База решений ФАС
Решение №ИК/2579/25 РЕШЕНИЕ № 053/06/105-386/2025 по результатам рассмотрения ... от 7 июля 2025 г. из базы решений ФАС (№1867904) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Новгородское УФАС России Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Государственному заказчику ГОКУ «УД Правительства Новгородской области»
e-mail: Umto53@yandex.ru
Уполномоченному органу Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии
e-mail: zakupki@novreg.ru
Оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ»
e-mail: ko@sberbank-ast.ru
Участнику закупки (подателю жалобы) ООО «ТДЮС»
e-mail: sales@un1t.ru
2025-2839 РЕШЕНИЕ № 053/06/105-386/2025 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
02 июля 2025 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее Новгородское УФАС России, Управление) (далее Комиссия) в составе: &&.. председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела Управления, &&.. член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления, &&. член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления, в присутствии представителей: государственного заказчика Государственного областного казенного учреждения «Управление Делами Правительства Новгородской области» (173005, г. Великий Новгород, пл. Победы- Софийская, 1; далее ГОКУ «УД Правительства Новгородской области», Заказчик) &&. (доверенность б/н от 30.06.2025); подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «ТДЮС» (юридический адрес: 129226, г. Москва, муниципальный округ Ростокино, ул. Сельскохозяйственная, д. 11, корп. 3, эт. 1, пом. II, ком. 1 (РМ122), почтовый адрес: 105094, г. Москва, а/я 16; далее Общество, ООО «ТДЮС») &&. (доверенность б/н от 27.06.2025); в отсутствии представителей уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее Администрация), которые надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направили, рассмотрев жалобу участника закупки Общества на действия государственного заказчика ГОКУ «УД Правительства Новгородской области» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку системы ВКС, извещение № 0150200003925000525 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее официальный сайт) 19.06.2025, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
26.06.2025 в Новгородское УФАС России поступила жалоба Общества на действия государственного заказчика ГОКУ «УД Правительства Новгородской области» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку системы ВКС, извещение № 0150200003925000525 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.06.2025 (вх. № 4220/25 Новгородского УФАС России; далее Жалоба). Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе. Суть доводов Жалобы сводится к следующему. 1. Заказчик ограничил количество участников рассматриваемой закупки путем указания в описании объекта закупки товарного знака «Polycom RealPresence Group 310-1080p» без указания параметров эквивалентности, что позволило ему при проведении электронного аукциона не применять ограничение в отношении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок отдельными видами юридических лиц» (далее Приложение № 2), предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее-Постановление № 1875). Несмотря на то, что Заказчик обосновывает невозможность поставки эквивалентного товара, по мнению Общества документально данный факт ничем не подтвержден, а также указание товарного знака исключает поставку оборудования российского производства. 2. Заказчиком в пункте 4.4 Проекта государственного контракта Приложения № 4 к извещению о проведении электронного аукциона (далее Проект контракта) установлено требование о наличии отчетной документации по результатам специальной проверки на отсутствие устройств негласного получения информации в соответствии с нормативно-методическими документами Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее ФСБ России) и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (далее - ФСТЭК России). По мнению подателя Жалобы, данное требование установлено незаконно, ввиду того, что в извещении о проведении рассматриваемой закупки не указано, что закупаемое оборудование относится к средствам защиты информации или критически важным системам, для которых такие проверки необходимы. Также Общество полагает, что в действиях Заказчика по описанию объекта закупки усматривается нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции). Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений. Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель Общества поддержала ее доводы в полном объеме. Необходимо отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, податель Жалобы в случае наличия достаточных оснований имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339. Согласно представленным ГОКУ «УД Правительства Новгородской области» возражениям на Жалобу (вх. № № 4313-ЭП/25 от 01.07.2025 Новгородского УФАС России) ее доводы Заказчик считает необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 Решения по порядку организации и обеспечению информационной безопасности помещений и оборудования приемных Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, утвержденного начальником Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, заместителем руководителя Службы начальником Управления президентской связи Спецсвязи Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ФСО России) и заместителем начальника 8 Центра ФСБ России от 2010 года (далее Решение), техническое обслуживание аппаратно-программного комплекса приемной Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации осуществляется подразделениями ФСО России. 07.05.2025 Заказчиком из Центра специальной связи и информации ФСО России по Новгородской области (далее ЦССИ ФСО России по Новгородской области) было получено письмо № 9/4/19/20/5-1683 о необходимости приобретения Системы ВКС в связи с выходом из строя действующего оборудования Polycom HDX 7000-720 (далее Письмо ЦССИ ФСО России по Новгородской области). Для Заказчика потребность в приобретении именно Системы ВКС товарного знака «Polycom» обусловлена тем, что ФСО России используют оборудование того же товарного знака, также указанные Системы ВКС использует ЦССИ ФСО России по Новгородской области в качестве резервного оборудования, что позволяет оперативно устранять неполадки, производить ремонт и замену, вышедшего из строя оборудования.
