Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение №072/06/44/104/2025 Из доводов жалобы заявителя следует, что под требования техн... от 29 июля 2025 г. Дело №072/06/3-104/2025 Из доводов жалобы заявителя следует, что под требования техн... из базы решений ФАС (№1868704) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Тюменское УФАС России
Дело : Дело №072/06/3-104/2025 Из доводов жалобы заявителя следует, что под требования техн...
Сфера деятельности: Контроль закупок


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

РЕШЕНИЕ 072/06/44/104/2025

29 июля 2025 года                                                                                                                           г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее  Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме, посредством плагина TrueConf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобы индивидуального предпринимателя А на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1» при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый (реестровый номер закупки 0167200003425005228),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя А на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1» при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru)

Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку на основании получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

Тюменское УФАС России наряду с рассмотрением жалобы заявителя осуществляет внеплановую проверку в полном объёме, не ограничиваясь доводами жалобы заявителя.

Из доводов жалобы заявителя следует, что под требования технического задания не подходят медицинские изделия ни одного производителя. Позиции 2, 4, 11, 16 технического задания имеют ошибку, поскольку для длинного интродьюсера 24 см указан короткий мини-проводник 45 см. Проводник 45 см комплектуется в наборы с интродьюсером длиной от 5 до 12 см. На основе анализа рынка по параметрам «Диаметр интродьюсера, Fr», «Длина интродьюсера e 11 и d 12 см», «Диаметр мини-проводника d 0.018 Дюйм (25,4 мм)», «Длина мини-проводника e 45 Сантиметр». Ни один из них не подходит по длине иглы (о чем подателем жалобы представлена сравнительная таблица). Позиции 3, 5, 7 технического задания сформированы заказчиком таким образом, что невозможно подать заявку на участие в закупке ни одного производителя. Заказчик указал требование к игле 21 G с длиной 7 см, иглы 7 см редко используются в комплектации наборов интродьюсеров. По мнению заявителя, заказчик нарушил требования части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание являющегося объектом закупки товара, в отношении которого установлены предусмотренные меры по предоставлению национального режима  запрет, ограничение или преимущество, обуславливает обязанность указания заказчиком характеристик товара российского происхождения. Отсутствие возможности подать заявку на участие с товаром российского происхождения не позволяет удовлетворить данное требование. Заявитель отмечает, что всем характеристикам, содержащимся в описании объекта закупки, не подходит товар, страной происхождения которого является Российская Федерация.

Оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» представлены в электронном виде все заявки поступившие на участие в закупке которые приобщены к материалам дела.

В ходе контрольного мероприятия Комиссией Тюменского УФАС России были изучены документы и информация, полученные путем формирования запроса в Государственной информационной системе «Независимый регистратор» (далее  ГИС «НР»):

1) извещение о проведении закупки;

2) протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

3) заявки участников закупки;

4) иные документы и информация, полученные в Государственной информационной системе «Независимый регистратор».

Возражая против доводов жалобы заказчик и уполномоченный орган указывают, что описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и просят признать указанную жалобу необоснованной.

Письменные возражения заказчика и уполномоченного органа заблаговременно направлены для ознакомления на электронную почту подателя жалобы (скриншот отправки приобщен к материалам дела).

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России заявителем заявлено ходатайство о рассмотрении настоящей жалобы руководителем Тюменского УФАС России В., качестве председателя Комиссии.

Комиссия Тюменского УФАС России рассмотрев ходатайство заявителя, считает не подлежащим его удовлетворению поскольку положениями главы 6 Закона о контрактной системе, устанавливающей порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля при осуществлении закупочных процедур не предусмотрено заявление подобного ходатайства,  равно как не предусмотрено такого процессуального действия как замена должностных лиц контрольного органа в сфере закупок, рассматривающих жалобу на коллегиальной основе.

Такая возможность не предусмотрена и положениями Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений».

В то же время, обсудив доводы заявленного представителем заявителя ходатайства, Комиссия Тюменского УФАС России в любом случае не находит оснований для его удовлетворения, поскольку заявителем не приведены какие-либо факты и доказательства, свидетельствующие о личной заинтересованности председателя Комиссии - В. в исходе рассмотрения настоящей жалобы либо о наличии иных обстоятельств, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.

