База решений ФАС
Решение №31102/25 б/а от 1 августа 2025 г. Дело №077/07/00-9193/2025 ООО «Тонекс» на ООО «Почта Сервис» из базы решений ФАС (№1868664) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9193/2025 ООО «Тонекс» на ООО «Почта Сервис» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-9193/2025 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: Председательствующего: <...> <...> рассмотрев жалобу ООО «Тонекс» (далее - Заявитель) на действия ООО «Почта Сервис» и ООО «Почтовые финансы» (далее Заказчик/Организатор) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку расходных и ресурсных материалов, запасных частей к высокоскоростному печатающему оборудованию (2 лота) (реестровый № 32515021902) (далее Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи. Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962. Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи от ООО «Почта Сервис», которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало. Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей ООО «Почта Сервис». Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках. Согласно доводам жалобы Заявитель обжалует неправомерное отклонение своих заявок от дальнейшего участия в Закупке, поскольку заявки соответствовали требованиям Закупочной документации. Организатор с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Комиссия установлено, что 08.07.2025 Заказчик на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее ЕИС) разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку расходных и ресурсных материалов, запасных частей к высокоскоростному печатающему оборудованию (2 лота).
Начальная (максимальная) цена договора: по лоту № 1: 2 900 000,00 рублей, Дата начала срока подачи заявок: 08.07.2025. Дата окончания подачи заявок: 16.07.2025 15:00. Дата рассмотрения и оценки первых частей заявок: 17.07.2025. Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок, и ценовых предложений: 24.07.2025. Дата подведения итогов: 24.07.2025. Комиссия установила, что Заявителем поданы по лоту № 1 заявка № 404035 и лоту № 2 заявка № 404021. Согласно протоколу заседания по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Общества с ограниченной ответственностью «Почта Сервис» от 17.07.2025 № 51/2025-ПС заявки Заявителя (порядковые №№ по лоту № 1: 404035, лоту № 2: 404021) были отклонены на основании следующего: «Признать заявку не соответствующей установленным требованиям документации о закупке и отказать в допуске к участию в аукционе на основании абз. а), б), в) пп.2, п. 5.5. Документации». Как следует из протокола, в заявках Заявителя отсутствуют: точное наименование предлагаемого товара в предложении участника в отношении предмета Закупки и согласие участника на поставку товаров (форма 1) в соответствии с требованиями Закупочной документации. В свою очередь, Заявитель отмечает, что им были соблюдены все требования, установленные Закупочной документацией, в том числе указание наименований собственного и стороннего товара. Изучив представленные материалы, Комиссия установила следующее. Согласно подпункту 2 пункта 4.1 Закупочной документации первая часть заявки должна содержать следующую информацию и документы: а) предложение участника в отношении предмета такой закупки / согласие на оказание услуг/выполнение работ в соответствии с требованиями закупочной документации, установленными в Техническом задании и его приложениях (описание предлагаемой к поставке продукции / к выполнению работ / к оказанию услуг, которые являются предметом настоящей закупки) (документы должны быть без подписи и печати участника); б) не допускается указание сведений об участнике (не должны подаваться на фирменном бланке Участника или иным образом содержать сведения, идентифицирующие его (наименование, адрес местонахождения, номер контактного телефона, адрес электронной почты, сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и т.п.). Первая часть заявки должна содержать в том числе сведения о точном наименовании товара, материала, используемого для выполнения работ / оказания услуг, с учетом марки (модели) (при наличии) предлагаемого товара, материала, используемого для выполнения работ / оказания услуг, с указанием производителя, страны производителя (в случае отсутствия производителя - только страну производителя), функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара/материала, количестве поставляемого товара/материала, и/или используемого для выполнения работ / оказания услуг, а также сроки (периоды) поставки таких товаров/сроки (периоды) выполнения работ/оказания услуг. При этом указываемые сведения должны полностью соответствовать требованиям, установленным настоящей документацией о закупке. Вместе с тем Комиссия отмечает, что в силу буквального толкования указанного пункта согласие участника на поставку товаров/выполнение работ/оказание услуг в соответствии с требованиями Документации в составе первой части заявки является обязательным. Пунктом 4.2 Закупочной документации установлена информация о формах документации, рекомендуемых к заполнению и предоставлению, в частности, согласие участника на поставку товаров/выполнение работ/оказание услуг в соответствии с требованиями Документации (форма 1) предоставляется в составе первой части заявки. Таким образом, Комиссия отмечает, что Заказчик дополнительно указал на необходимость предоставления согласия именно в первой части заявки. В свою очередь, изучив заявки Заявителя, Комиссия установила, что в составе 1 частей заявок по лотам №№ 1,2 отсутствует согласие на оказание услуг/выполнение работ. Вместе с тем на заседании Комиссии Заявитель пояснил, что представил согласие на оказание услуг/выполнение работ в 2 части заявок, в связи с чем, по его мнению, у Заказчика имелись сведения о наличии требуемого документацией согласия Комиссия оценивает данный довод критически, поскольку в соответствии с документацией согласие на оказание услуг/выполнение работ должно быть представлено в 1 части Заявок. Комиссия обращает внимание, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. При таких обстоятельствах Комиссия считает решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями закупочной документации в указанной части. Доказательств, подтверждающих соответствие заявки требованиям Закупочной документации, Заявителем не представлено. Относительно основания отклонения за отсутствие информации о конкретном предлагаемом товаре Комиссия отмечает следующее. Согласно приложению № 1 к Техническому заданию Заказчику требуется поставить следующий товар.
