База решений ФАС
Решение б/н б/а от 11 июля 2025 г. Дело №077/07/00-8087/2025 077/07/00-8087/2025 из базы решений ФАС (№1868107) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8087/2025 077/07/00-8087/2025 Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-8087/2025 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: «...» при участии «...» рассмотрев жалобу ООО «Глобалс Аудит» (далее Заявитель) на действия АО «РОСТЭК» (далее Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) (реестровый № 1200400010225000002) (далее Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции. Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции. На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным. Таким образом, при осуществлении данной процедуры Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе). Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предметом регулирования названного закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок). В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе в соответствии с Законом об аудиторской деятельности. Таким образом, проведение спорного конкурса является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Заказчика проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги субъекта, осуществляющего свою закупочную деятельность в рамках Закона о закупках. Заявитель в жалобе указывает на следующие нарушения в действиях Заказчика при проведении закупочной процедуры: 1. Неуказание в итоговом протоколе сведений о наименовании участников, победителя закупочной процедуры, о расчете баллов, а также о принятых или отклоненных для оценки документах, что препятствует оспариванию допуска заявки победившего участника, а также итоги закупочной процедуры. 2. Нарушение установленного закупочной документацией порядка оценки заявок участников, выраженное в неправомерном занижении Заявителю баллов по критериям «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее критерий Квалификация) и «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (далее критерий Качество). 3. Непредоставление ответа на направленный Заявителем запрос разъяснений итогов закупочной процедуры. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. Комиссией установлено, что Заказчиком на основании части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, частей 1, 4, 5 статьи 5, статьи 48 Закона о контрактной системе 20.05.2025 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и АО «ЕЭТП» опубликовано извещение о проведении Закупки. Начальная (максимальная) цена договора: 300 000,00 руб. Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.06.2025 в 10:00. Дата подведения итогов: 11.04.2025. Относительно доводов Заявителя об оспаривании итогового протокола Комиссия установила следующее. В соответствии с итоговым протоколом от 11.06.2025 победителем спорной закупочной процедуры признан участник с идентификационным номером заявки 1975408, Заявитель с идентификационным номером заявки 2007649 занял второе место. При этом положениями части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам проведения электронного конкурса должен содержать следующую информацию: 1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке; 2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки; 3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки; 4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке; 5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона; 6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке; 7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе. Таким образом, Законом о контрактной системе не установлены требования об указании в итогом протоколе обжалуемых сведений. С учетом изложенного, изучив итоговый протокол от 11.06.2025, Комиссия приходит к выводу о том, что указанный протокол содержит все установленные законом сведения и в полной мере соответствует требованиям части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Заявителем в материалы дела не представлено, как не представлено и каких-либо нормативных обоснований обязанности Заказчика по включению в итоговый протокол сведений как о наименованиях участников закупочной процедуры и ее победителя, так и о расчете баллов, а также о принятых или отклоненных для оценки документах. При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части. Относительно довода Заявителя об оспаривании действий Заказчика по непредоставлению ответа на направленный Заявителем запрос разъяснений итогов закупочной процедуры, Комиссия отмечает следующее. Заявителем 16.06.2025 в адрес Заказчика направлен запрос разъяснения итогового протокола от 11.06.2025, согласно которому Заявитель просил разъяснить результаты оценки своей заявки. Однако ответ в установленный Законом о контраткной системе срок предоставлен не был. На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что не направил Заявителю ответ на запрос разъяснений итогов из-за возникновения технической ошибки со стороны Заказчика. Заказчик указал, что по причине сбоя корректной работы ЭЦП не имел возможность осуществить вход в личный кабинет и направить ответ на запрос Заявителя в срок, установленный действующим законодательством. В свою очередь, Комиссия отмечает, что согласно положениям части 18 статьи 48 Закона о контрактной системе участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки такого участника закупки. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик направляет соответствующие разъяснения оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента поступления таких разъяснений они направляются оператором электронной площадки с использованием электронной площадки участнику закупки, направившему запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено направление участником запроса о даче разъяснений посредством функционала Оператора ЭТП в отношении его заявки. Также Законом о контрактной системе предусмотрено направление Заказчиком ответа на поданный запрос разъяснений в течение 2 рабочих дней. Вместе с тем, Комиссией установлено, что ответ на запрос разъяснений Заявителя был направлен Заказчиком последнему 23.06.2025, то есть с нарушением сроков, установленных частью 18 статьи 48 Закона о контрактной системе, что не оспаривается Заказчиком. На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений положений части 18 статьи 48 Закона о контрактной системе в части не направления Заявителю разъяснений информации, содержащейся в итоговом протоколе в отношении заявки Заявителя в срок, установленный действующим законодательством. С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части. Относительно доводов Заявителя в части оспаривания нарушения Заказчиком установленного закупочной документацией порядка и критериев оценки заявок участников, Комиссия отмечает следующее. Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает критерии оценки заявок участников. Подпунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о закупке должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе. В соответствии подпунктом «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок: осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки). Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Критерии и оценка заявок участников установлены в соответствии с Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее Положение об оценке). Согласно положениям Извещения Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:
Комиссия, изучив представленную в материалы дела заявку Заявителя и итоговый протокол от 11.06.2025, установила, что заявка Заявителя была оценена следующим образом:
Относительно оценки заявки Заявителя по показателю «Описание предлагаемого качества услуг, а именно предоставление образца письменной информации по результатам проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Заявителем представлен отчет «Письменная информация (отчет аудитора) по результатам аудита бухгалтерской отчености для АО МУП / ООО «ХХХХ» за 2024» что не соответствует требованиям документации, поскольку Заказчику требовалось предоставить отчет, учитывающий организационно-правовую форму Заказчика. Так, Комиссия отмечает, что в соответствии с документацией для оценки заявки на максимальное количество баллов участник должен представить детализированный обезличенный отчет по выполнению аудиторской проверки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, который учитывает организационно-правовую форму Заказчика. Изучив заявку Заявителя, а также заслушав пояснения Заявителя, Комиссия установила, что Заявителем для целей оценки по данному спорному показателю не представлены документы, соответствующие требованиям документации, в связи с чем заявка Заявителя была оценена надлежащим образом в указанной части, а в действиях Заказчика в указанной части отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе. Относительно оценки заявки Заявителя по показателю «Описание участником закупки процесса оказания услуг по данной закупке» Заказчик пояснил, что в заявке Заявителя отсутствуют сведения о наличии аудиторской группы, которая будет принимать непосредственное участие в проведении аудиторской проверки с указанием по каждому сотруднику: должность, стаж работы по профессии, а так же с указанием предприятий идентичных по сфере деятельности Заказчика. Изучив материалы заявки Заявителя, Комиссия установила, что в заявке отсутствуют перечисленные Заказчиком сведения, что не оспаривается Заявителем, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Заявителя была оценена надлежащим образом в указанной части, а в действиях Заказчика в указанной части отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе. При этом Комиссия отмечает, что довод Заявителя о том, что указание в первой части заявки указанных сведений, требуемых Заказчиком влечет возможность идентификации участника, в связи с чем заявка победителя в случае указания таких сведений в составе первой части заявки подлежала отклонению, является необоснованным и оценивается Комиссией критически. При этом комиссия, изучив заявку Победителя (№1975408), установила, что последним в составе первой части заявки указанные сведения представлены в обезличенном виде, что не противоречит как требованиям Документации, так и действующего законодательства, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства в действиях Заказчика по допуску заявки Победителя к участию в Закупке, а, следовательно, о необоснованности доводов жалобы Заявителя в указанной части. Комиссия также отмечает, что в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в части указанных доводов. Само по себе субъективное мнение Заявителя о наличии признаков правонарушения, изложенное в форме утверждения, в качестве таких фактических обстоятельств не может быть принято Комиссией Управления как надлежащее обоснование доводов Заявителя. Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части. Вместе с тем относительно оценки заявки Заявителя по показателю «Значение индекса деловой репутации» Критерия «Квалификация» Заказчик пояснил, что Заявителем предоставлен один сертификат со значением 99,6 балла, в связи с чем Заявителю присвоено 9,20 баллов с учетом коэффициента значимости. Вместе с тем, изучив материалы заявки Заявителя, Комиссия установила, что в составе заявки помимо указанного сертификата Заявителем также представлен сертификат №РООRU.32065.04ИВЧ1.ОС17.59150 со значением индекса деловой репутации - 100 баллов. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанный сертификат также должен был быть принят к оценке по указанному показателю, в связи с чем доводы жалобы признаются обоснованными в указанной части, а в действиях Заказчика усматривается нарушение статьи 6, подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе. В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов. Вместе с тем на заседании Комиссии было установлено, что по результатам оспариваемой Закупки с победителем заключен договор (24.06.2025), в связи с чем Комиссия Управления не выдает Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия АО «РОСТЭК» при проведении Закупки частично обоснованной. 2. Установить в действиях Заказчика нарушение статьи 6, подпункта «б» пункта 1 части 11, части 18 статьи 48 Закона о контрактной системе. 3.? Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/a50d02dc-b826-4cda-a32c-9e6430907c75/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ФК/27091/25 б/а от 11 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8307/2025 ООО «БЕТАТРЕЙД» на АО «ЦЭНКИ» Решение Решение №04/16633/25 принятое по жалобе физического лица от 11 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №28314/25 б/а от 11 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8341/2025 ООО «Кварц» на АО «СО ЕЭС» Решение Решение б/н б/а от 11 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8387/2025 ООО ЧОО «Дан» на ООО «Автодор-Платные Дороги» Решение Решение №НВ/4204/25 Решение по делу № 021/10/104-641/2025 от 11 июля 2025 г. Управление: Чувашское УФАС России Дело : Дело №021/10/104-641/2025 РНП ООО "Стройкрафт" Организации ООО "СТРОЙКРАФТ" ИНН: 2130133492 Казенное учреждение Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики ИНН: 2130135250 |