При этом, несогласие заявителя с ранее принятыми решениями Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок по жалобам, в которых ранее участвовал представитель заявителя, не может являться основанием для замены кого-либо из членов комиссии, принявших такие решения. 

Согласно приказу Тюменского УФАС России № 90/24 от 08.10.2024 председателем Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок на постоянной основе назначен заместитель руководителя управления  начальник отдела контроля закупок Тюменского УФАС России В.

Кроме того, по состоянию на 29.07.2025 руководитель управления В. находится в ежегодном отпуске, что само по себе исключает возможность его участия в заседании Комиссии Тюменского УФАС России.

Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок осуществляет контроль за стадией определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (то есть, с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС в сфере закупок до заключения контракта включительно) и исключительно за соблюдением требований Закона о контрактной системе, и не правомочна осуществлять контроль в рамках главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» поскольку порядок рассмотрения подобного рода обращений и осуществление соответствующей проверки осуществляется в рамках иных правовых процедур которые регламентируются главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а не Законом о контрактной системе.

Следовательно, правовые основания для выделения материалов дела в отдельное производство в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ у Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок отсутствовали, поскольку жалоба заявителя поступила в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в электронном виде с использованием функционала ЕИС в сфере закупок, что не предусмотрено требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, кроме того, жалоба ИП А. по своей структуре и содержанию не соответствовала требованиям статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя Заявителя, уполномоченного органа, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.

Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее - иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее - иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее - российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи. Если иное не предусмотрено мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, положения настоящей статьи, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом.

Пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие:

а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрено, что при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:

запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами (далее - иностранные лица), по перечню согласно приложению № 1, а также закупок в рамках государственного оборонного заказа товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2;

преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый, с начальной (максимальной) ценой контракта 600 000,00 рублей в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1».

Информация об электронных аукционах была размещена 16.07.2025 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003425005228

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупок http://roseltorg.ru.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при описании являющегося объектом закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения.

Как установлено Комиссией Тюменского УФАС России, по всем закупаемым позициям товаров заказчиком применен код ОКПД2: 32.50.13.110 «Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый» описание объекта осуществлялось по общим правилам пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Подпунктом «б» части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе с учетом положений части 3 данной статьи принимать меры, устанавливающие ограничение закупок товаров (в том числе, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено ограничение закупок товаров (в том числе, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2 к данному Постановлению Правительства РФ.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 позиции приложения № 1 и приложения № 2 к данному Постановлению применяются, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименования которых указаны в графе «Наименование товара, работы, услуги» и которые включены в код, указанный в графе «Код товара, работы, услуги по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», или если в объект закупки включен товар, наименование которого указано в графе «Наименование товара» и который включен в код, указанный в графе «Код товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)».

Как было указано выше, объектом закупки является поставка медицинских изделий: интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый, который по коду ОКПД2: 32.50.13.110 и наименованию указано в перечне № 2 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 (позиция 385 «Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы»), в извещении об осуществлении закупки в разделе «применение национального режима по статье 14 Закона № 44-ФЗ» установлены ограничения закупок товаров, происходящих из иностранных государств, выполняемых работ, оказываемых услуг иностранными лицами.

В части доводов заявителя относительно установленных требований к характеристикам закупаемого медицинского изделия заказчик пояснил, что установленные в описании объекта закупки требования определены с учетом особенностей его деятельности и имеющихся у медицинского учреждения потребностей и не ограничивают количество участников закупки.

Довод заявителя о том, что по позициям № 2, 4, 11, 16 описания объекта закупки не подходят изделия ни одного производителя и указанные позиции имеют ошибку, так как для длинного интродьюсера 24 см указан короткий мини-проводник 45 см. Проводник 45 см комплектуются в наборы с интродьюсером длиной от 5 до 12 см.» является несостоятельным, поскольку  под указанные в описании объекта закупки характеристики подходят интродьюсеры российского производителя «Ангиолайн», ссылка на каталог: https://angioline.ru/production/instrumenty-dlya-angioplastiki-i-stentirovaniya/introdyuser/. Кроме того, вся продукция отечественного производителя компании «Ангиолайн» может выпускаться и поставляться с уникальными параметрами, отличными от указанных параметров в электронном каталоге и инструкции.

