База решений ФАС
Решение №ИК/2401/25 РЕШЕНИЕ № 053/06/105-356/2025 по результатам рассмотрения ... от 25 июня 2025 г. из базы решений ФАС (№1867612) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Новгородское УФАС России Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Заказчику ГОБУЗ «НОКПЦ им. В.Ю. Мишекурина»
e-mail: zak.roddom@yandex.ru
Уполномоченному органу Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии
e-mail: zakupki@novreg.ru
Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП»
e-mail: ko@roseltorg.ru
Подателю жалобы ИП &&&..
e-mail: info@gosfarm.ru
2025-2638
РЕШЕНИЕ № 053/06/105-356/2025 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
20 июня 2025 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее Новгородское УФАС России, Управление) (далее Комиссия) в составе: &&&. председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления, &&&.. член Комиссии, заместитель начальника отдела Управления, &&& член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления, в присутствии посредством видео-конференц-связи: представителя заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский областной клинический перинатальный центр имени В. Ю. Мишекурина» (юридический адрес: 173017, г. Великий Новгород, ул. Державина, д. 1; почтовый адрес: 173001, г. Великий Новгород, ул. Тихвинская, д. 9/11; далее ГОБУЗ «НОКПЦ им. В.Ю. Мишекурина») &&.. (доверенность б/н от 19.06.2025),
подателя жалобы Индивидуального предпринимателя &.. (&&&; далее - &&.., Индивидуальный предприниматель); в отсутствии представителей уполномоченного органа Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация), которые надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направили, ходатайств не заявляли, рассмотрев жалобу ИП &&& на действия заказчика ГОБУЗ «НОКПЦ им. В.Ю. Мишекурина» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети; ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, извещение № 0150200003925000472 о проведении которого в последней редакции было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее официальный сайт) 06.06.2025, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
16.06.2025 в Новгородское УФАС России по подведомственности из Федеральной антимонопольной службы России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя на действия заказчика - ГОБУЗ «НОКПЦ им. В.Ю. Мишекурина» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети; ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, извещение № 0150200003925000472 о проведении которого в последней редакции было размещено на официальном сайте 06.06.2025 (вх. № 3913/25 Новгородского УФАС России; далее Жалоба). Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе. Суть доводов Жалобы с учетом дополнений к ней (вх. № 4058-ЭП/25 Новгородского УФАС России) сводится к следующему: 1. Заказчик описал объект закупки таким образом, что ему не соответствует ни одна из моделей ультразвукового диагностического оборудования (далее аппарат УЗИ), присутствующая в едином реестре российской радиоэлектронной продукции (далее РЭП), описанию объекта закупки соответствует продукция исключительно иностранного производства более низкого качества, по завышенной цене. 2. В техническом задании указаны характеристики аппарата УЗИ ниже (хуже), чем у оборудования, размещенного в РЭП и не использованы характеристики товара российского происхождения, что привело к ограничению количества участников закупки. 3. Заказчиком не установлены ограничения согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции») (далее Постановление № 878), не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, утвержденные приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Приказ № 126н), не применены нормы Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 (далее Постановление № 2014), а также заказчиком не применено постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 (далее Постановление № 1236), поскольку из описания объекта закупки следует, что закупается программное обеспечение DICOM. 4. Заказчик не установил (не применил) ограничения по Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление № 1875). 5. Заказчиком с использованием технических средств официального сайта сформировано электронное извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее Электронное извещение) с характеристиками отличными от характеристик, указанных в Приложение № 1 к извещению о проведении электронного аукциона (далее ТЗ), а также при описании объекта закупки заказчиком были нарушены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее Постановление № 145). 6. В Приложение № 4 к Извещению (далее Проект контракта) имеются незаполненные данные, а также не указан срок его действия и окончания, в извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона отсутствует указание контактных данных сотрудников конечного получателя и функционального заказчика. 7. Заказчиком в ТЗ установлена характеристика по параметру «Конфигурация датчика (Доступно только при выборе Датчик дополнительный № 1 Да») со следующим значением «Карандашный с частотой 1,9-2 МГц», при этом, по мнению подателя Жалобы, на рынке медицинского оборудования отсутствует аппарат УЗИ с датчиком, у которого имеется вышеуказанная частота, данный вывод следует из инструкций производителей к медицинским изделиям, размещенных на сайте в сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее Росздравнадзор). Также по мнению подателя Жалобы, описанию объекта закупки не соответствует аппарат УЗИ «HS40-RUS» с регистрационным удостоверением от 19.07.2018 № РЗН 2019/8227, страна производства Республика Корея производитель Samsung Medison Co.Ltd, так как не все указанные в ТЗ характеристики отражены в инструкции на сайте Росздравнадзора на данное оборудование. Помимо вышеуказанных доводов, податель Жалобы полагает, что заказчик некорректно обосновал начальную (максимальную) цену контракта (далее НМЦК) по рассматриваемой закупке, в действиях заказчика по описанию объекта закупки усматривает нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), а также податель Жалобы считает, что Заказчиком нарушен срок направления возражений на Жалобу и в связи с этим просит привлечь должностное лицо заказчика к административной ответственности. В подтверждение своей позиции податель Жалобы приводит ссылки на практику территориальных органов ФАС России. Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений. Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы Индивидуальный предприниматель поддержал ее доводы в полном объеме. Необходимо отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, податель Жалобы в случае наличия достаточных оснований имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339. Кроме того, 16.06.2025 (исх. № ИК/2284/25 Новгородского УФАС России) Управлением Жалоба в части довода относительно неверного обоснования заказчиком НМЦК по рассматриваемой закупке, на основании части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе была передана для рассмотрения в рамках имеющихся полномочий (в указанной части) в Министерство финансов Новгородской области. По мнению подателя Жалобы, за направление заказчиком возражений на жалобу позднее 1 рабочего дня, предшествующему дню рассмотрения жалобы, предусмотрена административная ответственность (часть 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), что является ошибочным, так как возражения на жалобу не относятся к числу обязательной к предоставлению информации, предусмотренной частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе при рассмотрении жалобы, заказчик имеет право, но не обязанность направить возражения на жалобу. Довод подателя Жалобы № 7 Комиссией Новгородского УФАС России к рассмотрению быть принят не может в силу положений пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, из которого следует, что жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Согласно данным официального сайта срок подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке истек 11.06.2025, а дополнения к Жалобе, в которых и был указан данный довод, поступили в Новгородское УФАС России 20.06.2025 на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, то есть за пределами регламентированного срока, следовательно, правом обжалования положений извещения электронного аукциона в рассматриваемой части податель Жалобы не наделен. Однако, Комиссия Новгородского УФАС считает возможным отметить, что такая характеристика как «Конфигурация датчика (Доступно только при выборе Датчик дополнительный № 1 Да») со значением «Карандашный с частотой 1,9-2 МГц» заказчиком в ТЗ не установлена. Кроме того, отсутствие прямого указания характеристик, определенным образом сформулированных заказчиком в извещении, в инструкциях производителей к медицинским изделиям, размещенных на сайте в сети «Интернет» Росздравнадзора, само по себе еще не свидетельствует о том, что данными функциями медицинское оборудование не располагает. Также Индивидуальный предприниматель указал на необходимость направления ему по электронной почте всех материалов, касающихся рассмотрения Жалобы, представленных в Новгородское УФАС России заказчиком, уполномоченным органом, на что Комиссией Новгородского УФАС России было указано на отсутствие такой обязанности в Законе о контрактной системе. Ознакомиться с материалами Жалобы податель мог при личном (очном) присутствии на заседании Комиссии. При этом возражения на Жалобу были направлены Индивидуальному предпринимателю на его адрес электронной почты до начала рассмотрения. Согласно представленным ГОБУЗ «НОКПЦ им. В.Ю. Мишекурина» возражениям на Жалобу (вх. № 4006-ЭП/25 от 19.06.2025 Новгородского УФАС России) ее доводы заказчик считает необоснованными по следующим основаниям. По рассматриваемой закупке характеристики к аппаратам УЗИ установлены в соответствии с позицией КТРУ 26.60.12.132-00000036 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети». Одним из участников закупки был предложено к поставке медицинское оборудование «РуСкан 65» по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с регистрационным удостоверением от 17.03.2023 № РЗН 2020/12882, страна производства Российская Федерация, производитель АО «НПО «Сканер», который включен в Реестр российской промышленной продукции (далее Реестр) с реестровым номером 10206311. Кроме того, к поставке был предложен также аппарат УЗИ «HS50-RUS» с регистрационным удостоверением от 19.07.2018 № РЗН 2018/7390, страна производства Республика Корея производитель Samsung Medison Co.Ltd. Вышеуказанное является доказательством того, что ограничение конкуренции при проведении рассматриваемой закупки заказчиком допущено не было, а также что вопреки доводам подателя Жалобы к поставке был предложен аппарат УЗИ произведенный в России. Постановление № 878, Приказ 126-н, Постановление 2014 и Постановление № 1236 утратили силу на момент объявления электронного аукциона, следовательно, заказчику не мог нарушить положения нормативных правовых актов, которые утратили силу. Кроме того, программное обеспечение на которое ссылается Индивидуальный предприниматель «Dicom просмотрщик», является программным обеспечением для персональных компьютеров либо других устройств, но не подходит для установки на аппараты УЗИ. Также заказчик обращается внимание что DICOM это медицинский отраслевой стандарт создания, хранения, передачи и визуализации цифровых медицинских изображений и документов, обследованных пациентов (то есть протокол передачи данных, а не программа). В рамках рассматриваемой закупки заказчик не закупает отдельно программное обеспечение. Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с Постановлением № 1875 установлено ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств, выполняемых работ, оказываемых услуг иностранными лицами. На участие в рассматриваемой закупке было подано 2 заявки, были предложены к поставке аппараты УЗИ двух разных производителей, поскольку один из участников предложил к поставке российский товар, а другой участник предложил иностранный товар, аукционной комиссией уполномоченного органа было принято решение отклонить заявку участника закупки, предложившего товар иностранного производства. ТЗ и Электронное извещение, по мнению заказчика, идентичны по своему содержанию. Заказчик описал объект закупки в соответствии с позицией КТРУ при этом использовал обязательные характеристики, так и необязательные, учитывая при этом свои потребности. В извещение о проведении электронного аукциона указан конкретный адрес места поставки товаров, нет никаких конечных получателей и/или «функциональных заказчиков ЛПУ», а также указание таких данных не предусмотрено Законом о контрактной системе. В пункте 12.1 Проекта контракта указано следующее: «Настоящий контракт вступает в силу с даты заключения контракта и действует до 30.09.2025, а в части неисполненных обязательств до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему контракту». С момента объявления закупки в адрес заказчика не поступило ни одного запроса о разъяснение положений извещения о проведении электронного аукциона, снижение НМЦК составила 2,5 %. Также заказчик просит обратить внимание на то, что Индивидуальный предприниматель не участвовал в рассматриваемой закупке, является «профессиональным жалобщиком», по данным официального сайта Индивидуальный предприниматель подал 478 жалоб. На основании вышеизложенного, заказчик просит признать Жалобу необоснованной. Каких-либо письменных объяснений относительно доводов Жалобы уполномоченным органом Администрацией представлено не было. В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее. В июне 2025 года заказчиком ГОБУЗ «НОКПЦ им. В.Ю. Мишекурина» совместно с уполномоченным органом Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта поставку медицинских изделий: Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети; ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, извещение № 0150200003925000472 о проведении которого в последней редакции было размещено на официальном сайте 06.06.2025, начальная (максимальна) цена контракта 15 970 000,00 рублей. Рассматриваемая закупка осуществляется в рамках национального проекта «Семья». В соответствии с часть 1 статьи 42 Закона о контрактной при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. Представленное в уполномоченный орган для последующего размещения на официальном сайте извещение в последней редакции о проведении электронного аукциона было утверждено (подписано электронной подписью) главным врачом ГОБУЗ «НОКПЦ им. В.Ю. Мишекурина» &&. (далее - Извещение) 30.05.2025, 06.06.2025 Извещение было размещено на официальном сайте. Также, Администрацией с использованием технических средств официального сайта сформировано Электронное извещение. 1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий: Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети; ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание ее объекта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Согласно части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании являющегося объектом закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Описание объекта закупки приведено в ТЗ. Согласно письму ФАС России от 20.09.2021 № ПИ/79427/21 объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя. В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Из предоставленных заказчиком материалов, следует, что согласно официальным письмам производителей медицинского оборудования (их уполномоченных представителей), коммерческим предложениям, полученным для обоснования НМЦК, а также заявкам участников рассматриваемого аукциона, следует, что описанию объекта рассматриваемой закупки соответствуют следующие модели аппаратов УЗИ: - медицинское оборудование «РуСкан 65» по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с регистрационным удостоверением от 17.03.2023 № РЗН 2020/12882, страна производства Российская Федерация, производитель АО «НПО «Сканер»; - медицинское оборудование «HS50-RUS» с регистрационным удостоверением от 19.07.2018 № РЗН 2018/7390, страна производства Республика Корея производитель Samsung Medison Co.Ltd. Следовательно, объект рассматриваемой закупки сформирован заказчиком таким образом, что требующееся заказчику медицинское оборудование производится как минимум 2 производителями, что полностью отвечает позиции, высказанной в вышеупомянутом письме ФАС России. Помимо указанного, необходимо отметить, что рынок поставки медицинского оборудования не является закрытым и географически ограниченным, в связи с чем его участниками могут быть не только производители медицинского оборудования, но и их поставщики. Согласно протоколу от 02.06.2025 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее Протокол) на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки, заявки признаны соответствующими Извещению, заявка участника, предложившего к поставке товар иностранного происхождения аукционной комиссией была отклонена, торги признаны не состоявшимися, но произошло снижение цены контракта, контракт будет заключен с участником, предложившим оборудование российского происхождения. Таким образом, заказчик устанавливая характеристики к медицинскому оборудованию, не совершает действий, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупки, поскольку предмет торгов, соответствует продукции двух производителей, а подателем Жалобы не доказано обратное. На основании вышеизложенного данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения. 2. Как указывалось ранее согласно части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при описании являющегося объектом закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе с учетом положений части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами. Такой запрет (ограничение, преимущество) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875. Таким образом, при осуществлении закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе запрет, ограничение или преимущество, заказчик обязан указывать характеристики закупаемого товара в соответствии с характеристиками товара российского происхождения. Аналогичная позиция изложена Министерством финансов Российской Федерации в пункте 10.1 своего письма от 31.01.2025 № 24-01-06/8697. В свою очередь, в пункте 10.2 вышеуказанного письма указано, что в случае невозможности указания в описании объекта закупки характеристик товара российского происхождения по причине отсутствия производства такого товара на территории Российской Федерации, характеристики товара российского происхождения в описании объекта закупки не указываются. При этом представляется целесообразным заказчику в описании объекта закупки самостоятельно декларировать невозможность указать характеристики товара российского происхождения по причине отсутствия производства такого товара на территории Российской Федерации. Как следует из содержания Извещения заказчиком установлено ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с Постановлением № 1875. Вместе с тем, как указано выше, требованиям, установленным в Извещении, соответствует товар российского происхождения (медицинское оборудование «РуСкан 65» по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с регистрационным удостоверением от 17.03.2023 № РЗН 2020/12882, страна производства Российская Федерация, производитель АО «НПО «Сканер»). Таким образом, довод Индивидуального предпринимателя о том, что при описании объекта закупки заказчиком не использованы характеристики товара российского происхождения является необоснованным. 3. Указанные в Жалобе Постановление № 1236, Постановление № 2014, Постановление № 878, Приказ № 126-н утратили силу на момент объявления о проведении рассматриваемой закупки и не могли использоваться заказчиком при определении содержания Извещения. Следовательно, данный довод Жалобы является необоснованным. 4. Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее - иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее - иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее - российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи. Если иное не предусмотрено мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, положения настоящей статьи, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом. В силу части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации: 1) вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами; 2) определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей настоящего Федерального закона, в случае принятия мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей части. В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление № 1875. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о запрете или об ограничении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки. По рассматриваемому электронному аукциону заказчиком закупается система ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий и применён код КТРУ 26.60.12.132-00000036 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети». Также из Извещения и указанной позиции КТРУ следует, что закупаемый заказчиком товар имеет код ОКПД2 26.60.12.132: Аппараты ультразвукового сканирования, который входит в перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых Постановлением № 1875 установлены ограничения закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приложение № 2, позиция 314 «Аппараты ультразвукового сканирования»). Комиссией Новгородского УФАС установлено, что в Извещении и в приложении к нему установлены ограничения в соответствии с требованиями Постановления № 1875. Следовательно, данный довод Жалобы является необоснованным. 5. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»; б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе). Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением № 145 и Правилами в соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. На основании вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару. Предметом закупки является поставка медицинских изделий: Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий. Характеристики объекта закупки, включенные заказчиком в ТЗ, предусмотрены позицией КТРУ 26.60.12.132-00000036 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети». Описание объекта закупки заказчиком составлено в соответствии с КТРУ, дополнительные характеристики, не указанные в позиции КТРУ не использовались, значения характеристик определены исходя из потребности заказчика. Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать описание объекта закупки требования, которые являются для него объективно значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Таким образом, характеристики товаров, указанные в ТЗ и Электронном извещении полностью идентичны, а также приведены в соответствии с вышеуказанной позицией КТРУ, следовательно, данный довод Жалобы также не нашел своего подтверждения. На момент окончания срока подачи заявок запросов на разъяснения не поступало. 6. Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта. Проект контракта в данном случае является Приложением № 4 к Извещению. По мнению подателя Жалобы, Проект контракта содержит незаполненные данные, однако, такие данные как, цена контракта, размер обеспечения и гарантийных обязательств, спецификация оборудования, вызваны необходимостью заключения контракта по цене, предложенной победителем электронного аукциона, и в соответствии с характеристиками товара, указанными в его заявке. Также в Электронном извещении указано: Дата начала исполнения контракта с даты заключения контракта. Срок исполнения Контракта до 30.09.2025. Пункт 12.1. Проекта контракта содержит аналогичную информацию: Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 30.09.2025. Указание в Проекте контракта контактных данных сотрудников конечного получателя и функционального заказчика ЛПУ Законом о контрактной системе не предусмотрено. Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения и Жалобы является необоснованной полностью. Кроме, того, ссылки подателя Жалобы на практику территориальных органов ФАС России несостоятельна ввиду того, что не относятся к обстоятельствам проведения рассматриваемой закупки. Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки. В результате проведения внеплановой проверки в действиях заказчика ГОБУЗ «НОКПЦ им. В.Ю. Мишекурина», уполномоченного органа Администрации и аукционной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе не установлено. Также Комиссия Новгородского УФАС России обращает внимание на то, что в ходе рассмотрения Жалобы Индивидуальным предпринимателем было заявлено ходатайство в устной форме о направлении Жалобы в МВД России, для проведения процессуальной проверки в отношении заказчика, но поскольку данное ходатайство являлось немотированным (доводы Жалобы относятся к полномочиям Новгородского УФАС России и Министерства финансов Новгородской области в части НМЦК), Индивидуальному предпринимателю было отказано в его удовлетворении. Однако, после рассмотрения Жалобы в адрес Новгородского УФАС России от Индивидуального предпринимателя поступило письменное обращение, содержащее сообщение о преступлениях (вх. № 4052-ЭП/25 от 20.06.2025 Новгородского УФАС России), в связи с чем указанное обращение вместе с Жалобой и настоящим решением направляется по подведомственности в Управление МВД России по Новгородской области.
Руководствуясь статьями 14, 23, 33, 34, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя &&& (&&..) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский областной клинический перинатальный центр имени В. Ю. Мишекурина» (юридический адрес: 173017, г. Великий Новгород, ул. Державина, д. 1; почтовый адрес: 173001, г. Великий Новгород, ул. Тихвинская, д. 9/11) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети; ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, извещение № 0150200003925000472 о проведении которого в последней редакции было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.06.2025, необоснованной.
Председатель Комиссии &&&&&.
Члены Комиссии &&&&&.
&&&&&
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/novgorodskoe-ufas-rossii/b8784a9b-329f-477a-a782-ef9f9a3db956/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н Решение 055/10/104-725/2025 от 26 июня 2025 г. Управление: Омское УФАС России Дело : Дело №055/10/104-725/2025 Решение 055/10/104-725/2025 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н решение от 26 июня 2025 г. Управление: Астраханское УФАС России Дело : Дело №030/10/18.1-623/2025 Жалоба С. на действия АМО Наримановский район Решение Решение №068/05/19-255/2025 Решение по делу № 068/05/19-255/2025 от 26 июня 2025 г. Управление: Тамбовское УФАС России Дело : Дело №068/05/19-255/2025 Решение по делу № 068/05/19-255/2025 о нарушении законодател... Решение Решение №17-ВП/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 25 июня 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №072/06/7-17/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н Решение от 25 июня 2025 г. Управление: Ставропольское УФАС России Дело : Дело №026/01/11-96/2025 Дело о нарушение АМЗ |