База решений ФАС
Решение №28/71027/25 Решение 223ФЗ-355/25 от 29 июля 2025 г. . Участники: ОАО "РЖД", ООО "РТС-Тендер", ООО "КСЖД", . из базы решений ФАС (№1868706). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-355/25 по результатам рассмотрения жалобы ООО «КСЖД» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
24.07.2025 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее Комиссия ФАС России) в составе: <...>, членов Комиссии ФАС России: <...>, <...>, при участии представителей: ОАО «РЖД»: <...> (доверенность от 30.11.2022 № ЦДЗС-121/Д), ООО «КСЖД»: <...> (доверенность от 21.07.2025 б/н), представители ООО «РТС-тендер» (далее Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу ООО «КСЖД» от 17.07.2025 № 102/25 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки электротехнической продукции (извещение № 548/ОКЭ-ЦДЗС/25, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «КСЖД» (далее Заявитель) от 17.07.2025 № 102/25 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (извещение № 548/ОКЭ-ЦДЗС/25) (далее Конкурс, Жалоба). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» от 28.07.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными советом директоров ОАО «РЖД» в редакции от 27.06.2025 (протокол № 17) (далее Положение о закупке). В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее Извещение), закупочной документацией (далее Документация), протоколами, составленными в ходе проведения закупки:
В ходе заседания 22.07.2025 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.07.2025. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Согласно Жалобе Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика: 1. Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки участника № 2. 2. Заказчиком неправомерно не заключен договор с Заявителем. Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации. Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки участника № 2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Частью 1 статьи 3.1-4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи3.1-4 Закона о закупках. Если иное не предусмотрено мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3.1-4 Закона о закупках, положения статьи 3.1-4 Закона о закупках, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом. Также в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3.1-4 Закона о закупках Правительство Российской Федерации: 1) вправе с учетом положений части 3 статьи 3.1-4 Закона о закупках принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения; в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами. Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Постановление № 1875) установлено, что при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и закупок в соответствии с Законом о закупках: запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, по перечню согласно приложению № 1, а также закупок в рамках государственного оборонного заказа для выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2; преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). Согласно пункту 3 Постановления № 1875 установлен перечень информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара, при осуществлении закупок которого применяется национальный режим. Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 1875 установлено, что информацией, подтверждающей происхождение товаров, указанных в позициях 1 - 145 приложения № 1 к Постановлению № 1875, позициях 1 - 433 приложения № 2 к указанному постановлению, приложении № 3 к Постановлению № 1875, из Российской Федерации является номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее Реестр). В соответствии с пунктом 1.6 части 1 Документации Заказчиком установлено ограничение и преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами. Перечень позиций товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, в отношении которых установлено ограничение и преимущество закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, указан в техническом задании, являющемся приложением № 1.1 к Документации. Порядок применения требований о предоставлении национального режима при осуществлении закупки указан в пункте 3.16 Документации. Подпунктом 3.17.8.5 пункта 3.17.8 части 3 Документации предусмотрено, что во второй части конкурсной заявки должны быть представлены сведения о наименовании страны происхождения поставляемого товара, в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, по Форме сведений о наименовании страны происхождения поставляемого товара, представленной в приложении № 1.3 Документации, документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3.1-4 Закона о закупках, если техническим заданием в отношении закупаемых товаров предусмотрено предоставление документов, подтверждающих происхождение таких товаров из Российской Федерации или из государств членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). При этом подпунктом 2 пункта 3.17.10 Документации установлено, что формирование и размещение на ЭТЗП заявки осуществляются путем заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки с указанием в том числе номера реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза, в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в позициях 1 145 перечня, являющегося приложением № 1, позициях 1 433 перечня, являющегося приложением № 2 к Постановлению № 1875, если при осуществлении закупки применяются запрет и (или) ограничение и в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта страной происхождения товара указано государство-член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации. В соответствии с формой сведений о наименовании страны происхождения поставляемого товара, являющейся приложением № 1.3 к Документации (далее Форма) участник при заполнении графы «номер (номера) реестровой записи товара» указывает номер (номера) реестровой записи товара, включенного в соответствующий реестр по позициям, указанным в графе № 5 «Информация о способе подтверждении страны происхождения товаров» технического задания Документации (далее Техническое задание). Если в графе № 5 Технического задания предусмотрено, что страна происхождения товара подтверждается декларативно, соответствующее поле по позиции не заполняется. При этом графой «номер (номера) реестровой записи товара» Формы предусмотрена следующая сноска: «Указывается номер (номера) реестровой записи товара (товаров), включенного (включенных) в реестры, предусмотренные пунктом 3 Постановления № 1875. Документы, предусмотренные подпунктами «в»-«д» пункта 10 Постановления № 1875 должны быть предоставлены в составе заявки, если требование о предоставлении таких документов установлено техническим заданием». Согласно Техническому заданию на товар, например «трансформатор», с кодом ОКПД 2: 27.11.42.000, Заказчиком в соответствии с требованиями Постановления № 1875 установлено ограничение (перечень не является исчерпывающим). Комиссия ФАС России, изучив заявку участника № 2 установила, что участником № 2 в Форме, например по позициям № №35, 37 (трансформатор однофазный масляный, трансформатор) указана страна происхождения: Республика Беларусь. Однако графа «номер (номера) реестровой записи товара» Формы Заявителем не заполнена. Комиссией ФАС России установлено, что 16.07.2025 по результатам рассмотрения жалобы ООО «МКС» от 08.07.2025 № 153, содержащей, в том числе вышеуказанный довод Жалобы, антимонопольным органом дана правовая оценка действиям Заказчика в рамках дела от 16.07.2025 № 223ФЗ-332/25. Согласно части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3-5 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. На основании вышеизложенного, указанный довод Жалобы не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России. 2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно принято решение о незаключении договора с Заявителем по итогам проведения Конкурса. Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Пунктом 293 Положения о закупке установлено, что если при рассмотрении конкурсных заявок к участию в конкурсе не допущен ни один из участников или допущен только один участник, оценка заявок не осуществляется. По итогам рассмотрения заявок составляется итоговый протокол, в котором указывается информация о признании конкурса несостоявшимся. В пункте 461 Положения о закупке указано, что в случае признания процедуры закупки несостоявшейся вследствие поступления заявки (предложения о цене договора при проведении конкурентного отбора) от одного участника, а также если к участию в закупке допущен только один участник, договор с таким участником не заключается. Аналогичные требования установлены в пунктах 3.9.2, 3.14.2 Документации. В соответствии с протоколом подведения итогов Конкурса от 29.04.2025 № 548/ОКЭ-ЦДЗС/25/2 Конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по итогам проведения Конкурса соответствующей требованиям Документации признана 1 заявка, ввиду чего Заказчиком принято решение о незаключении договора с единственным допущенным участником. На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком принято неправомерное решение о незаключении договора с Заявителем ввиду признания заявки участника № 2 несоотвествующей требованиям Документации. Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что заявка участника № 2 отклонена в соответствии с требованиями Документации, Закона о закупках. Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2022 № 57-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 432, пункта 1 статьи 438, пункта 4 статьи 445, пункта 5 статьи 447 и пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность заказчика (организатора торгов) заключить договор, на право заключения которого проводятся обязательные торги, с единственным участником торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов не предполагается в том случае, если в положении о закупке заказчика, принятом в соответствии с Законом о закупках, прямо предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и торги проводятся повторно. Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России отмечает, что Документацией и Положением о закупке прямо предусмотрена обязанность Заказчика не заключать договор в случае признания закупки несостоявшейся по причине наличия одной поступившей заявки, признанной соответствующей требованиям Документации, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Документации, Положения о закупке и Закона о закупках. Вместе с тем представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО «КСЖД» (ИНН: 7813498515; ОГРН: 1117847121776) от 17.07.2025 № 102/25 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки электротехнической продукции (извещение № 548/ОКЭ-ЦДЗС/25) необоснованной. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/f18f0d84-b741-4613-92c9-25b659fd4649/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №30478/25 б/а от 29 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9103/2025 ООО «Каска-Строй» на КП «КРТ» Решение Решение №072/06/44/103/2025 Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком уст... от 29 июля 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №072/06/3-103/2025 Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком уст... Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №МП/2950/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/104-571/2025 от 29 июля 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №072/06/44/104/2025 Из доводов жалобы заявителя следует, что под требования техн... от 29 июля 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №072/06/3-104/2025 Из доводов жалобы заявителя следует, что под требования техн... Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 074/10/5-1738/2025 о включении сведений в ... от 29 июля 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/10/5-1738/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинск... |