Относительно позиций № 5 и № 7 описания объекта закупки заказчик пояснил, что при формировании описания объекта закупки не используется такое понятие как «редко использующиеся» применительно к расходному материалу медицинского назначения для отделения рентгенхирургических методов диагностики и лечения. Заказчиком проводится электронный аукцион за единицу товара, это подразумевает, что количество товара, которое будет заказано по данным пунктам определит Заказчик из потребности проведения лечения пациентам. Заказчик не может предусмотреть заранее какой именно расходный материал может понадобиться в данном конкретном случае. Заказчик должен иметь возможность приобрести интродьюсеры в том числе, с размером иглы  7 см. 

Относительно позиции № 3 описания объекта закупки представитель заказчика пояснил, что заказчик при составлении описания объекта закупки не использует такое понятие как «редко использующиеся». Использование данного понятия не применимо к расходному материалу медицинского назначения для отделения рентгенхирургических методов диагностики и лечения. Заказчиком проводится электронный аукцион за единицу товара, это подразумевает, что количество товара, которое будет заказано по данным пунктам определит Заказчик из потребности проведения лечения пациентам. Заказчик не может предусмотреть заранее какой именно расходный материал может понадобится в данном конкретном случае. Заказчик должен иметь возможность приобрести интродьюсеры с редким в том числе, с размером иглы  7 см. 

В свою очередь, утверждение заявителя о том, что использование иглы 7 см  осуществляется редко, является необоснованным, носящим предположительный характер, поскольку заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего извещению о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для заявителя.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель заказчика пояснил, что при формировании описания объекта закупки ориентировался на характеристики российского производителя интродьюсеров (Ангиолайн), которые размещены в каталогах на указанную продукцию.

В описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, что соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, отсутствие у заявителя возможности поставить товар, являющийся объектом закупки, в полном объеме удовлетворяющий потребности заказчика, не может быть расценено, как неправомерные действия со стороны заказчика, поскольку отсутствие такой возможности у хозяйствующего субъекта не свидетельствует о совершении заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки. Включение в извещение условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а только конкретизирует объект закупки. Установленные в описании объекта закупки характеристики определены заказчиком с учетом особенностей его деятельности и имеющихся у него потребностей, а также позволяют участникам закупки определить и поставить необходимый товар. Указание заказчиком на необходимость поставки медицинского изделия с установленными характеристиками обусловлено спецификой способа его применения в медицинском учреждении, при оказании квалифицированной медицинской помощи пациентам.

Поскольку медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.

Таким образом, заказчиком в извещении установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности. Изменение данных параметров привело бы к неудовлетворению потребности заказчиков, что не соответствует целям и задачам системы государственных закупок.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель ИП А. отметил, что заказчик обязан при закупке медицинских изделий руководствовался пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и указывал в описании объекта закупки только те характеристики, которые содержатся в инструкции на медицинское изделие размещенного в составе регистрационного досье на сайте Росздравнадзора. Характеристики медицинского изделия, которые не зарегистрированы в установленном порядке и как следствие, не размещены в составе инструкции на медицинское изделие на официальном сайте могут создавать риск формирования заказчиком описания объекта закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и создавать риск поставки в адрес заказчика незарегистрированного медицинского изделия что может указывать в том числе, на признаки состава преступления, предусмотренного статьёй 238.1 Уголовного кодекса РФ.

Однако, Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым не согласиться с таким утверждением по следующим основаниям.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию, и исключительно в соответствии со сведениями регистрационного удостоверения и материалами регистрационного досье.

Порядок государственной регистрации медицинских изделий регламентируется Постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 № 1684 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий», с учетом требований Постановления Правительства РФ от 01.04.2022 № 552 «Об утверждении особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера».

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 № 1684 предусмотрены определения, что понимается под технической документацией производителя (изготовителя) медицинского изделия, а также что понимается под эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) медицинского изделия.

