База решений ФАС
Решение №ВФ/3231/25 РЕШЕНИЕ по делу №028/06/106-624/2025 от 26 августа 2025 г. из базы решений ФАС (№1869310) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Амурское УФАС России Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/106-621/2025 22.08.2025 г. Благовещенск (в полном объеме изготовлено 26.08.2025) Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее Амурское УФАС России) в присутствии представителей государственного заказчика, уполномоченного органа в присутствии представителя участника закупки по доверенности, (посредством системы видеоконференцсвязи), представителю разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии, рассмотрела поступившую 18.08.2025 в Амурское УФАС России жалобу от Индивидуального предпринимателя Комова М.С. на действия комиссии государственного заказчика - Министерства юстиции Амурской области, при осуществлении электронного аукциона в электронной форме на оказание услуг по созданию и внедрению информационной системы для сопровождения процессов оказания услуг, связанных с обращениями граждан Амурской области на судебные участки мировых судей, объявленного извещением о проведении электронного аукциона от 04.08.2025 № 0123200000325001486, размещенной на электронной площадке РТС-тендер http://www.rtstender.ru, выразившиеся в нарушении Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно: нарушении порядка оценки частей заявок на участие в закупке. Представитель государственного заказчика с доводами, заявленными в жалобе, не
2025-3640 согласился. Представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Просит признать жалобу необоснованной. Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, УСТАНОВИЛА: 04.08.2025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок и электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, уполномоченным органом Управлением государственного заказа Амурской области по требованию государственного заказчика Министерства юстиции Амурской области размещено извещение № 0123200000325001486 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по созданию и внедрению информационной системы для сопровождения процессов оказания услуг, связанных с обращениями граждан Амурской области на судебные участки мировых судей Идентификационный код закупки (ИКЗ) 252280107857028010100101460016201244 Начальная (максимальная) цена контракта 8 300 000,00 Дата и время начала срока подачи заявок 04.08.2025 13:55 (МСК+6) Дата и время окончания срока подачи заявок 12.08.2025 09:00 (МСК+6) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 12.08.2025 Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 14.08.2025 Протокол подачи ценовых предложений от 12.08.2025 №ЦПА1 Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.08.2025 №ИЭА1 Разъяснения положений извещения о проведении закупки не поступали Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке 0123200000325001486 подано 2 (две) заявки. Заявка участника с номером 119429054 отклонена на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона, (в составе заявки отсутствует информация о номерах реестровых записей из реестра российского программного обеспечения / реестра евразийского программного обеспечения) В связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней, на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной службе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки идентификационный № 119400184, с ценовым предложением 8 300 000,00 руб. (Восемь миллионов триста тысяч рублей 00 копеек). При изучении извещения о проведении электронного аукциона установлено, что Заказчиком применен национальный режим по ст. 14 Закона № 44-ФЗ на основании Правительства Российской Федерации о мерах по предоставлению национального режима от 23.12.2024№ 1875. На дату рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки контракт не заключен. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе. Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе). Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее - российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи. Если иное не предусмотрено мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, положения настоящей статьи, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом. Согласно части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации:
а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, помимо прочего, следующую информацию:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»; б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»; в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация о запрете или об ограничении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки. В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «а», «б» и «г» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «р» пункта 1, подпунктом «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. На основании части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке; б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
В силу части 5 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
В силу части 6 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 указанной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Постановление № 1875), в том числе установлено ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 1 Постановления № 1875. Согласно постановления Правительства № 1875, в отношении программного обеспечения содержатся специальные положения дополнительного характера в части: В соответствии с подпунктом «о» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 предусмотренный пунктом 1 настоящего постановления запрет закупок программного обеспечения, указанного в позиции 146 приложения № 1 к настоящему постановлению: также применяется, если такое программное обеспечение включено в состав объекта закупки наряду с иными товарами, работами, услугами; применяется в отношении программного обеспечения, реализуемого, независимо от вида договора, на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на программное обеспечение и прав использования программного обеспечения; не применяется при осуществлении закупок программного обеспечения, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну. Согласно подпункту «с» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 для целей настоящего постановления под программным обеспечением, указанным в позиции 146 приложения № 1 к настоящему постановлению, понимается программное обеспечение и (или) права на него возникшие вследствие: поставки на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставления в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программноаппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений); поставки, технического обслуживания персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта; выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав; оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав; Предусмотренный постановлением № 1875 запрет в отношении программного обеспечения применяется не только при осуществлении закупок программного обеспечения, включенного в код 58.29 по ОКПД 2, но и в случаях закупок программного обеспечения, указанного в подпунктах «о» и «с» пункта 4 постановления № 1875, включенных в иные коды по ОКПД 2. Как следует из пояснений заказчика закупка программного обеспечения, являющегося объектом закупки, с кодом 62.01.11.000 по ОКПД 2, также попадает под запрет, как иностранного. При размещении извещения к закупочной документации ими был установлен запрет в отношении программ для электронных вычислительных машин и (или) баз данных, включенных в код 58.29 - услуги по изданию прочего программного обеспечения по ОКПД 2 и содержащихся в позиции 146 приложения № 1 к постановлению № 1875. Реестр российского программного обеспечения (ПО) включает программы, разработанные российскими фирмами. В реестре отображается таблица с регистрационным номером, наименованием программного обеспечения, классом программы и указанием разработчика. Класс представляет собой сферу применения программного обеспечения. Согласно приказу Минцифры РФ от 4 декабря 2023 года № 1041, в реестре российского программного обеспечения есть следующие классы ПО: Офисное программное обеспечение. Включает, например, мессенджеры программы для обмена мгновенными сообщениями. Средства управления процессами организации. В этот раздел добавлены классы ПО для функционирования системы юридически значимого электронного документооборота и системы роботизации процессов (RPA). Отраслевое прикладное программное обеспечение. В этот раздел добавлен класс ПО для решения отраслевых задач в области здравоохранения. Кроме того, все продукты в реестре разделены на 11 разделов и 111 классов ПО по функциональным задачам. Например, к разным классам относятся операционные системы, драйверы, средства хранения или дополнительные модули. Объектом закупки является оказание услуг по созданию и внедрению информационной системы для сопровождения процессов оказания услуг, связанных с обращениями граждан Амурской области на судебные участки мировых судей. Из требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению информацией и документами, подтверждающими страну происхождения товара для целей постановления № 1875, является порядковый номер реестровой записи из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В соответствии с пунктом 1.5 проекта контракта на момент заключения контракта Исполнитель должен иметь документы, подтверждающие его права на использование программного обеспечения сервиса чат-бота, сервиса юридический помощник, сервиса оптического распознавания. Также в разделе 6 описании объекта закупки предусмотрено, что предоставляемые сервисы чат-бот и чат-платформа должны входить в реестр отечественного программного обеспечения https://reestr.digital.gov.ru. Предоставляемый сервис для настройки работы чат-бота должен относиться к сфере искусственного интеллекта в соответствии с информацией, представленной в рамках реестровой записи . Предоставляемый сервис для настройки работы чат-бота должен относиться к сфере искусственного интеллекта в соответствии с информацией, представленной в рамках реестровой записи. Участником закупки № 119400184 при подаче заявки предоставлены документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (информация о договорах, выписка из лицензионного договора, а также что предлагаемый продукт подтверждает страну происхождения Российская Федерация и порядковый номер реестровой записи из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Участником закупки № 119429054 при подаче заявки таких сведений не представлено, участник не подтвердил факт наличия вышеуказанных необходимых программных продуктов в реестре российского ПО, в связи с чем заказчиком было принято решение об отклонении заявки участника закупки на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Учитывая изложенное, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что комиссией Заказчика правомерно заявка участника № 119400184 признана соответствующей требованиям закупки и отклонена заявка участника с № 119429054. Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что формирование объекта Закупки при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречит Закону, Постановлению № 1875, не нарушает прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки. При рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу. ИП Комовым МС не представлено Комиссии обоснованных доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что заказчиком неправильно учтены реестровые номера представленных вторым участником закупки. Рассмотрев жалобу ИП Комова М.С. на действия комиссии государственного заказчика - Министерства юстиции Амурской области, при осуществлении электронного аукциона в открытой форме на оказание услуг по созданию и внедрению информационной системы для сопровождения процессов оказания услуг, связанных с обращениями граждан Амурской области на судебные участки мировых судей, объявленного извещением о проведении электронного аукциона от 04.08.2025 № 0123200000325001486, размещенной на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Амурского УФАС России приняла РЕШЕНИЕ 1. Признать жалобу ИП Комова М.С. не обоснованной. Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/amurskoe-ufas-rossii/4dd392da-1024-4176-a05b-a6a153351b2f/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ЛП/5267/25 Жалоба признана необоснованной. от 26 августа 2025 г. Управление: Оренбургское УФАС России Дело : Дело №056/07/3-874/2025 Жалоба №8137-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №34175/25 б/а от 26 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-10227/2025 ООО «ТД «Политон-Тех» на АО «СО ЕЭС» Решение Решение №34263/25 б/а от 26 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-10212/2025 ... на ООО «ТАИ» и ООО «Интервал-Про» Решение Решение №ЛП/5267/25 Жалоба признана необоснованной. от 26 августа 2025 г. Управление: Оренбургское УФАС России Дело : Дело №056/07/3-874/2025 Жалоба №8137-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ от 26 августа 2025 г. Управление: Самарское УФАС России Дело : Дело №063/10/5-862/2025 РНП ООО Экоархитектура |