База решений ФАС
Решение б/н б/а от 26 июня 2025 г. Дело №077/07/00-7521/2025 ООО «Протон» на "..." из базы решений ФАС (№1867594) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7521/2025 ООО «Протон» на "..." Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-7521/2025 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 23.06.2025 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: «...» при участии «...», рассмотрев жалобу ООО «...» (далее Заявитель) на действия «...» (далее Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № «...» на право заключения договора поставки оборудования проекционного (реестровый № «...», закупочная процедура опубликована на официальном сайте: «...») (далее Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. Комиссия отмечает, что в отзыве Заказчика на жалобу (вх. от 19.06.2025 № 37000-ЭП/25) содержится ходатайство об оставлении жалобы без рассмотрения, мотивированное ссылкой на пункт 4 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием в жалобе, по мнению Заказчика, указаний на обжалуемые действия (бездействия) Заказчика, а также соответствующих доводов. Комиссия, рассмотрев указанное ходатайство, не находит оснований для его удовлетворения на основании следующего. Согласно пункту 4 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать, в том числе указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству, а также соответствующие доводы. Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком нарушены положения действующего законодательства, поскольку к участию в спорной закупке допущен и признан победителем участник, представивший в составе заявки недостоверную информацию о товаре и его производителе. Кроме того, как следует из пояснений Заявителя, данных в ходе рассмотрения жалобы, нарушение выразилось в указании Победителем закупки сведений о себе, как о производителе предлагаемого к поставке товара, с одновременным указанием сведений о стране происхождения товара: «Китай». Таким образом, с учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба Заявителя в полной мере соответствует требованиям пункта 4 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем оснований для оставления жалобы Заявителя без рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в данном случае не имеется. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает допуск к участию в закупке победителя. При этом Заявитель ссылается в обоснование заявленных доводов на то обстоятельство, что учитывая, что Победителем в составе заявки указаны сведения о себе, как о производителе предлагаемого к поставке товара, с одновременным указанием сведений о стране происхождения товара: «Китай», заявка Победителя закупки подлежала отклонению Заказчиком в связи с предоставлением в составе заявки недостоверных сведений. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом. Заказчик в обоснование заявленной правовой позиции по жалобе указал, что оснований полагать, что заявка Победителя содержала недостоверную информацию, а следовательно, оснований для отклонений указанной заявки у него не имелось, в связи с чем победитель допущен к участию в закупочной процедуре правомерно. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «...» (далее Положение о закупке). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Как следует из материалов дела, Заказчиком 30.04.2025 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее ЕИС), а также на сайте электронной торговой площадки www.rts-tender.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № «...» на право заключения договора поставки оборудования проекционного (реестровый № «...»). Начальная (максимальная) цена договора: «...» рублей с учетом НДС. Дата начала срока подачи заявок: 30.04.2025. Дата окончания срока подачи заявок: 16.05.2025 в 10:30. Рассмотрение первых частей заявок: 26.05.2025. Рассмотрение вторых частей заявок: 05.06.2025. Дата подведения итогов: 05.06.2025. В соответствии с протоколом № «...» рассмотрения первых частей заявок заявки на участие в аукционе № «...» отклоняются и в допуске к участию в аукционе № «...» отказано следующим участникам: - Участнику № «...» на основании пункта 3.6.6.4 документации о закупке в связи с несоответствием заявки требованиям пункта 3.17.2 документации о закупке, а именно: в представленном в составе заявки техническом предложении по позициям №№ 3,4 для иностранных производителей не указана организационно-правовая форма; - Участнику № «...» на основании пункта 3.6.6.4 документации о закупке в связи с несоответствием заявки требованиям пункта 3.17.2 документации о закупке, а именно: в представленном в составе заявки техническом предложении по позициям №№ 3,4 для иностранных производителей не указана организационно-правовая форма. Признаны соответствующими требованиям технического задания документации о закупке заявки следующих участников, представивших надлежащим образом оформленное техническое предложение, предусмотренное приложением № 1.3 к документации о закупке: - участник № «...»; - участник № «...». В соответствии с протоколом подведения итогов по закупке от 05.06.2025 победителем Закупки № «...» признан участник № «...» (далее - Победитель), предложивший лучшую цену по итогам ранжирования заявок, приведенного в приложении № 2 к настоящему протоколу, со стоимостью предложения «...» рубля с НДС, включая все возможные расходы поставщика, в том числе стоимость транспортных расходов по доставке, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, защитной упаковки и все виды налогов. Участник №«...» (Заявитель) занял второе место с ценовым предложением «...» рубль. Комиссия отмечает, что требования к участникам установлены частью 3 Документации. В соответствии с пунктом 3.1.9 Документации участник аукциона (в том числе лица, выступающие на стороне участника) подтверждает, что сведения, представленные в заявке, являются полными, точными и верными. Участник аукциона (в том числе лица, выступающие на стороне участника) подтверждает и гарантирует подлинность всех документов, представленных в составе заявки. Согласно пункту 3.3.1 Документации участник должен соответствовать требованиям и условиям аукционной документации, требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги (пункт 1.7 аукционной документации). Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение № 1.1 к аукционной документации). Для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями аукционной документации. В силу пункта 3.3.2 Документации участник закупки обязуется предоставить в составе заявки достоверные сведения и информацию о соответствии требованиям, условиям документации о закупке. Подавая заявку на участие в закупке, участник гарантирует добросовестное и законное поведение при осуществлении прав и при исполнении обязанностей в ходе участия в закупке, заключения и исполнения договора Пункт 3.3.3 Документации).. Согласно пункту 3.6.4 Документации аукционные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в аукционной документации, на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных аукционной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет. Результаты рассмотрения заявки зависят от проверки всех данных, представленных участником, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении заказчика. В соответствии с пунктом 3.6.7 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе аукционной заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона. Результаты рассмотрения заявки зависят от проверки всех данных, представленных участником, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении заказчика (Пункт 3.6.15 Документации). Порядок подачи заявок установлен пунктом 3.14 Документации, в соответствии с которой заявка на участие в аукционе должна состоять из двух частей. Первая часть аукционной заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями приложения № 1.1 к аукционной документации, оформленное по форме приложения № 1.3 к аукционной документации. Во второй части аукционной заявки должны быть представлены, в том числе: сведения об участнике аукциона по форме сведений об участнике, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации. сведения о наименовании страны происхождения поставляемого товара, в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, по Форме сведений о наименовании страны происхождения поставляемого товара, представленной в приложении № 1.3 аукционной документации. Формы документов, предоставляемых участником, в том числе форма технического предложения участника, а также форма сведений о наименовании страны происхождения поставляемого товара установлены Приложением № 1.3 к аукционной документации. Согласно пункту 3.6.21 Документации отклонение заявки участника или отказ от заключения договора с победителем закупки (или с участником, с которым по итогам закупки принято решение заключить договор) осуществляется в любой момент до заключения договора, если заказчик обнаружит, что участник и/или его заявка, в том числе предложение о цене договора, не соответствует требованиям и условиям, указанным в аукционной документации и/или в связи с предоставлением участником недостоверной информации о своем соответствии таким требованиям. Участник, подавая заявку на участие в аукционе, подтверждает добросовестность своих намерений, отсутствие признаков недобросовестного поведения, предусмотренного пунктом 3.9.3 аукционной документации, и принимает на себя обязательство заключить договор по итогам аукциона (Пункт 3.9.1 Документации). В соответствии с пунктом 3.9.2 Документации Заказчик, в целях проявления должной осмотрительности, вправе проводить проверку сведений, представленных участниками аукциона в составе заявки, на достоверность и отсутствие признаков компаний «однодневок», а также признаков недобросовестного поведения участника на рынке. В силу пункта 3.9.4 Документации проверка осуществляется с использованием официальных источников информации, перечисленных в указанном пункте. Наличие недостоверных сведений, искажения информации или документов, входящих в состав заявки, выявленных по результатам проверки в соответствии с настоящим разделом документации о закупке рассматривается как недобросовестное поведение участника закупки (Пункт 3.9.5 Документации). В соответствии с пунктом 3.17.1 Документации в составе первой части аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по форме технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации. Комиссия, проанализировав документы в составе заявки Победителя закупки, установила, что Победитель представил в составе заявки Техническое предложение по форме, установленной приложением № 1.3 к аукционной документации, в которой указаны сведения о производителе предлагаемого к поставке товара «...». При этом в сведениях о наименовании страны происхождения поставляемого товара по форме, установленной Приложением № 1.3 к аукционной документации, Победителем указано наименование страны происхождения товара «156 Китай». Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с вышеуказанными положениями Документации Заказчик при оценке заявки руководствуется сведениями и документами, представленными участниками в составе заявки. Как указал Заказчик, на момент рассмотрения заявок участников у Заказчика отсутствовали неопровержимые доказательства недостоверности представленных в составе заявки Победителя сведений в отношении производителя предлагаемого к поставке товара, а также страны происхождения последнего. При этом Комиссия отмечает, что каких-либо доказательств, подтверждающих факт предоставления Победителем закупки недостоверной информации в отношении указанных сведений, Заявителем не представлено. При рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника Закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений. При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, несоответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения о наличии в той или иной заявки недостоверных сведений лицо должно располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства. В настоящем случае, как следует из материалов дела и пояснений Заказчика, поданная для участия в оспариваемой закупке заявка ООО «...» требованиям Закупочной документации соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в ней сведений у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал. В свою очередь, Заявителем в материалы дела неопровержимых и однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «...» не является производителем предложенного к поставке товара, страна происхождения «Китай», не представлено. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу № А40-62474/2021, решениях Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2021 по делу № А40-159552/21, от 27.08.2021 по делу № А40-35224/21, от 04.03.2021 по делу № А40-257347/21, от 26.04.2022 по делу № А40-15048/22, от 02.02.2022 по делу № А40-16681/22, от 26.04.2022 по делу № А40-15093/22. Комиссия отмечает, что в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. Из вышеизложенного следует, что Заявителем неправомерный характер признания заявки ООО «...» соответствующей требованиям Закупочной документации в рассматриваемом случае доказан не был. Таким образом, Комиссия установила, что доводы жалобы Заявителя об обратном не нашли своего документального подтверждения, в связи с чем признаются необоснованными и подлежат отклонению. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «...» на действия ОАО «...» при проведении Закупок необоснованной. 2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 17.06.2025 № ФК/24633/25.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/f2a1a150-86fe-4697-8f0d-bbc01de8bc58/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №25978/25 б/а от 26 июня 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7726/2025 ... на действия ГАУ ИНПЦ «Гормедтехника» Решение Решение №АБ/2944/25 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/28-371/2025 о нарушении законодател... от 26 июня 2025 г. Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/05/28-371/2025 факт распространения рекламы «100 000 рублей максимальная су... Решение Решение №ЮА/2933/25 РЕШЕНИЕ по делу РНП № 012/06/104-429/2025 от 26 июня 2025 г. Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/06/104-429/2025 на заявление ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» от 18.06.2025 о в... Решение Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 26 июня 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №РНП/223-20/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... Решение Решение №ИК/2414/25 РЕШЕНИЕ № 053/10/104-369/2025 по результатам проверки факта... от 26 июня 2025 г. Управление: Новгородское УФАС России |