Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение б/н решение по делу от 17 июля 2025 г. Дело №055/05/18-709/2025 дело по признакам нарушения частей 1 и 2 статьи 18 Федеральн... из базы решений ФАС (№1868482) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Омское УФАС России
Дело : Дело №055/05/18-709/2025 дело по признакам нарушения частей 1 и 2 статьи 18 Федеральн...


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/18-709/2025

17 июля 2025 года

город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее  Комиссия)

в составе: ...

рассмотрев дело № 055/05/18-709/2025 по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Ка-телеком», ИНН 6658571710, ОГРН 1246600015034 (далее - ООО «Ка-телеком», Общсетво) рекламы с нарушением требований частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя и законного представителя Общества, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА: В Омское УФАС России поступило заявление гражданина по факту распространения рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия на ее получение посредством осуществления 11.02.2025 телефонного звонка с абонентского номера +... на абонентский номер +...

В качестве доказательств заявителем были приложены:

- аудиозапись телефонного разговора;

- детализация телефонных соединений за 11.02.2025;

- согласие на обработку персональных данных.

Согласно представленной заявителем аудиозаписи между ним и абонентом +... состоялся разговор следующего содержания:

«- Да. Я слушаю.

- Добрый день. Алена Ермакова, звоню по важному делу. Удобно говорить?

- Да.

- Много времени не займу. Звоню от инвестиционного проекта компании «Газпром». Есть возможность освоить способ дополнительного заработка. Предлагаю вам детальней разобраться в этом вопросе. Согласны?

- Да.

- Супер. Я вас сейчас соединю со старшим специалистом, и он покажет и расскажет, как работает сфера инвестиций, сколько вы сможете зарабатывать на акциях компании, с которыми сталкиваетесь каждый день, под его грамотным сопровождением ваша доходность будет составлять от 16 до 21 % ежемесячно. Соединяю, хорошо?

- Да, я слушаю.

- У вас видимо сегодня плохой день».

Факт поступления телефонного звонка 11.02.2025 на абонентский номер +... от абонента +... подтвержден представленной ПАО «ВымпелКом» детализацией.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте https://www.niir.ru, абонентский номер +... принадлежит ресурсу нумерации, закрепленному за оператором связи ПАО ...

По информации ПАО ..., абонентский номер +... выделен в пользование ООО «Ка-Телеком» (ИНН 6658571710).

Определением от 19.06.2025 Омским УФАС России в отношении ООО «Ка-телеком» возбуждено дело № 055/05/18-709/2025 по признакам нарушения частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Определение о возбуждении дела направлено ООО «Ка-телеком» заказным письмом от 19.06.2025 № ТШ/4153/25 (идентификатор почтового отправления 64497308662340), согласно сведениям сайта оператора почтовой связи АО «Почта России» https://www.pochta.ru/ по состоянию на 17.07.2025 письмо возвращено в связи с истечением срока хранения.

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано: «По смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу».

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия считает, что Омским УФАС России были предприняты все необходимые действия для надлежащего уведомления ООО «Ка-телеком» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 055/05/18-709/2025, и приходит к выводу о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Комиссия, оценив спорную рекламу, изучив материалы дела, установила следующее.

В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» даны понятия:

абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями;

электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

Распространение в контексте Федерального закона «О рекламе» означает момент, когда реклама становится доступной для восприятия потребителя (распространенной).

Основным квалифицирующим признаком нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» является распространение именно рекламы.

Экономической целью распространения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа его товара (работ, услуг).

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения на рынке, сформировать положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Вместе с тем информация, передаваемая посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, всегда предполагает индивидуализированного посредством абонентского номера или уникального кода идентификации абонента, поэтому в силу специфики способа распространения такая индивидуализация как направление рекламы на конкретный абонентский номер предполагается нормами законодательства о рекламе и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер распространенной информации.

Таким образом, обозначенный в части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» термин «реклама» предполагает значение, отличающееся от общего понятия «реклама», в нем отсутствует такой признак рекламы как адресованность неопределенному кругу лиц.

Основной целью осуществления телефонного звонка такого рода является привлечение внимания как можно большего количества клиентов к организации, осуществляющей деятельность, связанную с дополнительным заработком в виде инвестиций.

Такая информация носит обобщенный характер, способна формировать интерес к объекту рекламирования не только у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица.

Принимая во внимание содержание телефонного разговора, отсутствие указаний на средства индивидуализации, предоставляющие возможность идентифицировать получателя информации, иных данных, позволяющих воспользоваться услугой исключительно принимающему звонок абоненту, рассматриваемая информация является рекламой.

Законодательство Российской Федерации о рекламе направлено на защиту абонентов от получения нежелательной рекламы, поэтому для приобретения законного права на направление абоненту рекламы лицо должно сначала получить такое согласие, а только потом осуществлять рассылку смс-сообщений, писем на адрес электронной почты, телефонные звонки.

В соответствии с положениями Федерального закона «О рекламе» бремя доказывания факта наличия такого согласия лежит на рекламораспространителе.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

По утверждению заявителя, согласие на получение рекламы, распространяемой по сетям электросвязи, ООО «Ка-телеком» не давал (доказательств обратного Комиссией не установлено).

С учетом вышеизложенного вышеуказанная реклама распространялась без предварительного согласия на ее получение, что нарушает требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Комиссией установлено, что первая часть аудиозаписи представляет собою телефонный разговор между абонентами посредством обмена со стороны абонента +... комбинациями предзаписанных и синтезированных фраз, что позволяет заменить оператора контакт-центра в части:

1) диалога с клиентом в соответствии со сценарием (скриптом);

2) расшифровки голосовых ответов клиента и передачи результатов в информационную систему для автоматического определения дальнейшего сценария развития бизнес-процессов.

Таким образом, анализ аудиозаписи телефонного разговора позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемый телефонный звонок был осуществлен с помощью применения средств выбора и набора абонентского номера без участия человека, посредством специального программного обеспечения («голосовым помощником», «голосовым роботом»).

Указанное нарушает требования части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», согласно которой не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Ка-телеком» является рекламораспространителем.

Ответственность за нарушение частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Ка-телеком» требований частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы по сетям электросвязи в адрес гражданина (абонента +...).

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая отсутствие разовый характер распространения рекламы, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Ка-телеком» (ИНН 6658571710, ОГРН 1246600015034), выразившиеся в распространении рекламы посредством осуществления 11.02.2025 телефонного звонка с абонентского номера +... на абонентский номер +..., ненадлежащими, нарушающими требования частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 24.07.2025.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/omskoe-ufas-rossii/b3fdcbad-71fe-46b5-afa8-c541a2735375/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение б/н по жалобе ООО "ЛОТУС-Электроникс" на действия филиала ФГУП Р... от 21 июля 2025 г.
Управление: Самарское УФАС России
Дело : Дело №063/07/3-669/2025 Жалоба №10412-ЭП/25
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение №5296/25 Решение РНП № 25-239/04-2025 от 21 июля 2025 г.
Управление: Приморское УФАС России


Решение
Решение б/н РЕШЕНИЕ по обращению № 22112/25 о включении в реестр недобро... от 21 июля 2025 г.
Управление: Московское областное УФАС России
Дело : Дело №22112/25 Обращение о включении в РНУА


Решение
Решение №РНП-72-127-128/25 уклонение от заключения контракта от 18 июля 2025 г.
Управление: Тюменское УФАС России
Дело : Дело №072/10/104-127/2025 уклонение от заключения контракта
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение №МП/2849/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/104-548/2025 от 17 июля 2025 г.
Управление: Амурское УФАС России





Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru