База решений ФАС
Решение №6036/25 В ходе выполнения поручения ФАС России от 20.02.2025 № МШ/14... от 22 августа 2025 г. Дело №064/10/9-486/2025 В ходе выполнения поручения ФАС России от 20.02.2025 № МШ/14... из базы решений ФАС (№1869296) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Саратовское УФАС России Дело : Дело №064/10/9-486/2025 В ходе выполнения поручения ФАС России от 20.02.2025 № МШ/14... Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 064/01/9-486/2025 о нарушении антимонопольного законодательства Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2025 года Решение в полном объеме изготовлено 22 августа 2025 года г. Саратов Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/9-486/2025 (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя ООО), рассмотрев дело в отношении ООО по признакам нарушения ч. 7 ст. 9 и п. 6 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Закон о торговле), и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41 Закона о защите конкуренции, УСТАНОВИЛА: В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами. В соответствии с пунктом 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее - Положение), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (пункт
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 16 Закона о торговле федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе выполнения поручения ФАС России от 20.02.2025 № МШ/14679/25 Саратовским УФАС России было установлено следующее. На территории Саратовской области под брендом торговой сети «Светофор» осуществляет деятельность ООО «» . Поставку продовольственных товаров в торговую сеть «» осуществляет логистический центр ООО Согласно п. 1 ст. 2 Закона о торговле одним из видов торговой деятельности является оптовая торговля, связанная с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Согласно данным из ЕГРЮЛ ООО осуществляет деятельность по оптовой торговле продовольственными Товарами. Из открытых данных следует, что в 2024 году выручка ООО «» составила 846 430 тысяч рублей. Из представленных поставщиками ООО документов следует:
Так, ООО и ООО «» 21.06.2024 заключен договор поставки продовольственных товаров № 353 (далее - Договор № 353 от 21.06.2024).
В пункте 1 дополнительного соглашения № 1 указано: Изложить п. 7.9. Договора в следующей редакции: «Расчёты за поставленный Товар производятся Покупателем по мере его реализации конечному потребителю, после поступления денежных средств на расчётный счёт Покупателя по следующему графику. Первый платёж осуществляется при поступлении на расчётный счёт Покупателя денежных средств от реализации Товара в сумме не менее 20 000 (двадцати тысяч) рублей, U U U T-v U являющейся минимальной суммой платежа. В дальнейшем платежи производятся через каждые 7 (семь) дней на 8 (восьмой) день. Платежи, попадающие по графику на выходной, праздничный день, переносятся на следующий рабочий день. Окончательный расчет за Товар производится Покупателем не позднее 40 (сорок) календарных дней со дня его приемки, указанного в ТН. Стороны согласились, что неустойка не начисляется за первые 50 дней просрочки оплаты по истечении установленного 40- дневного срока отсрочки оплаты». Аналогичные дополнительные соглашения с указанной выше редакцией пункта 7.9. Договора заключены ООО «Саратов Ритейл Сервис» с другими хозяйствующими субъектами в дополнительных соглашениях к договорам поставки товаров, заключенными в день подписания договора поставки:
Так, ООО «» и ООО «» 21.03.2023 заключен договор поставки товаров № 11 (далее - Договор № 11 от 21.03.2024).
Аналогичные соглашения о намерениях долгосрочного сотрудничества, с указанными выше условиями в п. 7, заключены ООО «» с другими хозяйствующими субъектами в день подписания договора поставки:
Согласно представленной информации договоры поставки продовольственных товаров является действующими. Согласно ч. 7 ст. 9 Закона о торговле в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается и исполняется (реализуется) договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:
По условиям указанных выше договоров ООО «» осуществляет оплату продовольственных товаров исключительно в том случае, если такие товары реализованы конечным потребителям, то есть предельные сроки оплаты фактически не установлены. Закон о торговле не допускает отказ покупателя от оплаты нереализованных качественных продовольственных товаров. В ином случае нивелируются гарантии оплаты поставленных продовольственных товаров. Условие о зависимости оплаты товара от реализации последнего и получения денежных средств от магазинов розничной сети противоречит части 7 статьи 9 Закона о торговле. Указанные условия договора поставки не устанавливают для товаров со сроком годности свыше 30 дней ограничения возможности покупателю вернуть качественные нереализованные продовольственные товары без оплаты в срок, превышающий 40 календарных дней со дня их фактического получения. Таким образом, в действиях ООО «» содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 9 Закона о торговле, выразившиеся во включение в договоры сроков оплаты продовольственных товаров с нарушением требования законодательства.
