База решений ФАС
Решение б/н Решение по делу №082/10/615-1568/2025 от 8 июля 2025 г. Дело №082/10/615-1568/2025 Уведомление о рассмотрении дела №082/10/615-1568/2025 по вкл... из базы решений ФАС (№1868054) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Крымское УФАС России Дело : Дело №082/10/615-1568/2025 Уведомление о рассмотрении дела №082/10/615-1568/2025 по вкл... Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Решение по делу №082/10/615-1568/2025
Резолютивная часть решения оглашена 08.07.2025 г. Симферополь Решение в полном объеме изготовлено 10.07.2025
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее Комиссия) в составе: председатель Комиссии начальник отдела контроля Крымского УФАС России *, членов Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России *, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России *; при участии представителей интересов: Заявитель * (далее Заявитель, Заказчик) - * (по доверенности), Ответчик * (далее Ответчик) * (по доверенности), рассмотрев обращение Заявителя (вх. №12252-ЭП/25 от 27.06.2025г.) о включении информации об * в реестр недобросовестных подрядных организаций по причине: уклонение Ответчика от заключения контракта, по итогам закупки «Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов» (извещение №207570000012500049) (далее Закупка), в соответствии с пунктом 254 Постановления Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее Положение), Методическими рекомендациями по ведению реестра недобросовестных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными приказом ФАС России от 26.12.2018 N 1871/18,
УСТАНОВИЛА: В Крымское УФАС России поступило обращение Заявителя о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций информации об * ввиду уклонения от заключения Договора. В результате рассмотрения обращения, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Ответчиком, Комиссия установила следующее. 30.05.2025 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki. ru объявлен электронный аукцион на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов (извещение №207570000012500049) с начальной максимальной ценой договора: 24 449 293,46 руб. 10.06.2025 08:00 дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. На участие в электронном аукционе было подано 4 заявки. Согласно Протоколу проведения электронного аукциона № 207570000012500049/РТС291В250045 от 16.06.2025 победителем электронного аукциона признается участник, предложивший наименьшую цену договора (23 960 307,58 руб.) * (ИНН 9725098102). В соответствии с пунктом 185 Положения N 615 Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона передает победителю электронного аукциона проект договора о проведении капитального ремонта, который составляется путем включения цены договора о проведении капитального ремонта, предложенной победителем электронного аукциона при проведении электронного аукциона, в проект договора о проведении капитального ремонта, прилагаемый к документации об электронном аукционе. Договор о проведении капитального ремонта заключается с победителем электронного аукциона. Сведения о заключенном договоре о проведении капитального ремонта в течение 2 рабочих дней со дня его подписания направляются заказчиком оператору электронной площадки. Согласно пункту 185 Положения N 615 договор о проведении капитального ремонта заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона. Согласно пункту 206 Положения N 615 исполнение обязательств по договору о проведении капитального ремонта обеспечивается: а) независимой гарантией, выданной в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 1 статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - независимая гарантия); б) обеспечительным платежом. Пунктом 197 Положения N 615 установлено, что договор о проведении капитального ремонта не может быть заключен ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона, или протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в котором содержится информация о признании электронного аукциона несостоявшимся, или акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта, или акта об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона. Действие настоящего пункта не распространяется на случаи заключения договора о проведении капитального ремонта с единственной подрядной организацией. Согласно пункту 199 Положения N 615 в случае если победитель электронного аукциона, или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор о проведении капитального ремонта, переданный ему в соответствии с пунктами 165, 185, 187 и 189 настоящего Положения, и (или) не представил обеспечение исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта, то победитель электронного аукциона (или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона) признается уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта. Подпунктом "т" пункта 135 Положения N 615 установлено, что документация об аукционе помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать срок, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта в соответствии с настоящим Положением, должен подписать договор о проведении капитального ремонта, условия признания победителя электронного аукциона или иного участника электронного аукциона уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта. Согласно подпункту 5 пункта 20 раздела X. Информационная карта документации о закупке установлено, что обеспечение исполнения обязательств предоставляется региональному оператору участником электронного аукциона, с которым заключается договор, вместе с проектом договора, подписанным со стороны участника электронного аукциона. В соответствии с подпунктом 3 пункта 20 раздела X. Информационная карта документации о закупке установлено - размер обеспечения исполнения обязательств по договору составляет 30 процентов от начальной максимальной цены договора: Лот 7 334 788,03 руб. Согласно пункту 24 раздела X. Информационная карта документации о закупке установлено следующее:
Согласно пункту 7 раздела IX.Порядок заключения договора установлено, что в случае если победитель электронного аукциона, или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник электронного аукциона в срок, указанный в разделе X «Информационная карта», не представил Региональному оператору подписанный договор, и (или) не представил обеспечение исполнения договора, то победитель электронного аукциона, либо участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, либо единственный участник электронного аукциона признается уклонившимся от заключения договора. Согласно представленным материалам дела: 16.06.2025 Заказчиком сформирован проект договора и направлен в установленный срок с помощью оператора электронной площадки РТС-тендер; 23.06.2025 в адрес Заказчика с помощью оператора электронной площадки РТС-тендер от * поступил протокол разногласий; 24.06.2025 Заказчиком был повторно направлен договор на подпись * без учета протокола разногласий; 26.06.2025 Заказчиком размещен Акт об уклонении от заключения договора. Согласно Акту об уклонении от заключения договора от 26.06.2026 Ответчик признан уклонившимся по следующим основаниям: «...Проект договора сформирован на основании пункта 185 Положения и 16 июня 2025 г. в 16:39 ч. (мск.вр.) направлен Заказчиком Обществу. Соответственно, подписанный проект договора и обеспечение его исполнения должны быть переданы участником, с которым заключается договор, заказчику в течение 5 рабочих дней с даты получения такого проекта договора, то есть в срок до 23.06.2025 включительно. 23.06.2025 в адрес Заказчика, с помощью оператора электронной площадки РТС-Тендер, от Общества поступил протокол разногласий. Положением не предусмотрена форма протокола разногласий, в то же время частью 3 статьи 51 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) предусмотрено, что победитель аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов. Протоколом разногласий Общество предлагало внести изменения в п.5.4.18, 5.3.4, 4.1 проекта Договора №014-СМРл-25. Проект контракта должен полностью соответствовать документации об электронном аукционе, извещению о закупке и заявке победителя, В связи с тем, что указанные Обществом в протоколе разногласии замечания являются существенным изменением условий Договора и не содержат указания на несоответствие такого проекта контракта документации и (или) извещению о закупке, а также заявке на участие в электронной процедуре, 24.06. 2025 Заказчиком был повторно направлен договор на подпись Обществу без учета протокола разногласий Факт повторного направления договора Заказчиком подтверждает, что Заказчик совершил в добровольном порядке все возможные действия, направленные на заключение договора. Учитывая нормы чт. 6 ГК РФ, ближайшей нормой, которой урегулировано направление протоколов разногласий является п. 5 ст. 51 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ: «Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи.» Соответственно, подписанный проект Договора и обеспечение его исполнения должны быть направлены Обществом, Заказчику в течение одного рабочего дня, следующего за датой повторного размещения Заказчиком проекта Договора, т.е. не позднее 25.06.2025 г. По состоянию на 26.06.2025 подписанный проект договора и обеспечение исполнения договора Обществом Заказчику не направлены. С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 199 Положения и пунктом 7 раздела IX «Порядок заключения договора» документации об аукционе, Заказчиком принято решение признать Акционерное общество «Омский лифтостроительный завод» (ИНН 9725098102) уклонившимся от заключения Договора по результатам электронного аукциона: РТС291В250045/1 № в ЕИС: 207570000012500049 «на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов». Решение Заказчика: Признать * уклонившимся от заключения Договора (реестровый номер электронного аукциона: 207570000012500049)». Согласно пояснениям Ответчика: «...Протоколом проведения электронного аукциона № 207570000012500049 / РТС291В250045 от 16.06.2025 г. победителем электронного аукциона с которым должен был быть заключен договор был признан * Ввиду этого на официальном сайте «РТС-Тендер» 16.06.2025 г. был выложен проект договора для подписания его победителем аукциона *, по информации на электронной торговой площадке срок для подписания договора был до 23.06.2025. Ознакомившись с размещенным проектом договора, победитель аукциона счел, что не все положения предложенного проекта договора соответствуют аукционной документации и обычаям делового оборота, 23.06.2025 г. направил протокол разногласий к проекту договору путем размещения его в специальном разделе на электронной торговой площадке. Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" изучив протокол разногласий и фактически его отклонив 24.06.2025 г. разместила для подписания новую версию договора с тем же самым содержанием. Также на электронной торговой площадке была размещена информация о том, что конечный срок для подписания договора 01.07.2025 г. 26.06.2025 г. в карточке закупки на официальном портале «https://zakupki.gov.ru/» был размещен акт об уклонении от заключения договора, согласно которому *не подписал в отведенное время, а именно до 25.06.2025 г. Ответчик исходя из фактических обстоятельств не согласен со включением его в реестр недобросовестных поставщиков ввиду того, что Заказчик необоснованно признал его уклонившимся от заключения договора, кроме того АО «Омсклифт» не имело намерений уклоняться от подписания контракта и желало его заключить и выполнить необходимые работы. Данная позиция основана на нижеследующем. Согласно п. 24 информационной карты аукционной документации подписание договора по итогам проведения закупки должно происходить в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты размещения проекта договора на электронной площадке. Возможность представления протокола разногласий на проект договора аукционной документацией не предусмотрено, также это не пруд смотрено Постановлением Правительства №615-П, однако данная возможность предусмотрена ст. 51 Закона о контрактной система №44-ФЗ. Так как проект договора для подписания был выложен 16.06.2025 г., срок для его подписания * заканчивался 23.06.2025 г. (включительно), и именно 23.06.2025 г. * разместил на электронной торговой площадке протокол разногласий к проекту контракта, соответственно, данный срок на подписание контракта победитель аукциона не нарушал. Далее Заказчик, рассмотрев протокол разногласий и 24.06.2025 г. опубликовал новую версию проекта договора, которая не содержала изменений по сравнению первоначальной редакцией. В специальной карточке на портале электронной торговой площадки появилась информация о конечном сроке подписания контракта 01.07.2025 г., а не 25.06.2025 г. как утверждает заказчик. С учетом отсутствия в аукционной документации каких-либо положений относительно срока подписания договора после рассмотрения фондом протокола разногласий и размещения нового проекта договора, по мнению ответчика, следует применять п. 24 информационной карты аукционной документации, т.е. после размещения нового проекта договора после рассмотрения протокола разногласий на подписание со стороны победителю аукциона предоставляется 5 рабочих дней, соответственно, так как новый проект договора был размещен 24.06.2025 г., то конечный срок подписания договора будет 01.07.2025 г., как и было указано на электронной торговой площадке. Таким образом, можно сказать, что Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" незаконно признала АО «Омсклифт» уклонившимся от заключения договора, соответственно, незаконно требует включить ответчика в реестр недобросовестных поставщиков. Доводы, указанные Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" изложенные в акте об уклонении от заключения договора относительно пропуска срока подписания договора со ссылкой на п. 5 ст. 51 Закона о контрактной система №44-ФЗ также нельзя признать состоятельными, поскольку, диспозиция указанного пункта статьи не может распространяться на правоотношения связанные государственными закупками проводимыми в порядке, установленном Постановлением Правительства №615-П. Ссылка на сроки, установленные п. 5 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд" и подзаконными ему актами, является несостоятельной, так как указанный закон не подлежит применению к взаимоотношениям между региональным оператором, проводящим отбор подрядных организаций на основании специального правового акта - постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, согласно которому отдельные положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ распространяются на регионального оператора только при осуществлении закупок для собственных нужд, а не при осуществлении деятельности, связанной с проведением капитального ремонта (п. 2 постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615), ввиду чего ст. 51 Федерального закона №44-ФЗ не может применяться в настоящем случае, а следует применять аукционную документацию и постановления Правительства РФ от 01.07.2016N 615. Фактически заявитель на электронной торговой площадке выложил новый проект договора и в силе положений аукционной документации срок на подписание потек заново в связи с размещением нового проекта договора, ввиду чего срок для подписания контракта победителем торгов не был пропущен». Согласно позиции Ответчика, руководствуясь положениями обычаями делового оборота, 23.06.2025 Ответчиком направлен протокол разногласий. 24.06.2025 Заказчиком повторно размещен проект договора без учета протокола разногласий. Согласно представленным Ответчиком скриншотам с электронной площадки, крайний срок подписания договора участником 01.07.2025. Таким образом, Ответчик руководствовался информацией о дате подписания договора, указанной на электронной площадке 01.07.2025. В силу пункта 263 Положения N 615 по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций. В ином случае орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение об отказе во включении информации о подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций. Копия решения, вынесенного органом, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, направляется заказчику и лицу, в отношении которого принято решение о включении информации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций. Исходя из положений пункта 263 Положения N 615 реестр недобросовестных подрядных организаций, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, санкцией за недобросовестное поведение данного лица, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных подрядных организаций (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в предварительном отборе (пунктом 23 Положения N 615 установлены требования к участникам предварительного отбора, в том числе отсутствие сведений об участнике предварительного отбора в реестре недобросовестных подрядных организаций, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном разделом VII Положения N 615). С другой стороны реестр недобросовестных подрядных организаций служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Основанием для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям действующего законодательства, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанным победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучших) и срока исполнения контракта. Доказательств, однозначно свидетельствующих о недобросовестном поведении * в материалах дела отсутствуют. Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона. Комиссия Крымского УФАС России не усматривает признаков недобросовестного поведение Общества и совершение им умышленных действий (бездействия), направленных на грубое нарушение требований действующего законодательства. На основании изложенного, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»), Комиссия Управления РЕШИЛА: Информацию об Ответчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/krymskoe-ufas-rossii/7c39f7ca-4faa-4538-b856-0bdc4dd0bfd2/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н Решение по делу № 032/06/105-610/2025 от 8 июля 2025 г. Управление: Брянское УФАС России Дело : Дело №032/06/105-610/2025 Уведомление о рассмотрении жалобы в порядке, предусмотренном... Решение Решение №054/10/5-1738/2025 в отношении ООО «ТК «Оникс» от 8 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/10/5-1738/2025 в отношении – ООО «ТК «Оникс» Решение Решение №054/01/18.1-1758/2025 в отношении ГАПОУ НСО «ТПК» от 8 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/01/18.1-1758/2025 в отношении - ГАПОУ НСО «ТПК» Решение Решение №04/16274/25 принятое по жалобе ИП Казакова А.А. от 8 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 066/01/18.1-1786/2025 от 8 июля 2025 г. Управление: Свердловское УФАС России Дело : Дело №066/01/18.1-1786/2025 066/01/18.1-1786/2025 |