Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение №072/06/44/112/2025 Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком уст... от 5 августа 2025 г. Дело №072/06/3-112/2025 Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком уст... из базы решений ФАС (№1868788) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Тюменское УФАС России
Дело : Дело №072/06/3-112/2025 Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком уст...
Сфера деятельности: Контроль закупок


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

РЕШЕНИЕ 072/06/44/112/2025

05 августа 2025 года                                                                                                                      г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее  Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции TrueConf в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобы индивидуального предпринимателя К на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) при проведении следующих электронных аукционов:

1) на поставку медицинских изделий: система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003425005401);

2) на поставку медицинских изделий: ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003425005411);

3) на поставку медицинских изделий: ультразвуковой аппарат (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003425005456),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступили жалобы индивидуального предпринимателя К на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) при проведении следующих электронных аукционов:

1) на поставку медицинских изделий: система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003425005401);

2) на поставку медицинских изделий: ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003425005411);

3) на поставку медицинских изделий: ультразвуковой аппарат (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003425005456).

Указанные жалобы заявителя признаны соответствующими требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Учитывая, что жалобы заявителя содержат тождественные доводы, Тюменское УФАС России объединяет рассмотрение поступивших жалоб в одно производство и принимает единое решение по всем трем поступившим жалобам заявителя.

Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком установлено ограничение закупок иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, вместе с тем, в нарушение требований части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки указаны технические характеристики закупаемого товара, которые не соответствуют ни одному УЗИ аппарату российского производства из реестра российской радиоэлектронной продукции, поскольку описание объекта закупки соответствует продукции исключительно иностранного производства более низкого качества, по завышенной цене. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что на день подачи жалобы в едином реестре российской радиоэлектронной продукции зарегистрировано несколько ультразвуковых аппарата, производства АО «НИПК «Электрон», АО «Уральский приборостроительный завод», АО «Заслон» и ООО НМФ «Нейротех» соответствующих тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке. Таким образом, по мнению заявителя, требования к товарам заказчиком установлены, таким образом, что ни одна модель содержащееся в едином реестре российской радиоэлектронной продукции не соответствует требованиям описания объекта закупки.

Заказчиком и уполномоченным органом в материалы дела представлены возражения на жалобу заявителя, просят признать жалобу заявителя необоснованной.

В ходе контрольного мероприятия Комиссией Тюменского УФАС России были изучены документы и информация, полученные путем формирования запроса в Государственной информационной системе «Независимый регистратор» (далее  ГИС «НР»):

1) извещение о проведении закупки;

2) протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

3) заявки участников закупки;

4) иные документы и информация, полученные в Государственной информационной системе «Независимый регистратор».

Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок осуществляет контроль за стадией определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (то есть, с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС в сфере закупок до заключения контракта включительно) и исключительно за соблюдением требований Закона о контрактной системе, и не правомочна осуществлять контроль в рамках главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» поскольку порядок рассмотрения подобного рода обращений и осуществление соответствующей проверки осуществляется в рамках иных правовых процедур которые регламентируются главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а не Законом о контрактной системе.

Следовательно, правовые основания для выделения материалов дела в отдельное производство в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ у Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок отсутствуют, поскольку жалоба заявителя поступила с использованием функционала ЕИС в сфере закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, что не предусмотрено требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, кроме того, жалоба ИП К. по своей структуре и содержанию не соответствует требованиям статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронных аукционов:

1) на поставку медицинских изделий: система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003425005401);

2) на поставку медицинских изделий: ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003425005411);

3) на поставку медицинских изделий: ультразвуковой аппарат (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003425005456).

Вышеперечисленные закупки осуществляются в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим).

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.rts-tender.ru

Комиссия Тюменского УФАС России рассмотрела также письменное ходатайство ИП К. исх.№ б/н, без даты (вх.№ 9076-ЭП/25 от 04.08.2025). Упоминаемый в указанной ходатайстве подателем жалобы Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14) утратил силу с 09.06.2023, в связи с принятием приказа ФАС России от 04.04.2023 № 189/23 и применению не подлежит. Кроме того, ИП К. в указанном ходатайстве просил перенести заседание Комиссии Тюменского УФАС России на время указанное в жалобе: начало с 09:00 до 12:00 (московское время), а также принять во внимание дополнительные устные доводы которые будут озвучены в ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России.

На указанное ходатайство Тюменским УФАС России направлен ответ исх.№ ЮВ/4737/25 от 28.07.2025, согласно которому, в удовлетворении заявленных ходатайств отказано. При этом, заявителю было сообщено, что в случае поступления в Тюменское УФАС России письменных возражений заказчика, они будут направлены для ознакомления заявителю по электронной почте.

Письменные возражения заказчика и уполномоченного органа были направлены Тюменским УФАС России для ознакомления на электронную почту заявителя (скриншот приобщен к материалам дела).

Ходатайство заявителя о направлении запроса в контрольный финансовый орган субъекта РФ для проведения проверки соблюдения заказчиком определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта и приобщения результатов указанной проверки к материалам дела, истребовании у заказчика оригиналов коммерческих предложений, а также для направления материалов в Министерство здравоохранения РФ Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым отказать, учитывая следующее.

Частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 и 10 настоящей статьи с учетом части 4 настоящей статьи.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении в том числе, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Учитывая вышеизложенное, антимонопольные органы в соответствии со своими полномочиями не осуществляют контрольные мероприятия за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Следовательно, Комиссия Тюменского УФАС России отказывает в удовлетворении ходатайства ИП К. о направлении Тюменским УФАС России запроса в органы внутреннего государственного финансового контроля в части осуществления проверки определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта для дальнейшего приобщения указанных результатов проверки к материалам рассматриваемого дела, увеличения срока рассмотрения жалобы, а равно истребовании у заказчика оригиналов коммерческих предложений, а также отказывает в направлении материалов проверки в Министерство здравоохранения РФ.

При этом, Тюменским УФАС России копии жалоб ИП К. направлены сопроводительными письмами исх.№ ЮВ/4869/25 от 01.08.2025, исх.№ ДП/4884/25 от 04.08.2025 в орган внутреннего государственного финансового контроля в лице Департамента финансов Тюменской области для проведения проверки, в части соблюдения заказчиком порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта по рассматриваемой закупке, о чем ИП К. был уведомлен в установленном действующим законодательством порядке.

Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие:

а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.

Во исполнение требований части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», из которого следует, что товары (работы, услуги), подпадающие под действие запрета перечислены в приложении № 1, а под действие ограничения в приложении № 2 к указанному Постановлению Правительства РФ.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что упоминаемый подателем жалобы перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878) утратил силу с 01.01.2025 на основании Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875.

Аналогично утратил силу упоминаемый подателем жалобы приказ Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании приказа Министерства финансов РФ от 08.10.2024 № 149н «О признании утратившими силу приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и внесенных в него изменений».

Частью 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при описании являющегося объектом закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения.

Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, информацию о запрете или об ограничении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки.

Извещения об осуществлении рассматриваемых закупок размещены в ЕИС в сфере закупок 22.07.2025 и 23.07.2025, следовательно, упоминаемый подателем жалобы перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878) на рассматриваемую закупку не распространяется.

Позицией 314 приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 предусмотрен код ОКПД2: 26.60.12.132 «Аппараты ультразвукового сканирования».

В извещении об осуществлении закупки с реестровым номером заказчиком установлено ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств, выполняемых работ, оказываемых услуг иностранными лицами в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В рассматриваемом случае, заказчиком объект закупки отнесен к коду 26.60.12.132 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети».

Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

На основании указанного кода ОКПД2 заказчиком применена позиция КТРУ 26.60.12.132-00000036, характеристики, установленные заказчиком в описании объекта закупки, соответствуют характеристикам, содержащимся в примененной к описанию объекта закупки позиции КТРУ, что соответствует Правилам ведения КТРУ.

Код ОКПД2 может состоять от 2 до 9 цифр, разделенных точками. Классификация строится по принципу от общего к частному.

ХХ  класс;

ХХ.Х  подкласс;

ХХ.ХХ  группа;

ХХ.ХХ.Х  подгруппа;

ХХ.ХХ.ХХ  вид;

ХХ.ХХ.ХХ.ХХ0  категория;

ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ  подкатегория.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги).

Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код ОКПД2: 26.60.12.132, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения закупаемого товара.

Правильное соотнесение закупаемого товара (работы, услуги) применительно к конкретному коду ОКПД 2 влияет на правильный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:

- на решение вопроса о необходимости предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов;

- необходимость учитывать запреты, ограничения, преимущества закупок товаров, происходящих из иностранных государств (статья 14 Закона о контрактной системе);

- соблюдение правил описания товара по Каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).

Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство не содержат положений, ограничивающих возможность заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД2 проводимых закупок. Более того, Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД2. При этом, не допускается выбор заказчиком кода ОКПД2 с целью изменения способа определения поставщика, обхода национального режима осуществления закупок или иных неправомерных действий.

Код позиции КТРУ представляет собой уникальный цифровой код, основанный на идентичных кодах ОКПД2. В отличие от ОКПД2, позиция КТРУ содержит описание самой товарной позиции, включающее как обязательные, так и не обязательные для применения заказчиком характеристики закупаемого товара.

Все имеющиеся на сегодняшний день коды позиций КТРУ относятся к медицинским изделиям для исследования человека.

В поступивших возражениях заказчика на жалобу заявителя указывается, что заказчиком в рамках формирования начальной (максимальной) цены контракта запросы на предоставление коммерческих предложений сделаны субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в Государственную информационную систему промышленности.

Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика.

Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание объекта закупки требования к товару, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать в описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

При этом, при проведении закупок заказчики описывают объекты закупок, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчиком проводился предварительный сравнительный анализ технических характеристик различных производителей ультразвуковых систем.

Совокупности установленных требований в описании объекта закупки соответствуют модели различных производителей, в том числе и российских производителей, модели производства которых внесены в реестр российской промышленной продукции. Ограничение количества участников закупки и нарушение принципа обеспечения конкуренции в части установления требований к закупаемому медицинскому оборудованию не установлены.

Также стоит отметить, что заявитель не изучил действующее законодательство и реестр российской промышленной продукции и представил в жалобе недостоверную информацию о внесенных в реестр ультразвуковых системах производства АО «Уральский приборостроительный завод». Ультразвуковые системы не внесены в Реестр российской промышленной продукции.

АО «НИПК «Электрон» № РЭ-4832/22 - система диагностическая для ультразвуковых исследований узи-электрон - данный реестровый номер является реестровой записью с истекшим сроком, который был внесен в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, на сегодняшний день не применяемый для целей государственных закупок.

Ссылки на официальный сайт «Госфарм» не являются ссылкой на реестр российской промышленной продукции.

Требованиям описания объекта закупки соответствует продукция как минимум двух производителей, а именно Система ультразвуковая диагностическая медицинская «РуСкан 65М» по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с принадлежностями АО НПО «Сканер», Россия, РЗН 2020/12882 и Система ультразвуковая диагностическая медицинская HS 60-RUS с принадлежностями «Самсунг медисон ко, лтд», Республика Корея, РЗН 2018/7390 (сравнительная таблица приложена в составе возражений заказчика).

Таким образом, довод заявителя об ограничении количества участников закупок не находит своего объективного подтверждения.

Заявитель в жалобе указывает, что описание объекта закупки вводит в заблуждение участников, содержит противоречивые характеристики, указывая, что заказчик требует одновременно: датчик дополнительный № 1 - нет и одновременно с этим требует: конфигурация датчика (доступно только при выборе датчик дополнительный № 1-да) - линейный интраоперационный, что прямо противоречит друг другу.

Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что описание объекта закупки не содержит характеристики - конфигурация датчика (доступно только при выборе датчик дополнительный № 1-да) - линейный интраоперационный.

