База решений ФАС
Решение №32125/25 б/а от 11 августа 2025 г. Дело №077/07/00-9529/2025 ООО «Северо-Западный Центр Учебных Поставок» на ГАУ ЦТО из базы решений ФАС (№1869103) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9529/2025 ООО «Северо-Западный Центр Учебных Поставок» на ГАУ ЦТО Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-9529/2025 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 06.08.2025 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: Председательствующего: «...» главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов, членов Комиссии: «...» специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов, «...» специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов, при участии посредством видео-конференц-связи представителя ООО «Северо-Западный Центр Учебных Поставок» в лице ., действующей на основании доверенности от 04.08.2025 № 7, представителей ГАУ ЦТО в лице ., действующего на основании доверенности от 09.01.2025 № 4/25, действующей на основании доверенности от 01.07.2025 № 137/25, действующей на основании доверенности от 20.01.2025, рассмотрев жалобу ООО «Северо-Западный Центр Учебных Поставок» (далее - Заявитель) на действия ГАУ ЦТО (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку товара (электронный конструктор интернет вещей) для оснащения предметных кабинетов образовательных организаций в 2025 году (КТ2025-37) (реестровый № 32514990423), далее Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает неправомерное применение со стороны Заказчика положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Постановление № 1875). По мнению Заявителя, его заявка была неправомерно отклонена за непредоставление сведений о номере реестровой записи из реестра товаров российского происхождения, поскольку Законом о закупках и Постановлением № 1875 такое отклонение не предусмотрено. При этом Заявитель также не согласен с выбором победителя Закупки, поскольку сведения о номере реестровой записи необходимого Заказчику товара отсутствуют в реестре промышленной продукции. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и положения о закупке товаров, работ, услуг ГАУ ЦТО от 31.07.2025 (далее Положение о закупке). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Информация о проведении Закупки размещена 27.06.2025 в единой информационной системе в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru). Дата начала срока подачи заявок 27.06.2025. Дата и время окончания срока подачи заявок 14.07.2025 10:00. Дата подведения итогов 25.07.2025. Начальная (максимальная) цена договора составляет 27 309 656,40 руб. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика. В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В соответствии с пунктом 8.3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны информация о запрете или об ограничении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3.1-4 настоящего Федерального закона в отношении товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки. В силу пункта 2 части 4 статьи 3.1-4 Закона о закупках при осуществлении закупки товара, если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 части 2 настоящей статьи ограничение закупок товара, не допускаются: а) заключение договора на поставку товара, происходящего из иностранного государства, если поданы заявка на участие в закупке, окончательное предложение, признанные по результатам их рассмотрения соответствующими требованиям положения о закупке, извещения об осуществлении конкурентной закупки (в случае проведения конкурентной закупки), документации о конкурентной закупке (в случае проведения конкурентной закупки) и содержащие предложения о поставке товара российского происхождения; б) при исполнении договора замена товара на происходящий из иностранного государства товар, в отношении которого установлено данное ограничение, если договор предусматривает поставку товара российского происхождения. Таким образом, Заказчик не вправе заключать договор с участником, представившим продукцию иностранного происхождения, в случае наличия заявки, в составе которой имеются сведения о российском происхождении предлагаемого товара, при этом отклонение заявки, предложившей товар иностранного происхождения действующим законодательством не предусмотрено. Во исполнение указанных положений Закона о закупках принято Постановление № 1875 (вместе с «Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти»). Согласно Постановлению № 1875 при осуществлении закупок в соответствии с Законом о закупках установлены: - запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, по перечню согласно приложению № 1, а также закупок в рамках государственного оборонного заказа для выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; - ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2; - преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), а также минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения по перечню согласно приложению № 3 при осуществлении с учетом положений подпункта «л» пункта 4 данного постановления закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», определенная в процентном отношении к объему закупок соответствующих товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), осуществленных заказчиком в отчетном году. При этом в силу подпункта «а» пункта 3 Постановления № 1875 информацией и документами, подтверждающими страну происхождения товара для целей настоящего постановления, являются, в том числе: для подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 1 - 145 приложения № 1 к настоящему постановлению, позициях 1 - 433 приложения № 2 к данному постановлению, приложении № 3 к настоящему постановлению, из Российской Федерации - номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». Предметом рассматриваемой Закупки является поставка товара (электронный конструктор интернет вещей), код товара ОКПД 2 32.99.53.139, что соответствует позиции 186 приложения № 2 к Постановлению № 1875. Поскольку товар с указанным кодам ОКПД2 включен в приложение № 2 (Перечень ограниченного допуска товаров иностранного производства) к Постановлению № 1875, при закупке данного товара заказчики обязаны применять положения национального режима в отношении таких товаров, требования Постановления № 1875, в связи с чем в рамках обжалуемой процедуры согласно пункту 6.2 Информационной карты Заказчиком установлено ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Комиссия отмечает, что из положений Постановления № 1875 и Закона о закупках не следует возможность отклонения заявок, содержащих предложение о поставке иностранного товара, а для применения национального режима необходимо, чтобы реестровые записи были представлены по всем позициям Технического задания. В случае отсутствия реестровой записи хотя бы по одному из товаров заявка участника приравнивается к иностранной. Изучив состав заявок Заявителя и победителя Комиссия установила, что Заявитель в своем техническом предложении указал страну происхождения товара - Российская Федерация, при этом сведений о наличии номера реестровой записи представлены им не были, в связи с чем, его заявка была признана иностранной. В свою очередь, победитель в своем техническом предложении указал страну происхождения товара - Российская Федерация, при этом им был представлен номер реестровой записи № 10464946, который подтверждает указанную победителем страну происхождения товара. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик при выборе победителя действовал строго в рамках Закона о закупках, Постановления № 1875 и положений документации. На основании изложенного, Комиссия признает данный довод необоснованным. Довод о неправомерном отклонении заявки Заявителя Комиссия оценивает критически, поскольку в соответствии с итоговым протоколом от 25.07.2025 (далее Протокол) все заявки были признаны соответствующими требованиям документации. Таким образом, все поданные для участия в процедуре заявки были допущены, в том числе и заявка Заявителя. При этом в соответствии с пунктом 9 Протокола установлено, что заявки участников закупки с номерами 1, 2, 4 содержат предложение о поставке товара иностранного происхождения или не содержат подтверждения страны происхождения предлагаемого к поставке товара. В силу пункта 10 Протокола установлено, что участником закупки с номером 3, предложившим сумму цен единиц товаров (работ, услуг) 8 079 (Восемь тысяч семьдесят девять) рублей 78 копеек, предложены к поставке товары российского происхождения. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 4 статьи 3.1-4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупки товара: если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 части 2 настоящей статьи ограничение закупок товара, не допускаются: заключение договора на поставку товара, происходящего из иностранного государства, если поданы заявка на участие в закупке, окончательное предложение, признанные по результатам их рассмотрения соответствующими требованиям положения о закупке, извещения об осуществлении конкурентной закупки (в случае проведения конкурентной закупки), документации о конкурентной закупке (в случае проведения конкурентной закупки) и содержащие предложения о поставке товара российского происхождения. Таким образом, в силу прямого указания Закона о закупках при наличии хотя бы одной допущенной заявки, подтвердившей российское происхождение товара, заключение договора с участником, предложившим к поставке иностранный товар, неправомерно. В свою очередь, на заседании Комиссии Заявитель не представил сведений, однозначно доказывающих факт отклонения Заказчиком поданной им заявки для участия в оспариваемой процедуре. На основании изложенного, Комиссия признает данный довод необоснованным, поскольку заявленные Заявителем обстоятельства не соответствуют действительности. Комиссия также принимает во внимание тот факт, что Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, тем самым в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры. Соответственно, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы и не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках, Постановления № 1875 и положений закупочной документации при проведении Закупки. Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобами представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Северо-Западный Центр Учебных Поставок» (ИНН: 7813448673; ОГРН: 1097847204201) на действия ГАУ ЦТО (ИНН: 9705101759; ОГРН: 1177746643172) при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 30.07.2025 № ФК/30701/25.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/e31dfd24-d8eb-4079-9862-eafcc5313f7b/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н РЕШЕНИЕ по обращению № 25358/25 о включении в реестр недобро... от 12 августа 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №25358/25 Обращение о включении РНУА Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «УралАгроТехСервис» от 12 августа 2025 г. Управление: Самарское УФАС России Дело : Дело №063/07/3-735/2025 Жалоба №11033-эп/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1868/2025 от 12 августа 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1868/2025 Жалоба №10289-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №04/19168/25 принятое по жалобе ООО "Мюрквид" от 12 августа 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №32123/25 б/а от 11 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9653/2025 ... на Арбитражного управляющего... |