База решений ФАС
Решение б/н РЕШЕНИЕ №086/07/3-1396/2025 по результатам рассмотрения жало... от 28 июля 2025 г. Дело №086/07/3-1396/2025 Жалоба №7843-ГУ/25 из базы решений ФАС (№1868656) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Ханты-Мансийское УФАС России Дело : Дело №086/07/3-1396/2025 Жалоба №7843-ГУ/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе: Председатель комиссии: - ************; Члены комиссии: - *************; - *************; в присутствии на заседании комиссии посредством ВКС заявителя *******; в присутствии на заседании комиссии посредством ВКС представителей Заказчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», ************; рассмотрев жалобу ********** (вх. № 7843-ГУ/25 от 16.07.2025),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ********** (вх. № 7843-ГУ/25 от 16.07.2025) (далее Жалоба) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обучающихся 1-6 классов 2 полугодие (реестровый номер извещения №32514990814). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 17.07.2025 (исх. № ВТ/5192/25) рассмотрение Жалобы было назначено на 23.07.2025. В назначенную дату рассмотрение Жалобы состоялось. Как следует из доводов жалобы, Заказчик установил необоснованные критерии оценки заявок в закупочной документации. Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (Вх.№7967-ЭП/25 от 21.07.2025). Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров (работ, услуг) для нужд МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» (Положение о закупках утверждено Наблюдательным советом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» от 31.03.2025) (далее Положение). В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение): 1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru - 27.06.2025. 2. Начальная (максимальная) цена договора - 12 119 120,00 рублей. 3. Дата окончания подачи заявок - 15.07.2025. 4. Количество поданных заявок на участие в аукционе в электронной форме -2. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Согласно пункту 24 Извещения о проведении конкурса в электронной форме в редакции от 04.07.2025 года установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе. Для оценки и сопоставления заявок участников закупки установлены следующие критерии:
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявок, установленному в закупочной документации, умноженных на их значимость. Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчета рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100. Сумма значимостей критериев оценки заявок составляет 100 процентов. Победителем Конкурса в электронной форме признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора на основе критериев, указанных в документации о закупке, и заявке на участие в Конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер. Согласно критерию 1 стоимостного критерия оценки: «Цена договора»: значимость стоимостного критерия оценки 0,15%, коэффициент значимости (КЗ) равен 0,15. Рассмотрение и оценка заявок на участие в Конкурсе в электронной форме в соответствии с критерием «Цена договора» осуществляются в порядке: Количество баллов, присуждаемых по стоимостному критерию оценки «Цена договора», определяется по формуле:
где: Цi - предложение i-того участника Конкурса о цене договора; Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками Конкурсе; При оценке заявок по стоимостному критерию «Цена договора» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника Конкурса с наименьшей ценой договора. Согласно критерию 2 пункта 24 конкурсной документации нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки (опыт участника, надежность участника) имеет значимость стоимостного критерия оценки: 85%, Коэффициент значимости (КЗ) равен 0,85. Подкритерий 2.1 «Наличие в штате (либо по договору гражданско-правового характера) сотрудников, имеющих образование в области поварского дела (поваров имеющих 4 разряд и выше)» имеет значимость стоимостного подкритерия оценки 40%, коэффициент значимости (КЗ) равен 0,40. Рейтинг (ПБ2), присуждаемый заявке по показателю «Наличие в штате (либо по договору гражданско-правового характера) сотрудников, имеющих образование в области поварского дела (поваров имеющих 4 разряд и выше» определяется так:
Оценивается наличие ключевых специалистов, работающих у участника закупки, с профильным образованием согласно занимаемой должности и опытом работы у участника закупки не менее 6 (шесть) месяцев, предшествующих дате подачи заявки. Подкритерий 2.2 наличие у участника закупки деловой репутации «Надежность участника» имеет значимость стоимостного подкритерия оценки: 40%, коэффициент значимости (КЗ) равен 0,4 Надежность участника подтверждается из ЕГРЮЛ. Баллы присваиваются от 0 до 100 в зависимости от степени выгодности и степени проработанности предложения участника конкурса по показателю:
Подкритерий 2.3 «Максимальная цена одного договора (контракта)» ПБ 4 имеет значимость стоимостного подкритерия оценки: 5%, коэффициент значимости (КЗ) равен 0,05. Из представленных в составе заявки на участие Заказчик выбирает исполненный договор (контракт) с наибольшей ценой и сравнивает цену такого договора (контракта) с договорами, контрактами других участников закупки. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ). Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает, что Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю «Наличие у участника закупки деловой репутации «Надежность участника», в течение которого участник функционирует на рынке (с момента регистрации в ЕГРЮЛ до даты проведения конкурса)». Подкритерий «Наличие у участника закупки деловой репутации «Надежность участника», установленный таким образом, каким Заказчик установил требования к нему в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе для закупки №32514990814, по мнению Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России, создает преимущественные условия участия отдельным организациям, носит неопределенный характер, не являясь показателем лучшей квалификации участника конкурса. Таким образом, заказчик при установлении критериев и показателей оценки заявок должен учитывать, что опыт выполнения работ/оказания услуг участником закупки определяется не только выполнением работ/оказанием услуг, связанных с предметом контракта, но и успешным выполнением работ/оказанием услуг сопоставимого характера и объема. Такой показатель, как объем работ/услуг связан с количественной характеристикой выполняемых подрядчиком/исполнителем действий и их результата. Вместе с тем, определение стажа работы по дате регистрации юридического/физического лица (с учетом правопреемственности) в налоговом органе не гарантирует заказчику наилучшее выполнение работ/оказание услуг, поскольку не позволяет установить точное время (период) начала осуществления деятельности в сфере оказания услуг по организации питания (в частности, юридическое/физическое лицо могло не оказывать данный вид деятельности с момента регистрации). Аналогичная практика подтверждена Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.01.2024 №Ф04-6540/2023 по делу №А67-9309/2022. Таким образом, оспариваемый критерий фактически привел к тому, что Заявитель, при наличии сниженной цены договора набрал наименьший балл по критерию «Наличие у участника закупки деловой репутации «Надежность участника», что впоследствии не обеспечивает соблюдения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к Заявителю. Также Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание что ранее в проводимых закупках Заказчика №32414350397, №32514425609 и №32514520450 такого критерия как «Наличие у участника закупки деловой репутации «Надежность участника» не было. Таким образом, включив необоснованный подкритерий «Наличие у участника закупки деловой репутации «Надежность участника» критерия «Квалификация участников закупки (опыт участника, надежность участника)» в закупочную документацию Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов. С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания Заказчику. На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Академия питания» (вх. № 7843-ГУ/25 от 16.07.2025) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обучающихся 1-6 классов 2 полугодие (реестровый номер извещения №32514990814) обоснованной. 2. Признать в действиях заказчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 3. Выдать заказчику МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
ПРЕДПИСАНИЕ №55
28.07.2025 г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе: Председатель комиссии: *****; Члены комиссии: - ********; - ***********, руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, на основании решения Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России от 28.07.2025 №086/07/3-1396/2025, вынесенного по жалобе ********* (вх. № 7843-ГУ/25 от 16.07.2025),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» устранить нарушения при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обучающихся 1-6 классов 2 полугодие (реестровый номер извещения №32514990814), а именно: 1. Отменить протокол подведения итогов Конкурса в электронной №32514990814-01 от 16.07.2025, разместив информацию об отмене на официальном сайте ЕИС и на официальном сайте оператора электронной площадки. 2. Вернуть заявки участников конкурса. 3.Внести изменения в закупочную документацию в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с учетом принятого Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России решения от 28.07.2025 по делу №086/07/3-1396/2025. 4. Назначить новые даты проведения этапов конкурса. 5. Продолжить проведение конкурса в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с учетом принятого Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России решения от 28.07.2025 по делу №086/07/3-1396/2025. 6. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре информацию об исполнении настоящего предписания в трехдневный срок с момента исполнения, с приложением подтверждающих документов. 7. Оператору электронной торговой площадки обеспечить техническую и функциональную возможность исполнения Заказчиком настоящего предписания. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/hanty-mansiyskoe-ufas-rossii/d12883e3-5cb5-4066-a7c5-a177197dccfe/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н по делу 050/01/17-561/2025 от 29 июля 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №050/01/17-561/2025 050/01/17-561/2025 Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 26254/25 на действия (бездействие) при о... от 29 июля 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №26254/25 Жалоба на действия (бездействие) организатора торгов Решение Решение №054/01/18.1-1996/2025 в отношении АО «ФПК» от 28 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/01/18.1-1996/2025 в отношении АО «ФПК» Решение Решение №054/01/18.1-1988/2025 в отношении АО «ФПК» от 28 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/01/18.1-1988/2025 в отношении АО «ФПК» Решение Решение №054/01/18.1-2005/2025 в отношении ОАО РЖД от 28 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/01/18.1-2005/2025 в отношении ОАО РЖД |