В части довода заявителя о возможном нарушении Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым отметить, что в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 рассмотрение указанного вопроса не относилось к компетенции антимонопольного органа, поскольку в соответствии с пунктом 5 указанного постановления, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок ранее было определено Министерство промышленности и торговли РФ.

Кроме того, согласно пункту 29 Перечня утративших силу актов и отдельных положений актов Правительства РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875) Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» признано утратившим силу 01.01.2025, следовательно, требования Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 не распространяются на рассматриваемую процедуру закупки.

Частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, в единой информационной системе размещается отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, который формируется путем обработки содержащейся в единой информационной системе информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также путем формирования заказчиком информации об объеме закупок, информация о которых не подлежит в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе. В случаях, установленных в соответствии с частью 8 настоящей статьи, при которых отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, не подлежит размещению в единой информационной системе, заказчик до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, составляет и направляет такой отчет в указанный в части 7 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти.

Частью 7 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что рассмотрение предусмотренных частью 6 настоящей статьи отчетов об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, и оценка результатов осуществления в отчетном году таких закупок осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти до 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Исходя из буквального толкования положений частей 6, 7 статьи 14 Закона о контрактной системе, контроль исполнения вышеуказанных требований осуществляется по итогам прошедшего, а не текущего периода.

Кроме того, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 предусмотрено, что Министерство финансов РФ определено федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на рассмотрение отчетов об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, и оценку результатов осуществления в отчетном году таких закупок.

В обоснование своей позиции заявитель указывает, что закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, в связи с чем заказчик обязан установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Законодательством о контрактной системе не регламентированы случаи применения запретов на допуск программного обеспечения, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, когда объектом закупки является техническое, медицинское или иное оборудование с предустановленным программным обеспечением, без которого применение такого оборудования по назначению невозможно, и в извещении об осуществлении закупки не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие исполнения контрактных обязательств.

Данная позиция находит отражение в письме ФАС России от 30.12.2022 № ПИ/118987/22 «О рассмотрении обращения», письме Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 15.12.2022 № П11-2-05-106-94501.

Подпунктом «а» пункта 7 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 Министерству связи и массовых коммуникаций РФ поручено в 2-месячный срок необходимо утвердить:

- классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - классификатор), содержащий указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым определяется соответствие программного обеспечения классу программного обеспечения, по каждому классу программного обеспечения, предусмотренному классификатором, а также указание на соответствие классов программного обеспечения кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;

- правила применения классификатора.

Во исполнение требование подпункта «а» пункта 7 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 принят приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 22.09.2020 № 486 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Таким образом, классы программного обеспечения определены в приказе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 22.09.2020 № 486 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Кроме того, во исполнение требование подпункта «а» пункта 7 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 принят приказ Министерства связи и массовых коммуникаций от 31.12.2015 № 622 «Об утверждении правил применения классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Пунктом 3 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций от 31.12.2015 № 622 предусмотрено, что информация из Классификатора предназначена для обеспечения формирования Реестра, осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций от 31.12.2015 № 622 предусмотрено, что использование кода, не внесенного в Классификатор, не допускается.

Пунктом 5 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций от 31.12.2015 № 622 предусмотрено, что в классификаторе использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 4 цифровых знаков, и его структура представляется в следующем виде: ХХ  название раздела; ХХ.ХХ  название класса. Для обеспечения соответствия кодовых обозначений классификатора между вторым и третьим знаками кода ставится точка.

Программное обеспечение DICOM в соответствии с требованиями приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 22.09.2020 № 486 относится к классу: «Программное обеспечение для решения отраслевых задач в области здравоохранения»:

Классификатор

Описание класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Код (числовое обозначение) раздела или класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Код (числовое обозначение) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности

Раздел

Класс

Отраслевое прикладное программное обеспечение

 

 

12

62

58.29.2

58.29.3

58.29.32

58.29.4

62.01.2

62.01.29

 

Программное обеспечение для решения отраслевых задач в области здравоохранения

Программное обеспечение, предназначенное для обеспечения деятельности в медицинских организациях, включая автоматизацию управления лечебно-профилактическими учреждениями, системы управления медицинской техникой, системы сбора, хранения и обработки данных

12.21

58.29.2

58.29.3

58.29.32

58.29.4

62

62.01.2

62.01.29

Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, в том числе подтверждение соответствия установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, подконтрольных лицам, находящимся под санкциями.

