База решений ФАС
Решение №РВ-04/7158 Решение по делу №016/07/3-929/2025 от 28 июля 2025 г. Дело №016/07/3-929/2025 Жалоба №7191/ж из базы решений ФАС (№1868710) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Татарстанское УФАС России Дело : Дело №016/07/3-929/2025 Жалоба №7191/ж Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Исх. №РВ-04/7158 от 28.07.2025 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Комиссия) в составе:
в присутствии представителей заказчика АО «ТАТАВТОДОР» <&> [должностное лицо] (по доверенности), <&> [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителей заявителя ООО «РУСГЕОТОРГ» <&> [должностное лицо] (по доверенности), <&> [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «РУСГЕОТОРГ» (вх. №7191/ж от 07.07.2025 г.) на действия заказчика АО «ТАТАВТОДОР» при проведении закупки №32514969099, объект закупки: «Поставка комплектов геодезического оборудования системы автоматического нивелирования в соответствии с техническим заданием», У С Т А Н О В И Л А: Способ размещения закупки - Конкурс в электронной форме. Начальная (максимальная) цене договора 23 414 700,00 руб. Предмет закупки - Поставка комплектов геодезического оборудования системы автоматического нивелирования в соответствии с техническим заданием. Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства. Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела. В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом; 3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах. Данная жалоба рассматривается в соответствии с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.03.2022 № 305-ЭС22-1598 по делу № А40-217016/2020, в котором указано, что, то обстоятельство, что общество не подало заявку на участие в конкурсе, не свидетельствует об отсутствии у него заинтересованности в участии в закупке; спорные действия заказчика, признаваемые неправомерными, нарушают права и законные интересы общества как участника закупки. В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации конкурса приходит к следующим выводам. Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее Положение о закупке). Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Закупочная деятельность заказчика регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг Акционерного общества «Татавтодор» от 16.06.2025г. (далее Положение). 1. Относительно довода заявителя о невозможности подобрать оборудование разных производителей. Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами. Согласно доводу жалобы заявителя, в технических характеристиках оборудования Заказчиком указаны параметры, которые имеются только у товаров определенного производства, что отсекает возможность участвовать поставщикам с аналогичным или превосходящим по характеристикам оборудованием, и при этом характеристика не является значимой при производстве работ, что противоречит принципу обеспечения добросовестной конкуренции, установленному в статье 3 Федерального закона №?223-ФЗ. В техническом задании Заказчик определяет характеристики, которые не предусматривают эквивалент или аналог запрашиваемого оборудования. Кроме того, в техническом задании, Заказчик прописывает указание на конкретный товарный знак и артикулы товара на сайте поставщика: без использовать слова «или эквивалент» «Геодезический ГНСС приемник PrinCe iBase, Планшет полевой геодезический LT800 для ГНСС приемника PrinCe, Геодезический ГНСС приемник PrinCe i30VR Контроллер геодезический HCE600 для ГНСС приемника PrinCe» и др. При этом, указание на «или эквивалент» является фиктивным, так как заказчик указывает конкретные значения характеристик, без возможности подбора товара с наилучшими характеристиками. Также заявитель отметил, что компания АО «ПРИН» является единственным поставщиком продукции под фирменным знаком PrinCe, продукцию PrinCe могут предоставлять только Акционерное Общество «ПРИН» и ее дочерние компании, другим поставщикам компания продает оборудование по рыночным ценам. При этом НМЦ муниципальных контрактов строится на ценах гораздо ниже рыночных. Из этого следует вывод, что продукция с товарным знаком PrinCe не имеет свободного оборота на рынке и ее участие такого оборота контролируется ценой. Согласно представленным пояснениям Заказчика, в документации указание на товарный знак обосновано требованиями совместимости товара с уже имеющимся у заказчика. В абз. 2 п. 5.3.2 Технического задания указано, что чистема и ГНСС-приемники должны иметь совместимость с присутствующим (уже имеющимся) в структурных подразделениях Заказчика геодезическим оборудованием (система нивелирования, базовая станция, ровер). Под «совместимостью» в рамках настоящей закупки подразумевается возможность импорта/экспорта данных (проект, локализация и т.п.), а также поддержку приема и передачи радиосигнала (частота, формат, тип) поправок. Совместимость должна быть обеспечена со следующими системами Заказчика: системы нивелирования Leica, Topcon, Chcnav, а также ГНСС-приемники Leica, Topcon, PrinCe. Целью закупки было дополнительное оснащение уже имеющегося в распоряжении заказчика оборудования, то есть приобретение какого-то иного оборудования, являющегося предметом закупки, влечет необходимость замены уже имеющегося геодезического оборудования. Только указанное в документации оборудование с товарным знаком PrinCe является совместимым и имеет техническую возможность осуществлять выгрузку данных и взаимодействие с уже имеющимся в распоряжении заказчика геодезическим оборудованием с товарными знаками Leica, Topcon, Chcnav, PrinCe. На заседании 16.07.2025г. был объявлен перерыв на 23.07.2025г. в 10:00, ввиду необходимости получения дополнительной информации. После перерыва Комиссией Татарстанского УФАС было установлено следующее. Комиссией получены копии УПД и счетов-фактур на имеющееся у заказчика оборудование, а также руководства для программного обеспечения Leica, фотография оборудования Topcon и аудиторское заключение за 2024 год. Согласно пункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами. Таким образом, подпункт «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках предусматривает возможность не рассматривать аналоги и эквиваленты товаров, в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках одной из целей регулирования Федерального закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков, в товарах, работах, услугах, с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Рассмотрев материалы жалобы, представленные сторонами документы, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что указание заказчиком в конкурсной документации требования о поставке продукции PrinCe, обусловлено потребностью заказчика, принимая во внимание наличие у заказчика в распоряжении техники указанных производителей, а также то, что на данный момент на территории РФ отсутствуют поставки продукции Leica и Topcon. Довода жалобы заявителя признан необоснованным. 2. Относительно довода заявителя о наличии нарушений при неприменении национального режима в соответствии с ПП №1875. Согласно подпункту "м" пункта 4 Постановления №1875, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления запрет, ограничение, преимущество не распространяются на закупки, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках отдельными заказчиками, указанными в абзаце втором подпункта "л" настоящего пункта. В абзаце втором подпункта "л" пункта 4 Постановления N 1875 указано, что минимальная обязательная доля, предусмотренная пунктом 2 настоящего постановления, применяется при осуществлении в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закупок отдельными заказчиками, являющимися хозяйственными обществами, указанными в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса", а также хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами. В абзаце третьем подпункта "л" пункта 4 Постановления N 1875 указано, что минимальная обязательная доля, предусмотренная пунктом 2 настоящего постановления не применяется при осуществлении в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закупок заказчиками, не относящимися к хозяйственным обществам, указанным в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также заказчиками, являющимися хозяйственными обществами, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса", или хозяйственными обществами, являющимися субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами. Учитывая, что АО «ТАТАВТОДОР» относится к хозяйствующему субъекту, в уставном капитале которого доля участника субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, в рассматриваемом случае положения Постановления №1875 в указанной части не применяются, что также было указано заказчиком в п.1.4.1 Документации. Довод заявителя признан необоснованным. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Р Е Ш И Л А: Признать жалобу заявителя ООО «РУСГЕОТОРГ» (вх. №7191/ж от 07.07.2025 г.) на действия заказчика АО «ТАТАВТОДОР» при проведении закупки №32514969099, объект закупки: «Поставка комплектов геодезического оборудования системы автоматического нивелирования в соответствии с техническим заданием» необоснованной. Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/tatarstanskoe-ufas-rossii/1230ae05-4940-4edc-94bc-6a2e158cdb79/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 074/10/5-1738/2025 о включении сведений в ... от 29 июля 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/10/5-1738/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинск... Решение Решение №28/71027/25 Решение 223ФЗ-355/25 от 29 июля 2025 г. Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Решение Решение №МП/2971/25 РЕШЕНИЕ № 028/06/104-562/2025 от 29 июля 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №МП/2940/25 РЕШЕНИЕ № 028/06/104-560/2025 от 28 июля 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение б/н по жалобе № 25001/25 на действия (бездействие) при организац... от 28 июля 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №25001/25 Жалоба на действия (бездействие) организатора торгов |