База решений ФАС
Решение №ВК/3913/25 Решение № 021/06/33-632/2025 от 30 июня 2025 г. . Участники: БУ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №1" МИНЗДРАВА ЧУВАШИИ, Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики», ИП КРАВЧЕНКО АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ, . из базы решений ФАС (№1867619). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Чувашское УФАС России
Организации БУ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №1" МИНЗДРАВА ЧУВАШИИ ИНН: 2126002610 Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 ИП КРАВЧЕНКО АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ИНН: 402801000649 Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ИП Кравченко А.В.
Дело № 021/06/33-632/2025 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2025 года Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2025 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России о от 10.02.2023 № 9 в составе: "..."; при участии представителей от: заказчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Городская клиническая больница №1» Министерства здравоохранения Чувашской Республики "...", представителя по доверенности от 30.01.2025, уполномоченного учреждения казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее Уполномоченное учреждение) "...", представителя по доверенности от 09.01.2025, в отсутствии представителя заявителя индивидуальный предприниматель Кравченко Алексея Викторовича, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения, рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя Кравченко Алексея Викторовича (далее Заявитель, ИП Кравченко А.В.) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов (закупка № 0815500000525007687) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 20.06.2025 по подведомственности поступила жалоба ИП Кравченко А.В. на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов (закупка № 0815500000525007687) (далее электронный аукцион). В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, а именно: 1) Заказчик не установил ограничения по Постановлению Правительства Российской Федерации № 878 и Приказу № 126н. Заказчик установил (не применил) ограничения допуска по Постановлению Правительства Российской Федерации № 1875; 2) технические характеристики в извещении не соответствуют ни одному УЗИ аппарату Российского производства из реестра радиоэлектронной продукции. Описание объекта закупки соответствует продукции исключительно иностранного производства более низкого качества, по завышенной цене; 3) в техническом задании указаны характеристики УЗИ-сканера ниже (хуже), чем у оборудования, размещённого в реестре радиоэлектронной продукции российского производства, что приводит к нерациональному расходованию средств, а также неисполнению Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком», а именно закупки аппаратов ультразвукового исследования российского производства не менее 80%; 4) Заказчик не применил Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; 5) из описания объекта закупки невозможно идентифицировать, что программное обеспечение является предустановленным либо поставляемым. Заказчик явным образом не сформулировал требования в отношении программного обеспечения, что нарушает ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе; 6) характеристики, указанные в техническом задании в полном объеме, по совокупности характеристик не подходят под описание какого-либо оборудования, поставляемого в Российской Федерации и имеющего регистрационное удостоверение. Возможно, присутствуют только у одного производителя, но данная информация не подтверждена; 7) нет технического задания в Файле, в четком соответствии со структурным вариантом в ЕИС нарушены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ввиду того, что в документации и в файле описание объекта закупки представлена информация, противоречащая законодательству, конкуренция ограничена; 8) извещение в ЕИС, проект контракта в ЕИС и размещённый контракт по результатам выбора поставщика для подписания, имеет ряд нарушений и отклонений от действующего законодательства, в том числе не заполненные данные. В извещении в ЕИС не указаны контактные данные сотрудников конечного получателя и функционального заказчика ЛПУ, что ограничивает права потенциальных участников, ввиду невозможности уточнения логистики (транспортировка и подъем). В связи с чем, невозможно рассчитать себестоимость поставки оборудования. В ЕИС в проекте контракта, не указан срок действия и окончания контракта, что ограничивает права потенциального поставщика и делает невозможным выпуск банковских гарантий; 9) по результатам торгов подана одна заявка, что подтверждает риторику об ограничении конкуренции. Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений, направить жалобу в органы внутреннего финансового контроля и Министерство здравоохранения Российской Федерации для проведения проверки обоснования НМЦК и выполнения Постановления № 2014. Кроме того, по мнению Заявителя, действия Заказчика при осуществлении закупки ограничивают конкуренцию, в связи с чем Заявитель просит передать материалы жалобы для рассмотрения действий Заказчика на предмет соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствующий отдел территориального управления. Рассмотрение жалобы состоялось в 08:30 (МСК) 26.06.2025, уведомление о рассмотрении жалобы с указанием гиперссылки для участия посредством видеоконференции было размещено в ЕИС, а также направлено сторонам по электронной почте 20.06.2025. 23.06.2025 г. подателем жалобы в адрес Чувашского УФАС России было направлено ходатайство о переносе времени рассмотрения жалобы строго на 14:00-15:00 МСК (ходатайство вх. Управления № 5627-ЭП/25 от 23.06.2025) по причине наличия на предприятии пропускного режима, а также об информировании подателя жалобы о задержке заседания Комиссии более, чем на 5 минут. В ответ на заявленное ходатайство Чувашское УФАС России сообщило (в письме исх. № ВК/3738/25 от 23.06.2025 г.), что время рассмотрения жалобы зависит от утвержденного производственного графика антимонопольного органа, с учетом иных контрольных процессов, и не может быть перенесено. Таким образом, ходатайство о переносе времени рассмотрения жалобы ИП Кравченко А.В. удовлетворено не были. При этом, адрес подателя жалобы было повторно направлено приглашение (гиперссылка) для участия в видеоконференции. Заседание Комиссии Чувашского УФАС России началось в 08:30 (МСК), податель жалобы к заседанию не подключился. Также в жалобе и ходатайстве (вх. Управления № 5627-ЭП/25 от 23.06.2025) Заявитель ходатайствовал о предоставлении коммерческих предложений, запросов производителям, уведомления о вручении запроса Почты России, пояснения сторон и сравнительной таблицы по закупаемому товару, заявок участников, о направлении пояснений по электронной почте, об ознакомлении с материалами дела, ведения аудиозаписи заседания Комиссии, о рассмотрении дополнительных доводов на заседании в случае наличия вновь открывшихся обстоятельств, о времени заседания, о проведении рассмотрения посредством видеоконференцсвязи, а также о направлении по подведомственности для рассмотрения по 135-ФЗ. Комиссией указанные ходатайства заявителя удовлетворены частично. Пояснение Заказчика после поступления в Чувашское УФАС России были направлены Заявителю для ознакомления вместе с ответом (Исх. № ВК/3817/25 от 25.06.2025) на ходатайство Заявителя (Вх. № 5627-ЭП/25 от 23.06.2025) до рассмотрения жалобы по существу. Ходатайство об ознакомлении с заявками участников закупки не было удовлетворено, т. к. Закон о контрактной системе не предусматривает права участника закупки, заявителя, направившего жалобу, ознакомиться с документацией других участников. При этом из пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Вместе с тем, Заявитель не подавал заявки на участие в оспариваемой закупке, следовательно не вправе обжаловать действия (бездействие) Заказчика, совершенные после начала рассмотрения заявок, в том числе ознакамливаться с заявками участников. Заявленное ходатайство о ведения аудиозаписи заседания Комиссии, о проведении рассмотрения посредством видеоконференцсвязи, о направлении по подведомственности для рассмотрения по 135-ФЗ, о направлении по подведомственности жалобы в органы внутреннего финансового контроля для проведения проверки обоснования НМЦК и выполнения Постановления № 2014 удовлетворено. Вместе с тем, Заявитель вправе самостоятельно обратиться в соответствующие органы. Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной. В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее. 29.05.2025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000525007687 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, с начальной (максимальной) ценой контракта 5 190 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещены электронные документы: «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», «Проект государственного контракта», «Описание объекта закупки», «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе». Заказчиком закупки является Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Городская клиническая больница №1» Министерства здравоохранения Чувашской Республики. В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Из пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Пунктами 1, 3, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; проект контракта. В отношении довода № 1 в части отсутствия в извещении ограничений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации№, а также условия допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Чувашского УФАС России установила следующее. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о запрете или об ограничении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки. Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее - иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее - иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее - российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи. Если иное не предусмотрено мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, положения настоящей статьи, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом. Согласно пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что в соответствии с Приказом Минфина России от 08.10.2024 № 149н с 1 января 2025 года признан утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление № 1875) Абзацы четвертый и пятый пункта 2, пункты 3 - 3(3), 6 - 8 и 10 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925, утвержденные указанным постановлением утратили силу с 1 января 2025 года. Рассматриваемый электронный аукцион размещен 29.05.2025 года, следовательно, Заказчик, не установив ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства № 878, Приказом Минфина № 126н, не допустил нарушений требований действующего законодательства. Вместе с тем, Заказчиком установлено ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств, выполняемых работ, оказываемых услуг иностранными лицами в соответствии с Постановлением № 1875. Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения. По доводам 2, 6, 9 Заявителя Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему. Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. В соответствии с частью 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании являющегося объектом закупки товара, в отношении которого Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. В соответствии с п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе в ЕИС содержится каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила формирования каталога), установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) если при осуществлении закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в позициях 25, 26 и 32 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», позициях 191 - 361 приложения № 2 к указанному постановлению, применяются предусмотренные пунктом 1 указанного постановления запрет, ограничение соответственно. Также Комиссия Управления отмечает, что положениями Постановления №1875 и Постановления №878, не установлены требования о том, что описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, должно быть составлено на основании характеристик товаров, содержащихся в Реестре радиоэлектронной продукции. Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Соответственно, государственный заказчик вправе включить такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи. Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов. Таким образом, заказчик вправе устанавливать любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации. Требованием КТРУ 26.60.12.132-00000036 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети» (обязательное применение с 21.02.2025) установлен запрет на указание дополнительных характеристик (в том числе описание характеристик по ГОСТу). Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что характеристики объекта закупки, включенные Заказчиком в описание объекта закупки, предусмотрены КТРУ 26.60.12.132-00000036. Кроме того, характеристики аппарата ультразвуковой визуализации, указанные Заказчиком в описании объекта закупки, как указывает представитель Заказчика, являются клинически значимыми и не являются излишними. При анализе извещения Комиссией установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В Извещении были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям в соответствии с описанием товаров, работ, услуг позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036. Установленные показатели и характеристики по позициям обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей медицинского учреждения. Представитель Заказчика при рассмотрении пояснил, что указанным в Описании объекта закупки требованиям соответствует товар как минимум двух производителей: - АО «НПО «СКАНЕР» (Россия); - SAMSUNG MEDIS СО. LTD» (Корея). Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта в указанном случае были сформулированы Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности, а также, что установленным требованиям соответствует как минимум один товар российского происхождения. Таким образом, доводы Заявителя №№ 2, 6, 9 признаны необоснованными. По доводу 3 Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что Приложении № 1 к Извещению об электронном аукционе указаны характеристики товара в соответствии с КТРУ 26.60.12.132-00000036. Если по итогам года объем закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, не соответствует минимальной доле закупок, заказчик обязан: 1) вместе с отчетом, указанным в части 2 настоящей статьи, подготовить обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок; 2) разместить обоснование, указанное в пункте 1 настоящей части, в единой информационной системе или направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оценку выполнения заказчиком обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, если в соответствии с частью 7 настоящей статьи такое обоснование не размещается в единой информационной системе. В соответствии с частью 3 статьи 14, частью 25 статьи 22, частями 4 - 6 статьи 30.1 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (далее - минимальная доля закупок), определенную в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году. Органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок, в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 2014 определено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Указанное позволяет сделать вывод, что оценка действиям заказчика в части исполнения требований Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 2014 может быть дана исключительно Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Достижение или не достижение заказчиком минимальной доли закупок за отчетный год не относится к порядку проведения закупок. Вместе с тем, согласно п.26 Перечня утративших силу актов и отдельных положений актов правительства российской федерации, утвержденным Постановлением №1875, Постановление №2014 утрачивает силу. Пунктом 12 Постановления №1875 определено, что Постановление №1875 вступает в силу с 1 января 2025 г., за исключением пп.«ф» п.4 Постановление №1875, который вступает в силу с 1 сентября 2025 г. Пп.«а» п.10 Постановления №187 установлено, что Постановление №1875 применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе и приглашения принять участие в которых направлены либо контракты (договоры) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которых заключены после дня вступления в силу настоящего постановления, если иное не установлено Постановлением №1875. Вместе с этим Комиссия Управления установлено, что обжалуемое извещение опубликовано Заказчиком 29.05.2025. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Постановление №2014 утратило силу и положения Постановления №2014 не могут быть применены в отношении данной закупочной процедуры. Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что в силу ч.6 ст.14 Закона о контрактной системе по итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, в единой информационной системе размещается отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, который формируется путем обработки содержащейся в единой информационной системе информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также путем формирования заказчиком информации об объеме закупок, информация о которых не подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в единой информационной системе. В случаях, установленных в соответствии с частью 8 настоящей статьи, при которых отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, не подлежит размещению в единой информационной системе, заказчик до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, составляет и направляет такой отчет в указанный в ч.7 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти. В силу ч.7 ст.14 Закона о контрактной системе рассмотрение предусмотренных ч.6 ст.14 Закона о контрактной системе настоящей статьи отчетов об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, и оценка результатов осуществления в отчетном году таких закупок осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти до 1 марта года, следующего за отчетным годом. Комиссия Управления отмечает, что исходя из буквального толкования положений ч.6,7 ст.14 Закона о контрактной системе, контроль исполнения вышеуказанных требований осуществляется по итогам прошедшего, а не текущего периода. Кроме того, п.9 Постановления №1875 определено, что Министерство финансов Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на рассмотрение отчетов об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, и оценку результатов осуществления в отчетном году таких закупок. Таким образом, учитывая, что в рамках рассмотрения данных жалоб Комиссия Управления не обладает полномочиями по рассмотрению отчетов об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, и оценку результатов осуществления в отчетном году таких закупок, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушении Заказчиком указанного постановления не может быть осуществлено. Вместе с тем, материалы жалобы в связи с заявленным ходатайством ИП Кравченко А.В. направляются по подведомственности в Минфин Чувашии. По доводам 4, 5 жалобы, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему. В составе жалоб Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации» (далее Постановление №1236). По мнению подателя жалобы, заказчик закупает программу «DICOM», которая включена в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в связи с чем Заказчик обязан установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренный Постановлением №1236. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что, ввиду вступления в силу Постановления №1875, пункт 2 Постановлением №1236, в редакции от 20.12.2017 которого был установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, утратил силу с 1 января 2025 года. Как установлено Комиссией Управления, извещение об осуществлении закупки опубликовано Заказчиком 29.05.2025, в связи с чем довод Заявителя, на предмет нарушения требований Постановления №1236, не нашел своего подтверждения и является необоснованным. По доводу 7 жалобы заявителя Комиссия приходит к следующему. В составе жалобы Заявитель указывает, что структурированная форма извещений сформирована Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе, так как в составе извещения отсутствует в отдельном файле техническое задание, в четком соответствии с описанием объекта закупки отраженном в извещении, а также, что в документации и в файле описание объекта закупки представлена информация, противоречащая законодательству. В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Согласно пункта 7 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно, Комиссией Управления установлено, что в составе структурированной формы извещения, сформированной с использованием единой информационной системы, Заказчиком установлены требования к характеристикам необходимых к поставке товаров в соответствии с позицией КТРУ 26.60.12.132-00000036 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети», которая имеет обязательные и дополнительные характеристики. Также в составе извещения размещен файл «1. Приложение № 1 (Описание объекта закупки)», где заказчиком установлены требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие), согласно КТРУ 26.60.12.132-00000036. Комиссия Чувашского УФАС России не установила, противоречий в информация об объекте закупки, предусмотренной структурированной формой извещения и информации, указанной в прикрепленном файле. Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что в составе жалобы, не указаны положения извещения, описания объекта закупки, являющиеся противоречивыми и/или неполными в той или иной части, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения о Законе о контрактной системе. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Относительно довода № 8 Комиссия Чувашского УФАС России установила следующее. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). Согласно п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ, содержащий проект контракта. Комиссией установлено, что в извещении указано: дата начала исполнения контракта 0 календарных дней с даты заключения контракта, срок исполнения контракта 157 календарных дней. Срок действия контракта указан в разделе «Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования». Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. Согласно пункту 13.1 проекта контракта установлено: «Контракт вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2025 года». Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что сведения о сроках исполнения контракта размещены Заказчиком в составе извещения. Согласно п.1 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком). Комиссия Чувашского УФАС России установила, что информация о контактных лицах Заказчика указана в разделе «Общая информация» Извещения; также в извещении указано «Место поставки товара» - Российская Федерация, Чувашия Чувашская Республика -, г.о. город Чебоксары, г Чебоксары, пр-кт Тракторостроителей, д. 46. Вместе с тем, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что указание в проекте контракта контактных данных сотрудников конечного получателя и функционального заказчика ЛПУ Законом о контрактной системе не предусмотрено. На момент рассмотрения проект контракта на подписание Заказчиком победителю не был направлен. Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не было нарушено норм действующего законодательства, в связи с чем довод Заявителя признается необоснованным. Поскольку доводы жалобы Заявителя содержат указание на нарушение Заказчиком требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия УФАС отмечает, что вопрос оценки действий Заказчика на предмет их соответствия требованиям указанного закона не относится к компетенции Комиссии УФАС по настоящему делу, в связи с чем, материалы дела будут переданы в соответствующий отдел Управления для проведения проверки действий Заказчика и участников закупки на соответствие Закону о защите конкуренции. В представленной жалобе заявителя поднимаются вопрос обоснованности определения НМЦК по размещенной Заказчиком закупке. В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: 2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; 3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; 5) соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в часТи соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; 7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки. С учетом изложенного, Комиссия перенаправляет материалы дела на рассмотрение в Министерства финансов Чувашской Республики для проведения соответствующей проверки в рамках компетенции в части выявления указанных в доводе признаков нарушения законодательства. В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП Кравченко А.В. необоснованной. Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кравченко А.В. на положения извещения Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Городская клиническая больница №1» Министерства здравоохранения Чувашской Республики о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов (закупка № 0815500000525007687) необоснованной. 2. Направить материалы жалобы в Министерство финансов Чувашской Республики в части довода о проверки обоснования НМЦК и соответствия требованиям Постановления Правительства РФ от № 2014. 3. Направить материалы жалобы в части ограничения конкуренции для рассмотрения в отдел товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Чувашии.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
2025-4359
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/chuvashskoe-ufas-rossii/3914b1f7-f2aa-4947-958d-43bc337261bc/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №МП/2568/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/104-491/2025 от 24 июня 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение б/н Решение по делу № 045/05/5-274/2025 по признакам нарушения ч... от 24 июня 2025 г. Управление: Курганское УФАС России Дело : Дело №045/05/5-274/2025 дело № 045/05/5-274/2025 по признакам нарушения части 7 стат... Решение Решение №ВК/3912/25 Решение № 021/10/104-620/2025 от 30 июня 2025 г. Управление: Чувашское УФАС России Дело : Дело №021/10/104-620/2025 РНП ООО "РТА ПРАЙМ" Организации ООО "РТА ПРАЙМ" ИНН: 2100018566 МБОУ "Гимназия №6" имени Академика-кораблестроителя А.Н. Крылова" Алатырского Муниципального округа Чувашской Республики ИНН: 2122004260 Решение Решение б/н обосн от 30 июня 2025 г. Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/06/105-514/2025 откл Решение Решение №АБ/2971/25 Решение по жалобе ООО "ССР" на действия комиссии МКУ «Дирекц... от 30 июня 2025 г. Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/06/105-417/2025 на жалобу ООО «Современные системы реновации» от 20.06.2025 ... Организации МКУ «Дирекция муниципального заказа» ГО «Город Йошкар-Ола» ИНН: 1215128193 ООО «Современные системы реновации» ИНН: 7729790409 |