Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение №4429/25 Решение 025/07/3-569/2025 (168т) от 20 июня 2025 г. . Участники: ООО "Медпоставщик", ГАУЗ «Краевой клинический кожно-венерологический диспансер», ООО "РТС-тендер" (ОБЩАЯ), . Дело №025/07/3-569/2025 Жалоба №5697-ЭП/25 из базы решений ФАС (№1867781). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Приморское УФАС России
Дело : Дело №025/07/3-569/2025 Жалоба №5697-ЭП/25
Сфера деятельности: Контроль закупок


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

Заказчик 

ГАУЗ «Краевой клинический кожно-венерологический диспансер»

ул. Гамарника, д. 18, корп. В,

г. Владивосток, Приморский край, 690033

 

ООО «Медпоставщик»

ул. Пограничников, д. 103Г, пом. 2, этаж 2, каб. 2, г. Красноярск, Красноярский край, 660111

 

ООО «РТС-тендер»

ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1,

г. Москва, 127006

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 025/07/3-569/2025

17 июня 2025 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее  Приморское УФАС России) по контролю закупок (торгов) (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  Закон о защите конкуренции), в составе:

Заместитель председателя комиссии: <...>  начальник отдела контроля торгов и органов власти;

Члены комиссии:

<...>  ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти,

<...>  специалист 1 разряда отдела контроля торгов и органов власти, рассмотрев жалобу ООО «Медпоставщик» (далее - Заявитель),

в присутствии:

от Заявителя посредством видеоконференцсвязи: <...>  представители по доверенности;

от Заказчика: представитель не прибыл;

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Медпоставщик» на действия комиссии Заказчика  ГАУЗ «Краевой клинический кожно-венерологический диспансер» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку медицинских расходных материалов (извещение № 32514908579).

По мнению Заявителя, допущены нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ услуг отдельными видами юридических лиц» (далее  Закон о закупках), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства.

Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласились, представлены письменные возражения.

Оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

ГАУЗ «Краевой клинический кожно-венерологический диспансер» согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Следовательно, закупочная деятельность ГАУЗ «Краевой клинический кожно-венерологический диспансер» должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что в своей жалобе заявитель обосновывает свою позицию о нарушении требований Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, не учитывая, что заказчики осуществляют свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, соответственно, нормы Закона № 44-ФЗ на закупку не распространяются, в частности положения части 1.1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, согласно которой при описании являющегося объектом закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения.

Раздел 10 информационного письма Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 «О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе пункт 10.2, который входит в данный раздел, на который ссылается заявитель, разъясняет правила описания товара, который является объектом осуществляемой в соответствии с Законом № 44-ФЗ закупки и в отношении которого Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 установлены "защитные" меры.

Таким образом, заказчик при формировании предмета закупки, а также при обосновании НМЦД не обязан использовать характеристики товара исключительно российского происхождения, и зарегистрированного в реестре промышленной продукции.

В силу части 2 статьи 3.1 - 4 Закона о закупках Правительство Российской Федерации:

1) вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие:

а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения;

в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами; 2) определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей настоящего Федерального закона, в случае принятия мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей части.

В соответствии со статьей 3.1 - 4 Закона N 223-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, в соответствии с которым Правительством РФ установлены "защитные" меры в виде запрета, ограничения и преимущества при осуществлении закупок.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 №1875 запрет применяется в отношении товаров, работ, услуг, указанных в приложении N 1 к постановлению (перечень № 1), ограничение применяется в отношении товаров, указанных в приложении № 2 к постановлению (перечень № 2), преимущество применяется к товарам, не указанным в перечнях № 1 и № 2.

В перечне № 2 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 содержит ОКПД 2 и наименование товара - 22.19.60 «Предметы одежды и ее аксессуары из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита)».

Заказчиком при проведении закупки определен конечный девятизначный код ОКПД 2 предмета закупки: 22.19.60.119 «Перчатки резиновые прочие».

Согласно пункту 3.1 информационного письма Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 «О применении положений Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в перечнях № 1 - № 3 в графах «Наименование товара, работы, услуги» и «Наименование товара» указаны группы товаров, работ, услуг, которые по общему правилу (за исключением отдельных позиций, в том числе касающихся медицинских изделий) являются наименованиями соответствующих группировок по ОКПД 2 (от подкласса до подкатегории).

В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, в связи с чем группировка более высокого уровня включает в себя все входящие в нее группировки.

Таким образом группировка 22.19.6 «Предметы одежды и ее аксессуары из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита)» включает в себя подкатегорию 22.19.60.119 «Перчатки резиновые прочие», в связи с чем в отношении предмета закупки заказчиком установлена мера национального режима - ограничение.

Таким образом, доводы жалобы в отношении нарушения требований Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 являются несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства.

Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Заявитель утверждает, что заказчик неправомерно установил:

В позиции № 1 установлено требование «Класс потенциального риска применения не ниже 2а для возможности применения с активными медицинскими изделиями в соответствии с п. 5.1.2. ГОСТ 31508-2012».

В позиции № 2 установлены требования «Перчатка двухслойная, внешний слой синего или зеленого цвета»; «Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие обеспечивает абсорбцию влаги и профилактику мацерации кожи при продолжительных манипуляциях».

В позиции № 3 установлено требование «Форма перчатки универсальная с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев для профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений».

Указанные требования, по мнению Заявителя, могут привести к сокращению количества участников закупки и не соответствует Закону №44-ФЗ и Закону о защите конкуренции.

Классификация и выбор Медицинских Изделий по классам риска регламентируется Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее  Закон № 323). В частности, ч. 2 ст. 38 Закона № 323 указывает, что Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава № 4н от 06.06.2012 «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» (далее  Приказ № 4н) утвержден порядок классификации медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения (далее  Порядок классификации) в котором содержатся требования о соответствии медицинского изделия по своему назначению, определяющее его класс потенциального риска применения (далее  Класс риска).

Наряду с этим, порядок классификации и требования о соответствии регламентировано правилами и требованиями ГОСТ 31508-2012, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01 ноября 2012 г. № 609-ст.

Так, согласно п. 5.1.1 ГОСТ 31508-2012 неинвазивные МИ относят к классу 1, если только не применяют одно из нижеследующих правил: неинвазивные МИ, предназначенные для хранения органов, частей органов или хранения или введения в организм пациента крови, других жидкостей, газов, паров или тканей, относят к классу 2а, в том числе если их используют с активным МИ класса 2а или более высокого класса.

Отдельно следует заметить, что перчатки смотровые используются, как в инвазивных, так и в неинвазивных манипуляциях. Так как согласно, п. 3.6 - 3.9 ГОСТ 31508-2012 предусмотрено отдельное разделение на просто инвазивные МИ и хирургически инвазивные МИ, при этом основное отличие хирургически инвазивных МИ заключается в том, что их полное или частичное введение в организм пациента осуществляется посредством исключительно хирургического вмешательства, то есть путем создания неестественного доступа в организм человека (например: рассечение брюшной полости). В то же время, обычные инвазивные МИ предполагают возможность проникновения в организм пациента через естественные отверстия (ухо, горло, нос, анус, уретра и т.д.).

Согласно Приказу 4н (пункты 4.5, 4.5.2, 4.5.4, 4.15, которые дублируют положения ГОСТ 31508-2012) перчатки медицинские в зависимости от манипуляций относят к классу риска 2а в следующих ситуациях:

1) использование перчаток с применением в анатомических полостях (например, влагалище  полость таза, ректальное отверстие  полость таза), указанные полости не относятся к полостям рта и слуховой полости, в связи с чем при указанных манипуляциях, следует использовать перчатки с классом риска не ниже 2а.

2) использование перчаток с активными медицинскими изделиями класса 2а и выше: флюорографические аппараты, аппараты ультразвуковой диагностики, аппараты искусственной вентиляции легких  также обязывает Заказчика использовать перчатки с классом риска не ниже 2а.

3) использование при обеззараживании других МИ (предстерилизационная чистка эндоскопов и другого медицинского инструментария).

Таким образом, класс риска регулируется положениями системы национальной стандартизации.

Относительно спорных характеристик, установленных в позиции №2 Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2.5 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 современные медицинские перчатки различаются по характеристике материала, из которого они изготовлены, его химическому составу, технологии производства и обработки, а также возможностям целевого применения.

Согласно пояснениям Заказчика, при описании характеристик закупаемой продукции руководствовался спецификой применения медицинских изделий, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам Заказчика. Медицинские перчатки с указанными характеристиками позволяют Заказчику выполнять свои функции и обязанности надлежащим образом.

Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:

" безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;

" удобство/комфортность;

" функциональность.

Необходимо учитывать, что в силу пункта 2 статьи 4 Закона № 323 одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение соответствующего уровня безопасности при лечении пациентов, максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи, как пациентам, так и медицинскому персоналу.

В том числе на основании указанных положений Закона № 323-ФЗ, заказчиком были установлены характеристики к медицинскому изделию с учетом особенностей, имеющих принципиальную значимость для заказчика с учетом специфики его деятельности, в которой решающее значение имеет необходимость оказания качественной медицинской помощи.

Требование к полимерному покрытию предусмотрено действующим национальным стандартом ГОСТ Р 52239-2004.

В пункте 4.2 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях», указано, что перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:

- выбор по способу обработки внутренней поверхности перчаток;

В пункте 3.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в зависимости от способа обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся на:

- опудренные;

- неопудренные;

- обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.).

При длительном ношении перчаток (свыше 15-20 минут), в результате потовых и сальных желез под перчаткой образуется «перчаточный сок», который был описан Большой медицинской энциклопедии (том 2, 1928 г.) в разделе «Антисептика и Асептика» (стр. 49 и 50). Также, в клинической практике определено, что перчаточный сок  секрет потовых и сальных желез кожи кисти, скапливающийся в процессе выполнения манипуляций в медицинских перчатках. Эти выделения служат питательной средой для бактерий. Перчаточный сок может содержать резистентные микроорганизмы из более глубоких слоев кожи, которые могут пройти через возможные проколы перчаток и попасть в стерильные полости (в том числе слизистые) тела пациента с риском вызвать инфекцию области медицинского вмешательства. Перчаточный сок имеет рН 3,5-5,6, т.е. образует агрессивную кислую среду на коже под изделиями. Учитывая это, если на коже есть мелкие царапины, трещины, мацерации, то кислая среда вызывает жжение и зуд во время длительных манипуляций, что повышает риск развития кожных заболеваний.

Также, под воздействием перчаточного сока, учитывая надетые перчатки, кожа рук медицинского персонала находится в условиях повышенной влажности. Указанные условия приводят к мацерации кожи рук медицинского персонала.

Мацерация в клинической практике сопоставляется с интертригенозным дерматитом (Интергрито). Интертриго появляется, в результате избытка влаги, которая смягчает и раздражает кожу, и, вследствие этого, вызывает ее разрушение. Разрушение ткани часто приводит к появлению грибковой или бактериальной инфекции. На пораженном участке может появиться покраснение, раздражение, зуд или сочетание вышеперечисленных симптомов. Чаще всего опрелости появляются в теплых, влажных местах.

Одним из способов исключения условий возникновения мацерации кожи рук медицинского персонала  является использование перчаток с абсорбирующим покрытием.

Свойства перчаток определяются с учетом их функционального назначения и потребности Заказчиков. Манипуляции, проводимые медицинским персоналом в смотровых перчатках также связаны с взаимодействием с открытыми ранами и ожогами.

Относительно спорных характеристик, установленных в позиции №3 Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

Требование к форме перчатки с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев вызвано необходимостью профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений. Сам материал перчатки однороден, одной толщины, имеет одни и те же свойства, что и вся остальная часть изделия, однако в определенной части имеет форму «гофры», которая обеспечивает свободу движения, посредством снижения сопротивления при растяжении материала, то есть снижается необходимость приложения повышенного и дополнительного усилия для преодоления сопротивления материала.

Перчатки с установленной характеристикой позволяют снизить нагрузку на суставы пальцев как-раз при выполнении продолжительных манипуляций, в ходе которых приходится фиксировать в одном положении инструменты.

В соответствии с пунктом 2.5 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 современные медицинские перчатки различаются по характеристике материала, из которого они изготовлены, его химическому составу, технологии производства и обработки, а также возможностям целевого применения.

Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что извещение об осуществлении закупки на поставку медицинских изделий противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона, а равно то, что положения извещения об осуществлении закупки приводят к ограничению количества участников закупки.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Медпоставщик» на действия комиссии Заказчика  ГАУЗ «Краевой клинический кожно-венерологический диспансер» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку медицинских расходных материалов (извещение № 32514908579) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии: <...>
 

Члены комиссии: <...>

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/primorskoe-ufas-rossii/fb875a6b-555c-4da2-8908-15ac00af8f79/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение №4526/25 Решение 025/07/3.4-603/2025 (173т) от 25 июня 2025 г.
Управление: Приморское УФАС России
Дело : Дело №025/07/3.4-603/2025 Жалоба №5828-ЭП/25
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение б/н решение от 24 июня 2025 г.
Управление: Пензенское УФАС России
Дело : Дело №058/05/20-205/2025 решение
Сфера деятельности: Рынок рекламы


Решение
Решение б/н решение от 24 июня 2025 г.
Управление: Пензенское УФАС России
Дело : Дело №058/05/20-199/2025 решение
Сфера деятельности: Рынок рекламы


Решение
Решение б/н решение от 24 июня 2025 г.
Управление: Пензенское УФАС России
Дело : Дело №058/05/20-202/2025 решение
Сфера деятельности: Рынок рекламы


Решение
Решение б/н решение от 24 июня 2025 г.
Управление: Пензенское УФАС России
Дело : Дело №058/05/20-198/2025 определение
Сфера деятельности: Рынок рекламы





Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru