База решений ФАС
Решение №27771/25 б/а от 8 июля 2025 г. Дело №077/07/00-7816/2025 ООО «СТРОЙ СФЕРА» на АО «Оборонэнерго» из базы решений ФАС (№1867894) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7816/2025 ООО «СТРОЙ СФЕРА» на АО «Оборонэнерго» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-7816/2025 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: Председательствующего: «...»; членов Комиссии: «...»; «...»;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей
в отсутствие АО «ТЭК ТОРГ», извещенного надлежащим образом о дате, времени, месте рассмотрения дела письмом Московского УФАС России от 30.06.2025
рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙ СФЕРА» (далее - Заявитель) на действия в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Заявителем направлены ходатайства о предоставлении возражений Заказчика
Комиссией в рамках переноса рассмотрения жалобы Заявителя (исх. от 30.06.2025 Также с целью получения дополнительной информации Комиссией был направлен запрос (исх. от 01.07.2025 № ФК/26710/25) АО «ТЭК ТОРГ». В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает признание его уклонившимся от заключения договора. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражении на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. При проведении Закупки Заказчик руководствовался требованиями Закона о закупках и «...» (далее Положение о закупке). Как следует из материалов дела, 16.04.2025 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «ТЭК ТОРГ» (далее Оператор ЭТП), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее ЕИС) разместил информацию о проведении «...». Начальная цена: 27 632 774,82 рублей. Дата начала срока подачи заявок 16.04.2025. Дата и время окончания подачи заявок 28.04.2025 10:00. Дата подведения итогов 15.05.2025. Согласно Протоколу заседания центральной закупочной комиссии от 15.05.2025 № 4.33/32514750932/1 Заявитель признан победителем Закупки с ценой договора 20 550 000,00 руб. без НДС. Протоколом заседания центральной закупочной комиссии от 09.06.2025 № 4.33/32514750932/2 Заявитель признан уклонившимся от заключения договора на основании части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, пунктов 8.1.7.13 и 9.1.3.1 Положения о закупках в связи с тем, что Заявителем не предоставлено обеспечение исполнения договора, соответствующее требованиям Закупочной документации и по состоянию на 04.06.2025 года договор Заявителем не подписан. Согласно доводам жалобы Заявитель считает принятое решение незаконным, поскольку 04.06.2025 в личном кабинете на ЭТП Заказчик направил договор без возможности обеспечить исполнение обязательств путем внесения денежных средств на счет Заказчика. При этом, как отмечает Заявитель, Заказчик неправомерно затянул согласование проекта независимой гарантии до 03.06.2025. Также Заявитель указывает, что на этапе заключения договора Заказчик вводил в заблуждение Заявителя, сообщая неверные сроки заключения договора. Рассмотрев доводы сторон и приложенные документы, Комиссия установила следующее. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 1 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки. Комиссия отмечает, что Положением о закупках установлено, что: - договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в Единой информационной системе (электронной торговой площадке) итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (пункт 9.1.3.1); - в случае, если в извещении о закупке и (или) в документации о закупке была предусмотрена обязанность по представлению обеспечения договора, такое обеспечение должно быть предоставлено в сроки и в порядке, предусмотренные в извещении о закупке и (или) документации о закупке (пункт 9.1.5); - участник закупки, признанный победителем, утрачивает статус победителя, и его действия (бездействия) означают отказ от заключения договора в следующих случаях: уклонения или отказа участника закупки от заключения договора; непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных законодательством, до заключения договора Обществу обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении о закупке, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора) (пункт 8.1.7.13); - при наступлении случаев, указанных в пункте 8.1.7.13 Положения, Общество имеет право заключить договор с участником, заявке которого присвоено второе место либо рассмотреть вопрос о повторном проведении закупки (пункт 8.1.7.14). В свою очередь, требования к обеспечению исполнения договора, заключаемого по результатам Закупки, установлены Закупочной документацией, согласно которой: - обеспечение исполнения обязательств и возврат авансового платежа Подрядчиком по договору, заключаемому по результатам процедуры закупки, должно быть представлено в виде независимой гарантии (безусловной, безотзывной и неизменяемой) в рублях Российской Федерации, выданной банком или путем внесения денежных средств на счет Заказчика; способ обеспечения исполнения обязательств по договору определяется Подрядчиком самостоятельно (пункт 9.1 Приложения № 3 к Закупочной документации «Техническое задание); - размер обеспечения исполнения обязательств по договору составляет 55 % от цены договора, с учетом НДС (пункт 8.2 Закупочной документации, пункт 9.3 Приложения № 3 к Закупочной документации «Техническое задание»); - в случае выбора победителем обеспечения исполнения договора в виде независимой гарантии Гарантия должна соответствовать требованиям, установленным статьями 368-378 Гражданского кодекса Российской Федерации, технического задания (Приложение № 3 к Закупочной документации), а также иным требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации (пункт 8.3 Закупочной документации, пункт 9.6 Приложения № 3 к Закупочной документации «Техническое задание»); - победитель процедуры закупки, с которым заключается договор, на этапе, предусмотренном пунктом 2.9 раздела 2 Закупочной документации (на этапе заключения договора по результатам закупочной процедуры), должен, в срок не позднее 15 календарных дней с даты размещения итогового протокола уполномоченного органа организатора процедуры закупки, составленного по результатам закупки, предоставить документы, подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по договору в виде безусловной и безотзывной, неизменяемой независимой гарантии в рублях РФ, выданной банком (далее - гарантия) либо в виде внесения денежных средств на условиях, предусмотренных техническим заданием (Приложение № 3 к Закупочной документации) (пункт 8.1 Закупочной документации); - непредставление обеспечения исполнения обязательств по договору в срок, предусмотренный пунктом 8.1 раздела 8 закупочной документации, либо представление обеспечения исполнения обязательств, не соответствующего требованиям, указанным в настоящей закупочной документации и техническом задании (Приложение № 3 к настоящей закупочной документации), расценивается как уклонение или отказ участника закупки (Победителя) от заключения договора, со всеми предусмотренными нормативно-правовыми актами Российской Федерации последствиями (пункт 8.4 Закупочной документации). Таким образом, Закупочной документацией Заказчика установлен детализированный порядок заключения договора по результатам конкурентной процедуры в электронной форме. Исходя из изложенного, с учетом даты размещения протокола от 15.05.2025 № 4.33/32514750932/1, Заявитель был обязан: - не позднее 30.05.2025 предоставить Заказчику обеспечение исполнения договора, соответствующее требованиям Закупочной документации (в размере, предусмотренном Закупочной документацией (11 302 500 руб.) в виде независимой гарантии или в виде внесения денежных средств на счет Заказчика по выбору Заявителя); - не позднее 04.06.2025 подписать договор на электронной площадке. Комиссия, изучив предоставленные документы, установила, что в указанные сроки Заявителем не было предоставлено обеспечение исполнения договора и не был подписан договор. Более того, из пояснений Заказчика следует, что 30.05.2025 Заявителем был направлен на согласование только проект независимой гарантии. При этом Комиссия также обращает внимание, что Заявителем было направлено письмо № 39 от 03.06.2025, в котором Заявитель указывает, что гарантия «в настоящее время» (то есть на момент 03.06.2025) находится в банке на согласовании. Заявитель отмечает, что данное письмо является протоколом разногласий. Комиссия оценивает позицию Заявителя критически, поскольку протокол разногласий - документ, в котором отражаются несогласия с условиями договора. Вместе с тем контрагенты излагают некоторые условия проекта договора в другой редакции либо предлагают исключить их. Таким образом, из буквального толкования протокол разногласий подразумевает собой наличие документ с описанием положений, с которыми не согласен участник. Соответственно, позиция Заявителя опровергается фактическими данными. Доводы Заявителя относительно неправомерности исключения из проекта договора возможности внесения денежных средств для обеспечения исполнения обязательств Комиссия также оценивает критически, поскольку в предоставленном для подписания проекте договора обеспечение исполнения договора было предусмотрено в виде независимой гарантии в соответствии с выбранным самим Заявителем способом обеспечения. Тем не менее, Комиссия также считает необходимым отметить, что на момент 30.05.2025 Заявитель уже должен был предоставить обеспечение исполнения договора, в то время как им был представлен только проект независимой гарантии. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя о признания Заявителя уклонившимся от заключения договора основаны на неверном толковании положений Закупочной документации. Комиссия считает необходимым отметить, что в силу статьи 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части порядка заключения договора, а равно принял на себя риски по признанию себя уклонившимся от заключения договора в случае несоблюдения таких требований. В этой связи у Комиссии также отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке и с условиями которой Заявитель согласился при подаче заявки на участие в процедуре. Позицию Заявителя о нарушении принципа информационной открытости, выразившимся в неразмещении информации о Закупке в свободном доступе необходимо отметить следующее Комиссия также оценивает критически, поскольку пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 301 «Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее по тексту Постановление № 301) установлено, что основаниями неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки, являются введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении российских юридических лиц и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера в отношении заказчика, осуществляющего закупку. В соответствии с п. 1 Информационного письма Минфина России от 18.04.2022 г. № 24-01-09/34211 «Об осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301» формирование перечня заказчиков, в отношении которых введены санкции, нормативными правовыми актами не предусмотрено. С учетом положений частей 3 3.2 статьи 3 Закона о закупках Заказчики, указанные в Постановлении № 301, осуществляют закупки, о которых информация размещается в ЕИС в закрытой части. В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ). При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии у Заказчика правовых оснований для признания Заявителя уклонившимся от заключения договора. На основании вышеизложенного, изучив представленные в материалах дела документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя. При этом Комиссия отмечает, что указанное решение не носит преюдициального значения для рассмотрения вопроса о включении Заявителя в реестр недобросовестных поставщиков. Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «СТРОЙ СФЕРА» (ИНН: 7522004514; ОГРН: 1137538000269) на действия «...» при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 19.06.2025 № КС/25083/25 и от 30.06.2025 № ФК/26575/25.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/e9ab827f-2779-4516-8c43-0d4fcf261c5f/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №АБ/3105/25 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 8 июля 2025 г. Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/06/99-465/2025 о проведении внеплановой проверки в отношении Уполномоченног... Решение Решение №ЕТ/16278/25, ЕТ/16279/25 Т02-304/25 по жалобе ООО "Новгородаудит-ЭНЕРГО" от 8 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №АА/2309/25 Решение об отказе в возбуждении дела от 8 июля 2025 г. Управление: Курганское УФАС России Решение Решение №АБ/3104/25 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/... от 8 июля 2025 г. Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/06/105-447/2025 на жалобу ООО «Идеалмед» от 29.06.2025 на действия комиссии ... Решение Решение №АА/3445/25 принято решение о невключении в РНП от 8 июля 2025 г. Управление: Удмуртское УФАС России Дело : Дело №018/10/5-763/2025 рассмотрение обращения о включении в РНП вх. № 4872-ЭП/25 Сфера деятельности: Размещение заказов |