производства. Письмом от 04.02.2025 №ШВ-11731/11 Минпромторг РФ сообщил, что пунктом 3 Постановления №1875 установлено, что информацией для целей подтверждения страны происхождения товаров является номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона от 31 декабря 2014г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее - реестр продукции). Необходимо отметить, что постановление №1875 не предусматривает возможность использования реестровых записей из реестра РЭП для целей реализации механизмов изъятий из национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Аналогичные разъяснения содержатся в информационном письме Минфина РФ от 31.01.2025 №24-01-06/8697. Заказчиком представлена выписка из реестра российской промышленной продукции от 26.02.2025, согласно которой 12.09.2024 внесена запись №10206310 в отношении системы ультразвуковой диагностической медицинской «РуСкан 65М» по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с принадлежностями, производитель: АО «Научно-производственное объединение «Сканер», Россия. Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 19.04.2023 №ПИ/30510/23, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик закупаемого товара соответствовал товар как минимум двух производителей. Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что техническим характеристикам закупаемого товара по извещению №0177200000925001960 соответствуют как минимум 2 товара, страной происхождения одной из которых является Российская Федерация. Довод жалобы является необоснованным. 01.01.2025 вступило в силу постановление Правительства РФ от 23.12.2024 №1875. Пунктами 12, 18, 26 перечня утративших силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации установлено, что утратили силу: - абзацы четвертый и пятый пункта 2, пункты 3 - 3(3), 6 - 8 и 10 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4023; 2021, №50, ст. 8596; 2023, №14, ст. 2452), перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925, утвержденные указанным постановлением; - подпункт 2 пункта 1, пункт 2, абзац первый (в части пунктов 2(1) и 2(2)) и абзацы второй - девятый пункта 3, пункт 4 и пункт 9 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. №1236, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. №1594 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. №1236» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, №52, ст. 8168); - Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020г. №2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, №50, ст. 8220). Таким образом доводы заявителя о применении заказчиком Постановления №1875 и неприменении положений Постановления №878, Постановления №1236, Постановления №2014 являются необоснованными. В соответствии с письмом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 15 декабря 2022 года №П11-2-05-106-94501 условием для применения положений Постановления №1236 является обязанность участника в рамках исполнения контракта установить программное обеспечение. При этом, законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного постановлением №1236 когда объектом закупки являются аппараты с предустановленным программным обеспечением, без которого применение оборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств. Необходимо отметить, что под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него. В соответствии с описанием объекта закупки заказчиком закупается медицинское оборудование (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), которое имеет встроенное программное обеспечение (то есть предустановленное программное обеспечение). Более того, проект контракта, являющийся приложением к извещению электронного аукциона не содержит требования о необходимости установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения обязательств по контракту. Следовательно, программное обеспечение (передача прав на него) при проведении рассматриваемой закупки не является отельным товаром, а используемый товар является комплексным устройством, в связи с чем, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга. Таким образом, довод жалобы о том, что заказчик закупает программу DICOM, которая является самостоятельным продуктом и закупается отдельно необоснованной, так как программа обмена данными по протоколу DICOM и запись кадров и кинопетель в формате DICOM являются предустановленными в аппаратах ультразвуковой диагностики. Довод заявителя о том, что проект контракта имеет ряд нарушений и отклонений от действующего законодательства, в том числе не заполненные данные, Комиссия УФАС по РА считает необоснованным, так как заявителем не указаны какие именно нарушения и отклонения содержатся, а также какие данные не заполнены. Доводы о том, что в извещении не указаны контактные данные сотрудников конечного получателя и функционального заказчика ЛПУ, что ограничивает права потенциальных участников ввиду невозможности уточнения логистики (транспортировка и подъем) и «не указан срок действия и окончания контракта», Комиссия УФАС по РА также считает необоснованными ввиду следующего. Графа «Дополнительная информация» извещения №0177200000925001960 содержит следующую информацию: «Заказчик (наименование): БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ «ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР»; ИНН заказчика: 0411100361; Место нахождения: Российская Федерация, 649000, Алтай Респ, Горно-Алтайск г, В.И.Чаптынова, Д.1; Почтовый адрес: Российская Федерация, 649000, Алтай Респ, Горно-Алтайск г, УЛИЦА В.И.ЧАПТЫНОВА, 1; Адрес электронной почты: buz_ra_pc@mail.ru; Номер контактного телефона: 89619909148; Ответственное должностное лицо: <&>; ИКЗ позиции плана-графика: 252041110036104110100100860002660244». Согласно п. 1.3 проекта контракта (приложение к извещению №0177200000925001960) поставка оборудования осуществляется поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу поставщика, в соответствии с отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение №3 к контракту) (далее - место доставки). Оказание услуг осуществляется поставщиком в месте доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение №3 к контракту). Из приложения №3 к проекту контракта следует, что адресом поставки является: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, д. 1. Кроме того, в соответствии с пунктами 5.1 и 12.1 вышеназванного проекта контракта поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта. Поставка осуществляется в течение 120 календарных дней со даты заключения контракта, данный срок включает доставку, разгрузку, сборку, установку, монтаж, ввод в эксплуатацию оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование. Поставщик за 7 календарных дней до осуществления поставки оборудования направляет в адрес получателя уведомления о времени доставки оборудования в место доставки. Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 30.12.2025г. Срок исполнения контракта: начало исполнения со дня заключения контракта, окончание исполнения 30.12.2025г. Следовательно, жалоба является необоснованной. Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком нарушены требования законодательства при формировании начальной (максимальной) цены контракта. Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 данной статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. В соответствии с пп. ж) п. 6 Положения о Комитете по контролю (надзору) Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 16.12.2021 № 388, Комитет по контролю (надзору) Республики Алтай осуществляет внутренний государственный финансовый контроль. На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь п. 3 ч. 8 ст. 99, ст. 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <&> на действия заказчика БУЗ РА «Перинатальный центр» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000925001960 на поставку и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), необоснованной. 2. В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать информацию, содержащуюся в жалобе ИП <&>, в Комитет по контролю (надзору) Республики Алтай для рассмотрения по существу. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/altayskoe-respublikanskoe-ufas-rossii/4799bd57-09d2-476c-b317-845d249a655a/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ВФ/3147/25 РЕШЕНИЕ №028/06/104-601/2025 от 15 августа 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №ВФ/3147/25 РЕШЕНИЕ №028/06/104-601/2025 от 15 августа 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №ВФ/3147/25 РЕШЕНИЕ №028/06/104-601/2025 от 15 августа 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №ВФ/3147/25 РЕШЕНИЕ №028/06/104-601/2025 от 15 августа 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №32560/25 б/а от 14 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9258/2025 ООО «Эноико» на Службу управления имуществом Московской желе... |