База решений ФАС
Решение №28/60282/25 Решение ФАС России от 24.06.2025 по делу № 223ФЗ-288/25 от 27 июня 2025 г. . Участники: ОАО "РЖД", OOO "РТС-тендер", ИП Назаренко Екатерина Геннадьевна, . из базы решений ФАС (№1867676). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Управление контроля размещения государственного заказа
Организации ОАО "РЖД" ИНН: 7708503727 OOO "РТС-тендер" ИНН: 7710357167 ИП Назаренко Екатерина Геннадьевна ИНН: 781421613942 Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-288/25
по результатам рассмотрения жалобы ИП Назаренко Е.Г. на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
24.06.2025 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее Комиссия ФАС России) в составе: ведущего заседание Комиссии ФАС России <...>, членов Комиссии ФАС России: <...>, <...>, при участии представителей: ОАО «РЖД»: <...> (доверенность от 13.10.2022 № ЦДЗС-102/Д), ИП Назаренко Е.Г.: <...>, представители ООО «РТС-тендер» (далее Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу ИП Назаренко Е.Г. б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по организации технологического процесса работы объектов теплоснабжения (извещение № 32514903100), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ИП Назаренко Е.Г. (далее Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее Заказчик) при проведении конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по организации технологического процесса работы объектов теплоснабжения (извещение № 32514903100) (далее Конкурс, Жалоба). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению. В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО «РЖД» от 26.03.2025 (протокол № 12) (далее Положение о закупке). В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее Извещение), документацией о закупке (далее Документация):
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В ходе заседания 20.06.2025 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 24.06.2025. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса нарушены права и законные интересы Заявителя ввиду следующего: 1. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Опыт участника» (далее Критерий № 1) в части необходимости предоставления в составе заявки документов, подтверждающих оплату по предоставляемым в качестве подтверждения наличия сопоставимого с предметом закупки опыта договора; 2. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Квалификация персонала» (далее Критерий № 2) в части необходимости предоставления в составе заявки копий трудовых и/или гражданско-правовых договоров. Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации. Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора. Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Исходя из системного, взаимосвязанного содержания положений пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что действия Заказчика по установлению требований к содержанию и составу заявки, установленных критериев и порядка оценки могут быть признаны соответствующими требованиям Закона о закупках исключительно только в тех случаях, когда они основываются и направлены на достижение и практическую реализацию принципов указанных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию № 1 в части необходимости предоставления в составе заявки документов, подтверждающих оплату по предоставляемым в качестве подтверждения наличия сопоставимого с предметом закупки опыта договора. Подпунктом 2.1 пункта 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки по Критерию № 1, в соответствии с которым: «Оценивается путем деления стоимости оказанных каждым (j-ым) участником услуг по организации технологического процесса работы объектов теплоснабжения на начальную (максимальную) цену договора (лота) с учетом всех налогов, включая НДС, по формуле:
где: Бj количество баллов j-го участника; ЦjЈопыт стоимость оказанных j-ым участником услуг по организации технологического процесса работы объектов теплоснабжения (с учетом всех налогов, включая НДС); Цнач.макс. начальная (максимальная) цена договора (лота) с учетом всех налогов, включая НДС, указанная в техническом задании документации о закупке. N максимально возможное количество баллов. В случае, если стоимость оказания услуг равна или больше начальной (максимальной) цены договора с учетом всех налогов, включая НДС, указанной в техническом задании документации о закупке, то участнику сразу присваивается 20 баллов». Подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлено, что для оценки по Критерию № 1 участник представляет следующие документы: документ, подготовленный в соответствии с формой сведений об оказании услуг, представленной в приложении № 1.3 Документации о наличии требуемого опыта; и акты сдачи-приемки оказанных услуг; и договоры на оказания услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями); копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.); копии документов, подтверждающих оплату по договору: выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт зачисления денежных средств на банковский счет участника по договору (отдельному этапу договора), указанному участником в форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 к Документации; и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в Форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 к Документации, с отметкой обслуживающего банка об исполнении; и/или копии актов приемки исполненных обязательств в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключенных с ОАО «РЖД» или его дочерними обществами. Если договор и документы, подтверждающие его исполнение, размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и являются доступными участникам рынка для ознакомления, участник вправе в форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении № 1.3 Документации, указать реестровый номер договора единой информационной системы в сфере закупок. При этом в случае, если участником указан реестровый номер договора единой информационной системы в сфере закупок и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (накладные о поставке товаров, акты о выполнении работ, оказании услуг). В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника при сопоставлении заявок по критерию «Опыт участника», оценка осуществляется в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника». Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию в части необходимости предоставления в составе заявки по форме, установленной в приложении № 1.4 к Документации, реквизитов документов, подтверждающих оплату по предоставляемым в качестве подтверждения наличия сопоставимого с предметом закупки опыта договорам, поскольку отсутствие вышеуказанных документов не свидетельствуют об отсутствии опыта выполнения работ по предмету Конкурса и, следовательно, требование об их предоставлении при оценке заявок участников закупки по Критерию является избыточным и ограничивающим количество участников закупки. Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что установление вышеуказанного требования о предоставлении документов, подтверждающих оплату по договору, обусловлено, в первую очередь, проявлением должной осмотрительности при выборе контрагента по результатам закупки. Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил фактов, подтверждающих невозможность предоставления платежных документов, подтверждающих оплату по договорам, аналогичным предмету Конкурса (письмо Заявителя б/д б/н). Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, установившего требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих оплату по предоставляемым в качестве подтверждения наличия сопоставимого с предметом закупки опыта договора не нарушают права и законные интересы Заявителя и не ограничивают Заявителя в получении максимального балла по Критерию № 1. 2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию № 2 в части необходимости предоставления в составе заявки копий трудовых и/или гражданско-правовых договоров. Подпунктом 2.2 пункта 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки по Критерию № 2, в соответствии с которым: «Квалификация персонала оценивается по формуле:
Aj = Aj (1) + Aj(2)
1. Машинист (кочегар) котельной: Оценивается путем деления количества квалифицированного персонала (машинист (кочегар) котельной), задействованного в оказании услуг, имеющегося у каждого (j-ого) участника, на количество квалифицированного персонала, необходимое для оказания услуг, по формуле:
где: J = 1...n, n количество участников Aj(1) количество баллов j-ого участника; Пj количество квалифицированного персонала (машинист (кочегар) котельной), задействованного в выполнении работ/оказании услуг имеющегося у jого участника; Пk 132 человека количество квалифицированного персонала (машинист (кочегар) котельной), необходимое для оказания услуг; N = 10 максимально возможное количество баллов. Если количество квалифицированного персонала, задействованного в выполнении работ/оказании услуг, равно или больше количества квалифицированного персонала, необходимого для выполнения работ/оказания услуг, то участнику сразу присваивается 10 баллов. 2. Оператор котельной: Оценивается путем деления количества квалифицированного персонала (оператор котельной), задействованного в оказании услуг, имеющегося у каждого (j-ого) участника, на количество квалифицированного персонала, необходимое для оказания услуг, по формуле:
где: J = 1...n, n количество участников Aj(2) количество баллов j-ого участника; Пj количество квалифицированного персонала (оператор котельной), задействованного в выполнении работ/оказании услуг имеющегося у jого участника; Пk 1864 человека количество квалифицированного персонала (оператор котельной), необходимое для оказания услуг; N=10 максимально возможное количество баллов. Если количество квалифицированного персонала, задействованного в выполнении работ/оказании услуг, равно или больше количества квалифицированного персонала, необходимого для выполнения работ/оказания услуг, то участнику сразу присваивается 10 баллов». Подпунктом 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлено, что для оценки по Критерию № 2 «участник представляет следующие документы: документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 Документации (с указанием ФИО, даты рождения, паспортных данных, СНИЛС, ИНН, реквизитов патентов); документы, подготовленные по Форме согласия на обработку персональных данных, представленной в приложении № 1.3 Документации; копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала. копии патентов, выданные в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами. копии действующих удостоверений машиниста (кочегара) котельной; копии действующих удостоверений оператора котельной; В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника при сопоставлении заявок по критерию «Квалификация персонала», оценка осуществляется в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника. В случае не представления участником документов, предусмотренных соответствующим пунктом, отсутствия в составе заявки участника заполненной формы согласия на обработку персональных данных и/или в случае незаполнения граф формы сведений о квалифицированном персонале, участнику по критерию оценки «Квалификация персонала» присваивается 0 баллов». Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию № 2 в части необходимости предоставления в составе заявки копий трудовых и/или гражданско-правовых договоров, поскольку вышеуказанные документы не являются подтверждающими наличие необходимого и квалифицированного персонала. При этом трудовые и гражданско-правовые договоры содержат информацию, относящуюся к персональной. Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что установление вышеуказанного требования о предоставлении копий трудовых и/или гражданско-правовых договоров обусловлено, в первую очередь, проявлением должной осмотрительности при выборе контрагента по результатам закупки. При этом Комиссия ФАС России отмечает, что согласно пункту 279 Положения о закупке Заказчик обеспечивает конфиденциальность сведений, предоставленных в составе заявок на участие в конкурсе в электронной форме, обеспечивается в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и принятым во исполнения его нормативными правовыми актами. Вместе с тем представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не предоставил доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика. Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика в ходе определения Победителя Конкурса не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке и Документации. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Назаренко Е.Г. (ИНН: 781421613942; ОГРНИП: 315784700161602) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по организации технологического процесса работы объектов теплоснабжения (извещение № 32514903100) необоснованной. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/8afcca66-7539-4749-b97e-32dd2415e932/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №НК/6501/25 решение по жалобе № 042/10/18.1-1072/2025 (ИП Назаренко Н.И.... от 30 июня 2025 г. Управление: Кемеровское УФАС России Дело : Дело №042/10/18.1-1072/2025 Жалоба 18.1 ИП на действия МТУ Росимущества по Кемеровской... Организации Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области-Кузбассе и Томской областях ИНН: 4205199592 Решение Решение №НК/6502/25 решение по жалобе № 042/10/18.1-1073/2025 (ИП /Росимущество) от 30 июня 2025 г. Управление: Кемеровское УФАС России Дело : Дело №042/10/18.1-1073/2025 Жалоба 18.1 ИП на действия МТУ Росимущества по Кемеровской... Организации Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области-Кузбассе и Томской областях ИНН: 4205199592 Решение Решение б/н б/а от 30 июня 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7682/2025 ООО «СК ИМПУЛЬС» на ГАОУ Школа № 548 Решение Решение №МС/3082/25 Решение по делу № 073/06/106-409/2025 от 30 июня 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/06/106-409/2025 Жалоба ИП К на положения извещения Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №26389/25 б/а от 27 июня 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7507/2025 ООО «Эко-Город» на ФГУП «Президент-Отель» |