База решений ФАС
Решение №31541/25 б/а от 6 августа 2025 г. Дело №077/07/00-9432/2025 ИП .... на ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. ак. Н.Н. Бурденко» ... из базы решений ФАС (№1869078) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9432/2025 ИП .... на ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. ак. Н.Н. Бурденко» ... Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-9432/2025 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: Председательствующего: «...»; членов Комиссии: «...»; «...»; «...»,
рассмотрев жалобу «...» (далее - Заявитель) на действия в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут
быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами
порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом,
действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка
подготовки
Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения Закупочной документации, а именно: 1. Заявитель указывает, что Заказчик в пункте 12.1 Информационной карты установил дополнительные требования к участникам о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений. При этом частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках установлен перечень информации и документов, который является исчерпывающим. Таким образом, Заказчик не вправе требовать представления в заявке информации и документов, не предусмотренных данным перечнем. 2. Заказчиком неправомерно установлена возможность участия в Закупке среди субъектом малого и среднего предпринимательства коллективных участников.
3. Заявитель обжалует установленный порядок оценки заявок участников Заказчик с доводами жалоб не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к
закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При проведении Закупки Заказчик руководствовался требованиями Закона Комиссией установлено, что Заказчиком 14.07.2025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети «Интернет»: https://zakupki.gov.ru), а также на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» (адрес в сети «Интернет»: http://www.rts-tender.ru) было размещено извещении о проведении Закупки. Начальная (максимальная) цена договора: 420 000 000,00 рублей. Дата начала срока подачи заявок: 14.07.2025. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 30.07.2025 в 09:00.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке,
отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 9) требования к участникам такой закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлена возможность участия в Закупке среди субъектом малого и среднего предпринимательства коллективных участников Комиссия отмечает следующее. В силу пункта 2 Информационной карты Закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, проведение обжалуемой Закупки регулируется статьей 3.4 Закона о закупках. Комиссия отмечает, что согласно письму Минфина России от 20.06.2023 № 24-07-09/56775 «О рассмотрении обращения» в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках на стороне одного участника закупки могут выступать несколько юридических лиц либо несколько физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей.
При этом статьей 3.4 Закона о закупках установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой
Частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках определен перечень информации
Вместе с тем статья 3.4 Закона о закупках не содержит положений Таким образом, проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке. Комиссия также отмечает, что исходя из буквального толкования статьи 3.4 Закона о закупках не предусматривается множественность лиц на стороне участника закупки среди субъектов МСП. Данная позиция находит своё отражение в решение Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2023 по делу № А40-64315/22-130-442.
Комиссия отмечает, что в пункте 12 Информационной карты указано,
Комиссия отмечает, что аналогичное определение участника закупки указано При этом, Закупочная документация не содержит положений, свидетельствующих о возможности участия в Закупке коллективного участника.
Более того, Закупочной документацией не установлено требований
При этом, наличие указанного определения в документации Комиссией установлено, что на участие в Закупке подано 2 заявки, при этом, указанные заявки не являются коллективными. В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Комиссия отмечает, что в ответе на запрос разъяснений положений Закупочной документации от 17.07.2025 № 632128 Заказчик отметил, что проведение конкурентной закупки, участниками
которой могут быть только субъекты малого
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что жалоба Заявителя Таким образом, Комиссия приходи к выводу о необоснованности довода жалобы в указанной части. Относительно довода Заявителя об обжаловании установленного порядка оценки заявок участников по критериям «Квалификация участника закупки», «Характеристики объекта закупки» в части отсутствия конкретной формулы расчета количества баллов Комиссия отмечает следующее.
Согласно пункту 16 Информационной карты победителем конкурса признается участник, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией закупке, и
заявка, окончательное предложение которого При этом порядок оценки и сопоставления заявок по критериям «Квалификация участника закупки», «Характеристики объекта закупки» установлен Заказчиком в Главе 5 Закупочной документации. Согласно пункту 5.4 Главы 5 Закупочной документации оценка заявки участника закупки осуществляется путем сложения баллов по всем критериям.
Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится
Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов
Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер. Дальнейшее распределение порядковых номеров заявок осуществляется Заявка, которой присвоен первый номер признается победителем конкурса. На заседании Комиссии Заказчик порядком оценки и сопоставления заявок участников установлено, что лучшим является наибольшее значение квалификации участника закупки. Более того, Заказчик отметил, что Закупочной документацией установлены конкретные формулы расчета наилучшего предложения участника по оспариваемым критериям. Заказчик пояснил, что в подпункте б) пункта 5.2. Квалификация участника закупки главы 5 документации закупки установлено, в случае, если лучшим является наибольшее значение квалификации участника закупки, - по формуле: Бхi=(Xi-Xmin)*100/Xmax-Xmin; При этом по критерию «Характеристики объекта закупки» наилучшее предложение участника будет оцениваться по формуле, установленной в подпункте б) пункта 5.3 Закупочной документации: Бхi=(Xi-Xmin)*100/Xmax-Xmin;
Комиссия отмечает, что Закон о закупках не содержит конкретных правил В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.
Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом о закупках, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1).
Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе устанавливать в Закупочной документации критерии оценки в соответствии со своими требованиями,
При этом целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета
оценки в отрыве от обстоятельств, указывающих
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной
В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации
Комиссия также отмечает, что отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования
Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии
Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение При этом Комиссия отмечает, что данные критерии распространяются на всех участников закупки в равной мере, в связи с чем указанный порядок нарушает права участников и не ограничивают конкуренцию. Более того, установленные формулы расчета наилучшего предложения установлены Заказчиком в соответствии с Положением о закупках.
В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
В свою очередь, действительных доказательств невозможности участия Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для установления нарушений в действиях Заказчика.
В свою очередь, Заявитель как податель жалоб в антимонопольный орган
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы в указанной части.
Относительно доводов Заявителя о том, что Заказчиком в нарушение части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках установлены дополнительные требования В соответствии с пунктом 12.1 Информационной карты Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно:
Наличие за последние 3 года до даты окончания подачи заявки на участие Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор*; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг
* - договор заключенный в соответствии с Федеральным законом
При этом согласно пункту 13 Информационной карты вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки,
Сведения об опыте участника по успешному оказанию услуг Наличие опыта участника подтверждается приложением справки, составленной по форме см. Приложение № 2 к заявке на участие в закупке, участника закупки с указанием номера и даты, наименования предмета, суммы, даты исполнения, перечня документов, представленных в подтверждение данных сведений по договору и/или государственному/муниципальному контракту. Сведения, указанные в данной справке, в отношении опыта участника должны подтверждаться представлением следующих документов: - копий исполненных договоров на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем зданий и сооружений и со всеми приложениями; - копии(й) акта(ов) приёмки выполненных работ по представленным контрактам (договорам).
При этом пунктом 14 Информационной карты установлено, что участники
Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемая Закупка осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут
В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством
Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная
закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии
Частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках закреплено право Заказчика 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо; 2) фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель;
3) идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства 4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц; 5) копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки: а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;
б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц 6) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 настоящей части;
7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки
8) информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;
б) независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки
9) декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие
а) непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - юридического лица
б) неприостановление деятельности участника конкурентной закупки
в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности
г) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - физического лица, зарегистрированного
д) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства
участника такой закупки - юридического лица
е) соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям
законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством
Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся ж) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;
з) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого 10) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;
11) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы
12) наименование страны происхождения поставляемого товара
13) предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги),
Комиссия отмечает, что данный перечень документов является закрытым
Также в части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках указано, что в случае,
В свою очередь, на основании части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках Комиссия отмечает, что согласно пункту 12.1 Информационной карты Заказчик в нарушение части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках установил дополнительные требования к участникам Закупки.
Вместе с тем за непредставление указанных дополнительных документов При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3, части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2024 по делу № А40-8121/24.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «...» («...») на действия ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии 2. Установить в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках. 3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/0d01cc35-6e9e-46d7-ba60-9474761528b1/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №31798/25 б/а от 7 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9525/2025 ООО УК «Каскад-Холдинг» на ППК «Единый заказчик» Решение Решение №31748/25 б/а от 7 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9466/2025 АО «СОГАЗ» на АО «Корпорация «МСП» Решение Решение №ВФ/3047/25 РЕШЕНИЕ № 028/06/104-586/2025 от 7 августа 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ РНП – № 066/10/5-2284/2025 от 7 августа 2025 г. Управление: Свердловское УФАС России Дело : Дело №066/10/5-2284/2025 066/10/5-2284/2025 Решение Решение б/н 050/07/223-28568/2025 от 7 августа 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №050/07/223-28568/2025 050/07/223-28568/2025 |