База решений ФАС
Решение б/н б/а от 11 июля 2025 г. Дело №077/07/00-8387/2025 ООО ЧОО «Дан» на ООО «Автодор-Платные Дороги» из базы решений ФАС (№1868105) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8387/2025 ООО ЧОО «Дан» на ООО «Автодор-Платные Дороги» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-8387/2025 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров 08.07.2025 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: «...» при участии «...» рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Дан» (далее Заявитель) на действия ООО «Автодор-Платные Дороги» (далее Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране ПВП по адресу: Тверская область, Калининский муниципальный район, Савватьевский сельский округ, 159 км автомагистрали М-11 «Нева» (реестровый № 32514783922) (далее Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, направленная письмом ФАС России от 01.07.2025 № ЕК/4340/25. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках. Как следует из доводов жалобы, Заявитель не согласен с оценкой своей заявки по подкритерию «Наличие у участника конкурса опыта» Критерия оценки «Квалификация участника конкурса». При этом Заявитель пояснил, что оценка его заявки по указанному подкритерию нестоимостного критерия произведена некорректно, поскольку Заказчиком по указанному подкритерию оценивался опыт только самого участника, в то время как представленные Заявителем договоры, подтверждающие опыт стратегических партнеров Заявителя, Заказчиком учтены не были в связи с непредоставлением в составе заявки учредительных документов стратегических партнеров. Заявитель также оспаривает положения Документации в части установления требований о предоставлении для целей оценки указанных документов в отношении стратегических партнеров. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом. При этом Заказчик указал, что оценка заявки Заявителя по спорному подкритерию критерия «Квалификация» проводилась в полном соответствии с положениями Порядка и критериев оценки, установленных Закупочной документацией, в связи с чем нарушений в действиях Заказчика не имеется. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Единым положением о закупке № 1140071334 организации ГК «РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» (далее Положение о закупке). При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках). Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее. Заказчиком 24.04.2025 на ЕИС, а также на официальном сайте: ООО «ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА ГПБ» размещено извещение № 32514783922 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране ПВП по адресу: Тверская область, Калининский муниципальный район, Савватьевский сельский округ, 159 км автомагистрали М-11 «Нева». Согласно Документации начальная (максимальная) цена: 3 732 000 рублей 00 копеек. Дата начала срока подачи заявок: 24.04.2025. Дата и время окончания срока подачи заявок: 15.05.2025 11:00. Дата оценки и подведения итогов: 19.06.2025. Комиссия установила, что Заявителем подана заявка № 2. Согласно итоговому протоколу от 18.06.2025 по нестоимостному критерию«Квалификация» получил 14,8476 баллов, в том числе по подкритериям: «Опыт (в стоимостном выражении) выполнения Работ» (руб. / Количество баллов) составляет: 66 001 357,43 / 9,7922; «Опыт (в количественном выражении) выполнения Работ» (Наличие у участника конкурса опыта (в количественном выражении (количество договоров оказания охранных услуг и/или услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры (независимо от статуса исполнителя при исполнении договоров (генеральный подрядчик или субподрядчик)) за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок / Количество баллов), составляет: 41 договор / 19,9029, общее количество баллов 18,7061, заявке присвоено 3 место. В соответствии с пунктом 4 Главы VIII Документации установлены следующие Критерии оценки конкурсных заявок: 1) Цена договора; 2) Квалификация участника конкурса. Совокупная значимость таких критериев составляет 100 (сто) процентов. Значимость критерия «Цена договора» составляет 50 (пятьдесят) процентов. Значимость критерия «Квалификация участника конкурса» составляет 50 (пятьдесят) процентов. Согласно подпункту 4.4 пунктом 4 Главы VIII Документации Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе в соответствии с критерием «Квалификация участника конкурса» вправе оценивать заявки на участие в Конкурсе по следующим подкритериям: 1. Наличие у участника конкурса опыта (в стоимостном выражении) оказания охранных услуг и/или услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры (независимо от статуса исполнителя при исполнении договоров (генеральный подрядчик или субподрядчик)) за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок. 2. Наличие у участника конкурса опыта (в количественном выражении (количество договоров)) оказания охранных услуг и/или услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры (независимо от статуса исполнителя при исполнении договоров (генеральный подрядчик или субподрядчик)) за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок. В соответствии с частью 4 раздела 4 Документации участник закупки вправе привлекать стратегического партнера для целей участия в конкурентных процедурах: использования конкурсной комиссией сведений об опыте выполнения работ/оказания услуг/поставки товаров и/или сведений о специалистах и/или оборудовании и/или иных сведений о стратегическом партнере при оценке конкурсного предложения такого участника закупки в соответствии с установленными в конкурсной документации критериями конкурса. Стратегическим партнером может быть лицо, с которым участник закупки заключил предусмотренное Приложением № 10 к Документации предварительное соглашение о выполнении части работ/оказании части услуг/поставки товаров. Для реализации своего права на привлечение стратегического партнера участник закупки представляет в составе второй части заявки документы и сведения, указанные в Приложении № 10 к Документации. Согласно подпункту 1 пункта 1 Приложения №10 1 к Документации в случае, если участник закупки намеревается привлечь стратегического партнёра к выполнению части работ/оказания части услуг/поставки товаров, для реализации своего права на использования Комиссией по закупкам сведений об опыте выполнения работ/оказания услуг/поставки товаров и/или сведений о специалистах и/или оборудовании и/или иных сведений о стратегическом партнере при оценке заявки такого участника закупки, участник закупки в составе заявки представляет: Сведения, документы, копии документов, подтверждающих соответствие стратегического партнера участника закупки требованиям части 19 раздела I Конкурсной документации, за исключением требования о наличии членства в саморегулируемых организациях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Требование о наличии необходимых разрешений (лицензий, допусков, аккредитаций и т.д.) предъявляется к участнику закупки и/или стратегическому партнеру, на которого в соответствии с Предварительным договором будет возложено выполнение соответствующей части работ/оказание соответствующей части услуг/поставки соответствующей части товаров по Договору, для выполнения/оказания/поставки которых необходимы такие специальные разрешения. При этом непредставление документов, подтверждающих соответствие стратегического партнера требованиям, предусмотренным Документацией, или несоответствие стратегического партнера указанным требованиям, не будет являться основанием для отклонения заявки участника закупки. В указанном случае заявка участника закупки оценивается по документам и информации непосредственно участника закупки, без учета документов и информации стратегического партнера. Предоставляемые стратегическим партнером формы и документы оформляются стратегическим партнером с указанием его наименования и наименования участника закупки и заверяются подписью уполномоченного лица такого стратегического партнера и печатью стратегического партнера (при наличии). Часть 19 раздела 1 Документации устанавливает общие требования к участнику закупки, в том числе об отсутствии каких-либо ограничений, связанных с уставной деятельностью по осуществлению деятельности, которая предполагается к осуществлению в соответствии с договором. При этом документы, подтверждающие соответствие требованиям части 19 раздела I Конкурсной документации, в том числе и подпункту 3 Части 19 раздела 1 Документации (отсутствие каких-либо ограничений, связанных с уставной деятельностью по осуществлению деятельности, которая предполагается к осуществлению в соответствии с договором) установлены частью 3 раздела IV Документации, а также перечислены в приложении № 3 к Документации. Так, в соответствии с пунктом «а» части 3 раздела IV Документации и статьей 29 Положения вторая часть заявки должна содержать, в том числе, учредительный документ. При этом Комиссия отмечает, что соответствие указанному требованию, установленному подпунктом 3 Части 19 раздела 1 Документации можно подтвердить только учредительными документами. Таким образом, Комиссия отмечает, что требование о предоставлении участником закупки учредительного документа в отношении стратегических партнеров следует из положений Документации и не противоречит им. При этом принимая во внимание положения подпункта 1 пункта 1 Приложения №10 1 к Документации, соответствие стратегического партнера требованиям, установленным частью 19 раздела I Конкурсной документации, должно подтверждаться как в декларативной форме на бланке организации за подписью уполномоченного лица стратегического партнёра, так и путем предоставления в отношении стратегического партнёра документов, подтверждающих соответствие требованиям части 19 раздела I Конкурсной документации, что