База решений ФАС
Решение б/н - от 14 августа 2025 г. Дело №055/10/5-900/2025 - из базы решений ФАС (№1869266) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Омское УФАС России Дело : Дело №055/10/5-900/2025 - Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Решение № 055/10/5-900/2025 по результатам проверки сведений о недобросовестном участнике закупки, уклонившемся от заключения договора 14.08.2025 г. Омск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, уполномоченная проверять сведения, предоставляемые в антимонопольный орган в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Комиссия), в составе: <&> заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; <&> начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии; <&> главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии, <&> ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,
рассмотрев обращение автономного учреждения Омской области «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» (далее АУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями», Заказчик, Учреждение)
(вх. от 04.08.2025 при участии представителей Заказчика: <&>; в отсутствие представителя Ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения обращения по существу, УСТАНОВИЛА: 1. В Омское УФАС России 04.08.2025г. поступило обращение АУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» о включении сведений об ИП <&> в реестр недобросовестных поставщиков с приложением документов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения договора по результатам закупочной процедуры. АУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» проведен аукцион в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказания услуг по комплексной уборке помещений здания и прилегающей территории спорткомплекса по адресу: <&> (далее аукцион, закупка). В соответствии с протоколом проведения итогов аукциона № 3518590/32514942628-04, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 23.06.2025 победителем закупки признана ИП <&> с предложенной ценой договора: 8 866 537,77 руб. 02.07.2025 предельный срок заключения договора. В установленный срок ИП <&> не предоставила подписанный проект договора Заказчику, в связи с чем, протоколом от 03.07.2025 № 3518590/32514942628-5 признана уклонившейся от заключения договора. На основании изложенного, АУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» просит внести сведения об ИП <&> в реестр недобросовестных поставщиков. 2. На заседание Комиссии 14.08.2025 ИП <&>, извещенная о месте и времени рассмотрения заявления Заказчика по существу (уведомление Омского УФАС России от 05.08.2025 № ГЛ/5271/25), не явилась, представителя не направила, письменных пояснений относительно доводов, указанных в заявлении АУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями», не представила. 3. В Омское УФАС России 04.08.2025 от АУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» поступили сведения, предусмотренные пунктами 3 7 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров. Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Правила направления заказчиками сведений), устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров. Из пункта 2 Правил направления заказчиками сведений следует, что в случае уклонения от заключения договора победителя закупки заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения, предусмотренные пунктами 3 7 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков. Из представленных АУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» документов, Комиссией установлено, что Заказчиком 12.06.2025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» АУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» размещено извещение о проведении аукциона и документация о закупке. Согласно документации об аукционе предметом закупки является: оказание услуг по комплексной уборке помещений здания и прилегающей территории спорткомплекса. В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона № 3518590/32514942628-04, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 23.06.2025 победителем аукциона признана ИП <&> с предложенной ценой договора: 8 866 537,77 руб. Условия заключения договора установлены Учреждением в разделе 5 документации об аукционе. Так, в соответствии с пунктом 5.1.3. документации об аукционе в течение пяти рабочих дней со дня размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона Заказчик по средством электронной площадки направляет победителю или единственному участнику аукциона без своей подписи проект договора, включающий необходимые сведения. В соответствии с пунктом 5.1.4 документации об аукционе победитель закупки (или иное лицо, с которым заключается договор) в течение пяти рабочих дней со дня направления Заказчиком проекта договора подписывает его электронной подписью и загружает на электронную площадку документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора (если такое требование установлено в настоящей документации). Пунктом 5.1.6 документации об аукционе установлено, что если участник закупки, с которым заключается договор, получив проект, обнаружит в его тексте неточности, технические ошибки, опечатки, несоответствие условиям, которые были предложены в заявке этого участника закупки, оформляется протокол разногласий в течение трех рабочих дней со дня направления Заказчиком проекта договора. Протокол разногласий составляется в письменной форме. Подписанный участником закупки протокол в день его оформления направляется Заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение трех дней со дня его получения от участника закупки. Если замечания участника закупки учтены полностью или частично, Заказчик вносит изменения в проект договора и повторно направляет его участнику закупки. Вместе с тем Заказчик вправе направить участнику закупки договор в первоначальном варианте и отдельный документ с указанием причин, по которым в принятии замечаний участника закупки, содержащихся в протоколе разногласий, отказано. Участник закупки, с которым заключается договор, в течение трех дней со дня его получения подписывает договор в окончательной редакции Заказчика электронной подписью. Победитель или единственный участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в следующих случаях: - не подписал договор в редакции Заказчика в течение срока, регламентированного п. 5.1.4. настоящей документации; - направил Заказчику прямой письменный отказ от подписания договора; - не предоставил обеспечение исполнения договора в срок, установленный документацией, или предоставил с нарушением условий, указанных в настоящей документации, если требование о предоставлении такого обеспечения было предусмотрено; - предъявил при подписании договора встречные требования по условиям договора, в противоречие ранее установленным в настоящей документацией и (или) в заявке участника закупки (пункт 5.1.7 документации об аукционе). Комиссией при рассмотрении настоящего дела установлена следующая хронология событий. 27.06.2025 Заказчиком на электронной площадке РТС-тендер размещен проект договора. 02.07.2025 ИП <&> отклонила проект договора, разместила под видом протокола разногласий на электронной площадке письмо, в котором сообщила, что ею направлена жалоба в антимонопольный орган на действия Заказчика, после проведения проверки будет готова заключить договор. Ввиду того, что договор не был заключен с Заказчиком, закупочная комиссия Заказчика приняла решение 03.07.2025 о признании победителя аукциона ИП <&> уклонившейся от заключения договора (протокол № 3518590/32514942628-5). 03.07.2025 Заказчик опубликовал протокол отказа от заключения договора, в связи с признанием участника закупки уклонившимся от заключения договора. Комиссия, оценив указанные действия Заказчика и ИП <&>, сообщает следующее. В протоколе № 3518590/32514942628-5 о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения договора от 03.07.2025 Заказчиком указано, что последний срок подписания проекта договора победителем закупки 02.07.2025 года. Однако Комиссия сообщает, что последний срок для подписания договора победителем аукциона (согласно пункту 5.1.4 документации об аукционе) является 04.07.2025. Кроме того, действительно 02.07.2025 от ИП <&> в Омское УФАС России поступила жалоба на действия АУ «Дирекция по управлению спортсооружениями» при проведении электронного аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексной уборке помещений здания и прилегающей территории спорткомплекса (извещение в ЕИС № 32514942628). Уведомлением Омского УФАС России № ГЛ/4518/25 от 03.07.2025 жалоба предпринимателя была принята к рассмотрению, заключение договора по результатам аукциона было приостановлено до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Уведомление Омского УФАС России № ГЛ/4518/25 от 03.07.2025 было направлено Заказчику и оператору ЭТП 03.07.2025 в 11:03 час. Рассмотрение указанной жалобы состоялось 10.07.2025. Соответственно, в силу части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции до указанной даты Заказчик не вправе был совершать действия, направленные на заключение договора. Более того, у участника закупки в соответствии с пунктом 5.1.4 документации об аукционе срок на заключение им договора не истек, вместе с тем, Заказчик в нарушение регламентированного аукционной документации срока признал победителя закупки уклонившимся от заключения договора. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах. При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Закон о закупках не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом, признанным победителем закупки, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие).
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 Так, в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры гражданско-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств. По результатам проверки представленных АУ «Дирекция по управлению спортсооружениями» сведений в отношении ИП <&>, на основании пункта 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», во исполнение приказа ФАС России от 24.12.2024 № 1072/24 Комиссия с учетом всех обстоятельств, установленных при рассмотрении обращения АУ «Дирекция по управлению спортсооружениями», РЕШИЛА: Отказать во включении сведений об индивидуальном предпринимателе <&> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Председатель Комиссии <&> Члены Комиссии <&> <&> <&> Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/omskoe-ufas-rossii/373ad956-438e-4f7f-aa12-f47f91a25cd2/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ВФ/3147/25 РЕШЕНИЕ №028/06/104-601/2025 от 15 августа 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №32560/25 б/а от 14 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9258/2025 ООО «Эноико» на Службу управления имуществом Московской желе... Решение Решение №004/06/49-303/2025 РЕШЕНИЕ по делу №004/06/49-303/2025 о нарушении законодатель... от 14 августа 2025 г. Управление: Алтайское республиканское УФАС России Решение Решение б/н решение по делу от 14 августа 2025 г. Управление: Омское УФАС России Дело : Дело №055/05/18-831/2025 дело по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального з... Решение Решение №32662/25 ба от 14 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9771/2025 ... на ФГУП «Росморпорт» |