База решений ФАС
Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1657/2025 от 21 июля 2025 г. Дело №074/07/3-1657/2025 Жалоба №8931-ИП/25 из базы решений ФАС (№1868660) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1657/2025 Жалоба №8931-ИП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1657/2025 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «16» июля 2025 года В полном объеме решение изготовлено «21» июля 2025 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ИП Батырхановой А.С. (далее Заявитель) вх. № 8931-ИП/25 от 04.07.2025 на действия ООО «Челябинский городской электрический транспорт» (далее Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку материалов для капитального ремонта трамвайных путей (температурных компенсаторов) (извещение № 2025-10567 2 32514966171) УСТАНОВИЛА: В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ИП Батырхановой А.С. поступила в Челябинское УФАС России 04.07.2025. Окончание срока подачи заявок: 09.07.2025. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на положения документации Заказчика. ООО «Челябинский городской электрический транспорт» 21.06.2025 в ЕИС опубликованы извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, закупочная документация. Согласно техническому заданию, Заказчик осуществляет закупку материалов для проведения капитального ремонта трамвайных путей на ул. Кирова от ул. Труда до пр. Победы в рамках контракта 2-КР-2025 для ООО «ЧелябГЭТ», а именно температурный компенсатор рельсовый Р65 (8650.00.000) либо эквивалент. Согласно доводам жалобы ИП Батырхановой А.С. информация о ГОСТ без указания его номера и наименования, приведенный чертеж по которому невозможно изготовить товар, отсутствие деталировки в соответствии ЕСКД являются некорректными и приводят к ограничению конкуренции. Кроме того, установленный срок исполнения договора не позволяет надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в силу его незначительной продолжительности. 2025-10567 3 Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, которые приобщены к материалам жалобы. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. Как следует из содержания части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика В техническом задании Заказчика приведены следующие формулировки: «при поставке товара обязательно должен указываться ГОСТ», «...качество поставляемого 2025-10567 4 товара должно полностью соответствовать установленным требованиям Российской Федерации, ГОСТ...», «...товар должен быть безопасным и отвечать требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям безопасности, ГОСТ...». Между тем, закупочная документация Заказчика не содержит указаний на конкретный ГОСТ. Установлено, рассматриваемая закупка осуществляется в целях исполнения государственного контракта № 0869200000225003729 на проведение капитального ремонта трамвайных путей на ул. Кирова от ул. Труда до пр. Победы в рамках контракта 2-КР-2025, заключенного Заказчиком с ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области». В соответствии с полученными Комиссией Управления пояснениями от ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» температурный компенсатор рельсовый Р65 укладывается в трамвайный путь в соответствии с СП 98.13330.2018 «Трамвайные и троллейбусные линии», при этом температурный компенсатор должен быть изготовлен из рельс Р65, которые изготовлены в соответствии ГОСТ Р 51685-2022 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия» и иметь соответствующие сертификаты и паспорта качества на рельсы. Согласно пояснениям Заказчика, температурный компенсатор рельсовый Р65 (8650.00.000) изготавливается из рельс Р65, на которые распространяется ГОСТ Р 51685- 2022. В соответствии с пояснениями ИП Батырхановой А.С. на температурные компенсаторы рельс Р65 отсутствует ГОСТ. Комиссией Челябинского УФАС России установлено отсутствие ГОСТ на закупаемый Заказчиком товар. Вместе с тем, Заказчик в своей закупочной документации требует соответствие товара ГОСТ, а также участник при исполнении договора обязан указать ГОСТ на температурный компенсатор рельсовый Р65 (8650.00.000), что по сути является неисполнимым в силу его отсутствия сфере законодательства о стандартизации. Согласно пункту 22 ведомости объемов работ по объекту: Капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Кирова от ул. Труда до пр. Победы», являющейся приложением к государственному контракту № 0869200000225003729, выполняются работы по укладке температурных компенсаторов из рельсов железнодорожного профиля Р65 на 3-х деревянных шпалах (Тип 2) и 4-х ж.б. шпалах (ШТ-02) в соответствии с чертежом на листах 1-4 010.2024-ТКР-ТП. Приведенный Заказчиком в документации чертеж является не на изделие, а схемой укладки температурных компенсаторов рельсов Р65 (8650.00.000), чертеж указанный на листах 1-4 010.2024-ТРК-ТП в закупочной документации отсутствует. Ссылки на 010.2024- ТРК-ТП в документации также отсутствуют. В силу, того что закупкой предусмотрена поставка эквивалента отсутствие надлежащего чертежа на товар может не позволить потенциальному участнику определить технические характеристики изделия, особенности укладки и т.д. Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что Заказчик, формируя техническое задание, обязан формулировать требования таким образом, чтобы, с одной стороны, закупаемый товар полностью соответствовал его потребностям, а с другой - не создавалось искусственных препятствий для участия в закупке максимально широкого круга поставщиков. В данном случае, Комиссия антимонопольного органа полагает, что указание Заказчика в документации на поставку товара, с указанием ГОСТ в условиях отсутствия на такой товар ГОСТ, отсутствие в документации полного чертежа, который затрудняет 2025-10567 5 определение технических характеристик, особенности укладки, ограничивает круг потенциальных участников закупки. Действия Заказчика являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Единая система конструкторской документации (ЕСКД) комплекс стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила, требования и нормы по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации. Применение ЕСКД на территории Российской Федерации носит рекомендательный характер, стандарты применяются на добровольной основе. Как указано выше, товар закупается для исполнения государственного контракта № 0869200000225003729, для которого имеется свое техническое решение с учетом выполнения работ с применением температурного рельсового компенсатора и на указанное изделие имеется чертеж в 1-4 010.2024-ТКР-ТП. Комиссий установлено, что чертеж на температурный рельсовый компенсатор не был приложен, что нарушает требования законодательства о закупках. Таким образом, в силу наличия разработанного технического решения на закупаемое Заказчиком изделие и добровольного характера использования ЕСКД, Комиссия приходит к выводу об отсутствии обязательных оснований применения ЕСКД в рассматриваемой закупке. Обратного Заявителем не доказано. Довод в этой части является необоснованным. Согласно закупочной документации поставка товара должна осуществляться в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента заключения сторонами настоящего договора, путем отгрузки, доставки, силами и средствами Поставщика на склад Заказчика. Как пояснено, Заказчиком в соответствии с пунктом 3.2 государственного контракта № 0869200000225003729 срок окончания капитального ремонта трамвайных путей установлен 15.10.2025 и в случае установления более продолжительных сроков поставки изделия Заказчик с учетом всех технологических процессов не успеет завершит в срок работы по капитальному ремонту. Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Целью проведения закупки является удовлетворение потребностей Заказчика, но при соблюдении принципов организации и проведения закупки (часть 1 статьи 3 Закона о закупках). Антимонопольный орган не вправе определять для заказчика его потребность в товарах, работах, услугах при формировании документации при условии соблюдения последним указанных положений законодательства. В пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, разъяснено, что указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару (услуги), свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. При формировании НМЦД по рассматриваемой закупке Заказчиком было получено три коммерческих предложения от различных исполнителей, готовых оказать услуги в срок, предусмотренный Заказчиком. На участие в закупке подано две заявки. 2025-10567 6 Таким образом, в силу потребности Заказчика, наличия участников рынка, готовых поставить изделие в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента заключения договора, Комиссия Челябинского УФАС России не находит нарушения требований Положения о закупке, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, установленные обстоятельства в части указания ГОСТ в условиях отсутствия на такой товар ГОСТ, отсутствие в документации полного чертежа, который затрудняет определение технических характеристик, особенности укладки являются достаточным основанием для выдачи ООО «Челябинский городской электрический транспорт» обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ИП Батырхановой А.С. обоснованной. 2. Признать действия ООО «Челябинский городской электрический транспорт» нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. 3. Выдать закупочной комиссии ООО «Челябинский городской электрический транспорт» и ООО «Челябинский городской электрический транспорт» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. 4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/chelyabinskoe-ufas-rossii/ad999f7e-b199-48da-8795-8b0277da67a8/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №054/01/18.1-2005/2025 в отношении ОАО РЖД от 28 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/01/18.1-2005/2025 в отношении ОАО РЖД Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ №086/07/3-1396/2025 по результатам рассмотрения жало... от 28 июля 2025 г. Управление: Ханты-Мансийское УФАС России Дело : Дело №086/07/3-1396/2025 Жалоба №7843-ГУ/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1717/2025 от 25 июля 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1717/2025 Жалоба №9312-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №29922/25 б/а от 24 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8752/2025 ООО «Элемент» на ГАОУ ВО МГПУ Решение Решение №АП/2200/25 решение №015/10/18.1-484/2025(АМЗ43-07/25) от 24 июля 2025 г. Управление: Северо-Осетинское УФАС России Дело : Дело №015/10/18.1-484/2025 жалоба18.1-гр.<...> |