Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение №072/06/44/98/2025 Нестоимостной критерий оценки - качественные, функциональные... от 17 июля 2025 г. Дело №072/06/3-98/2025 Нестоимостной критерий оценки - качественные, функциональные... из базы решений ФАС (№1868377) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Тюменское УФАС России
Дело : Дело №072/06/3-98/2025 Нестоимостной критерий оценки - качественные, функциональные...
Сфера деятельности: Контроль закупок


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

РЕШЕНИЕ 072/06/44/98/2025

17 июля 2025 года                                                                                                                              г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее  Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме, посредством плагина True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобу ООО «К» на действия МКУ «Стройзаказчик» при проведении открытого конкурса в электронной форме на закупку и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок (комплект № 4 (модульное спортивное сооружение)) (реестровый номер закупки 0167200003425004676),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «К» на действия МКУ «Стройзаказчик» при проведении открытого конкурса в электронной форме на закупку и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок (комплект № 4 (модульное спортивное сооружение)).

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе приводит следующие доводы о нарушении заказчиком требования законодательства о контрактной системе при формировании извещения об осуществлении закупки:

Первый довод. Нестоимостной критерий оценки - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - наличие у участника закупки в заявке копии технического свидетельства о пригодности для применения в строительстве новой продукции и технологий (значимость критерия оценки  30 %) установлен неправомерно и ограничивает количество участников закупки. По мнению заявителя, выдача технического свидетельства на мобильные некапитальные здания сборно-разборного типа не требуется. На сегодняшний день указанный документ имеет только ООО «П», который может получить максимальный балл по нестоимостному критерию оценки, в то время как остальные участники, не имеющие указанного документа, получат 0 баллов. По мнению заявителя, действия заказчика по установлению ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки является неправомерными и противоречащими нормам пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и положениям части 1 статьи 15, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Второй довод. Не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 9 раздела II Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Третий довод. В извещении об осуществлении закупки указан неправильный код ОКПД2: 32.30.15.290 «Изделия спортивные прочие, не включенные в другие группировки» который не относится к объекту закупки, в то время, когда установлению подлежал другой код ОКПД2: 25.11.10 «Здания сборные из металла». По мнению заявителя, установление неправильного кода ОКПД2 повлияло на неправильный выбор заказчиком способа осуществления закупки, поскольку вместо открытого конкурса в электронной форме должен был проводиться электронный аукцион, поскольку код ОКПД2: 25.11.10 входит в общую группировку кода ОКПД2: 25 «Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования» предусмотренного Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».

Комиссия Тюменское УФАС России отмечает, что контрольный орган в сфере закупок не правомочен рассматривать действия субъекта контроля на предмет нарушения антимонопольного законодательства, поскольку соответствующий порядок рассмотрения подобного рода обращений и осуществление соответствующей проверки предусмотрено в рамках иной административной процедуры, которая регламентируются главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а не Законом о контрактной системе.

Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела, просит Комиссию Тюменского УФАС России признать жалобу заявителя необоснованной. Возражения уполномоченного органа направлены для ознакомления на электронную почту ООО «Каркас» (скриншот приобщен к материалам дела).

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на закупку и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок (комплект № 4 (модульное спортивное сооружение)), с начальной (максимальной) ценой контракта 155 031 000,00 рублей, в интересах заказчика МКУ «Стройзаказчик».

Информация о закупке была размещена 20.06.2025 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003425004676

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупок http://roseltorg.ru

В ходе контрольного мероприятия Комиссией Тюменского УФАС России были изучены документы и информация, полученные путем формирования запроса в Государственной информационной системе «Независимый регистратор» (далее  ГИС «НР»):

1) извещение о проведении закупки;

2) протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

3) заявки участников закупки;

4) иные документы и информация, полученные в Государственной информационной системе «Независимый регистратор».

Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.

Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что оценка заявок  это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Вместе с тем, критерии оценки - это предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки).

Пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 предусмотрено, что по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 25 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Подпунктом «а» пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).

Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, Закон о контрактной системе позволяет заказчику самостоятельно определять содержание критериев оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.

Приложением № 4 к извещению об осуществлении закупки предусмотрены критерии и порядок оценки заявок участников закупки:

Критерий оценки

Значимость критерия оценки, процентов

Показатель оценки

Значимость показателя оценки, процентов

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки

Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов

Формула оценки или шкала оценки

1

Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги

70 %

-

-

-

-

Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:

а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «б» - по формуле:

 

где: Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);

Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";

б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с 44-ФЗ оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:

 

где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).

2

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

30 %

Качественные характеристики объекта закупки

100 %

Наличие у участника закупки в заявке копии технического свидетельства о пригодности для применения в строительстве новой продукции и технологий

100 %

Оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с ч. 23 ПП РФ №2604:

100 баллов присваивается при наличии у участника закупки технического свидетельства

0 баллов присваивается при отсутствии у участника закупки технического свидетельст

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представители уполномоченного органа пояснили, что указанная закупка осуществляется на основании Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 21.12.2024 № 777-09-2025-343 в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания модульных спортивных сооружений (приложение № 17 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1661.

Как указано выше, в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе с реестровым номером извещения 0167200003425004676 заказчиком приведен перечень документов, подтверждающих качественные характеристики объекта закупки, а именно, техническое свидетельство о пригодности для применения в строительстве новой продукции и технологий.

Частью 2 статьи 34 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Требование наличия в перечне документов, подтверждающих опыт участника, технического свидетельства о пригодности для применения в строительстве новой продукции и технологий, требования к которым не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которых зависят безопасность зданий и сооружений на поставленные модульные спортивные сооружения (при его наличии) установлено на основании приказа Министерства спорта РФ от 15.02.2022 № 107 «Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки», где в примечании 6 указано, что оборудование для создания модульного спортивного сооружения применяется при условии подтверждения его пригодности в установленном порядке, в том числе с использованием технических свидетельств, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 № 1636 «О правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве». Модульное спортивное сооружение должно быть обеспечено паспортом и инструкцией по эксплуатации производителя, сертификатом соответствия в области пожарной безопасности (сооружения) и сертификатом соответствия продукции (сооружения).

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 27.12.1997 № 1636 «О Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» предусмотрено, что пригодность новой продукции подтверждается техническим свидетельством Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 27.12.1997 № 1636 предусмотрено, что техническое свидетельство является документом, разрешающим применение в строительстве на территории Российской Федерации новой продукции при условии ее соответствия приведенным в свидетельстве требованиям. Техническое свидетельство выдается с учетом обязательных требований строительных, санитарных, пожарных, промышленных, экологических, а также других норм безопасности, утвержденных в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 27.12.1997 № 1636 предусмотрено, что конкретный перечень новой продукции, подлежащей проверке и подтверждению пригодности для применения в строительстве, устанавливает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 27.12.1997 № 1636 предусмотрено, что за применение в строительстве новой продукции без наличия технического свидетельства виновные лица привлекаются к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Перечень новых материалов, изделий, конструкций и технологий, подлежащих проверке и подтверждению пригодности для применения в строительстве, установлен Постановлением Государственного комитета РФ по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 01.07.2002 № 76 «О Порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» (пункт 3.2 приложения к порядку  «Здания и сооружения комплектной поставки, контейнерного типа, сборно-разборные и цельноперевозимые»).

Указанный перечень размещен на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в сети Интернет (https://minstroyrf.gov.ru/opendata/7707780887-newproducts/). В него также входят «Здания и сооружения комплектной поставки, контейнерного типа, сборно-разборные и цельноперевозимые».

Довод заявителя о том, что у ООО «Каркас» возникают трудности, связанные с получением технического свидетельства по ранее сформированной заявке № 00781 в ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», Комиссия признает несостоятельным, поскольку указанные трудности не связаны каким-либо образом с процессом формирования заказчиком нестоимостного критерия оценки.

Возникающие у заявителя сложности, связанные с получением необходимого технического свидетельства в ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», включая дополнительную финансовую нагрузку, относятся к предпринимательским (коммерческим) рискам самого участника закупки, и не могут свидетельствовать о неправомерности действий заказчика при формировании нестоимостного критерия оценки, ввиду отсутствия причинно-следственной связи между указанными правовыми процедурами.

Таким образом, установленный заказчиком порядок оценки заявок в полной мере соответствует цели (объекту) закупки и не противоречит изложенному правовому регулированию, прав и законных интересов участников закупки, не нарушает и не приводит к неверному определению победителя закупки. Следовательно, заказчик установил и использовал критерии и показатели оценки (в том числе детализирующие показатели), в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также Положения об оценке заявок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, а также необходимых условий соблюдения нормативных требований к получению субсидии при проведение данной закупки.

При этом, спорный критерий применяется в равной степени ко всем участникам и основан на нормах действующего законодательства в целях безопасности применения спортивного сооружения.

В свою очередь, несоответствия кого-либо из участников тем или иным критериям оценки не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для отклонения такой заявки, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке допускается любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающих конкретный показатель по критериям оценки заявок.

Таким образом, вне зависимости от наличия предложения от участника закупки по оспариваемому критерию, такой участник сможет подать заявку на участие в открытом конкурсе, и его заявка будет рассмотрена и оценена конкурсной комиссией.

Из представленного заявителем скриншота заявки не усматривается о какой продукции идет речь, какие документы рассматривало ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», наименование продукции указано «Модульное спортивное сооружение», назначение продукции «Модульное спортивное сооружение предназначено для занятий массовым спортом, проведения тренировочного процесса, подготовки спортивного резерва».

Вместе с тем, заявителем не предоставлено доказательств того, что отсутствует необходимость подтверждения пригодности спортивно-технологического оборудования для создания спортивной площадки, что в данном случае имеет значение.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на ГОСТ Р 58760-2024 Национальный стандарт Российской Федерации. «Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия». Однако указанный ГОСТ не применяется к данной закупке, поскольку распространяется только на мобильные (инвентарные, некапитальные) здания и не устанавливает требования к любым иным видам некапитальных зданий и сооружений, в том числе быстровозводимым модульным, сборно-разборным и т.п.

В случае создания модульных сборно-разборных (некапитальных, немобильных) зданий и сооружений необходимо принять во внимание, что указанный тип объектов принципиально отличается от мобильных зданий и при их конструировании невозможно руководствоваться ГОСТ 58760-2024. В таких случаях необходимо учитывать требования иных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок создания таких объектов.

Кроме того, заявителем не представлены доказательства обязательности распространения ГОСТ 58760-2024 на тип сооружений, являющихся предметом рассматриваемой закупки. Напротив, из указанного стандарта следует, что его использование для конструирования и создания немоблильных (например, модульных некапитальных сборно-разборных) зданий является недопустимым, так как требования данного стандарта учитывают специфику только мобильных зданий и предусматривают специальные параметры нагрузок и теплотехнических характеристик, которые апробированы непосредственно для мобильных зданий с учетом потребности из передислокации.

Следует также обратить внимание на невозможность создания из мобильных зданий иных немобильных зданий и сооружений (при использовании их в целом, как модули или конструктивные элементы), так как при этом не будет обеспечен уровень надежности и безопасности, будут иметь риски возникновения аварийных ситуаций.

В требованиях к объемно-планировочным решениям, состав помещений модулей и их площадь и требованиях к конструктивным решениям технического задания определены в том числе нормативно-правовые документы (ГОСТы и Своды правил), подлежащих применению при поставке и монтаже.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать необоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством РФ.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ».

Согласно системному толкованию указанных положений законодательства о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, в том числе и дополнительным требованиям которые предъявляются к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Позицией 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 предусмотрено, что для выполнения работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории необходимо наличие у участника закупки одного из следующих видов опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если работы, являющиеся объектом закупки, не требуют в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и при этом договор, предусмотренный абзацем пятым настоящей графы, предусматривает выполнение работ, не требующих в соответствии с указанным законодательством выдачи такого разрешения) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:

1) раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заказчиком во исполнение требований части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в составе извещения об осуществлении закупки установлено дополнительное требование к участникам закупки (пункт 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).

Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 предусмотрено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:

а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);

б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);

в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки объектом закупки является закупка и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок (комплект № 4 (модульное спортивное сооружение)).

Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

По мнению заявителя, исходя из условий технического задания (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) фактически объектом закупки является комплексная поставка с выполнением работ по возведению некапитального спортивного сооружения (страница 5 жалобы). Однако, далее заявитель жалобы заявитель спустя три абзаца в тексте жалобы (страница 5) утверждает об обратном, что по условиям контракта возводится уже здание (а не сооружение), что относится к некапитальному строению.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ здание является объектом капитального строительства, в то время, как в соответствии с пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ при определении термина «некапитальные строения, сооружения» не упоминается о возможности отнесения к ним зданий.

Также заявитель приводит ссылку на пункт 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ согласно которому, строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Указанное свидетельствует о непоследовательности заявителя относительно определения предмета рассматриваемой закупки, поскольку последний не проводит разграничения между понятиями здания и некапитального строения.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что «сборка», «монтаж» подразумевают соединение отдельных готовых модулей в единое целое, что не позволяет отнести их к строительству. При этом, ссылка на пункт 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ является несостоятельной, поскольку ни Гражданским кодексом РФ, ни Градостроительным кодексом РФ порядок возведения объектов некапитального строительства не урегулирован. Требования к порядку возведения объектов некапитального строительства определяются на уровне строительных норм, правил землепользования и застройки, разрешенного использования земельного участка и т.д.

Анализируемый пункт 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ в определении «некапитальные строения, сооружения» упоминает только о возможности их перемещения и (или) демонтажа и последующей сборки. Вместе с тем, о строительстве как таковом, при определении правового статуса «некапитальных строений, сооружений» в указанной норме не упоминается, поскольку используется только термин «сборка».

В упоминаемом заявителем письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23.01.2025 № 3236-СМ/08 не содержатся какие-либо разъяснения относительно обязанности заказчика устанавливать дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ модульное спортивное сооружение относится к некапитальному сооружению, поскольку не имеет прочной связи с землей, а конструктивные характеристики модульного сооружения позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку, что в свою очередь не является строительством.

Кроме того, пунктами 1.2, 1.3, 3.1 проекта муниципального контракта предусмотрено, что поставщик осуществляет не только поставку товаров в течение 60 календарных дней, но и осуществляет их монтаж (сборку) в течение 60 календарных дней.

Пунктом 3.2.5 проекта муниципального контракта регламентируется порядок приемки, а именно, к документу о приемке, предусмотренному пунктом 3.2.4 контракта, прилагаются следующее документы: акт приёма-передачи; товарная накладная; счет на оплату.

В извещении об осуществлении закупки с реестровым номером 0167200003425004676 отсутствует локальный сметный расчет, проектная документация, поскольку как следует из проекта контракта, заказчик не осуществляет закупку работ по строительству здания.

Следовательно, поставщику к документу о приемке не требуется приобщать акт выполненных строительных работ, поскольку исполнение обязательств подтверждается актом приёма-передачи уже смонтированного объекта из готовых модулей.

Соответственно, заказчик обоснованно применил к описанию объекта закупки ОКПД2: 32.30.15.290 «Изделия спортивные прочие, не включенные в другие группировки», определив объект закупки как спортивный объект, не имеющего прочной связи с землей и собранный из готовых модулей.

По пункту 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 документом, подтверждающим наличие у участника закупки необходимого опыта, является акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. Следовательно, участник закупки, который ранее осуществлял поставку и сборку модульных спортивных сооружений на основании актов приёма-передачи не сможет подтвердить требуемый опыт по указанному пункту.

Таким образом, заказчику при формировании извещения об осуществлении закупки не требовалось устанавливать дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ в соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать необоснованным.

По третьему доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц.

Частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.

Правительством РФ принято Распоряжение от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) ОКПД 2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд. В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код ОКПД2 может состоять от 2 до 9 цифр, разделенных точками. Классификация строится по принципу от общего к частному.

ХХ  класс;

ХХ.Х  подкласс;

ХХ.ХХ  группа;

ХХ.ХХ.Х  подгруппа;

ХХ.ХХ.ХХ  вид;

ХХ.ХХ.ХХ.ХХ0  категория;

ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ  подкатегория.

В тех случаях, когда не производится деление вида на категории, то есть не осуществляется детализация продукции (услуг, работ) на национальном уровне, 7 - 9 знаки кода имеют значение «0» (ноль), а в тех случаях, когда деление производится, 7 - 8 знаки кода имеют значение, отличное от «0» (ноля). Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории продукции (услуг, работ) на несколько подкатегорий. Следовательно, когда указан обобщенный код, но в классификаторе имеется его деление, это предполагает возможность использования детализированных кодов.

Комиссия отмечает, что заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги).

В рассматриваемом случае заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код ОКПД 2, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения закупаемого товара.

В свою очередь, Закон о контрактной системе не содержит положений, ограничивающих возможность заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД2 проводимых закупок, а равно не предусматривает каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД2, и ответственности как неправильно выбранный заказчиком код ОКПД 2.

Вместе с тем, правильное соотнесение закупаемого товара (работы, услуги) применительно к конкретному коду ОКПД 2 влияет на правильный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:

- на решение вопроса о необходимости предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов;

- необходимость учитывать преимущество в отношении товаров российского происхождения, а также ограничения и запреты закупок товаров, происходящих из иностранных государств (статья 14 Закона о контрактной системе);

- соблюдение правил описания товара по КТРУ.

В соответствии с письмом ФАС России от 13.03.2019 № ИА/19176/19 «По вопросу о нарушениях при выборе способа определения поставщика в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода.

Пункт 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ в определении «некапитальные строения, сооружения» упоминает только о возможности их перемещения и (или) демонтажа и последующей сборки. Вместе с тем, о строительстве как таковом, при определении правового статуса «некапитальных строений, сооружений» в указанной норме права не упоминается, поскольку используется термин «сборка».

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что модульное спортивное сооружение, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, относится к некапитальному сооружению, поскольку не имеет прочной связи с землей, а конструктивные характеристики модульного сооружения позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку, что в свою очередь не является строительством.

Кроме того, пунктами 1.2, 1.3, 3.1 проекта муниципального контракта предусмотрено, что поставщик осуществляет не только поставку товаров в течение 60 календарных дней, но и осуществляет их монтаж (сборку) в течение 60 календарных дней.

Пунктом 3.2.5 проекта муниципального контракта регламентируется порядок приемки, а именно, к документу о приемке, предусмотренному пунктом 3.2.4 контракта, прилагаются следующее документы: акт приёма-передачи; товарная накладная; счет на оплату.

В извещении об осуществлении закупки с реестровым номером 0167200003425004676 отсутствует локальный сметный расчет, проектная документация, поскольку как следует из проекта контракта, заказчик не осуществляет закупку работ по строительству здания.

Следовательно, поставщику к документу о приемке не требуется приобщать акт выполненных строительных работ КС-2, КС-3 поскольку требуется приобщить акт приёма-передачи уже смонтированного объекта из готовых модулей.

Соответственно, заказчик обоснованно применил к описанию объекта закупки ОКПД2: 32.30.15.290 «Изделия спортивные прочие, не включенные в другие группировки», определив объект закупки как спортивный объект, не имеющего прочной связи с землей и собранный из готовых модулей.

Правовые основания для установления в извещении об осуществлении закупки кода ОКПД2: 25.11.10 «Здания сборные из металла» у заказчика отсутствовали, поскольку в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ здание является объектом капитального строительства, в то время, как в соответствии с пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ при определении термина «некапитальные строения, сооружения» не упоминается о возможности отнесения к ним зданий.

Таким образом, довод заявителя о неверном выборе заказчиком способа отбора поставщика не находит своего объективного подтверждения, жалоба в указанной части также признается необоснованной.

Комиссия Тюменского УФАС России в порядке предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществила внеплановую проверку всей без исключения информации и документов размещенных в ЕИС в сфере закупок по рассматриваемой закупке, все электронные отчеты полученные из Государственной информационной системы «Независимый регистратор» а также изучила все без исключения представленные в материалы дела документы, не ограничиваясь доводами изложенными в жалобе заявителя. Какие-либо иные нарушения законодательства о контрактной системе Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «К» необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии:

Члены комиссии:


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/tyumenskoe-ufas-rossii/049948d4-5cda-4683-a35c-e29886a459ed/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение №004/10/104-270/2025 РЕШЕНИЕ по делу №004/10/104-270/2025 об отказе включения све... от 18 июля 2025 г.
Управление: Алтайское республиканское УФАС России


Решение
Решение №РВ-04/6786 Решение по делу № 016/07/3-877/2025 от 18 июля 2025 г.
Управление: Татарстанское УФАС России
Дело : Дело №016/07/3-877/2025 Жалоба №7298
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение №054/10/5-1904/2025 в отношении ООО «ДЕНМАРК» от 18 июля 2025 г.
Управление: Новосибирское УФАС России
Дело : Дело №054/10/5-1904/2025 в отношении ООО «ДЕНМАРК»


Решение
Решение №ВМ/10237/25 Решение по делу от 18 июля 2025 г.
Управление: Крымское УФАС России
Дело : Дело №082/10/18.1-1666/2025 Дело № 082/10/18.1-1666/2025







Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru