База решений ФАС
Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/10-1655/2024 Резолютивная часть р... от 10 июля 2025 г. Дело №034/01/10-1655/2024 АМЗ из базы решений ФАС (№1868077) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирмТекст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Заявитель: ИП Ж.В.В.
Ответчик: ОАО «РЖД» в лице филиала Приволжская железная дорога
РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/10-1655/2024
Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2025 года Волгоград В полном объёме решение изготовлено 10 июля 2025 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела № 034/01/10-1655/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: «&» председателя комиссии, заместителя руководителя Управления; «&» члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли, «&» члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли; рассмотрев дело № 034/01/10-1655/2024 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала Приволжская железная дорога (юридический адрес: 107174, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ОГРН: 1037739877295, ИНН 7708503727) части 1 статьи 10 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в задержке уборки порожних вагонов (цистерн) с мест погрузки-выгрузки на железнодорожных путях необщего пользования ИП Ж.В.В. и отказе от представления актов общей формы, в присутствии на заседании: «&» представителя ИП Ж.В.В. по доверенности № «&» от «&»; «&» представителя ОАО «РЖД» по доверенности № «&» от «&»,
УСТАНОВИЛА: Поводом для возбуждения настоящего дела послужило заявление ИП Ж.В.В. вх. № 8196/24 от 02.08.2024 содержащее сведения, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ОАО «РЖД», выразившиеся в задержке уборки порожних вагонов (цистерн) с мест погрузки-выгрузки на железнодорожных путях необщего пользования ИП Ж.В.В. и уклонению от представления актов общей формы. Приказом руководителя Управления от 25.10.2025 № 108 возбуждено дело № 034/01/10-1655/2024 по признакам нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлено следующее. Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установлено следующее. В пунктах 2, 3 статьи 22 Закона о защите конкуренции законодателем к функциям антимонопольного органа отнесены, в частности, такие как предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, выявление нарушений антимонопольного законодательства, а также принятие мер по прекращению выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности. В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Одним из установленных Законом о защите конкуренции требований является запрет злоупотребления хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, выраженного действиями (бездействием), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции). Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение. В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, осуществление государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства включает в себя установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее Порядок проведения анализа) установлено, что по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; в) определение географических границ товарного рынка. На основании указанных выше правовых норм Управлением подготовлен аналитический отчёт по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, в границах станции им. М.Горького Приволжской железной дороги филиала ОАО «РЖД», за период с 01.01.2023 по 01.12.2024. Согласно вышеуказанному аналитическому отчёту ОАО «РЖД» имеет признаки доминирующего положения на рынке услуг по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, в границах станции им. М.Горького Приволжской железной дороги филиала ОАО «РЖД», за период с 01.01.2023 по 01.12.2024. В рамках рассмотрения дела Комиссией установлено, что между ОАО «РЖД» и ИП Ж.В.В. заключён договор № 2/222 от 21.02.2023 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ИП Ж.В.В. по станции им. М. Горького Приволжской железной дороги филиала ОАО «РЖД». По условиям данного договора производится подача, расстановка на места выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ИП Ж.В.В. примыкающего стрелочным переводом № 431 к железнодорожному пути необщего пользования АО «РЖДстрой», локомотивом ОАО «РЖД». Как указал заявитель, в договоре № 2/222 от 21.02.2023 не определено в какой срок подаются вагоны под выгрузку, прибывшие в адрес ИП Ж.В.В. В связи с тем, что вагоны, прибывшие в адрес ИП Ж.В.В. не подавались в установленный срок, ИП Ж.В.В. письмами исх. № 55 от 27.03.2024, исх. № 62 от 03.04.2024, исх. № 66 от 09.04.2024, исх. № 69 от 10.04.2024, исх. № 82 от 19.04.2024, исх. № 114 от 27.04.2024, исх. № 121 от 20.05.2024, исх. № 127 от 22.05.2024, исх. № 130 от 27.05.2024, исх. № 138 от 07.06.2024, исх. № 141 от 13.06.2024, исх. № 150 от 02.07.2024, исх. № 152 от 08.07.2024, исх. № 157 от 18.07.2024, исх. № 163 от 26.07.2024 обращался в адрес Приволжской железной дороги филиала ОАО «РЖД» с заявлением о составлении актов общей формы по факту задержки подачи вагонов под выгрузку и по факту задержки уборки вагонов после выгрузки с железнодорожных путей, принадлежащих ИП Ж.В.В. Письмами исх. № 149 от 30.07.2024 (в ответ на письмо ИП Ж.В.В. исх. № 163 от 30.07.2024), исх. № 134 от 12.07.2024 (в ответ на письмо ИП Ж.В.В. исх. № 152 от 08.07.2024) ОАО «РЖД» ответило, что запрашиваемые акты общей формы не составлялись. Подтверждением фактической выдачи грузов является подписание уполномоченных представителей перевозчика и грузополучателя в памятке приемосдатчика в графе «вагон сдан», «вагон принял». Памятки приемосдатчика формы ГУ-45 ВЦ на подачу вагона, после осмотра груза, подписаны ИП Ж.В.В. без претензий и разногласий. 17.06.2024 ИП Ж.В.В. в адрес руководства Приволжской дирекции управления движением направлялось заявление по факту непредоставления актов общей формы и других нарушений со стороны руководства станции им. М.Горького Приволжской железной дороги. Ответ на указанное письмо со стороны ОАО «РЖД» не представлено. В ответ на запрос Управления, ОАО «РЖД» указано, что общество не уклонялось от оформления актов общей формы, поскольку обращения ИП Ж.В.В. не содержат требований о составлении актов общей формы. В рамках рассмотрения дела Комиссией установлено, что ИП Ж.В.В. обращался в ОАО «РЖД» со следующими обращениями:
Таким образом, из представленной таблицы следует, что по п. 1-23 таблицы акты общей формы не было выданы ОАО «РЖД» по запросам ИП Ж.В.В. за период 2023-2024 гг. Вместе с тем, как следует из п. 24-26 таблицы ОАО «РЖД» выданы акты общей формы ИП Ж.В.В. Кроме того, как следует из материалов дела, акты общей формы в спорный период составлялись в случае простоя вагонов по вине ИП Ж.В.В. Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг определены Уставом железнодорожного транспорта. Согласно статье 100 Устава железнодорожного транспорта за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов. Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. В случае удостоверения обстоятельств непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя. Для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется Правилами перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.07.2020 № 256 (далее Правила № 256). Согласно пункту 64 Правил № 256 акты общей формы составляются перевозчиком, владельцем инфраструктуры на станциях для удостоверения фактов и обстоятельств, предусмотренных Уставом. Акт общей формы составляется и подписывается одним уполномоченным представителем перевозчика, который его составил, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 65 настоящих Правил, в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом общей формы, если иное не предусмотрено настоящей главой. Согласно пункту 66 Правил № 256 перевозчик или владелец инфраструктуры обязаны составить акт общей формы, если о составлении такого акта к ним поступило заявление пользователя услугами железнодорожного транспорта. В таком случае перевозчик или владелец инфраструктуры обязаны составить акт общей формы или направить мотивированный отказ в его составлении в течение двадцати четырех часов с момента поступления такого заявления пользователя услугами железнодорожного транспорта. Согласно статье 120 Устава железнодорожного транспорта право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, или иска имеют: грузополучатель, грузоотправитель, обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования - в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования. К претензии должны быть приложены ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, касающаяся подачи и уборки вагонов, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписка из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, акт общей формы. Согласно статье 122 Устава железнодорожного транспорта, порядок предъявления и рассмотрения претензий грузоотправителей, грузополучателей устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок предъявления и рассмотрения претензий отправителей, получателей устанавливается правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Согласно пункту 7 Правил предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 31.03.2016 № 84 (далее Правила предъявления и рассмотрения претензий), к претензии в соответствии со статьей 120 Устава должны быть приложены подтверждающие документы: в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования - ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, касающаяся подачи и уборки вагонов, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписка из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, акты общей формы. Пунктом 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее Правила оформления штрафов), основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная), ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы. Уставом железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом предусмотрена обязанность Перевозчика или владельца инфраструктуры по составлению акта общей формы для удостоверения обстоятельства, являющимся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Также в соответствии со статьей 120 Устава железнодорожного транспорта к предъявляемой к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, или иска должны быть приложены ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, касающаяся подачи и уборки вагонов, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписка из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, акт общей формы. Правилами оформления штрафов установлено, что основанием для начисления сумм штрафов являются: транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная), ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы. По состоянию на 24.10.2024 ОАО «РЖД» не были составлены акты общей формы и не выданы по запросам ИП Ж.В.В. Нарушение в едином технологическом процессе подачи и уборки порожних вагонов подтверждается представленными ИП Ж.В.В. документами. Положение пункта 64 Правил № 256 вменяет в обязанность перевозчика, владельца инфраструктуры составлять акты общей формы в день обнаружения обстоятельств для удостоверения фактов и обстоятельств, подлежащих оформлению актом общей формы. Таким образом, ОАО «РЖД» незаконно отказалось от составления и выдачи актов общей формы по заявлению ИП Ж.В.В. для удостоверения обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика и иных лиц за задержку уборки вагонов с мест выгрузки с железнодорожного пути необщего пользования. Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав в сфере предпринимательской деятельности. Потребитель услуги является более слабой стороной в правоотношениях с перевозчиком. Как указывает заявитель, не предоставление актов общей формы по причине задержки подачи вагонов под выгрузку по вине ОАО «РЖД» возлагает бремя оплаты штрафов перед собственниками вагонов на ИП Ж.В.В. Таким образом, действия ОАО «РЖД», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующего субъекта в результате задержки уборки порожних вагонов (цистерн) с мест погрузки-выгрузки на железнодорожных путях необщего пользования ИП Ж.В.В. и отказа от представления актов общей формы, повлекшим ущемление прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Комиссия также отмечает, что Закон о защите конкуренции не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд (п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее Пленум). С учетом положений части 1 статьи 2 Закона не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых (п. 45 Пленума). В соответствии со статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства. Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания ОАО «РЖД». Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «РЖД» нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в результате задержки уборки порожних вагонов (цистерн) с мест погрузки-выгрузки на железнодорожных путях необщего пользования ИП Ж.В.В. и отказа от представления актов общей формы, повлекшим ущемление прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 2. Передать материалы дела № 034/01/10-1655/2024 уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «РЖД» дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Пристанскова К.А. (8442) 24 22 80
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/volgogradskoe-ufas-rossii/ab3e3a6f-fe1e-4814-ba9e-7538a230239c/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ИК/2619/25 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-384/2025 по результатам рассмотрения жало... от 11 июля 2025 г. Управление: Новгородское УФАС России Решение Решение №ИК/2661/25 РЕШЕНИЕ № 053/06/105-397/2025 по результатам рассмотрения ... от 11 июля 2025 г. Управление: Новгородское УФАС России Решение Решение №ИС/3277/25 Решение по делу № 073/10/104-460/2025 от 11 июля 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/10/104-460/2025 Обращение МБУ "Дорремстрой" о включении сведений в отношении... Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №ОВ/8053/25 Решение по жалобе (вх. № 10354-ЛК/25 от 03.07.2025) на дейс... от 11 июля 2025 г. Управление: Хабаровское УФАС России Дело : Дело №027/10/18.1-1252/2025 Решение по жалобе (вх. № 10354-ЛК/25 от 03.07.2025) на дейс... Решение Решение №ИС/3273/25 Решение по делу № 073/06/106-463/2025 от 11 июля 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/06/106-463/2025 Жалоба ИП К на положение извещения Сфера деятельности: Контроль закупок |