Также формой 10 Закупочной документации по лотам №№ 1,2 установлены требования к товару, в соответствии с которыми Заказчику требуется конкретный товар либо его эквивалент. Вместе с тем как было ранее установлено, первая часть заявки должна содержать в том числе сведения о точном наименовании товара, материала, используемого для выполнения работ / оказания услуг, с учетом марки (модели) (при наличии) предлагаемого товара, материала, используемого для выполнения работ / оказания услуг, с указанием производителя, страны производителя (в случае отсутствия производителя - только страну производителя), функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара/материала, количестве поставляемого товара/материала, и/или используемого для выполнения работ / оказания услуг, а также сроки (периоды) поставки таких товаров/сроки (периоды) выполнения работ/оказания услуг. При этом указываемые сведения должны полностью соответствовать требованиям, установленным настоящей документацией о закупке. Соответственно, участник должен указать конкретный товар. Изучив заявки Заявителя, в качестве примера Комиссия указывает, что в составе 1 частей заявок по лоту № 1 Заявитель предложил следующее: - 58D0UA0 ресурс 55000 стр. формата А4 при 5% заполнении страницы или эквивалент; - 58D5X0E ресурс 35000 стр. формата А4 при 5% заполнении страницы или эквивалент; - 58D0Z0E ресурс 15000 стр. формата А4 при 5% заполнении страницы или эквивалент; - 41X2234 (состоит из термоблока (для сети 220-230в) 01 шт., ролика переноса 01 шт., роликов захвата 03 шт. и планок отделения 03 шт.), ресурс 225000 стр. формата А4 при 5% заполнении страницы или эквивалент. Комиссия установила, что в заявке Заявителя фактически отсутствует информация о конкретном предлагаемом товаре, который будет поставлен Заявителем в случае признания его победителем, что исключает возможность определения предмета договора, в связи с чем такие заявки признаются не соответствующими требованиям Закупочной документации. При этом в соответствии с положениями статьи 506 ГК РФ, а также поскольку поставка является разновидностью купли-продажи, к названным в законе существенным условиям договора поставки относится условие о товаре, которое считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (часть 3 статьи 455 ГК РФ). Таким образом, Комиссия отмечает, что в заключаемом сторонами договоре должны быть указаны конкретные сведения и показатели, позволяющие идентифицировать товар, который подлежит поставке. В рассматриваемом случае Заявитель в своем техническом предложении оставил слово «или эквивалент», что не позволяет Заказчику идентифицировать предлагаемый товар и, как следствие, ведет к невозможности исполнения договора. Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки. Учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной Закупки Заказчик обязан заключить договор с участником закупки на условиях, изложенных в заявке победителя, а равно, предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании или наличие противоречивых сведений, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего закупку. Вместе с тем Комиссия отмечает, что подпункту 2 пункта 5.5. Закупочной документации по результатам рассмотрения первых частей заявок Комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям: а) несоответствие первой части заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации об аукционе, в том числе, если предлагаемые к поставке товары / выполнению работ/оказанию услуг и иные предложения об условиях исполнения договора не соответствуют требованиям, установленным в документации об аукционе, а также наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов. Комиссия Заказчика вправе проверить достоверность/недостоверность сведений в отношении характеристик оказываемых услуг/выполняемых работ, характеристик товара, предлагаемого Участником закупки к поставке, путем дополнительных запросов производителям/дистрибьюторам/дилерам товара, а также в открытых источниках информации. В случае установления и подтверждения факта предоставления Участником закупки недостоверных сведений в отношении характеристик оказываемых услуг/выполняемых работ, характеристик предлагаемого к поставке товара, Комиссия не допускает такого Участника закупки до участия в аукционе; б) если заявка не соответствует требованиям к форме заявки на участие в аукционе, установленной документацией об аукционе и (или) не имеет в составе обязательной информации согласно требованиям документации, об аукционе; в) если содержание заявки не является конкретным (содержит слова «не менее», «не более», иные аналогичные по смыслу слова с учетом Инструкции по заполнению к Формам) и допускает двусмысленное толкование, в том числе: наличия в заявке технических ошибок, влекущих за собой неоднозначное понимание положений заявки (за исключением случаев, если двусмысленное толкование (в том числе содержание слов «не менее», «не более» и т.д.) содержится и подтверждается технической документацией на товар (ГОСТ, ТУ, технический паспорт и т.д.); документами, регламентирующими выполняемые работы/оказываемые услуги, являющиеся предметом закупки). При этом Участник закупки должен сослаться на соответствующие подтверждающие документы, Комиссия вправе проверить достоверность предоставленных сведений. На основании изложенного Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства, так как при отклонении заявки Заявителя Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках и собственной документации, требования которой применялись в равной степени ко всем участникам Закупки. В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки на участие в Закупке положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым, согласился с установленными требованиями. Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика необоснованной. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Тонекс» (ИНН:
5030096394, ОГРН: 1195074007490)
на действия ООО «Почта Сервис»
(ИНН: 9729304853, ОГРН:
1217700051205), 2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 23.07.2025 № ФК/29690/25.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/2f1154b1-6d16-44f7-923f-2f54992958d5/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №АП/2200/25 решение №015/10/18.1-484/2025(АМЗ43-07/25) от 24 июля 2025 г. Управление: Северо-Осетинское УФАС России Дело : Дело №015/10/18.1-484/2025 жалоба18.1-гр.<...> Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1657/2025 от 21 июля 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1657/2025 Жалоба №8931-ИП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1679/2025 от 18 июля 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1679/2025 Жалоба №9042/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1678/2025 от 18 июля 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1678/2025 Жалоба №9041/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №050/07/223-27105/2025 050/07/223-27105/2025 от 1 августа 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №050/07/223-27105/2025 050/07/223-27105/2025 |