База решений ФАС
Решение №072/06/44/94/2025 Заявитель в жалобе указывает, что комиссией по осуществлению... от 9 июля 2025 г. Дело №072/06/3-94/2025 Заявитель в жалобе указывает, что комиссией по осуществлению... из базы решений ФАС (№1868047) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №072/06/3-94/2025 Заявитель в жалобе указывает, что комиссией по осуществлению... Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ № 072/06/44/94/2025 09 июля 2025 года г. Тюмень Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия, антимонопольный орган) в составе: рассмотрев в дистанционном режиме, посредством плагина True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобы ООО «О» на действия комиссии по осуществлению закупок ФБУ Центр реабилитации Фонда пенсионного и социального страхования РФ «Тараскуль» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий (бинты) (реестровый номер закупки 0267100002325000147), УСТАНОВИЛА: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «О» на действия комиссии по осуществлению закупок ФБУ Центр реабилитации Фонда пенсионного и социального страхования РФ «Тараскуль» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий (бинты). Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Заявитель в жалобе указывает, что комиссией по осуществлению закупок принято неправомерное решение об отклонении заявки ООО «О» ввиду отсутствия в составе заявки сертификата о происхождении товара СТ-1, поскольку подтверждение сертификатом СТ-1 возможно только в случае отсутствия реестровой записи в реестре российской промышленной продукции. Кроме того, в переходный период до 01.09.2025 при осуществлении закупок товаров по позициям 362-399, 433 приложения №2 к Постановлению № 1785 страна происхождения товара может быть подтверждена либо реестровой записью из реестра российской промышленной продукции, либо сертификатом СТ-1. Обществом в составе заявки указан реестровый номер выписки из реестра российской промышленной продукции: 10598282, срок действия выписки: 09.12.2027 на товар «Бинты медицинские нестерильные», в связи с чем заявка участника соответствовала требованиям Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875. Заказчик письменные возражения на жалобу заявителя не направил, однако его представитель в заседании Комиссии Тюменского УФАС России согласился с доводами жалобы, указав, что комиссия по осуществлению закупок установила, что другими участниками закупки предоставлены помимо реестрового номера из реестра российской промышленной продукции, также сертификат СТ-1. При этом, комиссия не учла, что в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 страна происхождения поставляемого товара в переходный период до 01.09.2025 может быть подтверждена как реестровой записью из реестра российской промышленной продукции, так и сертификатом СТ-1. Оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер» на ранее направленный запрос Тюменского УФАС России представлены в электронном виде все заявки участников, поступившие на участие в рассматриваемой закупке и которые приобщены к материалам дела. В ходе контрольного мероприятия Комиссией Тюменского УФАС России были изучены документы и информация, полученные путем формирования запроса в Государственной информационной системе «Независимый регистратор» (далее ГИС «НР»): 1) извещение о проведении закупки; 2) протоколы, составленные в ходе проведения закупки; 3) заявки участников закупки; 4) иные документы и информация, полученные в Государственной информационной системе «Независимый регистратор». В части довода заявителя о нарушении заказчиком статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что рассматривает действия субъектов контроля на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов в сфере закупок, и не правомочна осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Порядок рассмотрения подобного рода обращений и осуществление соответствующей проверки осуществляется в рамках иных правовых процедур, которые регламентируются главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а не Законом о контрактной системе. Следовательно, правовые основания для выделения материалов дела в отдельное производство у Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок отсутствуют, поскольку жалоба заявителя поступила в рамках Закона о контрактной системе, с использованием функционала ЕИС в сфере закупок, что не предусмотрено требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Кроме того, жалоба заявителя по своей структуре и содержанию не соответствует требованиям статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам. Из материалов дела усматривается, что ФБУ Центр реабилитации Фонда пенсионного и социального страхования РФ «Тараскуль» являясь заказчиком, выступило организатором проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий (бинты), с начальной (максимальной) ценой контракта 125 677,00 рублей. Информация о закупке была размещена 24.06.2025 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0267100002325000147 Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.rts-tender.ru Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе предусмотрено, что отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается. Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о запрете или об ограничении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки. Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее - иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее - иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее - российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи. Если иное не предусмотрено мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, положения настоящей статьи, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом. Пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами; Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, определенные в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запрет, ограничение, преимущество). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Согласно извещения об осуществлении закупки, заказчиком установлено ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств, выполняемых работ, оказываемых услуг иностранными лицами в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», поскольку закупаемый заказчиком товар предусмотрен позицией 374 приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «Бинты стерильные и нестерильные марлевые» (код ОКПД2: 21.20.24.131). Пунктом 3.1 требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке (приложение № 3 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что при осуществлении закупок товаров, указанных в позициях 362-399 приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС по 31.08.2025 включительно, документом, подтверждающим происхождение таких товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе из Российской Федерации, наряду с информацией, предусмотренной подпунктами «а» и «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 участник закупки предоставляет: сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Правила определения страны происхождения товаров), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров. Подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 указанной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае предусмотренном подпунктом «а» пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей части), подпунктом «а» пункта 2 части 4, подпунктом «а» пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей части), пунктом 2 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона. Согласно протоколу поведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2025 № 0267100002325000147 заявка ООО «О» (идентификационный номер 119206414) отклонена комиссией по осуществлению закупок на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. В обоснование принятого решения комиссия по осуществлению закупок указала, что участник закупки в своей заявке не предоставил сертификат о происхождении товара, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, пункта 3 приложения № 3 к извещению «Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению». Однако, Комиссия Тюменского УФАС России, учитывая вышеприведенные положения законодательства и фактические обстоятельства дела приходит к выводу о необоснованности отклонения заявки ООО «О» учитывая следующее. Согласно подпункту «в» пункта 10 Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 при осуществлении закупок товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 приложения № 2 к настоящему постановлению, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе и приглашения принять участие в которых направлены либо контракты (договоры) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которых заключены по 31.08.2025 включительно, документом, подтверждающим происхождение таких товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе из Российской Федерации, наряду с информацией, предусмотренной подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего постановления, является сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза но форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров. Комиссия Тюменское УФАС России отмечает, что данное положение предусматривает возможность подтверждения страны происхождения товара, в случае отсутствия реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, сертификатом по форме CT-1 в переходный период до 01.09.2025. Соответственно в указанный период, страна происхождения товара может быть подтверждена либо реестровой записью из реестра российской промышленной продукции, либо сертификатом CT-1. Кроме того, Комиссия Тюменское УФАС России принимает во внимание разъяснения содержащиеся в письме Министерства финансов РФ от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 «О применении положений Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875» подпункт «в» пункта 10 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 содержит переходные положения, предусматривающие, временную возможность подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 перечня № 2, из государств - членов ЕАЭС, в том числе из Российской Федерации, путем представления либо номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, из евразийского реестра промышленных товаров, либо сертификата о происхождении товара по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (форма СТ-1). Комиссией Тюменского УФАС России установлено, ООО «О» в составе заявки на участие в закупке указан реестровый номер из реестра российской промышленной продукции: 10598282, а также в специальном разделе оператора электронной площадки прикреплен скан-образ выписки из реестра российской промышленной продукции № 10598282, срок действия выписки: 09.12.2027. Таким образом, заявка ООО «О» на участие в закупке с реестровым номером извещения 0267100002325000147 соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, что указывает на отсутствие у комиссии по осуществлению закупок правовых оснований для отстранения указанного участника от закупки. При таких обстоятельствах Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о нарушении комиссией по осуществлению закупок ФБУ Центр реабилитации Фонда пенсионного и социального страхования РФ «Тараскуль» требований пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе в части принятия решения об отклонении заявки ООО «О» на участие в запросе котировок с реестровым номером извещения 0267100002325000147, что указывает на наличие в действиях комиссии по осуществлению закупок признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.30.1 КоАП РФ. По смыслу пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Учитывая существенный характер нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать в адрес заказчика и его комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении указанного нарушения путем отмены (аннулирования) процедуры заключения контракта с победителем закупки, отмены протокола подведения итогов закупки от 07.07.2025, пересмотре заявки ООО «О» с учетом позиции изложенной в настоящем решении, формировании нового протокола подведения итогов закупки, проведении дальнейшей процедуры закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «О» обоснованной. 2. Признать комиссию по осуществлению закупок ФБУ Центр реабилитации Фонда пенсионного и социального страхования РФ «Тараскуль» нарушившей требования пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе. 3. Выдать в адрес заказчика и его комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе. 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении комиссии по осуществлению закупок. В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии: Члены комиссии: Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/tyumenskoe-ufas-rossii/fb7ebfac-c46a-438a-a2eb-47d90e3c23dc/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №28045/25 б/а от 10 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8242/2025 ООО «ГраньИТ» на РТУ МИРЭА Решение Решение №НВ/4146/25 Решение № 021/06/33-664/2025 от 9 июля 2025 г. Управление: Чувашское УФАС России Организации БУ "КАНАШСКИЙ КЦСОН" МИНТРУДА ЧУВАШИИ ИНН: 2123013469 Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 ИП КОНСТАНТИНОВ АРТЕМ АНАТОЛЬЕВИЧ ИНН: 211669147262 Решение Решение №РНП-72-124/25 односторонний отказ от исполнения контракта от 9 июля 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №072/10/104-124/2025 односторонний отказ от исполнения контракта Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №035/07/3-543/2025 Решение по результатам размещения жалобы ООО «НИВЕЛПРОМ» в ч... от 9 июля 2025 г. Управление: Вологодское УФАС России Дело : Дело №035/07/3-574/2025 Жалоба №3707-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №ЕТ/16419/25 Т02-311/25 по жалобе ООО "СТРОЙРЕЗЕРВ" от 9 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России |