Согласно информации с официального сайта Реестра российского программного обеспечения: https://reestr.digital.gov.ru/reestr/304573/, на сегодняшний день в указанном реестре по коду раздела или класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных 12.21 зарегистрировано российское программное обеспечение с реестровой записью № 3223 от 29.03.2017 на телемедицинскую систему «Регистрации инструментальных исследований DICOM» (TMC «Регистрации инструментальных исследований DICOM»):

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что объект закупки «система ультразвуковой визуализации универсальная» не подходит под определение программного обеспечения предусмотренное пунктом 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Программное обеспечение «Dicom-просмотрщик», на которое ссылается заявитель жалобы, является программным обеспечением для персональных компьютеров либо других устройств, но не подходит для установки на ультразвуковые системы. Всё программное обеспечение для ультразвуковых систем является специализированным, которое может быть установлено только производителем только на ультразвуковых системах. Программное обеспечение для ультразвуковых систем не находится в свободном гражданском обороте.

DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine)  это медицинский отраслевой стандарт создания, хранения, передачи и визуализации цифровых медицинских изображений и документов обследованных пациентов (т.е. протокол передачи данных, а не программа).

Вопреки доводам заявителя, заказчиком не установлено требование о необходимости поставки программного обеспечения DICOM. Поскольку в описании объекта закупки, а также в проекте контракта отсутствуют требования о необходимости передачи лицензионных прав на пользование программой DICOM, ее установки и прочее, следовательно, какие-либо нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при формировании извещения об осуществлении закупок заказчиком по мнению Комиссии Тюменского УФАС России отсутствуют.

Следовательно, все программное обеспечение, входящее в состав поставки, является предустановленным (в том числе, программный модуль DICOM), контрактом не предусмотрена самостоятельная поставка программного обеспечения в качестве отдельного товара, данное программное обеспечение не может быть использовано на другом оборудовании и является принадлежностью к закупаемой системе.

В этой связи, требования к программному обеспечению не описаны как самостоятельные в объекте закупки, а указаны как характеристики необходимого медицинского изделия и имеют информационный характер для понимания пользователя в каких форматах будет выдаваться и сохраняться результат исследования, ввиду чего не могут быть идентифицированы как самостоятельный объект закупки.

Как указано ранее, объектом закупки является оборудование, а не программное обеспечение. Программное обеспечение не выделено как отдельный объект закупки.

Все программы, которые могут поставляться с оборудованием, являются встроенными микропрограммами, необходимыми для функционирования закупаемого оборудования.

Встроенная микропрограмма разработана производителем для конкретного электронного оборудования (устройства) и не может рассматриваться как программное обеспечение в привычном понимании. Она может быть установлена только на то устройство, для которого разработана. Микропрограмма  является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга.

Все встроенные микропрограммы не находятся в свободном гражданском обороте для приобретения любыми лицами. Они могут быть использованы только на ультразвуковых системах соответствующего производителя.

Таким образом, при поставке ультразвукового сканера не предусмотрена поставка программного обеспечения.

На основании изложенного Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о том, что правовых оснований для применения в рамках рассматриваемой закупки запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 не имеется.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать необоснованным.

Также в составе жалобы заявитель указывает, что структурированная форма извещения сформирована заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе, так как в составе извещения отсутствует в отдельном файле техническое задание, в четком соответствии с описанием объекта закупки отраженном в извещении.

С 01.10.2023 заказчики начали размещать извещения об осуществлении закупок в структурированном виде, а поставщики (подрядчики, исполнители) подавать структурированные заявки по новым правилам.

Пунктом 31 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Описание объекта закупки (приложение № 1 к извещению) в виде отдельного файла размещено заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок и является неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки.

Указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным, так как в составе жалобы заявителем, не указаны положения извещения, описания объекта закупки, являющиеся противоречивыми и/или неполными в той или иной части.

В составе жалобы заявитель указывает, что в извещении не указаны контактные данные лица заказчика, при этом, по мнению заявителя, в извещении подлежат указанию контактные данные лица, являющегося конечным получателем изделия.

Пунктом 1 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком).

В составе извещения об осуществлении закупки заказчиком размещены контактные данные лица, являющегося ответственным должностным лицом, в котором указаны инициалы должностного лица, адрес электронной почты и номер контактного телефона, что соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика размещать в извещении сведения о сотрудниках, фактических получателях закупаемого изделия, в связи с чем размещение вышеуказанной информации об ответственном лице и его контактных данных (контактных данных заказчика) является надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Таким образом, указанный довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

Также в составе жалобы заявитель указывает, что составе извещения, в том числе в проекте контракта, не содержится сведений о сроке действия и окончания контракта.

Пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ, содержащий проект контракта.

Сведения о сроках исполнения контракта размещены заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки.

Извещение об осуществлении закупки содержит информацию: дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта - 31.12.2025. Аналогичные сроки исполнения контракта указаны в пункте 11.1 проекта контракта.

Таким образом, указанный довод жалобы заявителя является необоснованным.

Упоминаемые заявителем ссылки на судебную и административную (ведомственную) практику по мнению Комиссии Тюменского УФАС России являются несостоятельными, поскольку судебная, административная практика и разъясняющие письма федеральных органов исполнительной власти не являются источником права в Российской Федерации, содержат казуальное толкование, указанные правоприменительные и информационные акты вынесены в рамках иных процедур закупок, с участием иных лиц, а следовательно, не имеют преюдициального или прецедентного характера, и не являются общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера которые распространяются на неопределенный круг лиц, что прямо указывает на то, что дела не являются идентичными. Указанные правовые акты не обладают свойством нормативности, поскольку являются индивидуальными, ненормативными правовыми актами, принятыми с участием конкретных лиц в которых анализируются конкретные обстоятельства дел. Также стоит отметить, что судебная и ведомственная (административная) практика не обладает свойствами доказательства по делу. При этом, Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов, в том числе, принятых по ранее рассмотренным делам.

Комиссия Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения всех доводов жалобы заявителя, проведения на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в полном объеме внеплановой проверки всех без исключения положений извещения об осуществлении закупки (не ограничиваясь доводами жалобы заявителя), а также изучила все электронные отчеты, полученные из ГИС «Независимый регистратор» не установила каких-либо иных признаков нарушения законодательства о контрактной системе и полагает необходимым признать жалобу индивидуального предпринимателя К необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобы индивидуального предпринимателя К необоснованными.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии:

Члены комиссии:


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/tyumenskoe-ufas-rossii/d153bcce-57b3-4983-8872-cd19fb0f6790/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1576/2025 от 17 июля 2025 г.
Управление: Челябинское УФАС России
Дело : Дело №074/07/3-1576/2025 Жалоба №8505/25
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение №ДМ/2462/25 Решение от 5 августа 2025 г.
Управление: Мордовское УФАС России
Дело : Дело №013/06/42-341/2025 44-ФЗ


Решение
Решение №050/07/223-27419/2025 050/07/223-27419/2025 от 5 августа 2025 г.
Управление: Московское областное УФАС России
Дело : Дело №050/07/223-27419/2025 050/07/223-27419/2025


Решение
Решение №072/06/44/110/2025 Заявитель в жалобе указывает, что сформированное заказчиком ... от 5 августа 2025 г.
Управление: Тюменское УФАС России
Дело : Дело №072/06/3-110/2025 Заявитель в жалобе указывает, что сформированное заказчиком ...
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение №ДМ/2463/25 Решение от 5 августа 2025 г.
Управление: Мордовское УФАС России
Дело : Дело №013/06/104-342/2025 44-ФЗ





Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru