Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение №31798/25 б/а от 7 августа 2025 г. Дело №077/07/00-9525/2025 ООО УК «Каскад-Холдинг» на ППК «Единый заказчик» из базы решений ФАС (№1869073) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Московское УФАС России
Дело : Дело №077/07/00-9525/2025 ООО УК «Каскад-Холдинг» на ППК «Единый заказчик»


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9525/2025 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
06.08.2025                                                                                                      г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее  Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»,

членов Комиссии:

«...»,

«...»,

«...»,

рассмотрев жалобу ООО УК «Каскад-Холдинг» (далее - Заявитель) на действия ППК «Единый заказчик» (далее - Заказчик) при проведении конкурса
в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого
и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг
по комплексному обслуживанию зданий (реестровый № 32514980617)
(далее  Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее  Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие
в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель обжалует неправомерную оценку своей заявки по нестоимостному критерию оценки «Наличие у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания соответствующих услуг».

В своей жалобе Заявитель указывает, что договор от 01.09.2021 № 01УК-Б6, заключенный между ООО УК «Каскад-Холдинг» и ООО «Мосинвест» (далее
- Договор) не принят к оценке по причине отсутствия подтверждающих актов.

В свою очередь, Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения исполнения указанного Договора были приложены исполнительные листы по делу № А40-234024/23-64-1901 и по делу № А40-182393/24-156-2088.

При этом Арбитражным судом города Москвы было принято решение взыскать с ООО «МОСИНВЕСТ» задолженность в размере 10 111 293,19 рублей
и задолженность в размере 7 909 778,64 рублей.

Таким образом, ООО «МОСИНВЕСТ» исполнил перед ООО УК «Каскад-Холдинг» обязательства по Договору на сумму 18 021 071,83 рублей.

Более того, Заявитель отметил, что у Заказчика не имелось правовых оснований для непринятия указанного Договора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок
на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее  Постановление № 2604).

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях
на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие
в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации
о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением
о закупке заказчика.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам,
а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые
не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался Законом о закупках
и Положением о закупке товаров, работ, услуг публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства», утвержденным решением наблюдательного совета публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» протоколом от 27.12.2024 № 39.

Как следует из материалов дела, 25.06.2025 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети «Интернет»: http://zakupki.gov.ru), а также на сайте оператора электронной торговой площадки АО «РАД» (адрес в сети «Интернет»: https://lot-online.ru) разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора - 43 769 669,64 рублей.

Дата начала срока подачи заявок  25.06.2025.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 18.07.2025 в 09:00.

Дата подведения итогов  21.07.2025.

Согласно пункту 5 протокола подведения итогов от 22.07.2025 № 32514980617-03 комиссией Заказчика осуществлена оценка заявок на участие в конкурсе
по нестоимостному критерию оценки в порядке, указанном в приложении
к настоящему протоколу:

Заявка № 404368 - Заявлено участником: Количество исполненных договоров
 23. Принято к оценке  18. Сумма исполнения по 3 договорам за оцениваемый период  менее 30% от НМЦД; Сумма исполнения по 1 договору не подтверждена актами.

Комиссия отмечает, что Приложением № 1 к Закупочной документации
в целях оценки заявок Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:

 

1.

Стоимостные критерии оценки:

1.1.

Цена договора

Значимость критерия оценки: 40 %

Коэффициент значимости критерия: 0,40

2.

Нестоимостные критерии оценки:

2.1.

Наличие у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания соответствующих услуг

Значимость критерия оценки: 60 %

Коэффициент значимости критерия: 0,60

 

При этом Заказчиком установлен следующий порядок оценки
по нестоимостным критериям оценки:

По критерию «Наличие у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания соответствующих услуг» оценивается предложение участника об объемах исполненных участником договоров (контрактов)
за последние 3 (три) года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие
в конкурсе в электронной форме, на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий и сооружений и/или комплексной эксплуатации зданий и сооружений, включающей в себя комплексное обслуживание инженерных систем и входящего
в него оборудования и/или услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных систем зданий, сооружений, стоимость которых
по одному договору (контракту) составляет не менее 30% от начальной (максимальной) цены договора, установленной в настоящей документации (оценивается количество исполненных участником конкурса договоров (контрактов).

Сведения о наличии у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания услуг по комплексному обслуживанию зданий
и сооружений и/или комплексной эксплуатации зданий и сооружений, включающей в себя комплексное обслуживание инженерных систем и входящего
в него оборудования и/или услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных систем зданий, сооружений, подтверждаются копиями исполненных договоров (контрактов), с приложением копий акта/актов оказанных услуг, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг.

Копии исполненных договоров (контрактов) и акта/актов оказанных услуг, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг, должны быть представлены
в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы договоров (контрактов). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати (информация
о ЭЦП в случае, если договор (контракт) заключен в электронной форме).

Сведения о наличии у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания услуг по комплексному обслуживанию зданий
и сооружений и/или комплексной эксплуатации зданий и сооружений, включающей в себя комплексное обслуживание инженерных систем и входящего в него оборудования и/или услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений
и инженерных систем зданий, сооружений, предоставляются в соответствии
с формой «Информация для оценки наличия у участника закупки необходимого
для исполнения договора опыта оказания соответствующих услуг» (Приложение
№ 1 к «Критериям оценки заявок участников закупки»).

Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию
в конкурсе, однако при оценке по настоящему критерию учитываются только
те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены копиями исполненных договоров (контрактов) и акта/актов оказанных услуг.

Если предоставленные договоры (контракты) не содержат в себе сведений
о цене договора, то данные договоры (контракты) не будут приняты к оценке
по данному критерию.

Для оценки заявок по данному критерию Заказчиком установлено предельно необходимое максимальное количественное значение исполненных участником конкурса договоров (контрактов)(Кпред), равное 20 (двадцати). При оценке заявок по критерию «Наличие у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания соответствующих услуг» участникам закупки, сделавшим предложение равное предельно необходимому максимальному количественному значению исполненных договоров(контрактов) или превышающее
его, присваивается 100 (сто) баллов.

Порядок оценки Заявок по критерию «Наличие у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания соответствующих услуг»:

а) В случае, если Кmax< Кпред.

Заявка участника с наибольшим количеством исполненных договоров (контрактов) на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий
и сооружений и/или комплексной эксплуатации зданий и сооружений, включающей в себя комплексное обслуживание инженерных систем и входящего в него оборудования и/или услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений
и инженерных систем зданий, сооружений, оценивается максимальным количеством баллов. Заявки других участников конкурса оцениваются пропорционально значению их показателей относительно показателя заявки, которой присвоено максимальное количество баллов (Кmax).

Количество баллов, присуждаемых по критерию (НЦБi), определяется
по формуле:

НЦБi = 100 * (Кi / Кmax),

где: Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается; Кmax  максимальное количественное значение исполненных договоров (контрактов), сделанных участниками конкурса, на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий и сооружений и/или комплексной эксплуатации зданий
и сооружений, включающей в себя комплексное обслуживание инженерных систем и входящего в него оборудования и/или услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных систем зданий, сооружений
из всех предложений, сделанных участниками конкурса.

б) В случае, если Кmax e Кпред.

Заявка участника, содержащая предельно необходимое максимальное количественное значение исполненных участником конкурса договоров (контрактов)(Кпред), равное 20 (двадцати), или превышающее его, оценивается максимальным количеством баллов (100 баллов).

Заявки других участников конкурса оцениваются пропорционально значению их показателей относительно Кпред.

Количество баллов, присуждаемых по критерию (НЦБi), определяется
по формуле:

НЦБi = 100 * (Кi / Кпред),

где: Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается; Кпред
- предельно необходимое максимальное количественное значение исполненных договоров (контрактов), установленное Заказчиком, равное 20 (двадцати).

Оценка в 0 баллов по критерию будет присвоена участнику конкурса, который не представил в составе своей заявки копии договоров (контрактов) на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий и сооружений и/или комплексной эксплуатации зданий и сооружений, включающей в себя комплексное обслуживание инженерных систем и входящего в него оборудования и/или услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных систем зданий, сооружений

В свою очередь, в части обоснования непринятия к оценке оспариваемого Договора Заказчик на заседании Комиссии отметил следующее.

В качестве подтверждения наличия опыта по Договору Заявителем представлено 73 копии платежных поручений, из которых:

1) 63 платежных поручения без возможности идентифицировать оплату
в рамках Договора (без указания реквизитов договора в назначении платежа,
в рамках которого производится оплата услуг), в том числе с указанием оплаты услуг, не являющихся предметом оценки (оплата электроэнергии, тепло
- и водоснабжения, охранных услуг), а также сведения по оплате услуг оказанных
в период, предшествующий оцениваемому периоду (ранее, чем за последние 3 (три) года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в конкурсе).

2) 10 платежных поручений с указанием реквизитов договора в назначении платежа на общую сумму 2 681 132,02 рублей, но без указания наименования услуг, за которые производится оплата. При этом, оплата услуг осуществлена юридическим лицом, не являющимся стороной Договора.

В соответствии действующим законодательством (статья 220 Налогового кодекса Российской Федерации, Положение Банка России от 29.06.2021 № 762-П
«О правилах осуществления перевода денежных средств», статья 863 Гражданского кодекса Российской Федерации) платежные поручения, квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки и другие документы относятся к расчетным (платежным) документам.

Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что расчетные (платежные) документы подтверждают факт осуществления финансовых операций между контрагентами и их платежеспособность, а не факт исполнения Договора и не свидетельствует о факте выполнения работ
в соответствии с условиями заключенного договора.

Кроме того, к данному Договору качестве подтверждения наличия опыта также представлены копии исполнительных листов по делу
№ А40-234024/23-64-1901 от 29.05.2024 и делу № А40-182393/24-156-2088
от 13.12.2024.

В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» исполнительный лист  это исполнительный документ, выдаваемый судами общей юрисдикции и арбитражными судами
на основании принимаемых ими судебных актов.

При этом исполнительный лист является документом, фиксирующим наличие задолженности и не является документом, подтверждающим наличие у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания услуг.

Изучив представленные материалы, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с установленным порядком оценки заявок участников, сведения о наличии у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания услуг по комплексному обслуживанию зданий и сооружений
и/или комплексной эксплуатации зданий и сооружений, включающей в себя комплексное обслуживание инженерных систем и входящего в него оборудования и/или услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных систем зданий, сооружений, подтверждаются копиями исполненных договоров (контрактов), с приложением копий акта/актов оказанных услуг, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг.

Таким образом, Закупочной документацией прямо предусмотрено предоставление документов об исполнения договора в виде копий актов оказанных услуг, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг.

При этом Закупочная документация не содержит возможности предоставления информации об исполнении договора в виде исполнительных листов.

Комиссия также отмечает, что ссылки Заявителя на положения Постановление № 2604 не принимаются Комиссией, поскольку указанное постановление устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В свою очередь, оспариваемая Закупка проводится в соответствии
с положениями Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1.3 Закупочной документации требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам,
а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым
ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, принятие к оценке данного Договора нарушило права
и законные интересы других участников, а также привело к нарушению установленных Законом о закупках принципов равноправия и справедливости.

Более того, Заявитель запросов на разъяснение положений Закупочной документации не направлял, тем самым, согласился с установленными требованиями Закупочной документации.

При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика
в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Указанные доказательства Заявителем не предоставлены, а обратное Комиссией не установлено.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган
и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий,
не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются
при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации
в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных
к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ
из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ)
и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности
и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО УК «Каскад-Холдинг» (ИНН: 7715784451; ОГРН: 1097746741828) на действия ППК «Единый заказчик» (ИНН: 7707448255; ОГРН: 1217700030162) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
от 30.07.2025 № ФК/30698/25.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/c4fefb71-f4ca-4d92-98e3-f4aed83c4295/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение №31925/25 б/а от 8 августа 2025 г.
Управление: Московское УФАС России
Дело : Дело №077/07/00-9651/2025 .... на ООО «ПОТ» и ООО «Интервал-Про»


Решение
Решение №31831/25 б/а от 8 августа 2025 г.
Управление: Московское УФАС России
Дело : Дело №077/07/00-9536/2025 ... на АО «ГТ Энерго»


Решение
Решение №31842/25 б/а от 8 августа 2025 г.
Управление: Московское УФАС России
Дело : Дело №077/07/00-9523/2025 ... на ГАУК Г. Москвы ПКИО «Перовский»


Решение
Решение №31981/25 б/а от 8 августа 2025 г.
Управление: Московское УФАС России
Дело : Дело №077/07/00-9670/2025 ООО «БКИ» на АО «Россети Научно-Технический Центр»


Решение
Решение б/н РЕШЕНИЕ РНП - № 066/10/5-2283/2025 от 7 августа 2025 г.
Управление: Свердловское УФАС России
Дело : Дело №066/10/5-2283/2025 066/10/5-2283/2025





Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru