База решений ФАС
Решение №28814/25 б/а от 16 июля 2025 г. Дело №077/07/00-8217/2025 ... на ... из базы решений ФАС (№1868169) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8217/2025 ... на ... Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-8217/2025 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: Председательствующего: «...», членов Комиссии: «...», «...»; при участии посредством видео-конференц-связи «...», представителей «...», арбитражного управляющего «...», в отсутствие представителей ООО «Аукцион Про», извещенного надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 10.07.2025 № ФК/28032/25; рассмотрев жалобу «...» (далее Заявитель) на действия арбитражного управляющего «...» (далее Организатор торгов) при проведении торгов в электронной форме по реализации имущества должника (сообщение № 17885060, лот № 15) (далее Торги);
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
УСТАНОВИЛА: В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, направленная письмом ФАС России от 26.06.2025 № 04/59671/25. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В свою очередь, в силу пунктов 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 №?127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. В соответствии с письмом ФАС России от 01.03.2023 № СП/14532/23 порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах по делу № АКПИ20-632. Таким образом, требование части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции об обязательности проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства не подлежит применению при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. При этом установленный в статье 18.1 Закона о защите конкуренции особый порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов участников торгов (участников гражданского оборота). Важно отметить, что торги представляют собой способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди претендентов как предложивший лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Следовательно, проведение торгов вне зависимости от правовых оснований, в соответствии с которыми они проводятся, неразрывно связано с конкуренцией, так как подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, направленную на обеспечение наиболее выгодных условий для организатора торгов. Нарушение процедуры проведения торгов может оказывать влияние на результаты торгов и приводить к ущемлению прав и законных интересов не только участников, подавших заявки на участие в торгах, но и потенциальных участников, которые могли бы принять в них участие. При этом потенциальными участниками торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, может являться любой хозяйствующий субъект, заинтересованный в приобретении реализуемого на торгах имущества должника. Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). Аналогичная позиция указана в пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101. Соответственно, публичное извещение о проведении торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, обеспечивает возможность подачи заявки на участие в торгах для любого физического и юридического лица. Необеспечение равных условий для участников при проведении конкурентных процедур, равно как и любое другое нарушение процедуры проведения торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, безусловно свидетельствует об ограничении (возможности ограничения) конкуренции. Предоставленное участникам или потенциальным участникам торгов право обжалования действий их организаторов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, направлено на обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, заинтересованных в обжалуемых торгах. С учетом изложенного, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, безусловно связано с защитой публичного интереса, направленного на недопущение ограничения, устранения конкуренции, обеспечение конкуренции на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства. На основании изложенного, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона. Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации. Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее Приказ № 495). Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2019 по делу №А40-27892/2018 Акционерное общество «Пересвет-Инвест» (ОГРН 1027700010030, ИНН 7723021319, адрес: 115088, г.Москва, ул.1-я Дубровская, д.14, к.1) (далее Должник, АО «ПИ») признано банкротом, в отношении него применен параграф 7 главы IX Закона о банкротстве, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена «...». Определением Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2021 по делу №А40-27892/2018 «...» отстранена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего АО «ПИ». Определением Арбитражного суда г. Москвы от 14.05.2021 по делу №А40-27892/2018 конкурсным управляющим АО «ПИ» утвержден «...». Комиссией Управления установлено, что сообщение о проведении торгов № 17885060 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 30.04.2025. Вид торгов - открытый аукцион. Дата и время начала подачи заявок - 05.05.2025 15:00 (Московское время МСК) Дата и время окончания подачи заявок - 11.06.2025 15:00 (Московское время МСК) Дата и время торгов - 17.06.2025 15:00 (Московское время МСК). Форма подачи предложения о цене Закрытая. Лот 15: Квартира. Площадь: общая 166,5 кв. м, этаж: 17, по адресу: Россия, г. Москва, пр-кт Нахимовский, д. 73, кв. 139, кад. ном. 77:06:0003008:6902. Начальная цена продажи 59 716 000,00 руб. Для участия в торгах заявитель перечисляет задаток, с помощью программно-аппаратных средств сайта https://au-pro.ru и в соответствии регламентом ЭТП, представляет оператору ЭТП заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным ст.110,139 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)», Приказом МЭР России от 23.07.2015 №495, в форме электронного документа. Заявка и прилагаемые к ней документы должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью заявителя. К участию в торгах допускаются заявители, перечислившие задаток для участия в торгах, представившие заявки и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах оформляется протоколом об определении участников торгов. Победитель торгов определяется в соответствие с п.13 ст.110 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Решение об определении победителя торгов оформляется протоколом о результатах проведения торгов, в день подведения итогов торгов. В течение 5 дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов КУ направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи (ДКП) с приложением проекта договора. В случае отказа или уклонения победителя от подписания ДКП, в течение 5 дней с даты его получения, внесенный задаток этому участнику не возвращается и КУ вправе предложить заключить ДКП участнику торгов, которым предложена наиболее высокая цена по сравнению с ценой, предложенной другими участниками торгов, за исключением победителя. Заявитель в своей жалобе указывает, что им была подана заявка по форме, являющейся приложением к Регламенту, подписана квалифицированной подписью и содержала сумму предложения в размере 42 000 000 руб. 00коп., что ниже установленной цены имущества должника. При этом, как указывает Заявитель, в связи с тем, что на сайте форма ввода данных цены предложения отсутствует, соответственно, цена предложения не была указана, что отражено в Протоколе о результатах проведения торгов от 17.06.2025 № 403-15, в соответствии с которым предложение о цене составило 0 руб. 00коп. Таким образом, по мнению Заявителя, заявка подлежала отклонению. Тем не менее, в протоколе о результатах проведения Торгов от 17.06.2025 № 403-15 указана информация об участнике - «...», торги признаны не состоявшимися: к участию в торгах был допущен только один участник. В свою очередь, Комиссия отмечает следующее. В силу абзаца 2 части 5 статьи 110 Закона о банкротстве выигравшим аукцион признается участник, предложивший наиболее высокую цену. Согласно части 11 статьи 110 Закона о банкротстве в случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов. При этом в соответствии с частью 13 статьи 110 Закона о банкротстве в случае, если при проведении торгов используется закрытая форма представления предложений о цене предприятия, предложения о цене предприятия представляются участниками торгов одновременно с представлением заявок на участие в торгах или в день подведения результатов торгов до указанного в сообщении о проведении торгов времени подведения результатов торгов. Согласно части 17 статьи 110 Закона о банкротстве если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с этим участником торгов в соответствии с условиями торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или представленным им предложением о цене предприятия. Комиссия отмечает, что пунктом 9.9 Положения о порядке, сроках и условиях продажи недвижимого имущества АО «Пересвет-Инвест», находящегося в залоге ООО «Пересвет-Реал Эстейт», указано, что в случае, если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах содержит предложение по цене имущества не ниже установленной цены имущества должника, договор купли-продажи заключается с этим участником торгов в соответствии с представленным им предложением о цене имущества должника. Комиссия установила, что 27.05.2025 в 13:56:58 Заявителем с помощью программно-аппаратных средств сайта представлены оператору ЭТП заявка на участие в Торгах и прилагаемые к ней документы. Согласно пункту 9.2. Регламента ЭТП для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору ЭТП заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы. Из пункта 9.3. Регламента следует, что заявка на участие в торгах и предложение о цене для торгов в форме публичного предложения, а также торгов с использованием закрытой формы подачи предложения о цене подаются с помощью программно-аппаратных средств сайта. Заявители могут использовать форму заявки, являющуюся приложением 3 к Регламенту. При этом в случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов. То есть, Комиссия обращает внимание, что из буквального толкования данного положения следует, что заявка может содержать предложение о цене. Вместе с тем согласно пункту 9.4 Регламента ЭТП информация, указанная Участником торговой процедуры в документации, прилагаемой к электронной заявке (ценовому предложению), должна соответствовать информации, указанной таким Участником на ЭТП, в электронных формах. В случае несоблюдения указанного правила приоритетной считается информация, указанная на ЭТП в электронных формах. Фактически из пояснений Оператора ЭТП и Регламента ЭТП следует, что для признания приоритетной информации на ЭТП участник должен эту информацию указать. Оператор ЭТП в адрес антимонопольного органа направил видеоматериал порядка подачи заявки, из которого следует, что при попытке подачи ценового предложения ниже установленной начальной цены продажи лота, программно-аппаратный комплекс электронной площадки не принимает такое предложение и выдает ошибку/уведомление, что ценовое предложение не может быть ниже начальной цены продажи лота. Тем не менее, Комиссия обращает внимание, что из видеоматериала не следует, что программно-аппаратный комплекс электронной площадки не принимает предложение, в котором отсутствует информация о цене. В дальнейшем заявка Заявителя была принята, но при этом в электронном форме отсутствовала информация о цене, в связи с чем Оператор ЭТП указал 0 руб. 00 коп. При этом фактически в составе заявке было ценовое предложение в размере меньшем первоначальной цены, что является неправомерным. Таким образом, Комиссия оценивает позицию Организатора торгов о приоритете информации о цене в электронной форме критически ввиду ее фактического отсутствия. Следовательно, Организатор торгов должен был рассмотреть ценовое предложение по форме приложения № 3 к Регламенту ЭТП, которое было ниже установленной цены имущества. На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что фактически заявка победителя не соответствовала установленным требованиям, поскольку содержала информацию о цене ниже установленной. В силу части 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если: заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов; представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны; поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов. Комиссия также отмечает, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ. Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. В соответствии с определением Верховного суда от 26.04.2022 № № 309-ЭС21-27706 по делу № А34-2459/2010 реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 № 305-ЭС21-21247). При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Организатора торгов требованиям, установленным частью 12 статьи 110 Закона о банкротстве. С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы. Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной. Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Организатора торгов обязательного для исполнения предписания. Руководствуясь частью 17, частью 20 статьи 18.1, а также пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной. 2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение части 12 статьи 110 Закона о банкротстве. 3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/c31ac879-374f-4295-b1a4-a57bc95fcdb4/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 066/01/18.1-1933/2025 от 9 июля 2025 г. Управление: Свердловское УФАС России Дело : Дело №066/01/18.1-1933/2025 066/01/18.1-1933/2025 Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 066/01/18.1-1908/2025 от 9 июля 2025 г. Управление: Свердловское УФАС России Дело : Дело №066/01/18.1-1908/2025 066/01/18.1-1908/2025 Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 066/01/18.1-1894/2025 от 8 июля 2025 г. Управление: Свердловское УФАС России Дело : Дело №066/01/18.1-1894/2025 066/01/18.1-1894/2025 Решение Решение №АВ/62938/25 Решение по результатам рассмотрения ходатайства от 7 июля 2025 г. Управление: Управление контроля агропромышленного комплекса Решение Решение б/н решение от 2 июля 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1545/2025 Жалоба №8173-ИП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок |