База решений ФАС
Решение №26891/25 б/а от 2 июля 2025 г. Дело №077/07/00-8018/2025 АО «Радиометролаб» на ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России из базы решений ФАС (№1867760) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8018/2025 АО «Радиометролаб» на ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-8018/2025 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: Председательствующего: «...», членов Комиссии: «...», «...», «...», рассмотрев жалобу АО «Радиометролаб» (далее - Заявитель) на действия ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку медицинского оборудования (Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая) для нужд санатория «Россия»- НКФ ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России в 2025 (реестровый № 32514929011) (далее Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках. Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает действия Заказчика по отклонению своей заявки, а также неправильному применению положений Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» (далее Постановление № 719). Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и истребованные антимонопольным органом документы. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России в редакции от 07.02.2025 (далее Положение о закупке). При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках). В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее. Заказчиком 09.06.2025 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки. Начальная (максимальная) цена: 8 229 905,00 рублей. Дата начала срока подачи заявок: 09.06.2025. Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.06.2025 в 11:00. Дата подведения итогов: 20.06.2025. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 19.06.2025 заявка Заявителя (порядковый № 3334320397) была отклонена. Заявитель, не согласившись с основанием отклонения своей заявки, отметил, что выписка из реестра российской промышленной продукции от 26.05.2025 (реестровый номер №10247836), представленная в составе заявке Заявителем, свидетельствует о том, что запись внесена в реестр (заключение выдано 27.02.2023), срок действия реестровой записи 24.02.2026 года. На момент подачи заявки запись об Аппарате рентгеновском передвижном палатном «ПАРУС» по ТУ: 26.60.11-009-86112671-2017, с принадлежностями, была внесена в реестр российской промышленной продукции. При этом срок действия записи не истек. Более того, из представленной в составе заявке выписки Заявителя однозначно следует, что запись в отношении продукции, предлагаемой к поставке в рамках настоящей закупки, внесена в реестр российской промышленной продукции, следовательно, данная продукция до 24.02.2026 года является российской промышленной продукцией. Таким образом, отсутствие в выписке из реестра российской промышленной продукции от 16.06.2025, представленной в составе заявки Заявителя, сведений о баллах, предусмотренных пунктом 33 Постановления № 719, в рассматриваемом случае не имеют правового значения. В свою очередь, Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил, что согласно пункту 33 Постановления № 719 предусмотрено наличие не менее 100 баллов для наименований товаров, соответствующих кодам ОКПД2: 26.60.11.113. При этом в своей заявке Заявитель указал страну происхождения товара - Российская Федерация и подтвердил происхождение товара выпиской из реестра российской промышленной продукции, которая не содержит информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), что не соответствует требованиям Постановления № 719. Более того, Заказчик отметил, что заявка Заявителя подлежала отклонению, поскольку такая заявка не содержала информацию о совокупном количестве баллов. Изучив представленные материалы, Комиссия считает необходимым отметить следующее. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3.1-4 Закона о закупках при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее - иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее - иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее - российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи. Если иное не предусмотрено мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, положения настоящей статьи, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом. Правительство Российской Федерации: 1) вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения; в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами; 2) определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей настоящего Федерального закона, в случае принятия мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей части. Во исполнение указанных положений Закона о закупках принято постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти») (далее Постановление № 1875). Согласно пункту 1 Постановления № 1875 при осуществлении закупок в соответствии с Законом о закупках установлены: - запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, по перечню согласно приложению № 1, а также закупок в рамках государственного оборонного заказа для выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; - ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2; - преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). При этом в силу подпункта а) пункта 3 Постановления № 1875 информацией и документами, подтверждающими страну происхождения товара для целей настоящего постановления, являются, в том числе: для подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 1 - 145 приложения № 1 к настоящему постановлению, позициях 1 - 433 приложения № 2 к данному постановлению, приложении № 3 к настоящему постановлению, из Российской Федерации - номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». Предметом рассматриваемой Закупки является поставка аппаратов рентгенографических с кодом ОКПД2: 26.60.11.113, что соответствует позиции 299 Перечня товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, в отношении которых устанавливается ограничение закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок отдельными видами юридических лиц (Приложение № 2 к Постановлению № 1875). Поскольку товар с указанным кодом ОКПД2 включен в приложение № 2 (Перечень ограниченного допуска товаров иностранного производства) к Постановлению № 1875, при закупке данного товара заказчики обязаны применять положения национального режима в отношении таких товаров, требования Постановления № 1875. В соответствии с пунктом 4.1 Информационной карты Заказчиком в отношении товара установлено ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Комиссия отмечает, что пунктом 33 Постановления № 719 установлено, что отнесение продукции медицинской промышленности к российской промышленной продукции возможно при условии соответствия всем обязательным требованиям и достижения следующего суммарного количества баллов за выполнение на территориях стран - членов Евразийского экономического союза указанных операций (условий) для каждой единицы продукции: из 26.60.11.112, из 26.60.11.113: Маммографы, рентгеновские аппараты передвижные палатные, рентгенодиагностические комплексы на 2 рабочих места, рентгенодиагностические комплексы на 3 рабочих места, рентгенодиагностические комплексы на базе телеуправляемого стола-штатива, флюорографы, рентгеновские аппараты передвижные хирургические (C-дуга): не менее 70 баллов - в 2023 году, не менее 85 баллов - в 2024 году, не менее 100 баллов - в 2025 году. Так, в соответствии с требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, являющимися Приложением к Постановлению №719 (далее - Требования), закупаемые товары включены в раздел III «Маммографы, рентгеновские аппараты передвижные палатные, рентгенодиагностические комплексы на 2 рабочих места, рентгенодиагностические комплексы на 3 рабочих места, рентгенодиагностические комплексы на базе телеуправляемого стола-штатива, флюорографы, рентгеновские аппараты передвижные хирургические (C-дуга)» Требований. Следовательно, для закупаемого товара «Система рентгеновская (флюорографическая) для скрининга органов грудной клетки» (код КТРУ: 26.60.11.113-00000148) требуется совокупное количество баллов в соответствии с Постановлением № 719 в размере не менее 100 баллов. Комиссия считает необходимым отметить, что в случае отсутствия необходимого количества баллов в выписке участника из реестра российской промышленной продукции, заявка приравнивается к заявкам с предложениями о поставке товаров иностранного происхождения В свою очередь, Комиссия отмечает, что Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения страны происхождения был представлен номер реестровой записи из реестра российской промышленности № 10247836. При этом согласно информации из реестра российской промышленной продукции для реестрового № 10247836 не установлено информации о совокупном количестве баллов. Таким образом, исходя из буквального толкования Постановления № 719 и Постановления № 1875 следует, что для надлежащего подтверждения страны происхождения товара реестровая запись должна содержать и соответствовать установленному количеству баллов по Постановлению № 719. В рассматриваемом случае представленные Заявителем сведения о совокупном количестве баллов не соответствовали требованиям Постановления № 719, в связи с чем такая заявка не может свидетельствовать о поставке товара российского происхождения. Согласно части 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках. При этом согласно пункту 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), информации и документов, определенных в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3.1-4 настоящего Федерального закона. В соответствии с подпунктом 10 пункта 5.3 Закупочной документации вторая части заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром. Таким образом, поскольку Заявителем не представленного надлежащего подтверждения страны происхождения товара в соответствии с требованиями Постановления № 719 такая заявка подлежала отклонению. Более того, согласно письму Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.05.2025 № 53728/12 «О предоставлении информации» установлено, что в рамках применения подпункта «а» пункта 3 Постановления № 1875 заказчик учитывает как установленные примечаниями к приложению к постановлению № 719 показатели локализации, так и значения совокупного количества баллов, установленные в целях осуществления закупок в рамках Закона о закупках и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, комиссия по осуществлению закупок должна при определении страны происхождения предложенного товара оценивать соответствие представленного товара совокупному количеству баллов, установленному в пункте 33 Постановления № 719. При этом Комиссия отмечает, что жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Указанные доказательства Заявителем не предоставлены, а обратное Комиссией не установлено. В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу АО «Радиометролаб» («...») на действия ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России («...») при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 25.06.2025 № ФК/25739/25. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/e582fe3d-c236-4e0f-9430-59ba4ca7e27c/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №4408/25 по делу № 036/07/3-733/2025 от 2 июля 2025 г. Управление: Воронежское УФАС России Дело : Дело №036/07/3-734/2025 Жалоба №4769-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №МП/2674/25, МП/2675/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/106-511/2025 ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ... от 2 июля 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №4727/25 Решение по делу № 025/05/5-492/2025 от 2 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Организации ООО "Интелеком" ИНН: 2505007964 Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу ИНН: 2539063082 Решение Решение №МП/2673/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/99-516/2025 от 2 июля 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №ЕГ/2115/25 Решение от 2 июля 2025 г. Управление: Мордовское УФАС России Дело : Дело №013/06/42-298/2025 44-ФЗ |