Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение №РНП-72-127-128/25 уклонение от заключения контракта от 18 июля 2025 г. Дело №072/10/104-127/2025 уклонение от заключения контракта из базы решений ФАС (№1868480) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Тюменское УФАС России
Дело : Дело №072/10/104-127/2025 уклонение от заключения контракта
Сфера деятельности: Контроль закупок


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

РЕШЕНИЕ № РНП-72-127-128/25

18 июля 2025 года                                                                                                                            г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее  Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителя заказчика: ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» (далее  заказчик, ГКУ ТО «ЦИТТО»), Р. по доверенности № 12 от 15.07.2025,

с участием индивидуального предпринимателя К (далее  индивидуальный предприниматель, ИП К),

в отсутствие уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее  уполномоченный орган) извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

в отсутствие участника закупки: ООО «П» извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf обращения заказчика в лице ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя К и осуществив проверку факта уклонения от заключения контрактов по результатам запросов котировок в электронной форме:

1) на выполнение работ по развитию (модернизации) подсистемы «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог» государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области» в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» (реестровый номер закупки 0167200003425004849),

2) на выполнение работ по развитию (модернизации) подсистемы мониторинга и управления общественным транспортом государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области» в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» (реестровый номер закупки 0167200003425004850),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее  Тюменское УФАС России) поступили обращения ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя К в связи с уклонением от заключения контрактов по результатам проведения запросов котировок в электронной форме с реестровыми номерами извещений: 0167200003425004849, 0167200003425004850.

Тюменским УФАС России обращение заказчика в порядке, установленном частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также  Закон о контрактной системе), принято к рассмотрению.

Учитывая тождественность обстоятельств, указанных в обращениях заказчика, их рассмотрение объединено в рамках одного производства, которому присвоен единый регистрационный номер РНП-72-127-128/25.

Тюменским УФАС России заинтересованным сторонам направлены уведомления о месте и времени проведения проверки факта уклонения участника закупки от заключения контракта, а также направлен запрос оператору электронной площадки, обеспечивающего проведение указанных электронных процедур для проведения внеплановой проверки.

Заседание Комиссии было назначено на 15.07.2025, 10:30. Однако, к указанному времени никто из заинтересованных лиц к заседанию Комиссии не подключился, пояснения по существу дела в антимонопольный орган не предоставлены.

Учитывая указанное, в связи с неполнотой сведений и документов, необходимых для принятия законного и обоснованного решения, в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание назначено на новую дату: 18.07.2025 в 10:30, заинтересованным сторонам предложено направить письменную позицию по рассматриваемому делу.

Как следует из пояснений ИП К. причиной неподписания контрактов в установленный законом срок явилось невозможность урегулировать взаимоотношения с правообладателем программного обеспечения «Интеллектуальная Транспортная Система» с целью получения прав в объеме необходимом для выполнения работ, предусмотренных условиями государственных контрактов. Кроме того, предприниматель изначально полагал, что соответствующие права ему будут переданы непосредственно заказчиком, у которого имеется соответствующая лицензия, которая предполагает по усмотрению заказчика наличие доступа к имеющийся модели системы любым лицам без согласования с правообладателем. В противном случае, по мнению индивидуального предпринимателя, проведение торгов без предварительного разрешения на работу с подсистемой нарушает пункт 1 статьи 1229 Гражданского кодекса РФ.  Более того, при выявлении факта запрета на использование и разработку программного обеспечения «Интеллектуальная Транспортная Система» другими лицам на конкурентной основе, означало бы невозможность участия в такой закупке любым юридическим и физическим лицам без предварительного согласия правообладателя, а также самим правообладателем, что в свою очередь указывает на нарушение заказчиком статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России ИП К. пояснил, что обращался непосредственно к правообладателю программного обеспечения «Интеллектуальная Транспортная Система (ИТС)», которым является ООО «Интеллектуальная Транспортная Система», однако до настоящего времени какого-либо ответа о готовности предоставить доступ на работу с информационной системой от указанной организации не получено.

Из пояснений заказчика следует, что по результатам запросов котировок в электронной форме № 0167200003425004849, № 0167200003425004850 ИП К. был признан победителем.

09.07.2025 заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе были сформированы и размещены в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке без своей подписи проекты контрактов.

10.07.2025, время: 23:59 (включительно) по обеим закупкам  в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе установлен срок для осуществления действий победителем запроса котировок по подписанию контрактов.

Однако, в установленный срок ИП К. не подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и не размещены на электронной торговой площадке, в ЕИС в сфере закупок (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

11.07.2025 заказчиком сформированы протоколы об уклонении участника закупки от заключения контракта и в соответствии с требованиями пункта «а» части 6 статьи 51 и части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе соответствующие обращения направлены в Тюменское УФАС России для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В части вопросов, поставленных Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведения внеплановой проверки представитель заказчика пояснил, что ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» в рамках полномочий, определенных Распоряжением Департамента информационных технологий Тюменской области от 19.07.2024 № 10-р «О государственной информационной системе Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области» обеспечивает развитие государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области» в соответствии с функциональными требованиями, предоставляемыми функциональным заказчиком (Главное управление строительства Тюменской области) в том числе, подсистемы «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог», являющейся составной частью государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области».

В рамках наделённых полномочий и доведённых бюджетных ассигнований, в результате проведения закупочных процедур конкурентными способами в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» осуществляет заключение контрактов на выполнение работ по развитию (модернизации) подсистемы «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог», а также подсистемы мониторинга и управления общественным транспортом государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области».

Для целей развития (модернизации) подсистемы исполнитель по контракту должен обладать исключительными правами либо правами использования результата интеллектуальной деятельности на условиях простой (неисключительной) лицензии на программное обеспечение, на котором создана подсистема. В данном случае это программное обеспечение «Интеллектуальная Транспортная Система» (ИТС) правообладателем которого является ООО «Интеллектуальная Транспортная Система» (реестровая запись № 435 от 18.04.2016). В извещении об осуществлении закупки содержатся сведения о правообладателе.

В связи с тем, что программной платформой (базовым программным обеспечением) подсистемы «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог», подсистемы мониторинга и управления общественным транспортом государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области» является ПО «ИТС», в целях обеспечения возможности осуществления развития подсистемы «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог», подсистемы мониторинга и управления общественным транспортом исполнитель по контракту должен обладать соответствующим правом на внесение изменений именно в указанное программное обеспечение, без нарушения прав обладателя исключительного права на него, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.

Первоначально подсистема «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог» была создана по результатам исполнения государственного контракта от 24.10.2022 № 114/22 на выполнение работ по развитию (модернизации) Региональной навигационно-информационной системы Тюменской области в части создания подсистемы «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог» заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по развитию (модернизации) Региональной навигационно-информационной системы Тюменской области в части создания подсистемы «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог» (реестровый номер закупки 0167200003422006268).

По завершении работ по контракту с соблюдением требований приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 17.12.2020 № 715 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем» (далее - приказ Минцифры России от 17.12.2020 № 715) исполнитель передал заказчику исключительные права на разработанные в ходе выполнения работ по контракту результаты в соответствии с пунктом 4.1.9 контракта (акт приема-передачи исключительных прав на результат работ по контракту от 21.11.2022).

В соответствии с приказом Минцифры России от 17.12.2020 № 715 и пунктом 2.19 контракта исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, но не исключая: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также исключительные права на результаты работ, включая объекты авторских прав и потенциально патентоспособные технические решения, секреты производства (ноу-хау), созданные в рамках контракта, принадлежат в лице заказчика субъекту Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минцифры России от 17.12.2020 № 715 и пунктом 4.1.10 контракта исполнитель, без увеличения цены контракта передал заказчику права на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат исполнителю и которые использовались при выполнении работ по контракту, в объеме, необходимом для использования заказчиком результатов работ по контракту по их целевому назначению и в соответствии с условиями настоящего контракта на весь срок действия использованных исключительных прав или на иной срок, установленный заказчиком (лицензионный договор от 21.11.2022).

Согласно пунктам 4.1, 4.2 лицензионного договора от 21.11.2022 лицензиат имеет право использовать программное обеспечение в объеме, необходимом для использования лицензиатом результатов работ по контракту по их целевому назначению и в соответствии с условиями контракта, следующими способами: установки и воспроизведения. Лицензиат и/или пользователи обязуются не распространять программное обеспечение третьим лицам путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы или иными другими способами отчуждения и распространения.

При таких условиях ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» не обладает правом передачи программного обеспечение «Интеллектуальная транспортная система», необходимого для развития (модернизации) подсистем «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог», мониторинга и управления общественным транспортом третьим лицам.

Пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по факту получения обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Исследовав материалы дела, заслушав участника закупки, представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, в рамках наделённых полномочий и доведённых бюджетных ассигнований, в результате проведения закупочных процедур конкурентными способами в соответствии с Законом о контрактной системе заказчик в лице ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» осуществляет заключение контрактов на выполнение работ по развитию (модернизации) подсистемы «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог», а также подсистемы мониторинга и управления общественным транспортом государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области».

В рассматриваемом случае учреждение выступило заказчиком проведения запросов котировок в электронной форме:

1) на выполнение работ по развитию (модернизации) подсистемы «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог» государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области» в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» (реестровый номер закупки 0167200003425004849),

2) на выполнение работ по развитию (модернизации) подсистемы мониторинга и управления общественным транспортом государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области» в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» (реестровый номер закупки 0167200003425004850).

Обеспечение исполнения контрактов установлено заказчиком в размере 1 % от начальной (максимальной) цены контракта.

По результатам запросов котировок в электронной форме с реестровыми номерами 0167200003425004849, 0167200003425004850 победителем признан индивидуальный предприниматель К как участник закупки, сделавший наименьшее ценовое предложение, и заявка которого соответствовала всем требованиям извещения об осуществлении закупки.

Заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьёй 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.

Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

09.07.2025 заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе были сформированы и размещены в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке без своей подписи проекты контрактов.

10.07.2025, время: 23:59 (включительно) по обеим закупкам  в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе установлен срок для осуществления действий победителем запроса котировок по подписанию контрактов.

Однако, в установленный срок ИП К. не подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и не размещены на электронной торговой площадке, в ЕИС в сфере закупок (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

11.07.2025 заказчиком сформированы протоколы об уклонении участника закупки от заключения контракта и в соответствии с требованиями пункта «а» части 6 статьи 51 и части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе соответствующие обращения направлены в Тюменское УФАС России для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Указанные обстоятельства ИП К. не оспариваются, при этом как было указано выше причиной неподписания контрактов в установленный законом срок явилась невозможность урегулировать взаимоотношения с правообладателем программного продукта ПО «ИТС» с целью получения прав в объеме необходимом для выполнения работ, предусмотренных условиями государственных контрактов.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;

в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

В соответствии с Постановлениями Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.

При этом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что описание объекта закупки должно быть продиктовано реальными потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в описании объекта закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, исполнить которые может крайне ограниченный круг лиц.

В соответствии с разделом 1 описания объекта закупки на выполнение работ по развитию (модернизации) подсистем «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог», подсистемы мониторинга и управления общественным транспортом государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области» в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» (приложение № 1 к извещениям об осуществлении закупок 0167200003425004849, 0167200003425004850) подсистема «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог» создана на базе программного обеспечения «Интеллектуальная Транспортная Система (ИТС)» (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности № 2014617300 от 16.07.2014).

Согласно информации, полученной с официального сайта Реестра российского программного обеспечения (https://reestr.digital.gov.ru/reestr/301784/) правообладателем программного обеспечения «Интеллектуальная Транспортная Система (ИТС)» (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности № 2014617300 от 16.07.2014) является ООО «Интеллектуальная Транспортная Система» (реестровая запись № 435 от 18.04.2016).

Пунктом 2.9 проектов контрактов предусмотрено, что исполнитель в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта предоставляет заказчику документы, подтверждающие возможность выполнения работ по настоящему контракту в соответствии с пунктом 1 статьи 1229 ГК РФ, а именно обладание исполнителем исключительными правами либо правами использования результата интеллектуальной деятельности на условиях простой (неисключительной) лицензии на программное обеспечение «Интеллектуальная Транспортная Система (ИТС)» (пункт 1 описания объекта закупки (приложение № 1 к контракту), на котором функционирует система, в объеме необходимом для выполнения работ, предусмотренных описанием объекта закупки (приложение № 1 к контракту).

Подсистемы «Диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог» (ДУТССД), мониторинга и управления общественным транспортом являются составными частями государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области».

При таких обстоятельствах, учитывая что программной платформой (базовым программным обеспечением) подсистемы ДУТССД и подсистемы мониторинга и управления общественным транспортом государственной информационной системы Тюменской области «Интеллектуальная транспортная система Тюменской области» является программное обеспечение «Интеллектуальная Транспортная Система (ИТС)», в целях обеспечения возможности осуществления развития указанных подсистем исполнитель по контракту должен обладать соответствующим правом на внесение изменений именно в указанное программное обеспечение, без нарушения прав обладателя исключительного права на него, в соответствии с требованиями части четвертой Гражданского кодекса РФ.

При этом, государственный заказчик в лице ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» не обладает правом передачи программного обеспечение «Интеллектуальная транспортная система», необходимого для развития (модернизации) указанных подсистем третьим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, и отсутствие запрета не считается согласием (разрешением), другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, иными законами РФ.

По условиям рассматриваемых закупок приобретение исключительных, либо неисключительных прав на программное обеспечение «Интеллектуальная транспортная система» потенциальным участником закупки должно осуществляться в соответствии с гражданско-правовыми отношениями с правообладателем данного программного обеспечения. Доработка функционала любой информационной системы требует внесения изменений в исходный код программного обеспечения, на базе/платформе которого она создана.

Поскольку развитие (модернизация) перечисленных подсистем вне зависимости от разрабатываемого функционала требует внесения изменений в исходный код программного обеспечения «Интеллектуальная транспортная система» описанием объекта закупки (пункты 1.7, 4.3.10) и проектом контракта (пункт 2.9) предусмотрено, что исполнитель должен обладать правами на программное обеспечение «Интеллектуальная транспортная система» на котором функционирует подсистема, в объеме необходимом для выполнения работ по контракту, а также должен обеспечить отсутствие нарушений исключительных, авторских и смежных прав третьих лиц при реализации технических, программных, организационных и иных решений, предусмотренных описанием объекта закупки.

Таким образом, в результате своих действий/бездействия заказчик в лице ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» самостоятельно создал ситуацию, при которой не мог предоставить возможность по исполнению работ (оказанию услуг), перечисленных в описании объекта закупки, потенциальным участникам закупки, которые заинтересованы в участии в указанной процедуре закупки, но не имеющие возможность исполнить контракт на объявленных заказчиком условиях в связи с отсутствием заключенного договора с правообладателем программного обеспечения в лице ООО «Интеллектуальная Транспортная Система».

Совокупность установленных фактов позволяет Комиссии Тюменского УФАС России прийти к выводу, что заказчик ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области», не предоставляя доступ к программному обеспечению «Интеллектуальная Транспортная Система (ИТС) (не обеспечивая возможность его получения и не оказывая подрядчику (исполнителю) в этом никакого содействия) для надлежащего исполнения государственных контрактов, тем самым, фактически предоставляет правообладателю исключительное право определять будущего исполнителя спорных закупок.

Ссылка ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» на то, что зависимость исполнения именно правообладателем соответствующих действий в отношении программного обеспечения предусмотрена соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ, а исполнителем по контракту может стать любое лицо, заключившее с правообладателем либо лицом, которому лицензиаром предоставлено соответствующее право, лицензионный (сублицензионный) договор на выполнение работ в объеме необходимом для выполнения работ, предусмотренных описанием объекта закупки, Комиссией Тюменского УФАС России не принимаются, поскольку фактически заказчиком создана ситуация в рамках которой исполнение контракта поставлено в зависимость от волеизъявления правообладателя, который потенциально способен отказать в заключении договора, либо определить условия его исполнения невыгодным для иного участника образом.

Таким образом, участниками спорных закупок могут быть либо сам правообладатель, который является разработчиком ПО «ИТС», либо лица заранее согласовавшие с правообладателем условия доступа в информационную систему и получившие гарантированный доступ к ней на приемлемых для правообладателя условиях, либо аффилированные с правообладателем лица что ограничивает возможность участия в указанных закупках всех заинтересованных лиц.

Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о нарушении ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части неправомерного формирования заказчиком условий закупок с реестровыми номерами извещений: 0167200003425004849, 0167200003425004850, что указывает на наличие в действиях заказчика признаков административного правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 7.30.1 КоАП РФ.

По смыслу пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Тюменского УФАС России учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе полагает необходимым выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об отмене (аннулировании) закупок.

Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ИП К. в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон пришла к выводу о том, что указанным участником закупки не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о его недобросовестном поведении, и, как следствие, сведения об ИП К. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В части довода ИП К. о нарушении  заказчиком ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что контрольный орган в сфере закупок не правомочен рассматривать действия субъекта контроля на предмет нарушения антимонопольного законодательства, поскольку соответствующий порядок рассмотрения подобного рода обращений и осуществление соответствующей проверки предусмотрено в рамках иной административной процедуры, которая регламентируются главой 9 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьёй 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078), Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения в отношении индивидуального предпринимателя К (ИНН ) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

2. Признать заказчика в лице ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» нарушившим требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель комиссии:

Члены комиссии:


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/tyumenskoe-ufas-rossii/faa54c9b-afcf-420f-a540-1bd66d3017a4/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение б/н по жалобе № 24572/25 на действия (бездействие) при организац... от 22 июля 2025 г.
Управление: Московское областное УФАС России
Дело : Дело №24572/25 Жалоба на действия (бездействие) организатора торгов


Решение
Решение №5297/25 Решение № 025/06/105-742/2025 от 21 июля 2025 г.
Управление: Приморское УФАС России
Дело : Дело №025/06/105-742/2025 Дело по жалобе 44-ФЗ на закупку №1020300000525000036 (Выпол...


Решение
Решение б/н по жалобе ООО "ЛОТУС-Электроникс" на действия филиала ФГУП Р... от 21 июля 2025 г.
Управление: Самарское УФАС России
Дело : Дело №063/07/3-669/2025 Жалоба №10412-ЭП/25
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение №5296/25 Решение РНП № 25-239/04-2025 от 21 июля 2025 г.
Управление: Приморское УФАС России


Решение
Решение б/н РЕШЕНИЕ по обращению № 22112/25 о включении в реестр недобро... от 21 июля 2025 г.
Управление: Московское областное УФАС России
Дело : Дело №22112/25 Обращение о включении в РНУА





Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru