База решений ФАС
Решение №№22/60661/25 Решение по делу № 22/01/11-97/2024 от 30.06.2025 №22/60661/2... от 30 июня 2025 г. Дело №22/01/11-97/2024 О возбуждении дела по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 З... из базы решений ФАС (№1867920) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Управление по борьбе с картелями и контроля закрытых закупок Дело : Дело №22/01/11-97/2024 О возбуждении дела по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 З... Скачать файл Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 22/01/11-97/2024
г. Москва
Резолютивная часть решения принята «11» июня 2025 года В полном объеме решение изготовлено «11» июня 2025 года
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела председателя Комиссии: [...]; членов Комиссии: [...]
рассмотрев дело № 22/01/11-97/2024 по признакам нарушения акционерным обществом «Гипростроймост» (ИНН 7325069417, ОГРН 1077325003546, адрес места нахождения юридического лица:
432071, Ульяновская обл., г. Ульяновск,
в присутствии представителя АО «Гипростроймост» по доверенности
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Комиссией ФАС России направлены запросы в адрес электронных торговых площадок АО «Сбербанк-АСТ», АО
«Агентство по государственному заказу Республики Татарстан», АО «Комита», АО «Единая электронная торговая площадка», АО «ЭТС», ООО «ЭТП ГПБ», АО «Российский аукционной дом»,
По результатам анализа запрошенной информации, а также иной информации, размещенной на официальных электронных ресурсах (Единая информационная система в сфере закупок, далее ЕИС),
Комиссией ФАС России обнаружены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции
Во исполнение требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации По результатам проведённых внеплановых выездных проверок составлены акты проверок: - от 20.09.2024 № 66/24 в отношении ООО «Кузоватовское ДРСУ»; - от 20.09.2024 № 67/24 в отношении АО «Гипростроймост».
В ходе проведения внеплановых выездных проверок требованиями В соответствии с указанными актами проверок выявлены признаки нарушения
АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ» пункта 2 части 1
На основании пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России от 16.10.2024 № 733/24 возбуждено дело № 22/01/11-97/2024
Определением ФАС России от 22.10.2024 о назначении дела № 22/01/11-97/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к
рассмотрению3 в качестве ответчиков привлечены АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ»
В ходе рассмотрения дела на основании определений ФАС России,
Определением ФАС России от 21.01.2025 срок рассмотрения дела
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на
товарном рынке» (далее Приказ ФАС России № 220) 25.11.2024, 19.02.2025, 28.04.2025 и
22.05.2025 подготовлены и приобщены
На основании положений статьи 48.1 Закона о защите конкуренции
Заключение 02.06.2025 направлено в адрес лиц, участвующих в деле
Фактические и иные обстоятельства, установленные Комиссией
Комиссией ФАС России по результатам анализа данных ЕИС, По результатам исследования состояния конкуренции при проведении конкурентных процедур установлено:
1. Временной интервал исследования конкурентных процедур определен периодом с даты опубликования извещения о проведении первой
Таким образом, временной интервал исследования определен периодом 2. В обобщенном виде предметом рассматриваемых конкурентных процедур являются строительные и ремонтные работы автомобильных дорог.
3. Рассматриваемыми участниками конкурентных процедур, с учетом признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, являются ответчики по делу №
22/01/11-97/2024 АО «Гипростроймост» 4. На основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц и информации, предоставленной ответчиками в ответ на требование, установлено, что в понимании частей 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции указанные ответчики по делу № 22/01/11-97/2024 не образуют подконтрольную группу лиц и являются конкурентами (потенциальными конкурентами) на торгах. 5. В рамках анализа 15 конкурентных процедур, указанных в Приложении № 1 к настоящему решению, установлены следующие тенденции снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее НМЦК): 15 конкурентных процедур, из которых: 1. 7 процедур, в которых ответчики в отсутствие совместного участия принимали участие с иными добросовестными хозяйствующими субъектами.
1.1. 4 процедуры, в которых в отсутствие совместного участия принимал участие с иными хозяйствующими субъектами ответчик ООО «Кузоватовское ДРСУ». Установлено снижение ООО
«Кузоватовское ДРСУ» НМЦК от 0 % до 23 % (среднее снижение НМЦК составило 6,13 %), в то время как добросовестными хозяйствующими субъектами НМЦК снижена от 0 % до 23 %. Контракты
заключены 1.2. 3 процедуры, в которых в отсутствие совместного участия принимал участие с иными хозяйствующими субъектами ответчик АО «Гипростроймост». Установлено снижение АО «Гипростроймост» НМЦК от 0 % до 27 % (среднее снижение НМЦК составило 9,17 %), в то время как добросовестными хозяйствующими субъектами НМЦК снижена от 0 % до 26 %. Контракты заключены с АО «Гипростроймост». 2. 6 процедур, в которых ответчик ООО «Кузоватовское ДРСУ» являлся единственным участником конкурентных процедур. Снижение НМЦК отсутствовало. 3. 2 процедуры, в которых ответчик АО «Гипростроймост» являлся единственным участником конкурентных процедур. Снижение НМЦК отсутствовало.
Вместе с тем, средний процент снижения в конкурентных процедурах,
В соответствии с частью 4 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции Сведения о вхождении ответчиков в группу лиц.
Согласно разъяснению ФАС России № 16 «О применении частей 7, 8
Фактические и иные обстоятельства, установленные Комиссией Комиссией ФАС России установлены следующие обстоятельства, свидетельствующие о заключении и реализации антиконкурентного соглашения (картеля) ответчиками на торгах по выполнению строительных и ремонтных работ автомобильных дорог на территории Ульяновской области: 1. Документы, обнаруженные на рабочих местах сотрудников в ходе осмотра территорий, помещений, документов, предметов и информации в электронном виде, скопированной с рабочих компьютеров АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ». 2. Финансовые перечисления ответчиков, связанные с обеспечением заявок для участия в конкурентных процедурах.
3. Получение сертификатов ключей проверки электронной подписи
4. Совместное использование электронных почт [...]
5. Использование единых IP-адресов при подаче заявок, ценовых предложений,
подписании контрактов при участии в конкурентных процедурах, 6.Совпадение метаданных файлов заявок при участии в конкурентных процедурах. 7. Пересечения кадрового состава у ответчиков. 8. Наличие вероятных родственных связей между акционерами (участниками) ответчиков.
9. Администрирование учетной записи АО «Гипростроймост» владельцем
1. Документы, обнаруженные на рабочих местах сотрудников в ходе осмотра
территорий, помещений, документов, предметов и информации
В отношении АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ» в период В ходе проведения внеплановых выездных проверок осмотрены территории, помещения, документы и предметы АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ», в результате чего установлены следующие обстоятельства.
Документы, принадлежащие и относящиеся к деятельности 1) копии учредительных документов ООО «Кузоватовское ДРСУ», подготовленные для предоставления в банки; 2) оборотно-сальдовая ведомость ООО «Кузоватовское ДРСУ»; 3) договоры аренды транспортного средства ООО «Кузоватовское ДРСУ», арендатором в рамках которого выступает АО «Гипростроймост»; 4) муниципальный контракт ООО «Кузоватовское ДРСУ» на рабочем компьютере сотрудника АО «Гипростроймост».
Документы, принадлежащие и относящиеся к деятельности 1) удостоверения сотрудников АО «Гипростроймост»; 2) рабочая документация АО «Гипростроймост»; 3) штампы АО «Гипростроймост». В ходе получения объяснений при проведении внеплановых выездных проверок получены подтверждения аффилированности ответчиков: [...]
Таким образом, информация и документы, обнаруженные в ходе проведения осмотра территорий, помещений, документов, предметов
и информации
2. Согласно информации, предоставленной ответчиками по делу
По мнению Комиссии ФАС России, средства, перечисленные
Также Комиссией ФАС России установлено, что при победе
в некоторых торгах АО «Гипростроймост» привлекало в качестве субподрядчика ООО «Кузоватовское ДРСУ». В соответствии
с информацией, предоставленной АО «Гипростроймост», Комиссия ФАС России обращает внимание, что общая сумма финансовых перечислений от АО «Гипростроймост» в адрес ООО «Кузоватовское ДРСУ» за период с 2021 по 2024 гг. составила [...] 18,что свидетельствует об устойчивых договорных и финансовых взаимоотношениях между ответчиками.
Кроме того, Комиссией ФАС России
установлено, что в период участия
Комиссией ФАС России установлено, что в документации некоторых рассматриваемых торгов одним из требований к субъектам среднего и
крупного предпринимательства в случае победы являлось привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
К ООО «Кузоватовское ДРСУ» подобные требования
При этом Комиссия ФАС России отмечает,
что в документах рассматриваемых в рамках дела № 22/11/01-97/2024 торгов
отсутствуют положения о невозможности участия в торгах хозяйствующих субъектов, имеющих статус субъекта малого предпринимательства. Также в документации
рассматриваемых торгов отсутствуют положения, ограничивающие участие в торгах
субъектов среднего и крупного предпринимательства. Следовательно, АО
«Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ» могли совместно участвовать в конкурентных процедурах, однако этого
Учитывая указанные финансовые взаимоотношения между ответчиками,
3. Согласно информации, предоставленной удостоверяющим центром
Комиссией ФАС России, на основании информации, предоставленной Таким образом, оформление сертификатов ключей проверки электронной подписи хозяйствующих субъектов-конкурентов на одно физическое лицо свидетельствует об их исторической аффилированности при ведении хозяйственной деятельности.
4. Согласно информации, предоставленной удостоверяющим центром
Кроме того, согласно информации ООО «РТС-Тендер», АО «Сбербанк-АСТ» В соответствии с информацией, предоставленной держателем электронных почт24, почта [...] принадлежит АО «Гипростроймост».
Кроме того, в результате анализа электронного почтового ящика, предоставленного ответчиками на флеш-накопителе в ответ на
требование,
1) файл «Торги», содержащий в себе информацию о предмете торгов
2) письма, подтверждающие, что сотрудники АО «Гипростроймост»
3) скриншот с согласованием оплаты в переписке между [...]
26 4) письмо сотрудника АО «Гипростроймост» по вопросу работы личного кабинета ЕИС ООО «Кузоватовское ДРСУ»; 5) макеты печатей для изготовления, в том числе ООО «Кузоватовское ДРСУ», со счетом на оплату.
Систематическое использование единого адреса электронной почты ответчиками при подаче заявок на участие в конкурентных процедурах,
5. Согласно информации, предоставленной ООО «РТС-Тендер», Согласно информации, предоставленной интернет-провайдером, IP-адрес [...] выделен АО «Гипростроймост» с 23.01.2014 по дату получения ответа на запрос информации согласно договору от [...] 28.
В соответствии с информацией, предоставленной налоговым
органом29, По информации, предоставленной держателем электронной почты30, IP-адрес [...] использовался при авторизации в электронной почте [...] , которая указывалась обоими ответчиками при участии в конкурентных процедурах.
Таким образом, Комиссией ФАС России установлен факт использования
6. В результате анализа файлов заявок АО «Гипростроймост» Указанные совпадения приведены в Приложении № 1. Комиссия ФАС России обращает внимание, что совпадение наименований учетных записей пользователей участников торгов, при создании и изменении файлов заявок на разных технических устройствах в отсутствие соглашения невозможно в силу следующих обстоятельств.
Учетная запись это хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации)
Имя учетной записи задается пользователем самостоятельно для входа Неоднократное совпадение наименования учетных записей пользователей участников торгов также свидетельствует об их создании с использованием единой инфраструктуры.
Таким образом, Комиссией ФАС России установлен факт осуществления совместной хозяйственной деятельности ответчиков и использовании 7. В результате анализа сведений, предоставленных налоговым органом31, выявлены пересечения физических лиц, налоговыми агентами которых являлись ответчики32:
Учитывая вышеизложенное, Комиссией ФАС России установлено пересечение кадрового состава между ответчиками, что подтверждает факт совместного осуществления хозяйственного деятельности.
8. Комиссия ФАС России обращает внимание на вероятное наличие родственных связей
между владельцами 100% акций (долей) АО «Гипростроймост»
Таким образом, сведения, предоставленные реестродержателем33, свидетельствуют о возможных родственных связях между участниками
(акционерами) АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ» и указывают 9. В соответствии с данными Минцифры России34, в отношении сведений Единой системы идентификации и аутентификации установлено, что администратором учетной записи АО «Гипростроймост» является [...] 35 Таким образом, администрирование учетной записи хозяйствуюшего субъекта-конкурента свидетельствует об объединении усилий, их взаимном, добровольном согласовании и совместном осуществлении действий, в том числе в ходе планирования и участия в конкурентных процедурах.
По результатам анализа торгов установлено, что торги проходили в различные периоды времени, отличались друг от друга начальной максимальной ценой, Отмечается, что отказ от участия на торгах в пользу иного лица позволяет участникам антиконкурентного соглашения достичь наибольшей выгоды от участия в недопустимом в соответствии с антимонопольным законодательством соглашении путем заключения контрактов с заказчиками по ценам, равным/максимально приближенным к начальным.
Реализация ответчиками антиконкурентного соглашения (картеля) путем применения одной модели группового поведения связана с осведомленностью каждого из участников антиконкурентного
соглашения (картеля) о намерениях иного участника такого соглашения (картеля) действовать определенным образом Объяснения (отзывы) ответчиков по делу № 22/11/01-97/2024 о нарушении антимонопольного законодательства. В ходе рассмотрения дела № 22/11/01-97/2024 о нарушении антимонопольного законодательства ответчики не согласились с наличием в их действиях нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и предоставили следующие объяснения (отзывы)36:
1. АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ» не могут иметь конкурентных отношений из-за значительных отличий в финансовых
Комиссия ФАС России отмечает, что в соответствии с подпунктом «б» Конкурентные отношения между ответчиками установлены аналитическим отчетом от 22.05.2025, на основании чего Комиссия ФАС России отклоняет данный довод.
2. АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ» не принимали совместного участия ни в одной конкурентной процедуре, в результате чего отсутствует причинно-следственная связь
между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между
хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие
соглашения приводят или могут привести
Согласно Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 6 июня 2023 г. № 304-ЭС22-27912 по делу Таким образом, при возникновении спора относительно того, имело ли место заключение между участниками торгов соглашения, нарушающего пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, установлению подлежат следующие юридически значимые обстоятельства: нахождение участников торгов в состоянии конкуренции; применение участниками торгов стратегии поведения, направленной на извлечение имущественной выгоды за счет обеспечения победы в торгах отдельным участникам.
В соответствии с Обзором по вопросам судебной практики, возникающим
При этом стоит отметить, что запрет на заключение картеля сформулирован
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, сконструирован как формальный, Комиссия ФАС России обращает внимание на единую модель поведения ответчиков, состоящую в отказе от конкурентной борьбы, в том числе попеременном отказе ответчиков от подачи заявок для участия в торгах.
В настоящем решении установлена достаточная совокупность доказательств,
свидетельствующих о признаках нарушения пункта 2 части 1 статьи 11
Закона На основании изложенного, Комиссия ФАС России отклоняет указанные доводы.
3. Отказ от участия в конкурентных процедурах ответчиками обосновывается реализацией иных контрактов и, как следствие, недостаточностью
материально-технической базы для участия в конкурентной процедуре и последующем исполнении контракта, а также экономической нецелесообразностью, территориальной удаленностью объектов
закупок Анализ поведения участников с точки зрения экономической выгоды не входит в предмет доказывания по указанной категории дел. При нарушении хозяйствующим субъектом пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции наступление последствий в виде влияния на конкуренцию презюмируется.
Комиссией ФАС России в действиях ответчиков усматривается достаточная совокупность признаков заключения и реализации антиконкурентного соглашения (картеля), которое привело (могло
привести) к поддержанию цен на торгах На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России отклоняет указанный довод.
4. Снижение НМЦК АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ» позволило заказчикам сэкономить денежную
сумму в размере 259 068 685,39 руб.,
Экономическая выгода заказчиков от размещения конкурентных процедур На основании изложенного, Комиссией ФАС России данный довод отклоняется. 5. Акты проверок в отношении ответчиков и определение не конкретизируют вид инфраструктуры, обвинения в едином использовании которой инкриминируются ответчикам. Кроме того, нахождение во взаимном распоряжении документации ответчиков обусловлено наличием договорных отношений между ними.
Совпадение IP-адреса при подаче заявок, ценовых предложений
Комиссия отмечает, что документы, обнаруженные в ходе проведения внеплановых выездных проверок АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ», совпадение
IP-адресов и метаданных файлов заявок для участия
В ходе заседания Комиссии ФАС России представителем ответчиков [...] 37
подтверждено совместное использование АО «Гипростроймост»
«В целях организации методологической работы на территории
В целях совершенствования методологической работы для предприятий группы компаний проведена унификация единых шаблонов на выделенном рабочем месте (инструкции, регламенты, шаблоны
файлов и документов). Данным фактом объясняется совпадение метаданных в части пересечения авторов
На территории АО «Гипростроймост» организован удаленный рабочий доступ к выделенному рабочему месту, что дало возможность сотрудникам Удаленный рабочий доступ в виду привязки к IP-адресу [...] обусловил его использование ответчиками...».
«На территории ООО «Кузоватовское ДРСУ» расположен компьютер, подключенный к удаленному рабочему месту. Включая ЭЦП в компьютере Комиссия ФАС России отклоняет данный довод и считает его подтверждением реализации антиконкурентного соглашения (картеля).
6. В письме Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
В соответствии со статьей 39 Закона о защите конкуренции полномочия Кроме того, в соответствии со статьей 49 Закона о защите конкуренции наличие нарушения антимонопольного законодательства устанавливается Комиссией ФАС России.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России обращает внимание, Таким образом, Комиссия ФАС России отклоняет данный довод ответчиков.
7. ООО «Кузоватовское ДРСУ» не привлекало АО «Гипростроймост»
Кроме того, доля контрактов субподряда в общей сумме цен контрактов, заключенных по результатам вменяемых конкурентных процедур, составляет Комиссия ФАС России отмечает, что заключение и реализация антиконкурентного соглашения (картеля) устанавливается на основании совокупности доказательств.
В рамках рассмотрения дела № 22/01/11-97/2024
Комиссией ФАС России установлено наличие устойчивых договорных и финансовых
взаимоотношений между ответчиками, в том числе в рамках договоров
субподряда, что является одним На основании изложенного, Комиссия ФАС России отклоняет данный довод.
8. ФАС России проведена нерелевантная выборка «эталонных»38 процедур
Комиссия ФАС России отмечает, что в соответствии
Комиссией ФАС России проведен анализ состояния конкуренции в
полном Таким образом, Комиссия ФАС России отклоняет данный довод. 9. АО «Гипростроймост» отмечает, что при анализе конкурентных процедур необходимо учитывать разницу в сложности исполнения государственных контрактов по проведению ремонта дорог местного значения и дорог регионального и межмуниципального значения.
Сложность исполнения государственных контрактов не относится к предмету рассмотрения дела №
22/11/01-97/2024 и не входит в предмет доказывания На основании изложенного, Комиссией ФАС России данный довод отклоняется.
10. Отказ от участия в конкурентных процедурах одного ответчика
В рамках рассмотрения дела № 22/01/11-97/2024 факт
заключения Таким образом, в рамках дела № 22/01/11-97/2024 рассматривается модель поведения ответчиков, направленная на поддержание цен на торгах, с учетом имеющейся совокупности доказательств.
Кроме того, Комиссия ФАС России дополнительно
отмечает, что поведение иных хозяйствующих субъектов, не являющихся ответчиками по делу
11. Для расчета НМЦК по рассматриваемым конкурентным процедурам использовался проектно-сметный метод, на основании чего необходимо доказательство наличия объективной возможности
большего снижения НМЦК Определение НМЦК проектно-сметным методом не входит в предмет рассмотрения по настоящему делу.
Комиссия ФАС России отмечает, что в силу взаимосвязанных положений Следовательно, и пассивное поведение в ходе торгов (то есть «подыгрывание» победителю) экономически обосновано для лиц, обеспечивающих победу иному лицу. Обратное противоречило бы как природе предпринимательской деятельности, так и антимонопольному назначению такого вида гражданско-правовой процедуры, как торги.
Кроме того, при наличии ряда обстоятельств, свидетельствующих о факте картельного соглашения, экономическая целесообразность заключения контракта На основании изложенного, Комиссия ФАС России отклоняет данный довод.
12. При оценке заявки, поданной на участие в конкурентных процедурах
В рамках рассмотрения настоящего дела ФАС России проведен анализ состояния конкуренции от
22.05.2025 в полном и необходимом объеме, Комиссия ФАС России, учитывая результаты анализа состояния конкуренции, а также совокупность доказательств по настоящему делу, отклоняет данный довод.
13. В 5 конкурентных процедурах40 ООО «Кузоватовское ДРСУ» не
могло принимать участие из-за отсутствия членства в саморегулируемой организации (далее
СРО) или недостаточного уровня ответственности, установленного
Комиссия ФАС России учла данные доводы в рамках рассмотрения дела 14. Конкурентные процедуры, завершенные до 27.03.2022, не подлежат рассмотрению в рамках дела № 22/01/11-97/2024 из-за истечения сроков давности. На основании статьи 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства со дня окончания нарушения или его обнаружения. Комиссией ФАС России установлено с учетом имеющихся в материалах дела № 22/01/11-97/2024 о нарушении антимонопольного законодательства доказательств, что заключенное ответчиками антиконкурентное соглашение носило длящийся характер ввиду использования единой стратегии поведения его участников во всех конкурентных процедурах, указанных в Приложении № 1 к настоящему решению, которые были проведены в период с 21.07.2021 по 22.10.2024. Учитывая изложенное, данный довод Комиссией ФАС России отклоняется.
15. Некоторые конкурентные процедуры в своем описании вида закупки могут вводить в заблуждение относительно действительного вида работ по ОКПД.
Таким образом, ООО «Кузоватовское ДРСУ» принимало участие в закупках, связанных с благоустройством территорий и работами, не связанными
Комиссия ФАС России отмечает, что информация о закупочных процедурах,
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что определение заказчиком кода позиции ОКПД в документации закупочных процедур не входит в предмет рассмотрения по делу № 22/01/11-97/2024.
Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии с аналитическим отчетом от 22.05.2025 ООО «Кузоватовское ДРСУ» принимало участие На основании изложенного, Комиссия ФАС России отклоняет данный довод. Комиссия ФАС Россия обращает внимание, что доводы представителя ответчиков, заявленные на заседании Комиссии ФАС России 11.06.2025 в части проведения анализа состояния конкуренция, а именно наличия ограничительных положений в документации закупочных процедур, аналогичны предыдущей позиции ответчиков и исследованы ранее в рамках настоящего дела.
Правовая квалификация.
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение
договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких
документах, а также договоренность в устной форме. Запрещенным частью 1 Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации
В соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции дело
Для длящегося правонарушения характерно начало его осуществления Из указанного следует, что в случае, если антимонопольным органом вменяется не только заключение антиконкурентного соглашения, но и его реализация, такое антиконкурентное соглашение считается длящимся. Данная позиция отражена, в том числе в решении Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2023 № А40-24018/23 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2020 № 305-ЭС20-9447.
Анализ материалов дела о нарушении антимонопольного
законодательства, совокупности доказательств, изложенных в заключении, в том числе стратегии поведения ответчиков,
а также анализ участия ответчиков в конкурентных
процедурах,
свидетельствуют о том, что
антиконкурентное соглашение (картель) Таким образом, в настоящем решении установлена следующая совокупность фактических обстоятельств, свидетельствующих о заключении ответчиками антиконкурентного соглашения (картеля): 1. Документы, обнаруженные на рабочих местах сотрудников в ходе осмотра территорий, помещений, документов, предметов и информации в электронном виде, скопированной с рабочих компьютеров АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ». 2. Финансовые перечисления ответчиков, связанные с обеспечением заявок для участия в конкурентных процедурах.
3. Получение сертификатов ключей проверки электронной подписи
4. Совместное использование электронных почт
[...]
5. Использование единых IP-адресов при подаче заявок, ценовых предложений,
подписании контрактов при участии в конкурентных процедурах, 6.Совпадение метаданных файлов заявок при участии в конкурентных процедурах. 7. Пересечения кадрового состава у ответчиков. 8. Наличие вероятных родственных связей между акционерами (участниками) ответчиков.
9. Администрирование учетной записи АО «Гипростроймост» владельцем
На основании изложенного,
Комиссией
ФАС России в действиях
На основании пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного
законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний
По результатам анализа информации, находящейся в распоряжении
Согласно статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими
субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный
ущерб либо повлекло извлечение дохода в крупном размере. Согласно Примечанию 1
В ходе рассмотрения дела был установлен факт заключения и
реализации антиконкурентного соглашения (картеля) между хозяйствующими субъектами- конкурентами, которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах
В соответствии с Постановлением Конституционного
Суда Российской
Федерации от 19.04.2023 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 и пункта «в» части 2 статьи 178
Уголовного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 примечаний к данной статье в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шатило» понятие «доход» в системе действующего правового регулирования
является определенным и применительно к заключению ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) с целью повышения, снижения или поддержания цен на торгах означает цену контракта,
заключаемого по результатам таких торгов, без ее уменьшения
Сумма цен контрактов, заключенных по результатам торгов, входящих
На основании изложенного, Комиссией ФАС России установлена необходимость направления настоящего решения в правоохранительные органы Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать акционерное общество
«Гипростроймост» (ИНН 7325069417, ОГРН 1077325003546, адрес места нахождения юридического лица: 432071, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Красноармейская, д. 18) и общество 2. Предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения недопустимого ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) ответчикам по делу № 22/01/11-97/2024 о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать в связи с завершением его реализации.
3. Передать материалы дела №
22/01/11-97/2024
должностному лицу 4. Направить материалы дела № 22/01/11-97/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в правоохранительные органы для проведения процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Приложение: 1. Таблица «Приложение № 1» в формате «pdf.» на 2 л. в 1 экз. 2. Таблица «Приложение № 2» в формате «pdf.» на 3 л. в 1 экз. 3. Таблица «Приложение № 3» в формате «pdf.» на 1 л. в 1 экз.
[...] 1Исх. ФАС России от 11.07.2024 № 22/61369/24. Т. 2, ч. 1, л.д. 62. 2Исх. ФАС России от 11.07.2024№ 22/61370/24. Т. 3, ч. 1, л.д. 74. 3Исх. ФАС России от 22.10.2024 № 22/95563/24. Т. 1, ч. 1, л.д. 9-11. 4Исх. ФАС России от 21.11.2024 № 22/106916/24. Т. 1, ч. 1, л.д. 44-46. 5Исх. ФАС России от 03.02.2025 № 22/8156/25. Т. 1, ч. 1, л. д. 206-208. 6Исх. ФАС России от 27.02.2025 № 22/17455/25. Т. 1, ч. 1, л. д. 251-253. 7Исх. ФАС России от 27.03.2025 № 22/28178/25. Т. 1, ч. 2, л. д. 4-5. 8Исх. ФАС России от 07.04.2025 № 22/32107/25. Т. 1, ч. 2, л. д. 136-138. 9Исх. ФАС России от 12.05.2025 № 22/43657/25. Т. 1, ч. 2, л. д. 161-163. 10Исх. ФАС России от 15.05.2025 № 22/44975/25. Т. 1, ч. 2, л. д. 164-165. 11Исх. ФАС России от 29.05.2025 № 22/50199/25. Т. 1, ч. 2, л. д. 179-181. 12Исх. ФАС России от 21.01.2025 № 22/3674/25. Т. 1, ч. 1, л.д. 73-75. 13Т. 1, ч. 1, л.д. 57-70, 221-241; Т. 1, ч. 2, л. д. 139-156; Т. 1, ч. 2, л. д. 178-196. 14Аналитический отчет от 22.05.2025 по результатам анализа состояния конкуренции на торгах, входящих в предмет рассмотрения по делу № 22/01/11-97/2024. Т. 1, ч. 2, л. д. 178-196. 15Т. 1, ч. 2, л. д. 178-196.
16Вх. ФАС России от 24.07.2024 № 122379/24. Т. 3, ч. 1, л.д. 161-163; вх. ФАС России от 22.07.2024 17 Акционер 100 % акций АО «Гипростроймост». 18Вх. ФАС России от 05.09.2024 № 147537/24. Т. 3, ч. 4, л. д. 304-335. 19https://ofd.nalog.ru/. 20Вх. ФАС России от 20.03.2024 № 45316/24. Т. 4, л.д. 59. 21Вх. ФАС России от 22.07.2024 № 120687. Т. 2, ч. 1, л. д. 364-395. 22Вх. ФАС России от 24.07.2024 № 122379/24. Т. 3, ч. 1, л.д. 145-160. 23Вх. ФАС России от 20.03.2024 № 45316/24. Т. 4, л.д. 50, 69. 24Вх. ФАС России от 10.04.2024 № 59749-ДСП/24. Т. 6, л.д. 11. 25Вх. ФАС России от 22.07.2024 № 120687-ЭП/24. Т. 2, ч. 1, л. д. 108-267. 26 Участник со 100 % долей ООО «Кузоватовское ДРСУ». 27Вх. ФАС России от 04.03.2024 № 35205/24. Т. 4, л. д. 1; вх. ФАС России от 20.03.2024 № 45316/24. Т. 4, л.д. 71-72. 28Вх. ФАС России от 11.04.2024 № 60916-ЭП/24. Т. 4, л.д. 70. 29Вх. ФАС России от 15.05.2024 № 78158-ДСП/24. Т. 6, л.д. 2. 30Вх. ФАС России от 10.04.2024 № 59749-ДСП/24. Т. 5, л. д. 1-11. 31Вх. ФАС России от 15.05.2024 № 79159-ДСП/24. Т. 6 ДСП, л. д. 1-2. 32Вх. ФАС России от 15.05.2024 № 79159-ДСП/24. Т. 6 ДСП, л. д. 1-2. 33Вх. ФАС России от 05.03.2024 № 36207/2024. Т. 4, л. д. 2-4. 34Вх. ФАС России от 06.05.2024 № 74506-М/24. 35 Участник со 100 % долей ООО «Кузоватовское ДРСУ». 36Вх. ФАС России от 27.01.2025 № 15131/25. Т. 1, ч. 1, л. д. 140-196. 37Т. 1, ч. 1, л. д. 197-205.
38Под «эталонными» конкурентными процедурами в Пояснениях АО «Гипростроймост» к заключению 39Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2023 по делу № А40-24018/23-122-179. 40Номера извещений: 168500000621000282, 168500000621000390, 168500000621000881, 366200035622000711, 168500000624004165. 41Номера извещений: 168500000622000681, 168500000622002443, 168500000622004623, 1685000000623002889, 168500000624000699. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-po-borbe-s-kartelyami-i-kontrolya-zakrytyh-zakupok/7ca55e87-bb78-467e-b0dc-5166dfd63325/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ВХ/2154/25 Решение по жалобе ООО «Кабанскавто» на действия Министерства... от 3 июля 2025 г. Управление: Бурятское УФАС России Дело : Дело №003/10/18.1-405/2025 Жалоба ООО «Кабанскавто» на действия Министерства по развити... Сфера деятельности: Прочие сферы деятельности на товарных рынках Решение Решение №МП/2691/25 РЕШЕНИЕ № 028/06/104-524/2025 от 3 июля 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №4739/25 Решение РНП № 25-216/04-2025 от 2 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Организации ООО "ИНДУСТРИЯ ПОШИВА" ИНН: 276149135 МБУДО "Чугуевская детская музыкальная школа" ИНН: 2534007493 Решение Решение №054/01/18.1-1675/2025 в отношении Управления федеральной почтовой связи Новосибирс... от 2 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/01/18.1-1675/2025 в отношении филиала АО «Почта России» Решение Решение №26622/25 б/а от 30 июня 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7678/2025 ООО «Марта» на ГАОУ ВО МГПУ |