База решений ФАС
Решение №086/07/3-1175/2025 Решение по жалобе № 6612-ЭП/25 от 4 июля 2025 г. Дело №086/07/3-1175/2025 Жалоба №6612-ЭП/25 из базы решений ФАС (№1867793) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Ханты-Мансийское УФАС России Дело : Дело №086/07/3-1175/2025 Жалоба №6612-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ № 086/07/3-1175/2025 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 01.07.2025 г. Ханты-Мансийск Решение в полном объеме изготовлено 04.07.2025
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), в составе: Председатель комиссии: - *** Члены комиссии: - *** - *** в присутствии посредством онлайн-видеоконференции на заседании комиссии представителя заявителя ИП *** в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей заказчика АО *** рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ИП *** (вх. № 6612-ЭП/25 от 16.06.2025)(далее Жалоба),
УСТАНОВИЛА:
В Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ИП *** (вх. № 6612-ЭП/25 от 16.06.2025)(далее Заявитель) на действия АО *** (далее Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание транспортных услуг по доставке работников Ноябрьского филиала автобусным транспортом к месту работы и обратно в соответствии с графиками движения и маршрутами (реестровый номер извещения 32514895010). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. В соответствии с уведомлением о поступлении Жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы по существу исх. № ВТ/4353/25 от 18.06.2025, рассмотрение назначено на 24.06.2025. В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлена необходимость в привлечении к рассмотрению Жалобы в целях соблюдения прав третьих лиц: участников запроса котировок в электронной форме *** В силу части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи. В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 данной статьи. Уведомлением о продлении срока принятия решения исх. № ВТ/4562/25 от 25.06.2025 рассмотрение Жалобы назначено на 01.07.2025. Заявитель в Жалобе изложил следующие доводы: Довод № 1. Заявитель полагает, что, принимая оспариваемое решение, отказывая в допуске к участию в закупке, Заказчиком нарушены требования Закона о закупках и Положения о закупках. Довод № 2. У победителя закупки нерелевантный опыт по отношению к объекту закупки, нет сотрудников в штате, а имеющимся работникам заработная плата выплачивается «в конверте», водители не проходят обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в отношении транспортных средств не производится технический осмотр перед выездом на линию. Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем представил в Ханты-Мансийское УФАС письменные возражения. Проверив обоснованность доводов, приведенных в Жалобе и в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее. Согласно пункту 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение Жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд АО *** (далее Положение о закупках). В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее Извещение): 1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru 29.05.2025. 2. Начальная (максимальная) цена договора 5 008 000,00 рублей. 3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке 09.06.2025. 4. На участие в запросе котировок в электронной форме подано 3 заявки. Относительно довода № 1 Жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами. Согласно части 6 статьи 3 и пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований данного закона и положения о закупке. При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках и положения о закупке. При этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки. Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, установлены Разделом 2 «Техническое задание» Извещения. Пунктом 1.5 Раздела 1 Извещения установлено, в том числе, следующее обязательное требование к участникам закупки: б) участник закупки должен соответствовать специальным требованиям, подтверждающим его способность осуществить поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг определенного вида с необходимым уровнем качества, включая требования о наличии специального опыта, возможностей и ресурсной базы, разрешительных документов (лицензий, сертификатов, свидетельств, выписок из реестра саморегулируемых организаций и пр.), необходимых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Пунктом 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке обязанность представления копий документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 настоящей части. Пунктом 4 Раздела 2 «Техническое задание» Извещения Заказчиком установлены требования к перевозчику. В подпункте 4.1 пункта 4 Раздела 2 «Техническое задание» Извещения требуется наличие лицензии на осуществление перевозок пассажиров (при перевозках автомобильным транспортом (автобусом), оборудованном для перевозок свыше восьми мест) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». На основании пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию. Согласно пункту 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»), лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий. На основании вышеизложенного, в случае закупки работ или услуг, выполнение либо оказание которых образует лицензируемый вид деятельности, в извещении о закупке в обязательном порядке устанавливается требование о предоставлении выписки из реестра лицензий. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что обязательное требование подпункта 4.1 пункта 4 Раздела 2 «Техническое задание» Извещения, исходя из положений пункта 1.5 Раздела 1 Извещения, относится к участнику закупочной процедуры, а не к иным соисполнителям. При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что Извещение не предусматривает привлечение участниками закупочной процедуры соисполнителей по договору, заключаемому по результатам запроса котировок в электронной форме. Однако Заявителем (ИП ***) в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме представлена лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами № АК-86-001319 от 30.07.2019, предоставленная ИП *** В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Пунктом «Е» подпункта 1.6.11 пункта 1.6 Раздела 1 Извещения установлено, что комиссия по закупкам вправе не допустить участника к участию в закупке и (или) отклонить заявку участника на любом этапе проведения конкурентной закупки в случаях: непредставления копий документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случаев, указанных в подпункте «И» (абзац 6). Подпунктом 1.6.1.8 пункта 1.6 Раздела 1 Извещения установлено, что комиссия по закупкам вправе не допустить участника к участию в закупке и (или) отклонить заявку участника на любом этапе проведения конкурентной закупки в случаях: несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям Извещения и (или) документации о закупке и(или) Техническому заданию Заказчика. В Приложении № 1 к Форме заявки на участие в закупке (Раздел 3 Извещения) указано, что в случае непредставления копии указанной лицензии либо выписки из реестра лицензий заявка участника отклоняется. Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что в условиях несоответствия заявки Заявителя подпункту 4.1 пункта 4 Раздела 2 «Техническое задание», пункту 1.5 Раздела 1 Извещения, Заказчик действовал правомерно при ее отклонении на основании подпункта 1.6.1.8 пункта 1.6 Раздела 1 Извещения. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России также отмечает, что заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 ГК РФ) со всеми условиями Извещения в момент подачи им заявки на участие в закупке, при этом запросов на разъяснение положений Извещения в адрес Заказчика не подавал. При этом Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не установлено, что Заказчик при принятии решения об отказе в допуске к участию в закупке Заявителю, предъявил требования, не указанные в Извещении. Дополнительно Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что у Заявителя и у юридического лица, имеющего лицензию, в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках имелась возможность принять участие в закупочной процедуре, подав коллективную заявку (когда на стороне одного участника закупки выступает несколько юридических или физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей). При этом пунктом 14 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, определено: если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику. Обратное не отвечает цели коллективного участия в закупке несколькими лицами в составе группы лиц и ставит эту группу лиц в неравное положение с отдельным участником закупки, показатели опыта работ которого суммируются. На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода № 1 Жалобы. По доводу № 2 Жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее. На заседании Заявитель не представил сведений, доказывающих неправомерность допуска заявки ИП Хрустовского В.В. и признания ее по итогам проведения закупочной процедуры победителем. При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что Жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Указанные доказательства Заявителем не предоставлены, а обратное Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не установлено. На основании изложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что Заявитель не подтвердил действительное, а не мнимое нарушение Заказчиком Закона о закупках в указанной части. Вместе с тем Заявитель, как податель Жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с Жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестного осуществлени и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ). С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о признании довода № 2 Жалобы необоснованным. С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Жалобы. На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП *** (вх. № 6612-ЭП/25 от 16.06.2025) на действия АО *** при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание транспортных услуг по доставке работников Ноябрьского филиала автобусным транспортом к месту работы и обратно в соответствии с графиками движения и маршрутами (реестровый номер извещения 32514895010) необоснованной.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/hanty-mansiyskoe-ufas-rossii/ae2c4013-a972-44e3-be28-57d1cf4ad892/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н решение от 4 июля 2025 г. Управление: Ярославское УФАС России Дело : Дело №076/10/18.1-842/2025 жалоба на положения извещения Решение Решение №НВ/4033/25 Решение 021/06/48-646/2025 от 4 июля 2025 г. Управление: Чувашское УФАС России Организации Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 ООО ГЛОБАЛС АУДИТ ИНН: 6652022791 Решение Решение №НВ/4034/25 Решение 021/06/48-645/2025 от 4 июля 2025 г. Управление: Чувашское УФАС России Организации OOO Эксперт ИНН: 1660291870 ООО "Меридиан" ИНН: 2124030403 МБУ "УПРАВЛЕНИЕ ЖКХ И БЛАГОУСТРОЙСТВА" ИНН: 2130034974 Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 Решение Решение б/н см файл от 4 июля 2025 г. Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/06/105-560/2025 см файл Решение Решение №СБ/2532/25 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 057/10/18.1-351/2025 от 4 июля 2025 г. Управление: Орловское УФАС России Дело : Дело №057/10/18.1-351/2025 жалоба на действия Отдела по управлению муниципальным имущес... |