Кроме того, данное требование не ограничивает конкуренцию, так как не предусматривает наличия специальных лицензий непосредственно у поставщика, а лишь отвечает потребностям заказчика. На основании вышеизложенного, Заказчик просит признать Жалобу необоснованной. Присутствовавший на заседании Комиссии представитель Заказчика поддержал возражения на Жалобу в полном объеме. Уполномоченный орган Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил. В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее. В июне-июле государственным заказчиком ГОКУ «УД Правительства Новгородской области» осуществляется совместно с уполномоченным органом Администрацией закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку системы ВКС, извещение № 0150200003925000525 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.06.2025, начальная (максимальная) цена контракта 635 900,00 рублей. В соответствии с часть 1 статьи 42 Закона о контрактной при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. Представленное в уполномоченный орган для последующего размещения на официальном сайте извещение о проведении электронного аукциона (далее Извещение) было утверждено директором ГОКУ «УД Правительства Новгородской области» &&. 16.06.2025, 16.06.2025 Извещение было размещено на официальном сайте. 1. Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно пункту 3.1 Извещения объектом рассматриваемой закупки является поставка системы ВКС. В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Описание объекта закупки приведено в Приложение № 1 к Извещению (далее ТЗ). Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее - иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее - иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее - российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи. Если иное не предусмотрено мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, положения настоящей статьи, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом. В силу части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации: 1) вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами; 2) определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей настоящего Федерального закона, в случае принятия мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей части. В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление № 1875. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о запрете или об ограничении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки. Из Извещения следует, что закупаемый Заказчиком товар имеет код ОКПД2 26.30.23.141: «Оборудование систем передачи аудио-, видеоинформации для цифровой телефонии и конференц-связи (VoIP-телефоны, видеотелефоны, терминалы ВКС (видео-конференц-связь))», который входит в перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых Постановлением № 1875 установлены ограничения закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приложение № 2, позиция 213 «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях)». Из ТЗ следует, что потребность Заказчика заключается в поставке «Система ВКС Polycom RealPresence Group 310-1080p». Согласно подпункту «а» пункта 6 Постановления № 1875 ограничение, предусмотренное пунктом 1 настоящего постановления, может не применяться заказчиками при осуществлении закупок товара определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком, за исключением случаев осуществления закупок товара, указанного в позиции 371 приложения № 2 к настоящему постановлению. Заказчиком в Извещении вышеуказанная норма Закона о контрактной системе указана. Свою потребность в приобретении Системы ВКС именно торговой марки «Polycom RealPresence Group 310-1080p» Заказчик обосновывает следующим образом. Согласно Решению техническое обслуживание аппаратно-программного комплекса приемной Президента РФ в субъектах РФ осуществляется подразделениями ФСО России. В соответствии с Договором № 104-2022 «О безвозмездном пользовании областным движимым имуществом» от 27.12.2022 года (далее Договор) ГОКУ «УД Правительства Новгородской области» передал в безвозмездное пользование ЦССИ ФСО России по Новгородской области имущество, среди которого указано следующее оборудование:
Следовательно, Заказчик приобретает Систему ВКС для нужд ЦССИ ФСО России по Новгородской области, у которого уже имеется оборудование с товарным знаком «Polycom» и потребность Заказчика обусловлена в закупке оборудования с таким же товарным знаком, ввиду его совместимости. Закупка оборудования с другим товарным знаком приведет к нарушению стабильной работы Приемной Президента РФ в Новгородской области, поскольку как указывал представитель Заказчика, у ЦССИ ФСО России по Новгородской области имеется несколько таких систем ВКС, что позволяет оперативно устранять возникшие неполадки, а также обеспечивать качественное изображение. Вопреки доводу подателя Жалобы о том, что Заказчик, установив требование в ТЗ о закупке оборудования конкретной торговой марки, ограничил конкуренцию, на участие в рассматриваемой закупке поступило 5 заявок, все они признаны соответствующими требованиям Извещения, произошло значительное снижение начальной (максимальной) цены контракта. На основании вышеизложенного данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения. 2. Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта. Проект контракта в данном случае является Приложением № 4 к Извещению. В пункте 4.4 Проекта контракта указано следующее: «Весь Товар поставляется вместе с документацией по результатам проведения специальных проверок на отсутствие устройств негласного получения информации в соответствии с нормативно-методическими документами ФСБ РФ и специальных исследований с целью выявления и оценки параметров технических каналов утечки информации в соответствии с нормативно-методическими документами ФСТЭК России (далее документация по результатам СП и СИ), а именно с: заключениями по результатам проведенных специальных проверок, предписаниями на эксплуатацию технических средств и протоколами измерений по результатам специальных исследований. Каждая позиция из спецификации (Приложение № 1 к контракту) должно иметь отдельное заключение по результатам проведения специальной проверки, отдельный протокол измерений по результатам специальных исследований, отдельное предписание на эксплуатацию. Передача документации по результатам СП и СИ должна осуществляться в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 2004 г. № 3-1. Поставляемое оборудование должно пройти специальные проверки и специальный исследования в соответствии с нормативными документами:
- Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.
- Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и защите
- Требования по технической защите информации, содержащей сведения, - Методика оценки эффективности защиты акустической речевой информации от утечки за счет акустоэлектрических преобразований в технических средствах и системах, утверждена приказом ФСТЭК России от 22.03.2018 № 012;
- Методика оценки эффективности защиты акустической речевой информации от
- Методика оценки эффективности защиты акустической речевой информации в - Методика оценки эффективности защиты акустической речевой информации от утечки за счет высокочастотной прокачки технических средств и систем, утверждена приказом ФСТЭК России от 22.04.2020 № 009;
- Сборник норм защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных
- Методика оценки эффективности защиты акустической речевой информации от в организации имеющей соответствующие лицензии:
- действующую лицензию ФСБ России или её территориальных органов на право
- действующую лицензию ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) А также поступить специальной связью непосредственно от организации, проводящей СПСИ, надлежаще упакованным и опечатанным, с необходимыми документами: заключение по результатам СП, предписание на эксплуатацию и протоколы СИ технических средств». По мнению подателя Жалобы вышеуказанные требования установлены незаконно, ввиду того, что в Извещение не указано, что закупаемое оборудование относится к средствам защиты информации или критически важным системам, для которых такие проверки необходимы. Однако, вопреки доводу Общества такое требование не предусматривает наличие у участников закупки вышеуказанных лицензий и в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке (Приложение № 3 к Извещению) оно не установлено. Установление такого требования в Проекте обусловлено служебной необходимостью, указанной в Письме ЦССИ ФСО России по Новгородской области, которое предназначено для служебного пользования. Следовательно, данный довод Жалобы также не нашел своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной полностью. Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки. В результате проведения внеплановой проверки в действиях государственного заказчика ГОКУ «УД Правительства Новгородской области», уполномоченного органа Администрации и его аукционной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
Руководствуясь статьями 8, 14, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТДЮС» (юридический адрес: 129226, г. Москва, муниципальный округ Ростокино, ул. Сельскохозяйственная, д. 11, корп. 3, эт. 1, пом. II, ком. 1 (РМ122), почтовый адрес: 105094, г. Москва, а/я 16) на действия государственного заказчика Государственного областного казенного учреждения «Управление Делами Правительства Новгородской области» (173005, г. Великий Новгород, пл. Победы- Софийская, 1) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы ВКС, извещение № 0150200003925000525 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.06.2025, необоснованной.
Председатель Комиссии &&&&&.
Члены Комиссии &&&&&.
&&&&&&
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/novgorodskoe-ufas-rossii/952702b4-8e9b-46f6-9ef8-c3b0179ecc56/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ЕТ/16087/25 Т02-297/25 по жалобе ИП Назаренко Е.Г. от 7 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №ЕТ/16090/25 Т02-300/25, принятое по результатам рассмотрения сведений ... от 7 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №ЕТ/16089/25 Т02-299/25, принятое по результатам рассмотрения сведений ... от 7 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №4862/25 Решение РНП № 25-218/04-2025 от 7 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Организации КГБУЗ «Уссурийская центральная городская больница» ИНН: 2511076701 ООО «Спецтехнологии» ИНН: 9722046152 Решение Решение №ТТ/7839/25 Решение по жалобе (вход. № 7175-ИП/25 от 05.05.2025) о пр... от 7 июля 2025 г. Управление: Хабаровское УФАС России Дело : Дело №027/05/18-941/2025 Решение по делу по жалобе (вход. № 7175-ИП/25 от 05.05.20... |