База решений ФАС
Решение №ИМ/9195/23 Решение по жалобе от 25 сентября 2023 г. Дело №047/10/18.1-2686/2023 Жалоба вх. № 10695-ЭП/23 из базы решений ФАС (№1843454) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Ленинградское УФАС России Дело : Дело №047/10/18.1-2686/2023 Жалоба вх. № 10695-ЭП/23 Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Заказчик: ГУП «Леноблводоканал» <<___>>, г. Выборг, Выборгский р-н, Ленинградская обл., 188800 <<___>>
Заявитель: ООО <<___>> <<___>>, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423800 <<___>>
РЕШЕНИЕ по жалобе ООО <<___>> Санкт-Петербург Резолютивная часть решения оглашена: 20.09.2023 Решение изготовлено в полном объеме: 25.09.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее Комиссия) на основании Приказа от 15.06.2023 № 321/23 по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе: Председатель Комиссии: <<___>> врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии; Члены Комиссии: <<___>> начальник отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России, член Комиссии; <<___>> заместитель начальника отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России, член Комиссии; <<___>> специалист-эксперт отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России, член Комиссии;
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью <<___>> (далее ООО <<___>>) (вх. №10695-ЭП/23 от 06.09.2023) на действия Государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» (далее Заказчик, ГУП «Леноблводоканал»), в присутствии представителя ГУП «Водоканал Ленинградской области» - <<___>> (доверенность № 95 от 12.01.2023), в присутствии представителя ООО <<___>> - <<___>> (доверенность от 07.09.2023),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО <<___>> (вх. №10695-ЭП/23 от 06.09.2023) на действия ГУП «Леноблводоканал» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку сульфата железа (III) (10% водный раствор) в кубовых емкостях, с начальной (максимальной) ценой договора в размере 29 784 000 руб. (извещение № 32312720851) (далее Запрос предложений). В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В соответствии с письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее. Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика противоречат нормам Закона о закупках. В жалобе ООО <<___>> изложены следующие доводы: «1. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки: в описание предмета закупки включены требования к товару, влекущие за собой необоснованное ограничение конкуренции и количества участников закупки. & детализация Заказчиком предмета конкурентной закупки посредством установления "специальных" требований к предмету закупки в виде упаковки товара конкретно в кубовых емкостях является необоснованной, поскольку указанный синтетический коагулянт (сульфат железа (III)) заливают в т.ч. в стальные гуммированные контейнеры или цистерны, в комбинированные контейнеры, в полимерные бочки, фляги и канистры, в стеклопластиковые емкости, контейнеры, бочки и канистры, др. коррозионностойкие емкости а также в др. виды тары, обеспечивающие сохранность продукции при транспортировке и хранении. 2. Заказчиком в нарушение условий Положения о закупках при проведении открытого запроса предложений участникам закупки не предоставлена возможность выбора способа обеспечения заявки на участие в запросе предложений». Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО <<___>> в формате видео-конференц-связи (далее ВКС). Уведомлением (исх. № ИМ/8285/23 от 07.09.2023) рассмотрение жалобы назначено на 14.09.2023 в 15:15 ч. по ВКС. Заказчику в срок до 12.09.2023 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок. 14.09.2023 в адрес Ленинградского УФАС России от Заявителя поступили дополнения к жалобе (вх. № 11079-ЭП/23). В указанных дополнениях Заявитель указал, что «Техническое задание с требованиями к содержанию железа (9,6 ± 0,3%,) противоречит объекту закупки сульфата железа (III) (10% водный раствор)». В связи с поступлением от ООО <<___>> дополнений к жалобе (вх. № 11079-ЭП/23 от 14.09.2023) уведомлением от 15.09.2023 № ИМ/8733/23 принято решение продлить срок принятия решения по жалобе, рассмотрение жалобы назначено на 20.09.2023 в 14:45 ч. В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС. Резолютивная часть оглашена 20.09.2023. Извещение № 32312720851 о проведении Запроса предложений размещено в единой информационной системе (далее ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru 30.08.2023, окончание подачи заявок 11.09.2023 в 08:00 (МСК), дата подведения итогов 12.09.2023. При проведении Запроса предложений ГУП «Леноблводоканал» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Леноблводоканал», а также Документацией на проведение Запроса предложений (далее Документация). Изучив доводы жалобы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав правовую позицию, представителя Заявителя Комиссия пришла к следующим выводам. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет критерии и порядок оценки к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В силу положений пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках. Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Комиссия отмечает, что целями Закона о закупках является, в том числе, удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (часть 1 статьи 1 Закона о закупках). Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Само по себе включение в документацию характеристик требуемого к поставке товара (в том числе требования к упаковке), которые в конечном итоге приводят к исключению из числа участников лиц, не имеющих возможность поставить товар с соответствующими характеристиками, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора в исполнителя, наиболее подходящего под требования Заказчика. Таким образом, Заказчик формирует Документацию в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования к характеристикам поставляемого товара, включая требования к упаковке, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции. В соответствии Документацией предметом договора является поставка сульфата железа (III) (10% водный раствор) в кубовых емкостях.
Из представленных Заказчиком на рассмотрение Комиссии пояснений и документов следует, что 07.10.2019 ГУП «Леноблводоканал» заключен контракт В этой связи Комиссия отмечает, что спорные требования Документации предъявлены на основании потребности Заказчика, который, в свою очередь, проводит закупочную процедуру в целях получения конечного результата в том виде, качестве, порядке и объеме, на который он обоснованно рассчитывал. При этом отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимого к поставке товара не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный. Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Вместе с тем, как следует из материалов дела, заявляя довод о том, что поставка товара в кубовых емкостях влечет необоснованное ограничение конкуренции, подтверждающие соответствующие доводы документы к жалобе приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства, равно как и невозможность исполнения обязательств по поставке товара именно в кубовых емкостях, не представлено. В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в ЕИС, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи. Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением случая проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона, при котором обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется в соответствии с частью 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки. Проанализировав размещенную в ЕИС Документацию, Комиссия установила, что пунктом 2.2.20.1 Документации определено, что обеспечение заявки может предоставляться участником закупки как путем внесения денежных средств на электронной площадке, так и банковской (независимой) гарантией, при этом выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки. Пунктом 30 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью Документации, установлено обеспечение заявки в размере 5% от начальной максимальной цены договора. Согласно извещению о проведении Запроса предложений размер обеспечения заявки составляет 1 489 200 руб., что соответствует 5% начальной максимальной цены договора. Таким образом, доводы Заявителя о том, что потенциальным участникам Запроса предложений не предоставлена возможность выбора способа обеспечения заявки своего подтверждения не нашли. В части доводов о противоречии технического задания объекту закупки Комиссия отмечает следующее. Согласно пунктам 13, 16 Информационной карты описание предмета закупки, а также требования к характеристикам товара приведено в Техническом задании (Раздел 6 Документации). В приложении №1 к Техническому заданию представлена таблица с указанием наименования товара, а также наименований и значений показателей, установленных Заказчиком. При этом в графе «Наименование товара» указано «Сульфат железа III (10% водный раствор) в кубовых емкостях», что полностью соответствует предмету закупки. Указанное приложение содержит значение показателя «Содержание Fe (Fe3+)», которое соответствует «9,6 ± 0,3%», то есть Заказчиком указан диапазон допустимых значений от 9,3% до 9,9% включительно. Данное требование относится к техническим характеристикам и обусловлено техническими условиями (ТУ 20.13.41-007-39454125-2022) на данный вид товара. В соответствии с пояснениями Заказчика и ТУ 20.13.41-007-39454125-2022 наименование требуемого к поставке товара «Сульфат железа (III) (10% водный раствор)» осуществлено исходя из правил округления по максимально возможному значению показателя 9,9 %, которое с приписанной неопределенностью в размере 0,95% составляет около 10%. Поскольку предмет договора (наименование товара) и требования к техническим характеристикам товара не являются тождественными понятиями в соответствии с нормами Закона о закупках, Заказчиком в предмете договора установлено «читаемое» наименование закупаемого товара. Наличие на рынке сульфата железа (III) (10% водный раствор) с аналогичными характеристиками подтверждается сведениями из открытых источников. Кроме того, Комиссией также установлено, и Заявителем в ходе рассмотрения жалобы не оспаривалось, что запросов о разъяснении Документации в указанной части Заявителем или иными лицами не направлялось. Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью <<___>> на действия Государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» при
проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку сульфата железа (III) (10% водный раствор) в кубовых емкостях, с начальной (максимальной) ценой договора в размере 29
784 000 руб. (извещение В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии: <<___>>
Члены Комиссии: <<___>>
<<___>>
<<___>> Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/leningradskoe-ufas-rossii/12fed601-4537-4a71-9948-99d7ebc21652/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №028/06/106-697/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/106-697/2023 от 25 сентября 2023 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №054/06/99-1860/2023 в отношении департамента инвестиций, потребительского рынка,... от 25 сентября 2023 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/06/99-1860/2023 в отношении департамента инвестиций, потребительского рынка,... Решение Решение №6725/23 Решение 025/07/3.2-1346/2023 (171т) от 25 сентября 2023 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/07/3.2-1346/2023 Жалоба №8837-ЭП/23 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №04/23515/23 принятое по жалобе физического лица от 25 сентября 2023 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению ... от 25 сентября 2023 г. Управление: Ленинградское УФАС России Дело : Дело №047/10/18.1-2628/2023 Уведомление о принятии к рассмотрению жалобы И. |