Техническая документация производителя (изготовителя) медицинского изделия  это документ (документы), регламентирующий конструкцию медицинского изделия, устанавливающий технические требования и содержащий данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожения.

Эксплуатационная документация производителя (изготовителя) медицинского изделия - это документ (документы), предназначенный для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующий условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении.

Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.01.2017 № 11н «Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия».

Подпунктом 11 пункта 6 Требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.01.2017 № 11н) предусмотрено, что эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, представляемая производителем (изготовителем) или уполномоченным представителем производителя (изготовителя), в составе регистрационного досье на медицинское изделие, должна содержать в том числе перечень расходных материалов (компонентов, реагентов), а также процедуру их применения и замены.

Таким образом, исходя из легальных определений технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия следует, что указанные виды документаций не являются техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, либо документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, а следовательно, требования относительно составления медицинским учреждением (заказчиком) описания объекта закупки в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе на рассматриваемую процедуру закупки не распространяются.

Исходя из приведенных выше нормоположений следует, что регистрацию проходит именно медицинское изделие, а не отдельные его технические характеристики, при этом при регистрации данное медицинское изделие проходит все необходимые проверки и испытания, в результате чего на него выдается регистрационное удостоверение, которое является единственным и основным документом, допускающим легальный оборот медицинского изделия на территории РФ.

Перечень документов, представляемых в рамках процедуры государственной регистрации документов, содержится в пунктах 65, 84 Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 № 1684 в перечне указанных документов содержится указание на то, что в составе документов производителем медицинского изделия представляются на регистрацию техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, а также эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия.

Подпунктом «н» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 30.09.2021 № 1650 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что реестр содержит в том числе, электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие.

Таким образом, в реестре медицинских изделий содержится электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие, которая в числе прочего может содержать значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия.

При этом, из приведенных выше нормативно-правовых актов не следует обязанность производителей медицинских изделий публиковать абсолютно все характеристики, которые могут быть у медицинского изделия, производитель медицинского изделия делает это на своё усмотрение.

Изложенное выше позволяет прийти к выводу, что отсутствие тех или иных характеристик медицинского изделия в составе информации, размещенной на сайте Росздравнадзора, не может являться основанием для утверждения об их отсутствии в иных документах, которые также передаются при регистрации медицинского изделия, но не подлежат обязательному размещению в открытом источнике или об отсутствии таких характеристик у самого медицинского изделия или о несоответствии таких характеристик требованиям заказчика.

В случае отсутствия в регистрационном досье инструкции к медицинскому изделию как таковой или отсутствия в инструкции к медицинскому изделию какой-либо характеристики, медицинское изделие само по себе не перестает быть зарегистрированным и может обращаться, эксплуатироваться на территории Российской Федерации в силу положений статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На вопрос Комиссии Тюменского УФАС России представителю заявителя о том, на основании каких конкретно источников составлялась сравнительная таблица характеристик интродьюсеров различных производителей, приведенная в тексте жалобы, последний пояснил, что учитывалась информация размещенная в составе регистрационного досье в реестре медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора, писем официальных дистрибьюторов, каталогов производителей.

В этой связи Комиссия отмечает, что упомянутый заявителем в сравнительной таблице интродьюсер Ангиолайн по РУ № ФСР 2009/05680 (уникальный номер реестровой записи 48453) исходя из регистрационного досье размещенного на официальном сайте Росздравнадзора содержит только инструкцию по применению баллонного катетера «Колибри» и в указанной инструкции какие-либо характеристики интродьюсеров вообще отсутствуют.

В тоже время, отсутствие характеристик медицинского изделия в составе регистрационного досье, о чем указано выше, не свидетельствует о том, что медицинское изделие ограничено в возможности его обращения на территории Российской Федерации.

При этом, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что определение фактического соответствия поставленного товара требованиям спецификации к государственному контракту, в силу части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе осуществляется непосредственно на этапе исполнения договора, в связи с чем на стадии приемки товара заказчик создает приемочную комиссию и осуществляет проверку на соответствие поставленного товара требованиям описания объекта закупки с учетом его технических и качественных характеристик, а также функционального назначения.

В части довода заявителя о нарушении заказчиком требований части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Как указывает заявитель, под требования установленные заказчиком в описании объекта закупки не подходят медицинские изделия ни одного производителя.

При этом, заявитель затруднился пояснить Комиссии Тюменского УФАС России о том, какой конкретно отечественный производитель может соответствовать всем характеристикам установленным в описании объекта закупки и каким образом заказчиком должен быть сформирован объект закупки чтобы избежать, имевшего по мнению заявителя,  нарушения требований части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а равным образом, чтобы описание объекта закупки позволило предложить к поставке требуемые заказчику интродьюсеры как минимум двух производителей, один из которых обязательно должен быть отечественного производства.

Довод заявителя о том, что он при составлении сравнительной таблицы руководствовался данными регистрационного досье размещенного на официальном сайте Росзщдравнадзора является несостоятельным, поскольку для продукции Ангиолайн по РУ № ФСР 2009/05680 (уникальный номер реестровой записи 48453) в инструкции по применению характеристики отсутствуют. Какие-либо письма дистрибьюторов, каталоги указанного производителя в материалы дела не представлены, что не позволяет установить подлинность и достоверность характеристик интродьюсеров указанных в сравнительной таблице заявителя.

Статьёй 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. В противном случае, создается ситуация, при которой заказчик может быть лишен возможности удовлетворения собственных потребностей в приобретении необходимого медицинского изделия со значимыми клиническими характеристиками для целей оказания квалифицированной медицинской помощи населению.

В этой связи Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым отметить, что потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям потенциальных участников закупки, заказчик при этом не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные заказчиком характеристики подходили все без исключения товары всех имеющихся на рынке производителей без учета конкретных потребностей заказчика.

В рассматриваемом случае, извещение об осуществлении закупки не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей, конкретную страну происхождения товара или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом медицинском изделии.

При этом изменение параметров закупаемого товара (на что указывает заявитель), без учета потребности заказчика в установлении спорных характеристик (конкретные размеры игл) может привести к неудовлетворению потребности заказчика, что не соответствует целям и задачам системы государственных закупок.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение заказчиком норм законодательства о контрактной системе, а также свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в закупке ввиду установления заказчиком вышеуказанных требований к закупаемому товару, не доказано и то, что установленные заказчиком требования к закупаемому товару привели к ограничению количества участников закупки, невозможности поставки товаров с  характеристиками, установленными заказчиком.

Кроме того, указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может расцениваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017).

В рамках проведения внеплановой проверки на основании поступившей жалобы заявителя Комиссией Тюменского УФАС России по результатам изучения содержания заявок, поступивших на участие в закупке установлено, что на участие в рассматриваемой закупке поступило 3 (три) заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий различных производителей:

1) заявка  № 2169705 (ООО «П», победитель закупки) содержит предложение о поставке товара по позициям № 2, 4, 11, 16 «Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый», товарный знак VAIT®; Double Diamond®, страна происхождения Китайская Народная Республика, регистрационный номер медицинского изделия РЗН 2025/25890 от 16.07.2025; наименование медицинского изделия в соответствии с регистрационным удостоверением: Интродьюсерный набор VAIT®, одноразовый, стерильный по ТУ 32.50.13-04-03254652-2024 , в составе: Интродьюсерный набор серии Double Diamond®.

2) заявка № 2170368 (индивидуальный предприниматель Г) содержит предложение о поставке товара по позициям № 2, 4, 11, 16 «Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый»: наименование товара, работы, услуги: Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый, страна происхождения: Российская Федерация; наименование медицинского изделия в соответствии с регистрационным удостоверением: Интродьюсер, регистрационный номер медицинского изделия: ФСР 2009/05680 от 17.11.2020.

3) заявка № 2168840 (ООО «А») содержит предложение о поставке товара по позициям № 2, 4, 11, 16 «Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый»:  наименование товара, работы, услуги: Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый, страна происхождения: Российская Федерация; наименование медицинского изделия в соответствии с регистрационным удостоверением: Интродьюсер, регистрационный номер медицинского изделия: ФСР 2009/05680 от 17.11.2020.

Представленные в составе заявок участников закупки регистрационные удостоверения на предлагаемые к поставке медицинские изделия № РЗН 2025/25890 от 16.07.2025, № ФСР 2009/05680 от 17.11.2020 являются действующими, что свидетельствует о том, что указанные медицинские изделия являются качественными и могут свободно поставляться в медицинские учреждения.

Относительно довода заявителя о необходимости проверки действий комиссии по осуществлению закупок на предмет неправомерного не отклонения заявок, содержащих недостоверные сведения, Комиссия Тюменского УФАС России в рамках проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки отмечает следующее.

В силу пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0167200003425005228 от 25.07.2025 все заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, победителем признана заявка с идентификационным номером 2169705 с предложением по цене контракта в размере 26 334,00 рублей.

Под недостоверной информацией следует понимать информацию, объективно не соответствующую действительности.

В свою очередь, предоставленное комиссии по осуществлению закупок право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией комиссия по осуществлению закупок должна непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями.

Комиссия по осуществлению закупок самостоятельно принимает решение о допуске или об отклонении заявок, руководствуясь извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) и Законом о контрактной системе.

Заявителем на заседании Комиссии Тюменского УФАС России не представлено доказательств подтверждающих, представление участниками закупки в составе своих заявок недостоверных сведений в отношении своего соответствия требованиям извещения об осуществлении закупки, равно как не доказано то, что комиссия по осуществлению закупок обладала доказательствами такой недостоверности в связи с чем, Комиссии Тюменского УФАС России не представляется возможным прийти к выводу о неправомерности допуска комиссией по осуществлению закупок заявок участников.

Упоминаемые заявителем ссылки на различную судебную и ведомственную (административную) практику различных антимонопольных органов, письма ФАС России № 28/97168/24 от 25.10.2024, № ГР/13811/25 от 18.02.2025, № 28/57434/25 от 20.06.2025, № 28/52693/25 от 05.06.2025 по мнению Комиссии Тюменского УФАС России являются несостоятельными, поскольку судебная, административная практика и разъясняющие письма федерального органа исполнительной власти не являются источником права в Российской Федерации, содержат казуальное толкование, указанные правоприменительные и информационные акты вынесены в рамках иных процедур закупок, в рамках закупок иных товаров, с участием иных лиц, а следовательно, не имеют преюдициального или прецедентного характера, и не являются общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера которые распространяются на неопределенный круг лиц, что прямо указывает на то, что дела не являются идентичными.

Указанные правовые акты не обладают свойством нормативности, поскольку являются индивидуальными, ненормативными правовыми актами, принятыми с участием конкретных лиц в рамках конкретных фактических обстоятельств проведения закупок в других регионах РФ. Также стоит отметить, что судебная и ведомственная (административная) практика не обладает свойствами доказательства по делу, не является административным прецедентом или преюдицией.

При этом, Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов, в том числе, принятых по ранее рассмотренным делам по другим процедурам закупок.

Комиссия Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения всех доводов жалобы заявителя, проведения на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в полном объеме внеплановой проверки всех без исключения положений извещения об осуществлении закупки (не ограничиваясь доводами жалобы заявителя), а также изучила все электронные отчеты, полученные из ГИС «Независимый регистратор» не установила каких-либо иных признаков нарушения законодательства о контрактной системе и полагает необходимым признать жалобу заявителя необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя А необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

 


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/tyumenskoe-ufas-rossii/3ab55c13-ba8f-49cf-8426-d06f03a8d506/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты



Решение
Решение №АД/2953/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/106-568/2025 от 29 июля 2025 г.
Управление: Амурское УФАС России


Решение
Решение №30478/25 б/а от 29 июля 2025 г.
Управление: Московское УФАС России
Дело : Дело №077/07/00-9103/2025 ООО «Каска-Строй» на КП «КРТ»


Решение
Решение №072/06/44/103/2025 Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком уст... от 29 июля 2025 г.
Управление: Тюменское УФАС России
Дело : Дело №072/06/3-103/2025 Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком уст...
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение №МП/2950/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/104-571/2025 от 29 июля 2025 г.
Управление: Амурское УФАС России





Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru