База решений ФАС
Решение №086/07/3-1192/2025 Решение по жалобе № 6662-ЭП/25 от 27 июня 2025 г. Дело №086/07/3-1192/2025 Жалоба №6662-ИП/25 из базы решений ФАС (№1867721) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Ханты-Мансийское УФАС России Дело : Дело №086/07/3-1192/2025 Жалоба №6662-ИП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ № 086/07/3-1192/2025 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 25.06.2025 г. Ханты-Мансийск Решение в полном объеме изготовлено 27.06.2025
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе: Председатель комиссии: - *** Члены комиссии: - *** - *** в отсутствие на заседании комиссии заявителя ИП ***, уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения (исх. № ВТ/4416/25 от 19.06.2025); в присутствии на заседании комиссии в здании Управления представителей заказчика МАУ ДО СШ *** рассмотрев жалобу ИП *** (вх. № 6662-ИП/25 от 16.06.2025),
УСТАНОВИЛА:
В Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ИП *** (вх. № 6662-ИП/25 от 16.06.2025)(далее Заявитель) на действия МАУ ДО СШ «*** (далее Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку химических реагентов для водоподготовки бассейнов ***. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение Жалобы назначено на 25.06.2025. Заявитель в Жалобе сообщила о факте неправомерного отклонения заявки на участие в электронном аукционе № 32514901900, проведённом в соответствии с положениями Закона о закупках. Основанием отклонения, по утверждению Заказчика, явилось наличие в первой части заявки сведений об участнике, что Заказчик признал противоречащим положениям пункта 21 статьи 3.4 Закона о закупках и пункту 16.5 аукционной документации. В составе первой части заявки указанные сведения не содержались. Напротив, представленные документы касались исключительно характеристик предлагаемой продукции и подтверждения её соответствия требованиям законодательства, в частности в целях применения национального режима в соответствии с ПП РФ № 1875. Выписки из реестра промышленной продукции, выданные Минпромторгом, содержали сведения исключительно о производителях соответствующих средств, а не об участнике закупки. Наличие в таких документах наименования производителя не нарушает требований пункта 21 статьи 3.4 Закона о закупках, поскольку производитель не является участником закупки, а предоставление таких сведений обусловлено исключительно требованиями законодательства. Практика контрольных органов, позиция ФАС России и арбитражных судов по аналогичным делам однозначно указывает, что само по себе наличие информации о производителе товара либо о номере реестровой записи, с которым можно сопоставить информацию в открытых источниках, не является основанием для отклонения заявки. Неправомерное отклонение заявки на основании формального и расширительного толкования требований к содержанию первой части заявки нарушает принципы добросовестной конкуренции и равенства участников закупки, закреплённые в статье 3 Закона о закупках. Подобные действия Заказчика фактически ограничивают доступ к участию в закупке добросовестных поставщиков, создавая необоснованные барьеры и искажая результаты конкурентных процедур. Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем представил в Ханты-Мансийское УФАС письменные возражения (вх. № 6983-ЭП/25 от 24.06.2025). Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее. Согласно пункту 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение Жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд Муниципального автономного учреждения ***(далее Положение о закупках). В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее Извещение): 1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru 30.05.2025. 2. Начальная (максимальная) цена договора 987 433,33 рубля. 3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке 09.06.2025. 4. На участие в аукционе в электронной форме подано 2 заявки. В соответствии с подпунктом 10.1.6 протокола рассмотрения первых/технических частей заявок на участие в аукционе № *** от 09.06.2025, Заказчиком принято решение об отклонении заявки ИП ***. (№ 390771) в соответствии с пунктом 16.5 документации о закупке и пунктом 21 статьи 3.4 Закона о закупках. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1. в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2. в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3. в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами. Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках и положения о закупке. При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках и положения о закупках. При этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки. Пунктом 16.5 документации о закупке установлено следующее: Заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей, подаваемых одновременно. Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать предложение участника аукциона в электронной форме в отношении предмета закупки по форме согласно приложению 4 к настоящей документации, включая: а) согласие участника аукциона в электронной форме на поставку товара на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона в электронной форме. Такое согласие может включаться в состав первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки; б) конкретные показатели в отношении товара, соответствующие значениям, установленным в техническом задании (приложение 1 к настоящей документации); в) указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии); г) наименование страны происхождения товара. Отсутствие указанной информации в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме не является основанием для отклонения такой заявки; д) информацию о нахождении товара, в отношении которого Правительством Российской Федерации установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, либо евразийском реестре промышленных товаров государств членов Евразийского экономического союза, либо едином реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи. Отсутствие указанной информации в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме не является основанием для отклонения такой заявки. Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется, а также иные документы и информацию. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике аукциона в электронной форме и предложения о цене договора. В соответствии с пунктами 16.7 и 16.8 документации о закупке, информация и документы, представленные в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме, не должны иметь противоречий, не должны допускать разночтений и двусмысленных толкований. В случае обнаружения недостоверных (в том числе неполных, противоречивых) сведений в заявке на участие в аукционе в электронной форме, в том числе сведений о стране происхождения товара, комиссия обязана отклонить такую заявку на участие в аукционе в электронной форме либо принять решение об отказе от заключения договора с участником аукциона в электронной форме, подавшим такую заявку на участие в аукционе в электронной форме. Пунктом 17.3 документации о закупке определено следующее: По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме комиссия принимает решение о признании первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении аукциона в электронной форме, настоящей документации, или об отклонении заявки на участие в аукционе в электронной форме. Заявка на участие в аукционе в электронной форме отклоняется в случаях: 1) несоответствия заявки на участие в аукционе в электронной форме требованиям, установленным в извещении о проведении аукциона в электронной форме, настоящей документации; 2) наличия недостоверных (в том числе неполных, противоречивых) сведений в заявке на участие в аукционе в электронной форме, в том числе сведений о стране происхождения товара; 3) содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике аукциона в электронной форме и (или) о предложении о цене договора. Отклонение заявки на участие в аукционе в электронной форме по иным основаниям не допускается. При несоответствии первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме требованиям, установленным в извещении о проведении аукциона в электронной форме, настоящей документации, соответствующая заявка на участие в аукционе в электронной форме считается не соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении аукциона в электронной форме, настоящей документации. В соответствии с частью 21 статьи 3.4 Закона о закупках, в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении, данная заявка подлежит отклонению. Вместе с тем, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в составе первой части заявки Заявителя содержатся следующие файлы: - папка «Документы на средства.zip» (копии деклараций соответствия и свидетельств о государственной регистрации); - папка «Документы МИН1 lPOM.zip» (выписки из реестра промышленной продукции и информационные письма Минпромторга РФ, представленные в рамках подтверждения происхождения товара в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1875). В приложенных документах имеется информация о юридическом лице ООО *** На основании изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что у Заказчика при рассмотрении первых частей заявок участников закупки отсутствует техническая возможность доступа к просмотру наименования участника закупки, подавшего заявку (вместо наименования указывается цифровой идентификационный код такого участника закупки), поскольку для Заказчика такая техническая возможность блокируется самим оператором электронной площадки. Сведения о наименовании участника закупки, подавшего заявку, раскрываются оператором электронной площадки и становятся доступными Заказчику исключительно при рассмотрении вторых частей заявок. В этой связи, при наличии в составе первой части заявки какой-либо информации о юридическом лице, Заказчик полагает, что в заявке указаны именно сведения об участнике закупки, поскольку Заказчик не имеет технической возможности соотнести данные об участнике закупки, указанные в первой части его заявки, с наименованием такого участника через функционал оператора электронной площадки ввиду их блокирования. Определяющим для Заказчика является соблюдение законодательного запрета по указанию участником в составе первой части заявки любых сведений, позволяющих идентифицировать участника закупки, и наличие прямой законодательной обязанности отклонить такую заявку. Если в дальнейшем выяснится совпадение наименования участника закупки, содержащегося в первой части заявки, с наименованием участника, содержащимся во второй части заявки, все возможные правовые риски, связанные с неправомерным допуском такой заявки, будет нести Заказчик. Именно для исключения возникновения указанных рисков действует часть 21 статьи 3.4 Закона о закупках. Следовательно, любая идентифицирующая информация об участнике закупки, которая содержится в первой части заявки, будет являться достаточным правовым основанием для отклонения Заказчиком такого участника, даже в случае, если в дальнейшем выяснится, что данная идентифицирующая информация относилась к другому участнику закупки, поскольку Заказчик рассматривает обезличенную первую часть заявки такого участника и не имеет реальной технической возможности соотнести его с наименованием участника, содержащимся в электронной форме заявки в функционале оператора электронной площадки. При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает, что Заказчик пришел к правомерному выводу о том, что заявка Заявителя не соответствует требованиям документации о закупке, следовательно, у Заказчика имелись достаточные правовые основания для ее отклонения. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что Заявителем не были соблюдены требования к заявке, установленные документацией о закупке, в связи с чем у Заказчика имелись достаточные правовые основания для отклонения такой заявки от дальнейшего участия в закупке. С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Жалобы. На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП *** (вх. № 6662-ИП/25 от 16.06.2025) на действия МАУ ДО СШ *** при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку химических реагентов для водоподготовки бассейнов (реестровый номер извещения ***) необоснованной.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/hanty-mansiyskoe-ufas-rossii/a8a23746-c585-44ec-b501-6544a69634fe/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н решение от 30 июня 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1525/2025 Жалоба №8134-ИП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №26621/25 б/а от 30 июня 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7676/2025 ООО «МУЦ «ЛИК» Филиал Московский на ООО «НТС» Решение Решение №ВК/3924/25 Решение № 021/06/48-634/2025 от 30 июня 2025 г. Управление: Чувашское УФАС России Организации БУ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ДИСПАНСЕР" МИНЗДРАВА ЧУВАШИИ ИНН: 2129009518 Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 ООО "Палитра" ИНН: 7733264818 Решение Решение №26625/25 б/а от 30 июня 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7802/2025 ... на действия Арбитражного управляющего ... Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 066/05/5-336/2025 от 30 июня 2025 г. Управление: Свердловское УФАС России Дело : Дело №066/05/5-336/2025 066/05/5-336/2025 |