дополнительно было разъяснено Заявителю 06.05.2025 путем предоставления ответа на запрос о разъяснении положений Документации от 04.05.2025. Вместе с тем комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя закупки учредительные документы стратегических партнеров не представлены, что не оспаривается самим Заявителем. Таким образом, Комиссией установлено, что установленные Документацией требования о предоставлении учредительных документов в отношении стратегических партнеров, Заявителем не соблюдены, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о правомерности действий заказчика по оценке по спорным подкритериям «Наличие опыта» критерия «Квалификация» только документов в отношении самого участника без учета документов в отношении опыта стратегических партнеров. При этом Комиссия принимает во внимание, что заявитель конклюдентно согласился (часть 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия Документации в момент подачи им заявки на участие в спорной Закупке, кроме того, получил разъяснения Заказчика в отношении положений Документации, вызвавших у него затруднения, при этом не был лишен возможности представить учредительные документы стратегических партнеров. Комиссия также отмечает, что указанный порядок оценки применен в равной мере ко всем участникам Закупки. Из вышеизложенного следует, что неправомерный характер действий Заказчика по оценке заявки Заявителя, а также по предоставлению преимущества конкретному хозяйствующему субъекту в рассматриваемом случае доказан не был. Таким образом, Комиссия установила, что доводы жалобы Заявителя об обратном не нашли своего документального подтверждения, в связи с чем признаются необоснованными и подлежат отклонению. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). Относительно довода Заявителя об оспаривании положений Документации в части установления требований о предоставлении для целей оценки учредительных документов в отношении стратегических партнеров. Комиссия отмечает, что оспариваемые требования подлежали обжалованию в срок до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 15.05.2025 11:00 (МСК). В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. На основании письма ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 жалоба на положения закупочной документации, поданная лицом, не подавшим заявку на участие в аукционе, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе подлежит оставлению без рассмотрения. Также в письме ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 указано, что жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Из приведенной позиции следует, что обжалование положений документации в независимости от того является ли лицо участником Закупки или нет, допускается исключительно в срок до окончания подачи заявок, установленный извещением. При этом жалоба Заявителем подана в антимонопольный орган за пределами срока, установленного на подачу заявок, а именно 30.06.2025 нарочно. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации. Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем содержания Документации после принятия участия в Закупке не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 ГК РФ конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений сообщения о проведении торгов после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание содержания извещений о проведении Закупки, которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Закупки, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в части оспаривания положений документации о проведении Закупки. Указанная правовая позиция подтверждается решениями Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2023 по делу № А40-167076/23, от 04.04.2024 по делу № А40-28716/23, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 № 09АП44285/2020 по делу № А40-74906/2020. В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО «Дан» на действия ООО «Автодор - Платные Дороги» при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.07.2025 № КС/27225/25.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/12a8b857-1a08-46bf-95fe-e822ba361bf3/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н Жлоба признана необоснованной от 14 июля 2025 г. Управление: Оренбургское УФАС России Дело : Дело №056/07/3-746/2025 Жалоба №6657-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №ЛП/4369/25 см файл от 14 июля 2025 г. Управление: Оренбургское УФАС России Дело : Дело №056/07/3-745/2025 Жалоба №6599/2025 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №ФК/27091/25 б/а от 11 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8307/2025 ООО «БЕТАТРЕЙД» на АО «ЦЭНКИ» Решение Решение №04/16633/25 принятое по жалобе физического лица от 11 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №28314/25 б/а от 11 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8341/2025 ООО «Кварц» на АО «СО ЕЭС» |