База решений ФАС
Решение №054/01/18.1-1758/2025 в отношении ГАПОУ НСО «ТПК» от 8 июля 2025 г. Дело №054/01/18.1-1758/2025 в отношении - ГАПОУ НСО «ТПК» из базы решений ФАС (№1868051) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/01/18.1-1758/2025 в отношении - ГАПОУ НСО «ТПК» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ №054/01/18.1-1758/2025 08.07.2025 г. Новосибирск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: <...> ; рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Элита Групп» (далее - ООО «Элита Групп») (вх. № 12494-ЭП/25 от 23.06.2025) на действия заказчика Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Татарский Политехнический Колледж» (далее - ГАПОУ НСО «ТПК») при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку видеоувеличителей для создания базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов (номер извещения № <...>), в присутствии представителя ООО «Элита Групп» <...> (по доверенности б/н от 30.06.2025г.), в присутствии представителя ГАПОУ НСО «ТПК» <...> (по доверенности №1 от 27.06.2025г.), УСТАНОВИЛА: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Элита Групп» (вх. № 12494-ЭП/25 от 23.06.2025) на действия заказчика Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Татарский Политехнический Колледж» (далее - ГАПОУ НСО «ТПК») при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку видеоувеличителей для создания базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов (номер извещения № <...>). Заявитель сообщает следующее. «11» июня 2025 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (<...>) было опубликовано извещение № <...> о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку видеоувеличителей для создания базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов. Дата начала подачи заявок: 11.06.2025 г. Дата и время окончания приема заявок: 23.06.2025 17:00 Запрос котировок в электронной форме проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно п.п.2, 4 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЭЗ «О закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила (ч.1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик. В техническом задании Заказчика установлены ряд технических требований к закупаемым позициям, которые ограничивают конкуренцию и свидетельствуют о конкретном оборудовании, реализация которого производится одной организацией - ООО «КРУСТ». Так, в «Описание предмета закупки» установлены требования к техническим характеристикам товара (Ручной видеоувеличитель). Под данное описание подходит лишь одна единственная модель одного производителя, а именно: Электронный ручной видеоувеличитель «Сокол» единственного производителя - компании ООО «КРУСТ» (<...>) Все характеристики в ТЗ закупки скопированы напрямую с описания ручного видеоувеличителя «Сокол» на сайте производителя. Установление технических характеристик в таком виде исключает возможность участия иных производителей и не позволяют поставить эквивалент.Ограничивается возможность участника аукциона приобретать товар у другого производителя. Тем самым Заказчик понуждает участника закупки приобретать оборудование только одного производителя. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). При проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции) Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223 -ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-Ф3 "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны не- состоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. ГАПОУ НСО «ТПК» представило в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «Элита Групп». Заказчиком проводится закупка на поставку видео увеличителей для создания базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В техническом задании Заказчика вопреки доводам жалобы отсутствуют технические требования к закупаемым позициям, которые ограничивают конкуренцию и свидетельствуют о конкретном оборудовании, реализация которого производится одним производителем. Вопреки доводам жалобы на рынке присутствуют несколько производителей товаров, содержащих технические характеристики, установленные в Описании объекта закупки. Так, в целях обоснования своей позиции по жалобе Заказчик провел дополнительный анализ рынка, ознакомился с предложениями товаров на интернет- площадке «ОЗОН» и обнаружил товар: Электронный ручной видеоувеличитель: Zoomer 45, производитель: Торгово-производственная компания ООО «Азимут». Ссылка на товар с маркетплейса «ОЗОН», артикул <...>: <...> Кроме того, Заказчик также обнаружил наличие данного товара и в иных интернет- магазинах. Так, Заказчику в ответ на его запрос поступило коммерческое предложение от Поставщика ООО «СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ», который готов поставить товар: Электронный ручной видеоувеличитель: Zoomer 45, производитель: компания ООО «АЗИМУТ», ссылка с сайта поставщика: <...> Помимо коммерческого предложения Заказчику также представлен паспорт на товар: Zoomer 45. Таким образом, на рынке присутствует как минимум два производителя товара, соответствующего требованиям заказчика: видеоувеличитель «Сокол» производства ООО «Круст» и видуеоувеличитель «Zoomer 45», Торгово-производственная компания ООО «Азимут». Вышеуказанное подтверждается паспортом на изделие второго производителя, коммерческим предложением ООО «СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ» с предложением поставить данный товар, ссылками на сайты Поставщиков, готовых поставить товар. Следовательно, довод жалобы о невозможности участия иных производителей и невозможности поставить иной товар кроме товара единственного производителя является несостоятельным, и не подтвержденным доказательствами со стороны Заявителя. Дополнительно сообщаем, что заказчик формирует техническое задание самостоятельно, опираясь, в том числе на общедоступную информацию о товарах из сети Интернет. Ввиду указанного, сам факт формирования технического задания с использованием сведений о товаре с какого-либо сайта в отсутствие ограничивающих конкуренцию технических характеристик не является нарушением закона со стороны Заказчика. Кроме изложенного также сообщаем, что договор заключается на поставку товара, а не на его производство, что указывает на отсутствие ограничения конкуренции, поскольку любой участник гражданских правоотношений может стать участником закупки, имея в наличии (или в потенциальной возможности приобретения) соответствующий товар для его реализации. Согласно пп. 1 п. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. При этом, Заказчик формирует описание объекта закупки так, чтобы прежде всего удовлетворить свои потребности, а не максимально расширить количество потенциальных участников закупки и установить такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки. Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее. ГАПОУ НСО «ТПК» объявлено (номер извещения № <...>) о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку видеоувеличителей для создания базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов. Закупка размещена на официальном сайте единой информационной системы (<...>) (далее - официальный сайт), в единой информационной системе (далее - ЕИС), на электронной площадке «РТС-тендер» (<...>). Подача заявок осуществляется с момента размещения извещения на электронной торговой площадке «РТС-тендер» (<...>). Дата подачи заявок 11.06.2025 г. Дата и время окончания подачи заявок 23.06.2025 г. 17-00 (ИСК). Дата подведения итогов закупки 24.06.2025 г. Начальная (максимальная) цена 2 427 070,00 (два миллиона четыреста двадцать семь тысяч семьдесят) рублей 00 копеек. Согласно закупочной документации к поставке необходим товар: Видеоувеличитель тип 1 стационарный (5 штук); Видеоувеличитель тип 2 ручной (5 штук). При этом заказчиком установлены детальные требования к поставляемому товару:
Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает, что согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Таким образом, принцип необходимости удовлетворения нужды заказчика в конкретном товаре и принцип равноправия и справедливости Законом уравнены, превалирование одного принципа над другим недопустимо. Законом не установлен безусловный запрет на ограничение конкуренции (т.к. любое предъявляемое требование так или иначе ограничивает конкуренцию), в соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ-223 запрещено необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки. Таким образом, Заказчик вправе устанавливать любые требование к поставляемому товару, которые прямо не противоречат нормам права, но такие требования должны быть обоснованы. Технические требования к поставляемому товару (особенно массово-габаритные) безусловно ограничивают круг потенциальных производителей товара, приборы которых могут быть поставлены. Вместе с тем какое-либо обоснование установлена конкретных характеристик Заказчиком приведено не было. В частности длина устройства 550 мм (тип 1) удовлетворяет потребности заказчика, а 551 мм нет. Для тип устройства 2 соответственно 150мм и 151 мм. Более того, на основании части 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ГАПОУ НСО «ТПК» представило Новосибирскому УФАС России (вх.№ 13164-ЭП/25 от 30.06.2025) документацию о торгах, включающую описание предмета закупки. Новосибирским УФАС России установлено, представленное Новосибирскому УФАС России указанным письмом описание предмета закупки в составе закупочной документации и размещенное на сайте https://torgi.gov.ru описание объекта закупки имеет разные требуемые значения технических характеристик. В частности, размещенное на сайте https://torgi.gov.ru описание предмета закупки содержит следующие требования относительно параметров: Длина устройства d 150 мм Ширина устройства d 100 мм Высота устройства d 35 мм Представленное Новосибирскому УФАС России описание объекта закупки ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА ЗАКУПКИ на поставку видеоувеличителей для создания базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов содержит иные требования относительно параметров Длина устройства > 200 мм Ширина устройства > 150 мм Высота устройства < 25 мм Приведенный факт напрямую не вменяется как состав нарушения порядка проведения процедуры торгов (Комиссия принимает допущение о направлении «технической» версии документации, «шаблона» и т.д.) и рассматривается лишь с совокупностью отсутствия каких-либо пояснений касательно установления характеристик товара. Как установлено ранее, Комиссия Новосибирского УФАС России в первую очень оценивает соответствие описания объекта закупке доказанности потребности заказчика. В случае доказанности соответствия той или ной характеристики истинной нужде факт наличия или отсутствия эквивалентов на рынке не является сколь-либо значимым. Вместе с тем, подходя к оценке доводов всесторонне, необходимо оценить довод о том, что ГАПОУ НСО «ТПК» представлено Новосибирскому УФАС России Коммерческое предложение № 882 от 26.06.2025 ООО «СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ» о поставке электронного ручного видеоувеличителя Zoommer 45, который имеет следующие характеристики по указанным параметрам: Длина устройства: 134 мм. Ширина устройства: 80 мм. Высота устройства: 186 мм. Ввиду того обстоятельства, что заказчиком Новосибирскому УФАС России представлена противоречивая информация относительно требований к товару согласно закупочной документации, описания предмета закупки, не представляется возможным сделать вывод о соответствии ручного видеоувеличителя Zoommer 45 требованиям Документации о закупке по показателям длина, ширина, высота устройства. Из представленных в Новосибирское УФАС России материалов следует, что под описание предмета закупки подходит видеоувеличитель ручной ЭРВУ Сокол-1 производитель ООО «Круст». Доказательства возможности поставки иного товара, соответствующего требованиям закупочной документации Комиссии Новосибирского УФАС России объективно не представлено (с учетом неизменности решения Комиссии при доказанности обратного). Приведенные ссылки на интернет-ресурсы на момент рассмотрения жалобы недоступны. В качестве обоснования установления в описании предмета закупки значений длины, ширины, высоты устройства заказчик ссылается на ГОСТ Р 56620.2-2015/ISO/TR 7250-2:2010 ОСНОВНЫЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Часть 2 Статистические данные национальных совокупностей. Однако, в данном документе отсутствуют положения, которые подтверждают необходимость поставки видеоувеличитель ручной с установленными заказчиком параметрами относительно длины, ширины, высоты устройства и невозможность использования устройства с иными указанными характеристиками. Как неоднократно отмечено ранее, иных пояснений, материалов, подтверждающих потребность заказчика в устройстве именно с указанными параметрами ГАПОУ НСО «ТПК» в Новосибирское УФАС России не представлено. Таким образом, комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что формирование описания предмета рассматриваемой закупки нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленный частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данное обстоятельство ограничивает круг потенциальных участников закупки, может привести к ограничению конкуренции. Таким образом, ГАПОУ НСО «ТПК» допущено нарушение порядка организации и проведения торгов при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку видеоувеличителей для создания базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов. Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Элита Групп» (вх. № 12494-ЭП/25 от 23.06.2025) на действия заказчика ГАПОУ НСО «ТПК» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку видеоувеличителей для создания базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов (номер извещения № <...>), обоснованной. 2. Выдать ГАПОУ НСО «ТПК» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения торгов. Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/novosibirskoe-ufas-rossii/25a2f9dc-840f-40f0-8632-f77a9fd78889/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ЕТ/16419/25 Т02-311/25 по жалобе ООО "СТРОЙРЕЗЕРВ" от 9 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №072/06/44/94/2025 Заявитель в жалобе указывает, что комиссией по осуществлению... от 9 июля 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №072/06/3-94/2025 Заявитель в жалобе указывает, что комиссией по осуществлению... Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №НВ/4141/25 Решение № 021/06/33-661/2025 от 9 июля 2025 г. Управление: Чувашское УФАС России Организации БУ "КАНАШСКИЙ КЦСОН" МИНТРУДА ЧУВАШИИ ИНН: 2123013469 Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 ИП КОНСТАНТИНОВ АРТЕМ АНАТОЛЬЕВИЧ ИНН: 211669147262 Решение Решение б/н Решение по делу № 032/06/105-610/2025 от 8 июля 2025 г. Управление: Брянское УФАС России Дело : Дело №032/06/105-610/2025 Уведомление о рассмотрении жалобы в порядке, предусмотренном... Решение Решение №054/10/5-1738/2025 в отношении ООО «ТК «Оникс» от 8 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/10/5-1738/2025 в отношении – ООО «ТК «Оникс» |