База решений ФАС
Решение б/н б/а от 26 июня 2025 г. Дело №077/07/00-7511/2025 "..." на ФГБУ «Росгосэкспертиза» из базы решений ФАС (№1867595) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7511/2025 "..." на ФГБУ «Росгосэкспертиза» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-7511/2025 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров
23.06.2025
г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: «...» при участии «...» рассмотрев жалобу ИП «...» (далее - Заявитель) на действия ФГБУ «Росгосэкспертиза» (далее Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг уборки помещений (реестровый № 32514912825) (далее Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках. Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании положений Закупочной документации. Заявитель выражает несогласие с установленным Документацией (пунктом 24 Информационной карты) требованием, предъявляемым к участникам Закупки о нахождении в реестре аккредитованных организаций в качестве организации, выполняющей работы по специальной оценке условий труда (аттестации рабочих мест) (официальный сайт Минтруда России www.rosmintrud.ru, раздел «Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations/)) И/ИЛИ в реестре аккредитованных организаций в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда (официальный сайт Минтруда России www.rosmintrud.ru, раздел «Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда» (http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations/)), в соответствии с ч. 3 ст. 19 и ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» подтверждаемым заверенной участником копией Уведомления о внесении в реестр. При этом Заявитель указал, что данный вид деятельности не связан каким-либо образом с объектом оспариваемой закупки, в связи с чем указанное спорное требование к участникам установлено в Документации неправомерно. Кроме того, Заявитель указал, что документ, подтверждающий требуемые Заказчиком сведения, отсутствует в перечне информации и документов, обязанность по предоставлению которых участниками закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства установлена частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом. Заказчик в обоснование заявленной правовой позиции по доводам жалобы пояснил, что наличие оспариваемого требования к участнику в Документации явилось следствием технической опечатки и не повлияло как на итоги спорной закупочной процедуры, так и на права участников, поскольку все поданные заявки были допущены, в связи с чем полагает, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения действующего законодательства. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В силу пунктов 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к участникам такой закупки; требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии. При проведении Закупки Заказчик руководствовался Законом о закупках, Положением о закупке для нужд ФГБУ «Росгосэкспертиза» (далее Положение о закупке), а также Закупочной документацией. Информация о проведении Закупки номер извещения 32514912825 размещена Заказчиком на официальном сайте http://etp.zakazrf.ru, а также на сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее ЕИС) 03.06.2025. Дата начала подачи заявок: 03.06.2025. Дата и время окончания подачи заявок: 11.06.2025 в 08:00. Дата подведения итогов: 16.06.2025. Начальная (максимальная) цена договора: 977 121,00 рублей. Согласно Извещению предметом договора, подлежащего заключению по результатам проведения спорной закупки, является оказание услуг уборки помещений. Как следует из Технического задания, в рамках договора, заключаемого по результатам проведения спорной закупки подлежат оказанию услуги по уборке помещений и сопутствующих услуг по поддержанию в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии помещений в здании, перечень которых содержится в Приложении №1 к Техническому заданию:
Требования, предъявляемые к участникам процедуры закупки установлены пунктом 24 Информационной карты, согласно которому участник должен быть внесен в реестр аккредитованных организаций в качестве организации, выполняющей работы по специальной оценке условий труда (аттестации рабочих мест) (официальный сайт Минтруда России www.rosmintrud.ru, раздел «Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations/)) И/ИЛИ - должен быть внесен в реестр аккредитованных организаций в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда (официальный сайт Минтруда России www.rosmintrud.ru, раздел «Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда» (http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations/)). В соответствии с ч. 3 ст. 19 и ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» нахождение в реестре подтверждается заверенной участником копии Уведомления о внесении в реестр. При этом в соответствии с пунктом подпунктом 3 пункта 5.4 Аукционной документации участник закупки не допускается к участию в аукционе в том числе в случае, если участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки. Комиссия отмечает, что согласно статье 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Закон о специальной оценке условий труда) предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда. Как следует из части 1 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о специальной оценке условий труда к трудовой деятельности в качестве экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, которые прошли аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и сведения о которых внесены в реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, что подтверждается сертификатом эксперта (выпиской из реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда), который формируется в автоматическом режиме средствами информационной системы учета и удостоверяет право выполнения работ по специальной оценке условий труда на дату его формирования. Таким образом, Комиссия отмечает, что указанный вид деятельности не связан каким-либо образом с предметом закупки, поскольку в рамках исполнения договора, заключаемого по результатам проведения спорной закупки, не подлежат оказанию услуги по проведению специальной оценки условий труда, в связи с чем привлечение экспертов специальной оценке условий труда в данном случае не требуется. Вместе с тем Комиссия расценивает позицию Заказчика о рассмотрении заявок без учета оспариваемого требования критически, поскольку за непредставление в составе заявки документов, предусмотренных Документацией, заявка участника подлежит отклонению, о чем прямо следует из подпункта 3 пункта 5.4 Аукционной документации. Кроме того, Комиссией установлено, что спорная закупочная процедура проводится в форме аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлены положениями статьи 3.4 Закона о закупках. Перечень информации и документов, обязанность по предоставлению которых возложена на участника указан в части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, при этом указанный перечень информации и документов является закрытым. В силу части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 данной статьи. При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в спорном положении Документации в нарушение требований части 19.1, 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках установлены требования к предоставлению в составе заявок документов и сведений, не предусмотренных указанными нормами действующего законодательства, при этом установление указанных необоснованных требований может привести к отклонению заявок участников. Таким образом, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках и признает жалобу Заявителя обоснованной с выдачей обязательного для исполнения предписания для устранения выявленных нарушений. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП «...» на действия ФГБУ «Росгосэкспертиза»при проведении Закупки обоснованной. 2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках. 3.?Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/cfd2b298-8404-476e-9be1-9755ee44112f/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №АБ/2944/25 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/28-371/2025 о нарушении законодател... от 26 июня 2025 г. Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/05/28-371/2025 факт распространения рекламы «100 000 рублей максимальная су... Решение Решение №ЮА/2933/25 РЕШЕНИЕ по делу РНП № 012/06/104-429/2025 от 26 июня 2025 г. Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/06/104-429/2025 на заявление ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» от 18.06.2025 о в... Решение Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 26 июня 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №РНП/223-20/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... Решение Решение №ИК/2414/25 РЕШЕНИЕ № 053/10/104-369/2025 по результатам проверки факта... от 26 июня 2025 г. Управление: Новгородское УФАС России Решение Решение б/н б/а от 26 июня 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7521/2025 ООО «Протон» на "..." |