База решений ФАС
Решение №28436/25 б/а от 14 июля 2025 г. Дело №077/07/00-8405/2025 ООО «Сограндис-НН» на ФГУП «ВГСЧ» из базы решений ФАС (№1868091) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8405/2025 ООО «Сограндис-НН» на ФГУП «ВГСЧ» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-8405/2025 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: Председательствующего: «...», членов Комиссии: «...», «...», «...», «...», рассмотрев жалобу ООО «Сограндис-НН» (далее - Заявитель) на действия ФГУП «ВГСЧ» (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку автомобиля скорой медицинской помощи (класса С) для филиала «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ» (реестровый № 32514962899) (далее Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи. Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962. Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут
быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами
порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось
В своей жалобе Заявитель указывает, что в пункте 6 Информационной карты Заказчиком установлено ограничение закупок иностранных товаров в соответствии
При этом Заявитель указывает, что при описании объекта Закупки в разделе «Описание объекта закупки (техническое задание)» Заказчиком включены такие характеристики товара,
которые не позволяют подать заявку с товаром российской промышленной продукции, включенной в реестр Министерства промышленности
Более того, Заявитель указывает, что изменив Техническое задание, указав мощность двигателя, кВт, - не менее 78 и тип двигателя бензиновый Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик
Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым
товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их
потребностям,
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках
В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках
В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара,
если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях
исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам
При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона Комиссией установлено, что 20.06.2025 Заказчиком на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» (адрес в сети «Интернет»: http://www.rts-tender.ru), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети «Интернет»: https://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Закупки. Начальная цена: 12 168 447,90 рублей. Дата подачи заявок: 20.06.2025. Дата и время окончания подачи заявок: 02.07.2025 в 07:00. Дата подведения итогов: 09.07.2025.
Комиссией установлено, что пунктом 6 Информационной карты Заказчиком установлено ограничение на закупку иностранного товара в соответствии - ОКПД2 29.10.59.160 (позиция 101 приложения № 1 Постановления № 1875 ).
Для подтверждения происхождения товаров из Российской Федерации - номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1
Федерального закона «О промышленной политике
Для подтверждения происхождения товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3.1 - 4 Закона Правительство Российской Федерации: 1) вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения;
в) преимущество в отношении товаров российского происхождения 2) определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей настоящего Федерального закона, в случае принятия мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей части.
При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 части 4 статьи 3.1 - 4 Закона о закупках если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом «в»
пункта 1 части 2 данной статьи преимущество Во исполнение указанных положений Закона о закупках принято Постановление № 1875.
Согласно пункту 1 Постановления № 1875 при осуществлении закупок - запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, по перечню согласно приложению № 1, а также закупок в рамках государственного оборонного заказа для выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; - ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2;
- преимущество в отношении товаров российского происхождения Комиссией установлено, что предметом Закупки является поставка автомобиля скорой медицинской помощи (класса С) с указанием кода ОКПД2: 29.10.59.160 (Автомобили скорой медицинской помощи) что соответствует позиции № 101 Приложения № 1 к Постановлению № 1875, согласно которой заказчиком должен быть применен запрет поставки товара иностранного происхождения.
В свою очередь, подпунктом к) пункта 10 Постановления № 1875 установлено, что запрет, предусмотренный пунктом 1 настоящего постановления, может
При этом подпунктом л) пункта 10 Постановления № 1875 установлено, Таким образом, в рамках проведения указанной Закупки Заказчиком правомерно применена мера обеспечения национального режима в виде ограничения. При этом Комиссия отмечает, при установлении национального режима в виде ограничения потенциальные участники не лишены возможности предложения товара иностранного происхождения. В свою очередь, Заявитель на заседание Комиссии не явился, не представил соответствующих доказательств невозможности поставки товара с учетом применения Заказчиком национального режима в виде ограничения. Более того, Комиссией установлено, что Приложением № 1 к Закупочной документации Заказчиком установлены технические характеристики для объекта закупки, в том числе:
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что установленные технические характеристики в части мощности и типа двигателя выражены потребностью Заказчика с учетом специфики деятельности.
Заказчик отметил, что ФГУП «ВГСЧ» осуществляет горноспасательное обслуживание опасных производственных объектов (ОПО), находящихся
В связи с чем поставка автомобиля с мощностью двигателя менее 110 кВт
Комиссия отмечает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений
конкуренции по отношению
Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе Между тем, Комиссия также отмечает, что сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
В соответствии с пунктом 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021
Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные
требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление В рассматриваемом случае действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя установленными требованиями, Заявителем Комиссии не представлено. Комиссия также считает необходимым отметить, что в адрес Заказчика поступило 3 коммерческих предложения от 3 разных хозяйствующих субъектов, что также свидетельствует о том, что на рынке имеются минимум 3 хозяйствующих субъекта, готовые поставить требуемый Заказчику товар, в свою очередь, Заявителем доказательств обратного не представлено. Указанные обстоятельства подтверждаются тем, что на участие в Закупке было подано 2 заявки, что также свидетельствует о возможности поставки указанного товара с установленными техническими характеристиками.
При этом Комиссия повторно обращает внимание, что в рамках участия В силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы
При этом Заявитель на заседании Комиссии не явился, обратного
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушения Закона о закупках
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ). Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика необоснованной. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Сограндис-НН» («...») на действия ФГУП «ВГСЧ» («...») при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.07.2025 № ФК/27083/25. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/f9d24056-dc6c-4b13-a299-e475a1f00b9d/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №4986/25 Решение РНП № 25-226/04-2025 от 10 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Решение Решение б/н Решение по делу №046/07/3-223/2025 от 10 июля 2025 г. Управление: Курское УФАС России Решение Решение №ЕТ/16415/25, ЕТ/16417/25 Т02-310/25 по жалобе ООО "СК Юпитер" от 9 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Организации Управление земельных, имущественных отношений и градостроительства администрации городского округа Спасск-Дальний ИНН: 2510004870 ООО "Нефте Трейд" ИНН: 2543153719 ООО "РТС-тендер" (ОБЩАЯ) ИНН: 7710357167 Решение Решение б/н б/а от 14 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8407/2025 ООО «СКС ПЛЮС» на АО «СО ЕЭС» |