База решений ФАС
Решение №28/70008/25 Решение № 223фз-324/25 от 25 июля 2025 г. . Участники: ООО "ПТИ", ОАО "РЖД", ООО "РТС-тендер", . из базы решений ФАС (№1868711). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-324/25 по результатам рассмотрения жалобы ООО «ПТИ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
22.07.2025 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее Комиссия ФАС России) в составе: ведущего заседание Комиссии ФАС России <...>, членов Комиссии ФАС России: <...>, <...>, при участии представителей: ОАО «РЖД»: <...> (доверенность от 30.11.2022 № ЦДЗС-111/Д), ООО «ПТИ»: <...> (доверенность от 17.07.2025 б/н), <...> (доверенность от 17.07.2025 б/н), представитель ООО «РТС-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлен надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «ПТИ» от 07.07.2025 № 36 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию квалифицированными проводниками служебно-технических вагонов (извещение № 101/ЗПЭ-ЦДИ/25, размещенное на сайте www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «ПТИ» (далее Заявитель) от 07.07.2025 № 36 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию квалифицированными проводниками служебно-технических вагонов (извещение № 101/ЗПЭ-ЦДИ/25, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) (далее Запрос предложений, Жалоба). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению. В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» от 28.07.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными советом директоров ОАО «РЖД» в редакции от 26.03.2025 (протокол № 12) (далее Положение о закупке). В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений (далее Извещение), закупочной документацией (далее Документация), протоколами, составленными в ходе проведения закупки:
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В ходе заседания 11.07.2025 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 22.07.2025. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере закупок, Положения о закупке и Документации. Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Исходя из системного, взаимосвязанного содержания положений пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что действия Заказчика по установлению требований к содержанию и составу заявки, установленных критериев и порядка оценки могут быть признаны соответствующими требованиям Закона о закупках исключительно только в тех случаях, когда они основываются и направлены на достижение и практическую реализацию принципов указанных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 1. Из Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя в связи с предоставлением в составе заявки недостоверных сведений о наличии у Заявителя квалифицированного персонала в рамках Подкритерия. Приложением № 1.3 Документации «Формы документов, предоставляемых участником» установлена форма сведений «Форма сведений о квалифицированном персонале участника» (далее Форма). Согласно подпункту 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 Документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок» по Подкритерию оценка осуществляется следующим образом:
Пунктом 2 приложения № 1.4 Документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок» регламентировано, что в подтверждение наличия квалифицированного персонала, указанного в приложении № 1.4.1 к документации Запроса предложений, а именно: «документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к документации запроса предложений; копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала; копии патентов, выданных в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами; действующие документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию квалифицированного персонала, указанного в Форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно: диплом и/или свидетельство и/или удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке и/или иные документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию; действующие документы, подтверждающие присвоение разряда квалифицированного персонала, указанного в Форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно: диплом и/или свидетельство и/или удостоверение и/или иные документы, подтверждающие присвоение разряда». Согласно пункту 3.6.7 части 3 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника на любом этапе проведения закупки. Если в ходе проверки информации и документов, представленных участниками закупки, выявлены недостоверные сведения, заказчик вправе направить обращение в правоохранительные и/или контролирующие органы о проведении в отношении участника, предоставившего недостоверные сведения, соответствующих проверок. На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что согласно Протоколу заявка Заявителя неправомерно отклонена Заказчиком в связи с представлением в составе заявки информации, не соответствующей действительности, а именно в составе заявки представлена недостоверная информация о квалифицированном персонале Заявителя. Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Заказчиком принято решение о недопуске Заявителя к участию в закупочной процедуре в связи с установлением недостоверности сведений в отношении ИНН и СНИЛС сотрудника Заявителя <...> При проверке вышеуказанных данных на сайте Социального фонда России и на сайте Федеральной налоговой службы Заказчиком выявлено несоответствие, ввиду чего Заказчиком правомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя в связи с наличием недостоверных сведений в составе заявки. Комиссией ФАС России установлено, что Заявителем в составе заявки ошибочно указаны некорректные сведения в отношении сотрудника <...> в части указания ИНН и СНИЛС. Вместе с тем на заседание Комиссии ФАС России Заявителем представлены корректные сведения в отношении вышеуказанного сотрудника, а именно копия СНИЛС, копия свидетельства о постановке на учетв налоговом органе физического лица, материалы из личного кабинета Единого портала государственных и муниципальных услуг, форма согласия на обработку персональных данных от 05.05.2025 б/н, а также договор между Заявителем и <...> на оказание комплекса услуг по обслуживанию служебно-технического вагона от 01.05.2025 б/н, которые подтверждают наличие у Заявителя квалифицированного персонала. Таким образом, учитывая вышеуказанное, Заявителем в составе заявки допущена ошибка при заполнении Формы, однако данная ошибка не свидетельствует о предоставлении Заявителем в составе заявки на участие в Запросе предложений недостоверных сведений. При этом положениями Документации не предусмотрено определение понятия «недостоверные сведения», в связи с чем действия Заказчика по отнесению некорректных сведений в отношении сотрудника <...> не имеют никакой регламентации и основаны исключительно на субъективном толковании Заказчиком данного понятия. Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего от участия в Запросе предложений Заявителя, ввиду представления недостоверных сведений о наличии квалифицированного персонала, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.30.2 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. 2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформировал Протокол. Частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения: 1) дата подписания протокола; 2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки; 3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе: а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка; 4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок); 5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой; 6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке. Комиссией ФАС России установлено, что в Протоколе указано, что заявка Заявителя отклонена «на основании пункта 3.6.6.1 Документации в связи с представлением в составе заявки информации, не соответствующей действительности (в составе заявки представлена информация о квалифицированном персонале, не соответствующая действительности)». Таким образом, Протокол содержит всю требуемую информацию, регламентированную частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках, в том числе основание отклонения заявки Заявителя с указанием положений Документации, которым не соответствует заявка Заявителя. Вместе с тем представителем Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представлено сведений и материалов, свидетельствующих об обратном. Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения. 3. Из Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно продлен срок рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в Запросе предложений. В соответствии с пунктом 3.5.1 части 3 Документации итоговый протокол комиссии размещается на сайтах не позднее 3 (трех) дней с даты подписания протокола. Срок подписания протокола не может превышать 30 календарных дней. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 20 календарных дней. Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что ввиду поступления уведомления ФАС России от 28.05.2025 № 28/49800/25 о рассмотрении жалобы в рамках Запроса предложений первоначальные сроки рассмотрения и подведения итогов Запроса предложений 04.06.2025 и 05.06.2025 перенесены на 16.06.2025 и 17.06.2025 соответственно. Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика по переносу сроков рассмотрения поданных на участие в Запросе предложения заявок и подведения итогов не противоречат требованиям Документации, Закона о закупках, ввиду чего довод Заявителя не нашел своего подтверждения. В соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений. На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ПТИ» (ИНН: 5262222271; ОГРН: 1085262000185) от 07.07.2025 № 36 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию квалифицированными проводниками служебно-технических вагонов (извещение № 101/ЗПЭ-ЦДИ/25, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) обоснованной в части неправомерного отклонения заявки Заявителя в связи с представлением в составе заявки недостоверных сведений о наличии квалифицированного персонала. 2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим требования части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 3. Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 22.07.2025 № 223ФЗ-324/25. 4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 22.07.2025 № 223ФЗ-324/25 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/6f71a554-ee15-4261-b9b4-2a63bd23f19e/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №28/71027/25 Решение 223ФЗ-355/25 от 29 июля 2025 г. Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Решение Решение №МП/2971/25 РЕШЕНИЕ № 028/06/104-562/2025 от 29 июля 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №МП/2940/25 РЕШЕНИЕ № 028/06/104-560/2025 от 28 июля 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение б/н по жалобе № 25001/25 на действия (бездействие) при организац... от 28 июля 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №25001/25 Жалоба на действия (бездействие) организатора торгов Решение Решение №РВ-04/7158 Решение по делу №016/07/3-929/2025 от 28 июля 2025 г. Управление: Татарстанское УФАС России Дело : Дело №016/07/3-929/2025 Жалоба №7191/ж Сфера деятельности: Контроль закупок |