ООО «» и ООО «» 21.03.2023 заключен договор поставки товаров № 11 (далее - Договор № 11 от 21.03.2024), (ООО «» и ООО «»).
Согласно п. 2 Соглашения Стороны согласились, что в случае отказа Торговой сети «» от реализации Товара, поставщик в безусловном порядке обязан вывезти отказной Товар со склада Покупателя, либо из магазинов Торговой сети «» собственными силами и за свой счет в течение двадцати календарных дней с момента получения уведомления о возврате Товара, а Покупатель обязуется подготовить возвращаемый отказной Товар у себя на складе, либо в магазинах Торговой сети «» к отгрузке Поставщику. В договоре поставки отсутствует положение, согласно которому указанное условие не применяется в целях возврата продовольственных товаров со сроком годности не более 30 дней. В ассортимент поставщика, договор ООО «» с которым содержит указанное условие, входят продовольственные товары со сроком годности не более 30 дней, что подтверждается декларациями о соответствии ООО «» на товар:
Факт поставки указанных товаров подтверждается универсальными передаточными документами, в частности:
-УПД Л-337 от 02.03.2025 п. 2 сметана «Супер-коровка» 20% 800гр., п.6 Творог 9% 800гр;
Документами, подтверждающими возврат нереализованного товара со сроком годности менее 30 суток, является универсальные корректировочные документы:
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается: заключать между собой договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, на которые срок годности установлен до тридцати дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, если иное допускается или предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, в действиях ООО «» имеются признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле, выразившиеся в нарушение запрета на заключение договора с условием о возврате поставщику продовольственных товаров, срок годности на которые установлен свыше 30 дней. Из пункта 2 соглашения о намерениях долгосрочного сотрудничества следует, что Покупатель (ООО «») является Поставщиком продовольственных товаров в торговую сеть «». Соответственно, на деятельность ООО «с» распространяется действие ч.7 ст. 9 и п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. На основании изложенного, Саратовским УФАС России в действиях ООО «» были установлены признаки нарушения ч. 7 ст. 9 Закона о торговле, выразившиеся во включение в договоры сроков оплаты продовольственных товаров с нарушением требования законодательства и признаки нарушения 6 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле, выразившиеся в нарушении запрета на заключение договора с условием о возврате поставщику продовольственных товаров, срок годности на которые установлен свыше 30 дней. В ходе рассмотрения дела от ООО «» поступили письменные пояснения от 30.05.2025 № 5760-ЭП-25 (далее - Пояснения), из которых следует, что Общество не согласно с нарушением законодательства о торговле, поскольку договорами поставки и дополнительными соглашениями установлен предельный срок оплаты товара - 40 календарных дней, который соответствует п. 3 ч. 7 ст. 9 Закона о торговле. Общество указывает, что в пункте № 1 дополнительных соглашений сторонами согласовано условие о зависимости оплаты товара от реализации последнего и получения денежных средств от магазинов розничной сети (потестативное условие), однако срок оплаты в любом случае не может превышать 40 дней, о чём прямо указано в том же пункте. Комиссия не соглашается с доводами ООО «» ввиду следующего: Первый абзац п. 1 дополнительного соглашения об оплате поставленного товара по мере его реализации конечному потребителю фактически нивелирует условие о том, что окончательный расчет за товар производится покупателем не позднее 40 (сорок) календарных дней со дня его приемки, указанного в товарной накладной. Кроме того, условие о том, что неустойка начисляется за первые 50 дней просрочки оплаты по истечении установленного 40 -дневного срока отсрочки оплаты и условия, установленного в п. 2 дополнительного соглашения, указано о том, что оплата производится исключительно за товар, который был фактически реализован розничным покупателям, дополнительно указывают на то, что договорные условия предусматривают наступление обстоятельств по просрочке оплаты поставленного товара свыше 40 календарных дней. Саратовским УФАС России был направлен запрос в адрес поставщиков ООО «» о представлении информации по факту оплаты ООО «» поставленных продовольственных товаров по действующим договорам поставки в срок свыше 40 (сорока) календарных дней. Согласно информации, представленной ООО «» от 07.07.2025 № 7124- ЭП/25, хозяйственная деятельность между ООО » и ООО «» ведется в рамках договора № СРС/22-02/224 от 22.02.2024. За весь период работы оплата за товар осуществляется по мере реализации товара. По состоянию на
Согласно информации, представленной ООО «» от 01.07.2025 № 6932-ЭП/25, ООО «» оплачивало поставленный товар в сроки, превышающие 40 календарных дней. Так согласно акту сверки взаимных расчетов, за 2024 год оплата по товарной накладной БП-1352 от 18.06.2024 поступали поэтапно, в том числе по истечении 40 календарных дней, например: поступление на расчетный счет 7838 от 05.12.2024 в размере 108 098,70 рублей, поступление на расчетный счет 7956 от 09.12.2024 в размере 35 729,02 рублей, поступление на расчетный счет 8183 от 24.12.2024 в размере 511922,62 рублей. Согласно информации, представленной ООО «» от 27.06.2025 № 6853- ЭП/25, ООО «» превышало на 40 календарных дней срок оплаты товаров, что подтверждается актом сверки расчетов. Из информации, представленной ОАО «» от 6924- ЭП/25 от 30.06.2025, следует, что по товарной накладной ТН ТК00002790 от 21.11.2024 оплата от ООО «» поступала в срок, превышающий 40 календарных дней. Срок оплаты по договору 01.01.2024, вместе с тем, оплата поступали в частности на сумму 74871,23 рублей (платежное поручение 2492), 21.05.2025 на сумму 71607,11 рублей (платежное поручение № 373), 15.05.2025 на сумму 30627,81 рублей (платежное поручение № 2116). Согласно информации, представленной ООО «» от 07.07.2025 № 7126- ЭП/25, ООО «Саратов Ритейл Сервис» производило оплату поставленных товаров по договору поставки товаров в срок превышающий 40 календарных дней, что подтверждается следующим: по УПД № 779 от 10.09.2024 на сумму 818 521,20 рублей, УКД №2 на сумму 57888,36 рублей поступали в частности следующие платежи: (платежные поручения № 527 от 04.02.2025 на сумму 57 929,71 рублей, платежное поручение № 305 от 27.01.2025 на сумму 47 657,04 рублей, платежное поручение № 255 от
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствую, что ООО «» систематически осуществляет оплату поставленных товаров в срок превышающий 40 календарных дней. Также ООО «» в своих пояснениях указывает, что нарушений Закона о торговле по включению условий в соглашение о намерениях долгосрочного сотрудничества о том, что «Интересам Сторон соответствует следующий порядок расчетов Покупателем за Товар: 7.1 По мере его реализации конечному потребителю, после поступления денежных средств на расчетный счёт Покупателя от магазинов Торговой сети «Светофор». 7.2 Первый платеж осуществляется при поступлении на расчетный счет Покупателя денежных средств, согласно и.7.1 Соглашения, в сумме не менее двадцати тысяч рублей, которая, соответственно, является минимальной суммой платежа Поставщику» нет, поскольку пунктом 7.9 Договора поставки установлено следующее: «Расчёты за поставленный Товар производятся Покупателем в сроки, предусмотренные п. 7 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». С данным доводом нельзя согласится поскольку согласно п.8 соглашений о намерениях долгосрочного сотрудничества не предусмотренные Соглашением взаимоотношения Сторон регулируются Договором, соответственно Соглашение имеет приоритетную силу перед Договором, фактически является изъятием из Договора. Кроме того, в соглашениях о намерениях долгосрочного сотрудничества указано:
Указанные пункты свидетельствуют фактически об отсутствии сроков оплаты товаров. При этом оплату товаров в срок превышающий 40 календарных дней также подтверждается информацией, представленной поставщиками. Так ИП "" представлены пояснения и документы от 03.07.2025 № 7047- ЭП/25. ИП "" указывает, что ООО «» неоднократно производило оплату товаров по заключенному Договору поставки товаров №СРС/19007/2022 от 19.07.2022 с нарушением срока оплаты за товар, установленного пп. З п.7 ст.9 Закона о торговле и на момент подготовки ответа на запрос за ООО «» перед ИП "" числится задолженность и размере 145 447 рублей 64 копейки. Указанные обстоятельства подтверждаются приложенными документами, а в частности актом сверки взаимных расчетов №420 за период с 01.11.2023, актом сверки взаимных расчетов за декабрь 2024, актом сверки взаимных расчетов за ноябрь 2024. Информацию об оплате поставленных товаров в срок свыше 40 календарных дней подтвердили ООО «» (вх. от 03.07.2025 №7021- ЭП/25) и ООО «» (вх. от 26.06.2025 № 6775-ЭП/25). Таким образом в действиях ООО «» имеются признаки нарушения ч. 7 ст. 9 Закона о торговле, выразившиеся во включение в договоры сроков оплаты продовольственных товаров с нарушением требования законодательства. Также от ООО «» поступили дополнительные письменные пояснения от 24.06.2025 № 6614-ЭП/25, из которых следует, что ООО «» не признает нарушения и. 6 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле, выразившиеся в нарушение запрета на заключение договора с условием о возврате поставщику продовольственных товаров, срок годности па которые установлен свыше 30 дней, поскольку в договоре отсутствует пункт о возможности такого возврата, указанный в определении Товар является Товаром ненадлежащего качества и фактический возврат указанного Товара не производился. Стороны по взаимному согласованию оформили корректировочный счет-фактуру, поскольку у Товара имелись недостатки но качеству. ООО «» представлены письменные пояснения от 02.07.2025 № 7016-ЭП/25 в которых Общество указывает, что возврат нереализованного некачественного товара, товара с истекшим сроком годности, логистическим центром не осуществлялся. Возврат товара согласно приложенным универсально-корректировочным документам осуществлялся в связи с выявлением брака. На основании изложенного Комиссия ввиду отсутствия подтверждения возврата товара со сроком годности менее 30 дней приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. 11.07.2025 Комиссией Саратовского УФАС России было принято заключение об обстоятельствах рассматриваемого дела № 064/01/9-486/2025 (далее Заключение). 31.07.2025 ООО «» направило письменные возражения на Заключение (далее Возражения), согласно которым вывод Комиссии о неограниченном сроке оплаты не соответствует действительности, поскольку прямо противоречит пункту 1 соглашения, при этом, пункт 2 соглашения не регулирует сроки оплаты; а также поскольку возможность возврата таких товаров не отменяет срок оплаты 40 календарных дней, за нарушение которого для ООО «» установлена гражданско-правовая ответственность. Поставщики не лишены возможности защитить свои права в рамках досудебного и судебного урегулирования спора. С данным доводом ООО «» нельзя согласиться, поскольку в Договорах и их приложениях отсутствует конкретный срок оплаты товаров, срок оплаты ставится в зависимость от реализации товара. Нарушение ч. 7 ст. 9 Закона о торговле, подтверждено материалами антимонопольного дела. Выводы Саратовского УФАС России подтверждаются сложившейся судебной практикой по делам А32-26714/2024, А58-8304/2024, А32-59424/2022, А32-17440/2023 Вина ООО «» в совершении нарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 9 Закона о торговле, заключается в том, что у ООО «» имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, а именно установлении срока оплаты товара в соответствии с требования Закона о торговле. На основании вышеизложенного, действия ООО «» по включению в дополнительные соглашения к договорам поставки товаров сроков оплаты продовольственных товаров с нарушением требования законодательства, являются нарушением ч. 7 ст. 9 Закона о торговле, поскольку данные действия прямо противоречат положениям Закона о торговле. В соответствии со ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. В целях предупреждения и пресечения совершения недобросовестных действий со стороны ответчика, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи ООО «» предписания по делу № 064/01/9-486/2025 о нарушении антимонопольного законодательства. Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч.1 ст. 49, ст. 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА:
1.1. Основания для прекращения производства по делу № 064/01/9-486/2025 в отношении ООО «» по ч. 7 ст. 9 Закона о торговле отсутствуют.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд и в течение одного месяца со дня его принятия в коллегиальный орган ФАС России. Председатель Комиссии Члены Комиссии: Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/saratovskoe-ufas-rossii/f1790dfb-b79e-4e27-8caa-d51ea7266962/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №3136/25 Решение № 053/10/99-475/2025 по результатам внеплановой док... от 22 августа 2025 г. Управление: Новгородское УФАС России Решение Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы от 22 августа 2025 г. Управление: Адыгейское УФАС России Дело : Дело №001/10/18.1-353/2025 Жалоба на действия организатора торгов АМО "Майкопский район... Решение Решение №3137/25 РЕШЕНИЕ № 053/10/99-477/2025 по результатам внеплановой до... от 22 августа 2025 г. Управление: Новгородское УФАС России Решение Решение №78/19906/25 по жалобе физического лица от 22 августа 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №78/19951/25 по жалобе ООО "АМ Сервис" от 22 августа 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России |