Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение №31803/25 ба от 8 августа 2025 г. Дело №077/07/00-9667/2025 АО «СК Гайде» на АО «СО ЕЭС» из базы решений ФАС (№1868975) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Московское УФАС России
Дело : Дело №077/07/00-9667/2025 АО «СК Гайде» на АО «СО ЕЭС»


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9667/2025 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.08.2025 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее  Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видео-конференц-связи представителей <...>

рассмотрев жалобу АО «СК Гайде» (далее  Заявитель) на действия АО «СО ЕЭС» (далее  Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников АО «СО ЕЭС» и лиц, не состоящих в трудовых отношениях с АО «СО ЕЭС» (реестровый № 32515056594) (далее  Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее  Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положения о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы нарушения со стороны Заказчика выразились в ненадлежащем формировании закупочной документации.

Заявитель указывает, что в результате установления подкритериев оценки 2.1-2.5 САО «РЕСО-Гарантия» получает преимущество для участия в Закупке, а Заявитель не может стать победителем Закупки даже с учетом предложения минимальной цены.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что подкритерий «доля страховой суммы по договорам добровольного медицинского страхования (далее  ДМС) с юридическими лицами в общей страховой сумме по всем договорам с юридическими лицами за 2024 год» позволяет определить объем деятельности по ДМС в общей структуре бизнеса страховой организации. Предельное максимальное значение показателя  4%.

Анализ рынка страхования показывает, что у многих страховых компаний доля ДМС для юридических лиц в общем портфеле не превышает 5-10%. Установление лимита на уровне 4% означает, что Заказчик сможет привлечь страховщиков с диверсифицированным портфелем, а не узкоспециализированных на корпоративном ДМС. Если бы лимит был выше (10-15%), это могло бы привести к преимуществу только крупных страховщиков, активно работающих с корпоративным ДМС, и ограничило бы доступ средних компаний. Установление максимального значения в 4% позволяет расширить круг участников, снизить риски монополизации закупки.

Подкритерий «страховые выплаты по договорам страхования с юридическими лицами по ДМС за 2024 год» позволяет оценить масштаб деятельности по ДМС в абсолютном выражении.

Установление лимита 20 000 000 000 руб. является обоснованным и необходимым по следующим ключевым причинам  оценка релевантного опыта (служит инструментом отбора страховщиков, имеющих доказанный опыт работы с программами ДМС сопоставимого объема и сложности); косвенная оценка финансовой надежности (позволяет оценить способность участника нести значительные финансовые обязательства, необходимые для обслуживания контракта); минимизация риска (направлено на снижение риска неисполнения обязательств по планируемому договору).

Заказчик указал, что в соответствии с рейтингом страховых компаний России по совокупному объему страховых премий по ДМС (с учетом входящего перестрахования) на 1 января 2025 года, составленному АО «Эксперт РА» (https://www.kommersant.ru/doc/7586458), страховые выплаты по ДМС, которые равны или превышают 20 000 000 000 руб., имеет не только САО «РЕСОГарантия», но и АО «СОГАЗ», АО «АльфаСтрахование».

Также Заказчик пояснил, что подкритерий «рентабельность уставного капитала за 2024 год» - это ключевой индикатор эффективности использования собственного капитала и экономически обоснованной модели управления рисками. Целью установления данного подкритерия и его предела является потребность минимизировать риски срыва контракта или некачественного исполнения, связанные с привлечением поставщиков, чья финансовая модель вызывает обоснованные сомнения в устойчивости и надежности в долгосрочной перспективе.

Установление для подкритерия «прибыль (убыток) после налогообложения за 2024 год» предельного максимального значения в 45 000 000 000 руб. вызвано необходимостью минимизировать риски срыва исполнения контракта из-из финансовой нестабильности поставщика. Соответствующая прибыль страховщика является индикатором масштаба и устойчивости бизнеса. Компания, демонстрирующая такую прибыль (или близкую к ней), обладает достаточными финансовыми ресурсами для выполнения масштабных и сложных контрактов, устойчивой бизнесмоделью, эффективным управлением, способностью привлекать финансирование и выдерживать возможные финансовые трудности.

Подкритерий «ликвидность участника закупки за 2024 год» позволяет детально оценить способность участника оперативно погасить текущие обязательства по страховым выплатам перед страхователями или иными участвующими в исполнении договора страхования лицами (например, перед лечебными учреждениями) за счет наиболее ликвидных активов  денежных средств и их эквивалентов. Критерий представляет собой независимую оценку финансового состояния участника и его платежеспособности, возможности полностью и в срок исполнить обязательства по выплате страхового возмещения при страховом случае, в том числе в пользу лечебных учреждений, указанных в конкурсной документации, для обеспечения непрерывности обслуживания работников по ДМС. Установление лимита в 30% характеризует достаточность соответствующего уровня ликвидности для целей оценки способности выполнения участником своих обязательств в ходе исполнения договора.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что Заказчиком 21.07.2025 на официальном сайте АО «Центр развития экономики» и Единой информационной системы в сфере закупок (далее  ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 330 458 030,80 руб.

Дата начала срока подачи заявок: 21.07.2025.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.08.2025 в 09:00.

Дата подведения итогов: 15.08.2025.

Согласно пункту 6.8.3.1 документации для определения лучших условий исполнения Договора Комиссия по страхованию оценивает и сопоставляет Конкурсные заявки по степени выгодности для Заказчика, исходя из следующих критериев:

 

п/п

Наименование критерия

Обозначение выставленного по критерию балла / суммы баллов

Значимость критерия

Обозначение значимости критерия

1

Цена договора

КЦi

40%

ВЦi

2

Качество услуг и квалификация Участника

ККУi

60%

ВКУi

2.1

Доля страховой суммы по договорам ДМС с юридическими лицами в общей страховой сумме по всем договорам с юридическими лицами за 2024 год

K2.1

20%

P2.1

2.2

Страховые выплаты по договорам страхования с юридическими лицами по ДМС за 2024 год

K2.2

20%

P2.2

2.3

Рентабельность уставного капитала за 2024 год

K2.3

30%

P2.3

2.4

Прибыль (убыток) после налогообложения за 2024 год

K2.4

20%

P2.4

2.5

Ликвидность участника закупки за 2024 год

K2.5

10%

P2.5

 

Итоговая сумма баллов

ИСБi

-

-

 

В соответствии с пунктом 6.8.3.2 документации оценка и сопоставление Конкурсных заявок осуществляется отдельно в соответствии с критериями, указанными в пункте 6.8.3.1, в порядке, определенном в Приложении № 2 к настоящей Конкурсной документации.

В силу Приложения № 2 к документации присвоение баллов Конкурсной заявке i-го Участника конкурса по критерию 2 «Качество услуг и квалификация Участника конкурса» осуществляется на основании суммы баллов по подкритериям с учетом их значимости, определяемой по формуле:

KКУi= К2.1 . Р2.1 + К2.2 . Р2.2 + К2.3 . Р2.3 + К2.4 . Р2.4+ К2.5 . Р2.5

где:

KКУi  сумма баллов (с учетом значимости) по подкритериям критерия 2 «Качество Услуг и квалификация Участника конкурса»;

K2.1 - K2.5  балл (сумма баллов) по соответствующим подкритериям критерия 2;

P2.1-P2.5  значимость каждого подкритерия критерия 2.

По подкритериям критерия «Качество услуг и квалификация Участника» присвоение баллов (до «5,00» с двумя знаками после запятой) осуществляется каждым членом Закупочной комиссии отдельно, по мере убывания выгодности предложений Участников конкурса. Максимальный балл  «5,00» присваивается лучшей Конкурсной заявке по подкритерию. В случае тождественности заявок разных Участников конкурса по подкритерию, заявкам Участников на участие в конкурсе в отношении данного подкритерия могут присваиваться одинаковые баллы.

2.1. Доля страховой суммы по договорам ДМС с юридическими лицами в общей страховой сумме по всем договорам с юридическими лицами за 2024 год (К2.1).

Оценка показателя производится на основании следующих данных ОКУД 0420162, раздел 1 по договорам страхования с юридическими лицами:

х1 = стр. 03.2, стл. 4 / (стр. 01+ стр. 02+ стр. 03 + стр. 04+ стр. 05+ стр. 06+ стр. 07+ стр. 08+ стр. 09+ стр. 10)стл. 4 Ч 100%*

* данные в числителе и знаменателе берутся только по договорам страхования с юридическими лицами;

Указанные данные подтверждаются копией раздела 1 формы статистической отчетности статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика за 2024 год».

В случае непредставления Участником конкурса перечисленных выше документов Участнику конкурса по данному подкритерию (К2.1) присваивается 0 баллов.

Порядок оценки Конкурсных заявок: оценка Конкурсных заявок по показателю подкритерия К2.1 осуществляется по формуле:

?2.1 = ??  ???? /???? пред  ????  Б???

где: К2.1 балльная оценка предложения, присуждаемая i-й заявке по подкритерию «Доля страховой суммы по договорам ДМС с юридическими лицами в общей страховой сумме по всем договорам с юридическими лицами за 2024 год»;

Хi - значение предложения i-го Участника;

Хmin - минимальное значение характеристики среди всех предложений Участников; - предельное максимальное значение характеристики, установленное Заказчиком;

Хпред max = 4% (четыре процента).

Бmax  максимальный балл (равен 5).

В случае, если значение предложения i-го Участника (Хi), более или равно предельному максимальному значению характеристики, установленному Заказчиком (???? пред), предложению Участника конкурса присваивается максимальный балл (Бmax).

2.2. Страховые выплаты по договорам страхования с юридическими лицами по ДМС за 2024 год (К2.2).

Оценка показателя производится на основании следующих данных ОКУД 0420162, раздел 1 по договорам страхования с юридическими лицами:

Хi = стр. 03.2, стл. 17

Указанные данные подтверждаются копией раздела 1 формы статистической отчетности статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика за 2024 год».

В случае непредставления Участником конкурса перечисленных выше документов Участнику конкурса по данному подкритерию (К2.2) присваивается 0 баллов.

Порядок оценки Конкурсных заявок: оценка Конкурсных заявок по показателю подкритерия К2.2 осуществляется по формуле:

?2.2 = ??  ???? ???? пред  ????  Б???

где:

К2.2 балльная оценка предложения, присуждаемая i-й заявке по подкритерию «Страховые выплаты по договорам страхования с юридическими лицами по ДМС за 2024 год»;

Хi - значение предложения i-го Участника;

Хmin - минимальное значение характеристики среди всех предложений Участников;

Хпред maх - предельное максимальное значение характеристики, установленное Заказчиком; = 20 000 000 000 (двадцать миллиардов) рублей.

Бmax  максимальный балл (равен 5).

В случае, если значение предложения i-го Участника (Хi), более или равно предельному максимальному значению характеристики, установленному пред Хmax пред Хmax пред Хmax пред Хmax 200 Заказчиком (???? пред), предложению Участника конкурса присваивается максимальный балл (Бmax).

2.3. Рентабельность уставного капитала за 2024 год (K2.3).

Оценка показателя производится на основании следующих данных формы ОКУД 0420125 и формы ОКУД 0420126:

Xi = ОКУД 0420126, стр. 33/ ОКУД 0420125, стр. 41 Ч 100%

где:

«стр. 33»  значение строки формы отчетности ОКУД 0420126 «Отчетность о финансовых результатах страховой организации» за 2024 г., а именно:

Стр. 33  Прибыль (убыток) после налогообложения;

«стр. 41»  значение строки формы отчетности ОКУД 0420125 «Бухгалтерский баланс страховой организации» на 31 декабря 2024 г., а именно:

Стр. 41  Уставный капитал;

Указанные данные подтверждаются копией формы ОКУД 0420125 «Бухгалтерский баланс страховой организации» на 31 декабря 2024 г. и копией формы ОКУД 0420126 «Отчетность о финансовых результатах страховой организации» за 2024 год.

В случае непредставления Участником конкурса перечисленных выше документов Участнику конкурса по данному подкритерию (K2.3) присваивается 0 баллов.

Порядок оценки заявок: оценка Конкурсных заявок по показателю подкритерия K2.3 осуществляется по формуле:

?2.3 = ??  ???? ???? пред  ????  Б???

где:

К2.3 балльная оценка предложения, присуждаемая i-й заявке по подкритерию «Рентабельность уставного капитала за 2024 год»;

Хi - значение предложения i-го Участника;

Хmin - минимальное значение характеристики среди всех предложений Участников;

Хпред maх - предельное максимальное значение характеристики, установленное Заказчиком;

Хпред maх = 400% (четыреста процентов).

Бmax  максимальный балл (равен 5).

В случае, если значение предложения i-го Участника (Хi), более или равно предельному максимальному значению характеристики, установленному Заказчиком (???? пред), предложению Участника конкурса присваивается максимальный балл (Бmax).

2.4. Прибыль (убыток) после налогообложения за 2024 год (К2.4).

Оценка показателя производится на основании следующих данных формы ОКУД 0420126:

Xi = ОКУД 0420126, стр. 33

Указанные данные подтверждаются копией раздела 1 формы статистической отчетности статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика за 2024 год».

В случае непредставления участником конкурса перечисленных выше документов Участнику конкурса по данному подкритерию (К2.4) присваивается 0 баллов.

Порядок оценки Конкурсных заявок: оценка Конкурсных заявок по показателю подкритерия К2.4 осуществляется по формуле:

?2.4 = ??  ???? ???? пред  ????  Б???

где:

К2.4  балльная оценка предложения, присуждаемая i-й заявке по подкритерию «Прибыль (убыток) после налогообложения за 2024 год»;

Хi - значение предложения i-го Участника;

Хmin - минимальное значение характеристики среди всех предложений Участников;

Хпред maх- предельное максимальное значение характеристики, установленное Заказчиком;

Хпред maх = 45 000 000 000 (двадцать миллиардов) рублей.

Бmax  максимальный балл (равен 5).

В случае, если значение предложения i-го Участника (Хi), более или равно предельному максимальному значению характеристики, установленному заказчиком (???? пред), предложению Участника конкурса присваивается максимальный балл (Бmax).

2.5. Ликвидность Участника за 2024 год (К2.5).

Оценка показателя производится на основании следующих данных формы ОКУД 0420125:

Xi = ОКУД 0420125, стр. 1/ ОКУД 0420125, стр. 33 Ч 100 %

где: «стр. 1», «стр. 33»  значения строк формы отчетности ОКУД 0420125 «Бухгалтерский баланс страховой организации» на 31 декабря 2024 г., а именно:

Стр. 1  денежные средства и их эквиваленты;

Стр. 33  резервы по страхованию иному, чем страхование жизни;

Указанные данные подтверждаются копией формы ОКУД 0420125 «Бухгалтерский баланс страховой организации» за 2024 год.

В случае непредставления Участником конкурса перечисленных выше документов по данному подкритерию (К2.5) присваивается 0 (ноль) баллов.

Порядок оценки Конкурсных заявок: оценка Конкурсных заявок по показателю подкритерия К2.5 осуществляется по формуле:

?2.5 = ??  ???? ???? пред  ????  Б???

где:

К2.5  балльная оценка предложения, присуждаемая i-й заявке по подкритерию «Ликвидность Участника за 2024 год»;

Хi - значение предложения i-го Участника;

Хmin - минимальное значение характеристики среди всех предложений Участников;

Хпред maх - предельное максимальное значение характеристики, установленное Заказчиком;

Хпред maх = 30%.

Бmax  максимальный балл (равен 5).

В случае, если значение предложения i-го Участника (Хi), более или равно предельному максимальному значению характеристики, установленному заказчиком (???? пред), предложению Участника конкурса присваивается максимальный балл (Бmax).

Итоговое значение Конкурсных заявок (сумма баллов) рассчитывается после суммирования баллов, набранных Конкурсными заявками по каждому из критериев с учетом их значимости, по следующей формуле:

ИСБi =КЦi * ВЦi + ККУi* ВКУi

где:

ИСБi  итоговая сумма баллов Конкурсной заявки.

КЦi  набранный Конкурсной заявкой балл по критерию «Цена Договора».

ВЦi  значимость критерия «Цена Договора».

ККУi  набранный Конкурсной заявкой балл по критерию «Качество Услуг и квалификация Участника конкурса».

ВКУi  значимость критерия «Качество Услуг и квалификация Участника конкурса».

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

При этом, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.

При этом отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Как указано в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.04.2022 по делу А40-91429/2021 «включение заказчиком в документацию о закупке требований, предъявляемых к участникам закупки, может быть признано нарушением антимонопольного законодательства и Закона о закупках лишь в случае необоснованности его введения, ограничившего конкуренцию и создавшего неоправданные барьеры хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупки».

При этом, исходя из правовой позиции, изложенной Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленные Заказчиком критерии оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

В свою очередь, Комиссия принимает во внимание, что спорные критерии предъявлены ко всем участникам закупки, что не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию.

При этом оспариваемые критерии не являются условием допуска к участию в Закупке, а учитывается только при оценке заявок участников.

Непредставление участником в составе заявки сведений не является основанием отклонения такой заявки.

Комиссия также принимает во внимание, что на участие в Закупке было подано 3 заявки.

В свою очередь, действительных доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о закупках, ограничениях конкуренции и предоставления преимущества конкретному хозяйствующему субъекту, Заявителем не представлено.

Также на заседании Комиссии Заявитель пояснил, что в своих выводах опирался на сведения, указанные в открытых источниках.

При этом Комиссия указывает, что сведения из открытых источников не могут являться существенными доказательствами, поскольку данные сведения подлежат изменению.

Информация из открытых источников подвержена изменению и не является офертой по смыслу статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем Заявитель не может оперировать данными из такого источника.

Таким образом, действительных доказательств наличия нарушений в действиях Заказчика Заявителем не представлено.

В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Действительных доказательств невозможности участия в закупке Заявителем также не представлено, а Комиссией не установлено.

Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для установления нарушений в действиях Заказчика.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АО «СК Гайде» (ИНН: 7809016423; ОГРН: 1027809175459) на действия АО «СО ЕЭС» (ИНН: 7705454461; ОГРН: 1027700201352) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 04.08.2025 № ФК/31168/25.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/a112b191-ff87-44dc-b57b-66fad7e7b80a/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение №НР/4941/25 Жалоба признана обоснованной, выдано предписание от 11 августа 2025 г.
Управление: Оренбургское УФАС России
Дело : Дело №056/07/3-826/2025 Жалоба №7605-ЭП/25
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение б/н Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг У... от 11 августа 2025 г.
Управление: Московское УФАС России
Дело : Дело №077/10/5-9625/2025 Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг У...
Сфера деятельности: Прочие сферы деятельности на товарных рынках


Решение
Решение б/н РЕШЕНИЕ по обращению № 25120/25-2, 25120/25-1 о включении в ... от 11 августа 2025 г.
Управление: Московское областное УФАС России
Дело : Дело №25120/25 Обращение о включении в РНУА


Решение
Решение б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-1357/2025 по результатам рассмотрения жал... от 11 августа 2025 г.
Управление: Якутское УФАС России
Дело : Дело №014/07/3-1357/2025 Жалоба №8229-ЭП/25
Сфера деятельности: Контроль закупок







Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru