База решений ФАС
Решение б/н См.файл от 26 июня 2025 г. Дело №029/07/3-487/2025 Жалоба №5018-ЭП/25 из базы решений ФАС (№1867725) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/07/3-487/2025 Жалоба №5018-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ 26 июня 2025 года г. Архангельск Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), в составе: Председатель комиссии:
Члены комиссии:
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», В присутствии представителей от: Заявителя: А<...> (доверенность от 16.06.2025), Р<...> (доверенность от 16.06.2025); Заказчика: Ш<...>(доверенность от 28.12.2024 №6912/24). 18 июня 2025 года в заседании Комиссии объявлялся перерыв до 10:00 26.06.2025. УСТАНОВИЛА: 06 июня 2025 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «РУСГЕОТОРГ» (далее Заявитель) на действия заказчика АО «Севералмаз» (далее Заказчик) при проведении специального запроса цен в электронном магазине для субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку GNSS-приемников PrinCe (или эквивалент) согласно техническим условиям по заявке A1546 (извещение №32514902745). Содержание жалобы: Обжалуются действия Заказчика в связи с несоответствием установленных характеристик товара требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее ФЗ «О закупках»). Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее ФЗ «О закупках»). Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего. АО «Севералмаз» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг. В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика. В соответствии вышеуказанными нормами ФЗ «О закупках» в АО «Севералмаз» принято протоколом заседания Совета директоров от 22.01.2024 №450 решение о присоединении к Положению о закупках группы АЛРОСА, утвержденному протоколом наблюдательного совета АК «АЛРОСА» №01/364-ПР-НС от 25.07.2022 (в редакции протокола от 29.12.2023 №01/396-ПР-НС) (далее Положение о закупках). Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Севералмаз», в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения. 30.05.2025 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение №32514902745 о проведении специального запроса цен в электронном магазине для субъектов малого и среднего предпринимательства и документация о закупке на право заключения договора на поставку GNSS-приемников PrinCe (или эквивалент) согласно техническим условиям по заявке A1546 (далее - документация о закупке). Начальная (максимальная) цена договора 1 347 000,00 рублей. 1. Заявитель в своей жалобе указывает, что техническое задание сформулировано Заказчиком таким образом, что к поставке может быть предложен только товар единственного производителя - PrinCe, при этом, указание на возможность поставки эквивалентного товара, по мнению Заявителя, является формальным, так как указаны конкретные характеристики без указания слов «не более» и «не менее». В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В соответствии с частью 9 статьи 3.2 ФЗ «О закупках» для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 данного Федерального закона. В силу части 6 статьи 3 ФЗ «О закупках» не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В силу пункта 3 части 9 статьи 4 ФЗ «О закупках» в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объеме выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 указанного Федерального закона (при необходимости). Согласно пунктам 1 и 2 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами. Аналогичные положения содержатся в статье 19 Положения о закупках. Так, в составе документации о закупке содержится Техническое задание на закупку GNSS-приемников PrinCe (или эквивалент) согласно техническим условиям по заявке А1546-И, в котором указаны характеристики товара. Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил следующее. АО «Севералмаз» имеет в собственности аналогичные приемники, опыт использования которых показал, что данное оборудование в полной мере отвечает потребностям Заказчика. Данная закупка направлена на приобретение товара с аналогичными техническими характеристиками или лучшими. Так, по договору поставки АО «Севералмаз» были закуплены квадрокоптер DJi Matrice 350 со сканером AlphaAir 10 и комплект ГНСС оборудования фирмы Прин: PrinCe iBase и PrinCe i80 Pro. У данного комплекта ГНСС имеется ряд преимуществ, отвечающих потребности Заказчика: 1) мощность радиомодема 5 Вт (чем больше мощность радиомодема тем дальше можно работать от базового приемника в режиме RTK - Real Time Kinematic); 2) большое число каналов связи (более 1400) со спутниками (чем больше каналов связи тем стабильнее работает оборудование в условиях закрытого небосвода, в лесу, что также дает больше точности определения координат); 3) СКП Статика в плане - 2,5 мм (в данном случае высокая точность оборудования необходима для наблюдений за состоянием карьеров, отвалов и дамб). Точность определения координат прописана в проекте мониторинга карьеров, отвалов и дамб АО «Севералмаз», а также в приказе Ростехнадзора от 13 ноября 2020 года № 439 об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов". Для стабильной работы в режиме RTK (съемка и вынос карьеров отвалов и т.д.) и создания базовой станции на территории Ломоносовского ГОКа необходимо оборудование одной фирмы или эквивалент, отвечающий точным параметрам передачи поправок посредством радиоволн (внутреннего радиомодема) с точно такими же характеристиками, которые используются в базовой станции, в данных параметрах используются: тип поправок, частотный диапазон в МГц, шаг диапазона, формат поправок и другие указанные характеристики.Часть характеристик, указанных в техническом задании, имеют указание на интервалы (не менее, не более) или диапазоны, что свидетельствует о возможности предоставления предложений аналогов оборудования, а часть характеристик имеет точные значения, что свидетельствует о специфике оборудования и целей его использования в условиях деятельности Заказчика. Кроме того, пунктом 1.2.34 Информационной карты документации о закупке определено, что критериями определения эквивалента является соответствие параметров, указанных в техническом задании, произведенным заменам (аналоги), которые должны быть совместимы (равноценны) или должны превосходить по качеству товар, указанный в техническом задании. Проанализировав материалы дела, заслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее. Включение в техническое задание именно таких характеристик товара, обусловлено его спецификой, Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в документации о закупке требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта определено на основании 3-х коммерческих предложений. При этом на участие в закупке подано 2 заявки, соответствующие требованиям документации о закупке. Таким образом, на рынке присутствуют хозяйствующие субъекты, готовые поставить необходимый Заказчику товар, в связи с чем действия Заказчика не приводят к ограничению конкуренции. Заявителем были направлены дополнения к жалобе от 23.06.2025 (вх.№ 5476-ЭП/25 от 23.06.2025), где указаны характеристики приемника STAN E800, которые не соответствуют техническому заданию и приведена сравнительная таблица. Вместе с тем, необходимо отметить, что доводы, изложенные Заявителем в дополнениях к жалобе, не содержались в жалобе, направленной в Архангельское УФАС России. В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. На основании вышеизложенного, дополнения к жалобе Заявителя оставлены без рассмотрения в контексте части 13 статьи 3 ФЗ «О закупках». При этом, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Заказчик формирует документацию в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования к поставляемому товару, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции. В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования технического задания влекут предоставление преимущества конкретному участнику закупки. В рассматриваемом случае доказательств ограничения конкуренции и предоставления преимуществ конкретному участнику Заявителем Комиссии Архангельского УФАС России не представлено. Следовательно, поскольку требования, установленные Заказчиком в техническом задании, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, то нарушений положений ФЗ «О закупках» в этой части в действиях Заказчика отсутствуют. Таким образом, довод Заявителя является необоснованным. В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РУСГЕОТОРГ» необоснованной. В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135?ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председатель Комиссии М<...> Члены Комиссии В<...> Т<...> П<...> Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/arhangelskoe-ufas-rossii/bd82f872-6a33-44ad-b7dc-7a0f31b3ee32/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 066/05/5-336/2025 от 30 июня 2025 г. Управление: Свердловское УФАС России Дело : Дело №066/05/5-336/2025 066/05/5-336/2025 Решение Решение №086/07/3-1192/2025 Решение по жалобе № 6662-ЭП/25 от 27 июня 2025 г. Управление: Ханты-Мансийское УФАС России Дело : Дело №086/07/3-1192/2025 Жалоба №6662-ИП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №МП/2634/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/10/18.1-490/2025 от 27 июня 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №АД/2632/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/99-503/2025 от 27 июня 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №АР-04/6205 РЕШЕНИЕ РНП №016/10/5-809/2025 о невключении в реестр недобр... от 27 июня 2025 г. Управление: Татарстанское УФАС России |