База решений ФАС
Решение б/н Решение по делу № 045/05/5-274/2025 по признакам нарушения ч... от 24 июня 2025 г. Дело №045/05/5-274/2025 дело № 045/05/5-274/2025 по признакам нарушения части 7 стат... из базы решений ФАС (№1867615) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Курганское УФАС России Дело : Дело №045/05/5-274/2025 дело № 045/05/5-274/2025 по признакам нарушения части 7 стат... Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 045/05/5-274/2025
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: Председатель Комиссии: "..."- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, члены Комиссии: "..." - старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, "..." - государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, рассмотрев дело № 045/05/5-274/2025 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», при участии в заседании: от заявителя: явки нет, извещен надлежащим образом, от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: представитель ИП "..."- "..." (доверенность от 01.03.2025, паспорт), представитель ООО «ФОКУС» - "..." (доверенность от 02.02.2025, паспорт), Ч"..."- явки нет, извещена надлежащим образом, от заинтересованного лица: ООО «ЮК «ЗАРЯ» - явки нет, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее Курганское УФАС России, антимонопольный орган) обратился "..." с заявлением на распространение информации рекламного характера с признаками нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. № 1416-ЭП/25 от 20.03.2025). Так, заявителем представлены фотографии и видеозапись рекламного баннера и вывески на стене, расположенных на фасаде здания по адресу: г. Курган, ул. Коли Мяготина, д. 92, с информацией следующего содержания: «Федеральная юридическая компания ЗАРЯ. Кредиты и долги можно списать! Безопасно! Законно! Навсегда!», «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ * ЗАРЯ * СПИСАНИЕ КРЕДИТНЫХ ДОЛГОВ» (размещено изображение Константина Цзю1 с жестом окей2). Указанная информация зафиксирована актом осмотра 15.04.2025. По данному факту Курганским УФАС России 20.05.2025 возбуждено дело о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе № 045/05/5-274/2025. Лицами, участвующими в деле, признаны: заявителем "...".; лицами, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП "...", ООО «ФОКУС» (ИНН 4500016920), "..."; заинтересованным лицом: ООО «ЮК «ЗАРЯ» (ИНН 6319214696). Как следует из ответа ООО «Юридическая копания «Заря» не размещало и не заказывало размещение рассматриваемой рекламы. Обществом ИП "..." 14.05.2024 было предоставлено разрешение на использование товарного знака № 972409, в тот же период в адрес ИП "..." была реализована рассматриваемая рекламная вывеска по договору купли-продажи информационной вывески от 15.05.2024. Информация размещена ИП "...". Текст и размещение не согласовывались с обществом. Согласно данным ООО Управляющая компания «МАСТЕР» по месту размещения юридической компании «Заря», по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина, 92, услуги оказываются Ч"..." Согласно данным ООО ЧОО «ВИТЯЗЬ СТАВР» по месту размещения юридической компании «Заря», по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина, 92, услуги оказываются ООО «Фокус». Согласно пояснениям ИП "...". (№ 3208-ЭП/25 от 11.06.2025), она является арендодателем нежилого помещения по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 92, пом. 8, договор аренды заключен 25.02.2025 с ООО «ФОКУС», 26.02.2025 она дала письменное согласие на заключение договора субаренды с третьими лицами и передачи помещения полностью или частично по выбору арендатора. ИП "..." Н.В. не заключала с ООО «ФОКУС» и ИП Сергеевым Г.А. "..."договоры на распространение рассматриваемой рекламы, не является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы. Согласно пояснениям ИП "..." указанная вывеска принадлежит ему. 15.05.2024 ООО «ЮК «ЗАРЯ» предоставило согласие ИП "...". на использование товарного знака и знаков обслуживания по свидетельству № 972409, зарегистрированного в Государственном реестре товарных знаков обслуживания РФ 06.10.2023. Между ИП "...". и ООО «ЮК «ЗАРЯ» заключен договор купли-продажи рассматриваемой информационной вывески от 15.05.2024. Данная вывеска установлена на фасаде помещения 04.03.2025. Согласно пояснениям ООО «ФОКУС» рассматриваемая вывеска была размещена на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. К.Мяготина, д. 92, ИП "...", он же является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы. На заседание Комиссии представитель ИП "...". - "...". и представитель ООО «Фокус» - "..." позицию, изложенную в письменных пояснениях, поддержали в полном объеме, иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель ИП "..." пояснил, что в настоящее время рассматриваемая реклама демонтирована и не распространяется. Рекламный баннер приобретен ИП "..." Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Рассматриваемая информация в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, в том чсиле адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к юридическим услугам, связанным с банкротством граждан (услуги сопровождения банкротства граждан), оказываемым ИП "..."., под товарным знаком ООО «ЮК «ЗАРЯ». Таким образом должна распространяться с учетом требований Закона о рекламе. В рассматриваемой рекламе в качестве объекта рекламирования выступают услуги юридической компании по списанию кредитных долгов. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Согласно части 1 статьи 213.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом. В соответствии с части 3 статьи 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в случае признания гражданина банкротом арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации. Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи (часть 1 статьи 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (часть 5 статьи 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Частью 3 статьи 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. Согласно части 1 статьи 213.30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры, он не вправе принимать на себя обязательства но кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства. В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено но заявлению этого гражданина (часть 2 статьи 213.30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не применяется. Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В силу положений части 3 статьи 213.30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Согласно части 1 статьи 216 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 216 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры. Исходя из анализа приведенных норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что признание гражданина банкротом возможно только на основании решения арбитражного суда, освобождение от долгов и требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами. При этом все имущество гражданина, признанного судом банкротом, включается в конкурсную массу для его последующей реализации и расчетов с кредиторами, гражданин не вправе распоряжаться своим имуществом лично. Кроме того, последствиями признания гражданина банкротом являются введение ряда ограничений, таких как: ограничение права на выезд из Российской Федерации; должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства; в течение пяти лет с даты завершения процедуры банкротства гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства; в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры банкротства он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. При этом, поскольку вышеуказанная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугой, а именно списать долги, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением. Основной целью введения процедур реализации и реструктуризации является погашение задолженности перед кредиторами, и списание долгов возможно лишь в непогашенной части. Учитывая, что по результатам процедур реализации и реструктуризации гражданин не освобождается автоматически от долгов (основной их целью является погашение задолженности перед кредиторами, и лишь в непогашенной части возможно списание долгов), при этом само по себе наличие кредитных обязательств безусловного права на обращение в суд с заявлением о признании банкротом гражданину не дает, использованные в рекламе формулировки могут вводить потребителей в заблуждение и не воспринимаются достоверно. Кроме того, в рекламе отсутствует существенная для потребителя информация о неблагоприятных последствиях признания гражданина банкротом. Потребитель не обязан в целях восприятия рекламы проводить анализ норм указанного федерального закона и практики его применения. При этом в соответствии с частью 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что признание гражданина банкротом не влечет за собой автоматически освобождение от долгов. Если в конкретной рекламе речь не идет о процедуре внесудебного банкротства через МФЦ, то рассмотрение вопроса однозначно отнесено к исключительно компетенции судебной инстанции. Например, решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.12.2015 по делу N А45-24580/2015 гражданин был признан банкротом, однако после завершения процедуры реализации его имущества судом было определено, что в отношении должника правила об освобождении от исполнения обязательств не применяются. Таким образом, признанный банкротом гражданин не освобождается автоматически от долгов. Формулировка в рекламе не дает обычному потребителю, который не обладает специальными познаниями, воспринимать информацию о том, что не у каждого, имеющего кредитный долг, есть возможность (право) его списать. Для этого необходимо пройти процедуру банкротства, но и эта процедура не является гарантией того, что кредитный долг может быть списан. Об этом рекламодатель умалчивает. Комиссия отмечает, что реклама наводит на мысль, что банкротство простой инструмент списания долгов, а не сложная юридическая процедура, которая имеет свои условия и последствия. Потребитель вводится в заблуждение, что может привести к ситуации, когда гражданин будет набирать обязательства, руководствуясь мыслью, что спишет их без ущерба для своего материального состояния. Размещение на рекламной баннере изображения Константина Цзю, являющегося известным и популярным советским, российским и австралийским боксёром, и показывающего жест окей, создает впечатление об одобрении оказываемых юридических услуг по списанию долгов, что влияет на выбор потребителя в пользу рекламодателя. При этом, исходя из содержания рекламы, банкротство позиционируется как беспроблемное освобождение от большого количества долгов. Используемые в рекламе обороты придают банкротству позитивную окраску («списание кредитных долгов», «Кредиты и долги можно списать! Безопасно! Законно! Навсегда!»). При этом в спорной рекламе не конкретизирован размер задолженности, при наличии которой гражданин обязан обратиться с заявлением о признании его банкротом, не указаны последствия и ограничения после признания гражданина банкротом. Реклама создает впечатление, что, подав заявление о признании банкротом, гражданин освободится от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами. Реклама содержит информацию о «списании кредитных долгов», что создает впечатление о возможности списания долгов частной компанией, что не соответствует действительности, так как рекламируемые услуги являются по своей природе юридическими услугами (консультация, представительство в суде), решение о признании гражданина банкротом выносит арбитражный суд. Указанные существенные условия в рекламе не содержатся, что искажает смысл информации и вводит неопределенный круг лиц в заблуждение. Рассматриваемая реклама подается исключительно в позитивном контексте, оказываемые услуги позиционируются как гарантированное освобождение от долгов без указания на последствия введения процедуры банкротства. Создается впечатление, что гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо негативных последствий и имущественных потерь. Отсутствие в рекламе указания на последствия введения процедуры банкротства в отношении физических лиц свидетельствует об отсутствии в рекламе всей существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, что искажает информацию и вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно этой услуги и содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Таким образом, рассматриваемая реклама распространяется с нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Доводы ИП "..." об отсутствии нарушений в распространяемой рекламе отклоняются, как необоснованные, с учетом изложенных обстоятельств. В соответствии с требованиями части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе). Из анализа представленных документов, пояснений следует, что рекламодателем, т.е. лицом определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является ИП "..." Оснований для прекращения производства по делу применительно к пункту 40 Правил № 1922 Комиссией не установлено. При таких обстоятельствах действия ИП "..." по распространению рекламы следующего содержания: «Федеральная юридическая компания ЗАРЯ. Кредиты и долги можно списать! Безопасно! Законно! Навсегда!», «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ * ЗАРЯ * СПИСАНИЕ КРЕДИТНЫХ ДОЛГОВ» (размещено изображение Константина Цзю с жестом окей), по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина, д.92 являются нарушающими требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Курганским УФАС России, что рассматриваемая реклама в настоящее время не распространяется, в связи с чем необходимость в выдаче предписания об устранении нарушения Закона о рекламе отсутствует. В действиях ООО «Фокус», "...". нарушений законодательства о рекламе не установлено. Руководствуясь пунктом 2 частью 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, следующего содержания: «Федеральная юридическая компания ЗАРЯ. Кредиты и долги можно списать! Безопасно! Законно! Навсегда!», «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ * ЗАРЯ * СПИСАНИЕ КРЕДИТНЫХ ДОЛГОВ» (размещено изображение Константина Цзю с жестом окей), распространенную по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина, д.92, рекламодателем которой является ИП "..."), ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе. 2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
1 Cоветский, российский и австралийский боксёр. 2 Выполнено путем соединения большого и указательного пальцев и удерживания других пальцев прямыми или расслабленными вдали от ладони. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/kurganskoe-ufas-rossii/def17888-0dcf-4685-844f-ab45aa62aa51/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №17-ВП/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 25 июня 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №072/06/7-17/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н Решение от 25 июня 2025 г. Управление: Ставропольское УФАС России Дело : Дело №026/01/11-96/2025 Дело о нарушение АМЗ Решение Решение №ИК/2401/25 РЕШЕНИЕ № 053/06/105-356/2025 по результатам рассмотрения ... от 25 июня 2025 г. Управление: Новгородское УФАС России Решение Решение б/н См.файл от 24 июня 2025 г. Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/06/105-521/2025 Обжалуются действия комиссии, созданной Заказчиком, в связи ... Решение Решение №МП/2568/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/104-491/2025 от 24 июня 2025 г. Управление: Амурское УФАС России |