База решений ФАС
Решение №4408/25 по делу № 036/07/3-733/2025 от 2 июля 2025 г. Дело №036/07/3-734/2025 Жалоба №4769-ЭП/25 из базы решений ФАС (№1867755) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Воронежское УФАС России Дело : Дело №036/07/3-734/2025 Жалоба №4769-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Р Е Ш Е Н И Е по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Оптторг» на действия закупочной комиссии открытого акционерного общества «Российские железные дороги» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме (дело № 036/07/3-733/2025)
02.07.2025 г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 30.06.2025. В полном объеме решение изготовлено 02.07.2025.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на нарушение процедуры торгов (далее Комиссия) в составе: Качкин И.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела; Субботин С.Г. член Комиссии, ведущий специалист-эксперт; Кривошеева Ю.А. - член Комиссии, государственный инспектор, в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью «Оптторг» Шадриной С.В. (на основании доверенности) и директора Марковой Е.А. (на основании приказа), представителей открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Пузыревой Н.И., Малыхина В.В., (на основании доверенностей), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках),
У С Т А Н О В И Л А:
19.06.2025 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление), из Федеральной антимонопольной службы, поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Оптторг» (далее - Заявитель) на действия закупочной комиссии заказчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции снабжения - структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 652/ОАЭ-ЦДЗС/25 на право заключения договора поставки металлопроката и изделий из металла (извещение в ЕИС № 32514791598, закупка на ЭТП ООО «РТС-тендер» № 652/ОАЭ-ЦДЗС/25) (далее Закупка). Согласно доводам жалобы, Заявитель не согласен с результатами рассмотрение поданных заявок. Как указывает Заявитель, при рассмотрении заявок был применён национальный режим в виде преимущества в отношении товаров российского происхождения. При этом победитель Закупки, к которому было применено преимущество, фактически предложил цену выше, чем у Заявителя, что противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств. Помимо этого, Заказчик, в протоколе рассмотрения заявок не указал страны происхождения товаров, предложенных другими участниками. Не зная данную информацию Заявитель не мог объективно рассчитать своё ценовое предложение с учётом применения преимущества. В просительной части жалобы Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений, путём отмены всех протоколов Закупки, повторного рассмотрения поданных заявок и указания в протоколе рассмотрения заявок стран происхождения товаров, предложенных другими участниками. Статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в частности в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. С учётом того факта, что Заявитель является участником Закупки и обжалует результаты рассмотрения заявок, Заявитель имел право на подачу рассматриваемой жалобы. Жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и принята к рассмотрению. Рассмотрение вышеуказанной жалобы было назначено на 15 часов 00 минут (по московскому времени) 24.06.2025 года. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично, путём размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Управления. Срок рассмотрения жалобы продлевался в порядке ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение жалобы было назначено на 10 часов 00 минут (по московскому времени) 30.06.2025 года. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично, путём размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Управления. Заказчик возражал относительно доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной. В результате рассмотрения жалобы и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках. При осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (утверждено Советом директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 г.) (далее Положение о закупке). Положением о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком конкурентной закупки в форме конкурса. Заказчиком 25.04.2025 в Единой информационной системе в сфере закупок и на ЭТП ООО «РТС-тендер» было размещено извещение о проведении Закупки и соответствующая Закупочная документация (далее Документация). Извещением установлены следующие даты проведения этапов Закупки: - дата начала подачи заявок 25.04.2025; - дата окончания срока подачи заявок 15.05.2025 в 18 часов 00 минут (по московскому времени); - дата рассмотрения первых частей заявок 20.05.2025; - дата и время начала Закупки 22.05.2025 в 13 часов 00 минут (по московскому времени); - дата рассмотрения вторых частей заявок 22.05.2025; - дата подведения итогов закупки 22.05.2025. Предметом закупки является право заключения договора поставки металлопроката и изделий из металла. Начальная (максимальная) цена договора составляет 38 348 628 (Тридцать восемь миллионов триста сорок восемь тысяч шестьсот двадцать восемь) руб. 94 коп. с учетом НДС. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Частью 2 ст. 3.1-4. Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации: 1) вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения; в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами; 2) определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей настоящего Федерального закона, в случае принятия мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей части. Согласно п. 8.3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указана информация о запрете или об ограничении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3.1-4 настоящего Федерального закона в отношении товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки. Пунктом 1.6 части 1 Закупочной документации установлено преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). По смыслу постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Постановление № 1875) при применении преимущества в отношении товаров российского происхождения участники закупки декларируют страну происхождения товара. Согласно протоколу № 652/ОАЭ-ЦДЗС/25/1 рассмотрения первых частей заявок от 20.05.2025, на участие в Закупке подано 5 заявок, включая заявку Заявителя. Все поданные заявки допущены к участию в Закупке. При изучении поданных заявок Комиссией установлено, что участников № 2 и № 4 содеожали предложение о поставке товаров происходящих из Российской Федерации и Республики Беларусь. Преимущество, установленное Постановлением № 1875 распространяется, помимо товаров российского происхождения, также на товары, произведённые в странах Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Республика Беларусь является членом ЕАЭС в связи с чем в отношении заявки участника № 2 должно быть применено преимущество в отношении товаров российского происхождения. В свою очередь, остальные заявки, включая Заявителя содержали предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 3.1-4. Закона о закупках если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное пп. «в» п. 1 ч. 2 настоящей статьи преимущество в отношении товара российского происхождения: а) при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок на участие в закупке, окончательных предложений осуществляется снижение на пятнадцать процентов ценового предложения, поданного в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке участником закупки, предлагающим к поставке товар только российского происхождения, либо увеличение на пятнадцать процентов ценового предложения этого участника закупки в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение договора; б) в случае заключения договора с участником закупки, указанным в пп. «а» настоящего пункта, договор заключается без учета снижения либо увеличения ценового предложения, осуществленных в соответствии с пп. «а» настоящего пункта. Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 22.05.2025 участниками сделаны следующие ценовые предложения: - участник № 1: 29 528 444, 04 руб.; - участник № 2: 31 062 389, 24 руб.; - участник № 3: 38 348 628, 94 руб. (ценовое предложение не подавал, в связи чем, в соответствии с п. 3.10.6. Закупочной документации, ценовое предложение считается равным начальной цене); - участник № 4: 36 000 000 руб.; - участник № 5 (заявитель): 29 336 700, 89 руб. Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии № № 652/ОАЭ-ЦДЗС/25/1 от 22.05.2025, с учётом применения преимущества, ценовые предложения составили: - участник № 2: 26 403 030, 90 руб.; - участник № 4: 30 600 000 руб.; С учётом того, что после применения преимущества наименьшим предложением являлось предложение участника № 2, данный участник был признана победителем. С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, при проведении Закупки, правомерно установлено и применено преимущество в отношении товаров российского происхождения, в связи с чем Комиссия не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии Заказчика в данной части. Относительно довода о содержании протокола рассмотрения первых частей заявок, комиссией установлено следующее. Согласно ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения: 1) дата подписания протокола; 2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки; 3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе: а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка; 4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок); 5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой; 6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке. Пунктом 257 Положения о закупке установлено, что протокол должен содержать следующие сведения: 1) дата подписания протокола; 2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки; 3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе: а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка; 4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок); 5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой; 6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена настоящим Положением. Положение о закупке не устанавливает требования по указанию страны происхождения товаров в протоколе рассмотрения первых частей заявок. Таким образом, у закупочной комиссии Заказчика отсутствовала такая возможность. Дополнительно Комиссия отмечает, что исходя из содержания ч. 19.5 ст. 3.4 Закон о закупках, сведения о стране происхождения товара предоставляются во второй части заявки. В связи с этим, закупочная комиссия Заказчика объективно не имеет возможности указать данные сведения в протоколе рассмотрения первых частей заявок. Таким образом, данный довод жалобы признаётся Комиссией необоснованным. С учётом наличия вступивших в силу судебных решений, Комиссия приходит к выводу, что Закупочной комиссией правомерно произведена оценка поданных заявок, а также правомерно составлен протокол рассмотрения первых частей заявок. В связи с этим, Комиссия не усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушений требований Закона о закупках. На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оптторг» на действия закупочной комиссии заказчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции снабжения - структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО «РЖД» при проведении аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 652/ОАЭ-ЦДЗС/25 на право заключения договора поставки металлопроката и изделий из металла (извещение в ЕИС № 32514791598 , закупка на ЭТП ООО «РТС-тендер» № 652/ОАЭ-ЦДЗС/25) необоснованной. 2. Оператору ЭТП ООО «РТС-тендер» снять ограничения, установленные уведомлением о принятии жалобы к рассмотрению от 20.06.2025 № РК/4112/25.
Настоящее решение размещено на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/voronezhskoe-ufas-rossii/ed314eca-9ba9-4abd-9754-25c63ca70377/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ИС/3148/25 Решение по делу № 073/06/106-420/2025 от 3 июля 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/06/106-420/2025 Жалоба ИП Ж на действия комиссии Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №ЕГ/2126/25 решение по жалобе от 3 июля 2025 г. Управление: Мордовское УФАС России Дело : Дело №013/06/49-294/2025 44-ФЗ Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №ЕТ/15899/25, ЕТ/15900/25 Т02-291/25 по жалобе ООО "СБ-Сервис" от 3 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №28/61881/25 решение № 223фз-277/25 от 2 июля 2025 г. Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Решение Решение №28/61912/25 решение № 223фз-292/25 от 2 июля 2025 г. Управление: Управление контроля размещения государственного заказа |