База решений ФАС
Решение №28/65209/25 Решение № 223ФЗ-313/25 от 11 июля 2025 г. . Участники: АО "ЦС "Звездочка", ООО "Партнер", ООО ЭТП ГПБ, . из базы решений ФАС (№1868144). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-313/25
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Партнер» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
08.07.2025 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее Комиссия ФАС России) в составе: ведущего заседание Комиссии ФАС России <...>, членов Комиссии ФАС России: <...>, <...>, при участии представителя: ООО «Партнер»: <...> (доверенность от 30.06.2025 № 130/0625), представители АО «ЦС «Звездочка», ООО ЭТП ГПБ (далее Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Партнер» от 21.06.2025 № 1121/0625 на действия (бездействие) заказчика АО «ЦС «Звездочка» при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ, в количестве 1 усл. ед. (извещение № 32514932224), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Партнер» (далее Заявитель) от 21.06.2025 № 1121/0625 на действия (бездействие) заказчика АО «ЦС «Звездочка» (далее Заказчик) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ, в количестве 1 усл. ед. (извещение № 32514932224) (далее Жалоба, Запрос предложений). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. Вместе с тем в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о необходимости выдачи предписания. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ЦС «Звездочка», утвержденным решением совета директоров АО «ЦС «Звездочка» от 26.12.2018 (протокол № 303) (в редакции № 13 с изменениями, утвержденными решением совета директоров АО «ЦС «Звездочка» от 13.12.2024 (протокол № 571) (далее Положение о закупке). В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений (далее Извещение), закупочной документацией Заказчика (далее Документация), протоколами, составленными в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В ходе заседания 30.06.2025 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 08.07.2025. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения договора в виде банковской гарантии, выданной исключительно банком-гарантом из списка ТОП-10 российских банков по активам, определенных рейтинговым агентством «Эксперт РА» на дату выдачи банковской гарантии (за исключением ПАО «Банк ПСБ»), до даты начала финансирования по договору. Заказчик в письменных пояснениях не согласился с доводом Жалобы и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Извещения. Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее. В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 3 статьи 74.1 НК РФ, Министерством финансов Российской Федерации по состоянию на момент размещения Извещения включено 209 кредитных организаций. В соответствии с пунктом 9 информационной карты Документации 9 банковская гарантия по договору, представляемая подрядчиком, должна быть безусловной и безотзывной и должна предусматривать оплату по первому требованию Заказчика, отвечать требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договора. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком-гарантом из списка ТОП-10 российских банков по активам, определенных рейтинговым агентством «Эксперт РА» на дату выдачи банковской гарантии (за исключением ПАО «Банк ПСБ»), до даты начала финансирования по договору. Заказчик вправе согласовать иную предложенную подрядчиком кандидатуру банка-гаранта, имеющего рейтинг по национальной шкале не ниже АА (АКРА) или ruАА-(RA), при условии предварительного письменного согласования кандидатуры такого банка-гаранта. В случае отказа в предложенной кандидатуре, Подрядчик обязан представить на согласование другое предложение по кандидатуре банка-гаранта. Убытки подрядчика, вызванные заменой банка-гаранта, не подлежат возмещению Заказчиком. Срок выполнения работ на период согласования условий банковской гарантии и банка-гаранта не продлевается. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора в случае, если представленные подрядчиком кандидатуры банка-гаранта не соответствуют требованиям договора, или после отказа Заказчика в согласовании не менее двух предложенных подрядчиком кандидатур банков-гарантов, рейтинг которых соответствует положениям настоящего пункта. Банк-гарант и текст банковской гарантии должны быть предварительно согласованы с Заказчиком. На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения договора в виде банковской гарантии, выданной исключительно банком-гарантом из списка ТОП-10 российских банков по активам, определенных рейтинговым агентством «Эксперт РА» на дату выдачи банковской гарантии (за исключением ПАО «Банк ПСБ»), до даты начала финансирования по договору. Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и пояснил, что установленное Заказчиком условие о предоставлении независимой гарантии, выданной исключительно банком-гарантом из списка ТОП-10 российских банков по активам, определенных рейтинговым агентством «Эксперт РА» не влияет на допуск участника закупки, также не ограничивает количество участников Запроса предложений. Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии с действующим законодательством для получения банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения договора, участники закупки вправе использовать услуги банков, соответствующих требованиям НК РФ, в связи с чем требование о предоставлении участниками закупки банковской гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения договора исключительно у банков из списка ТОП-10 российских банков по активам, определенных рейтинговым агентством «Эксперт РА», является избыточным и, как следствие, ограничивает количество участников закупки. Кроме того, выдача банковской гарантии является правом, а не обязанностью банков, в связи с чем требование о предоставлении участниками закупки банковской гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения договора исключительно банками из списка ТОП-10 российских банков по активам, определенных рейтинговым агентством «Эксперт РА», влечет сужение круга банков, чьи банковские гарантии могут быть представлены участниками закупки Заказчику. Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Документации требование о предоставлении независимой гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения договора исключительно банками из списка ТОП-10 российских банков по активам, определенных рейтинговым агентством «Эксперт РА», противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом Заказчиком в адрес Комиссии ФАС России представлено гарантийное письмо от 04.07.2025 № 877/1645 в соответствии с которым Заказчиком планируется проведение аналогичной закупки в июле 2025. Вместе с тем Комиссией ФАС России принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания, поскольку по итогам рассмотрения заявок Запрос предложений признан несостоявшимся. На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Партнер» (ИНН: 7715941094; ОГРН: 1127747106057) от 21.06.2025 № 1121/0625 на действия (бездействие) заказчика АО «ЦС «Звездочка» (ИНН: 2902060361; ОГРН: 1082902002677) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ, в количестве 1 усл. ед. (извещение № 32514932224) обоснованной. 2. Признать АО «ЦС «Звездочка» нарушившим требования части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку запрос предложений признан несостоявшимся. 4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.07.2025 по делу № 223ФЗ-313/25 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: <...>
Члены Комиссии ФАС России: <...>
<...>
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/ccc53147-e667-47be-81d2-87bd77c52f9b/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ДАФ-СЕРВИС-ВОРОНЕЖ» от 14 июля 2025 г. Управление: Самарское УФАС России Дело : Дело №063/07/3-629/2025 Жалоба №9601-эп/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №28483/25 б/а от 14 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8412/2025 ООО «Ю-Трейд» на АО «РСВО» Решение Решение №072/07/18.1–84/2025 Заявитель в поступившей жалобе указывает, что извещением об ... от 14 июля 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №072/07/3-516/2025 Жалоба №8154/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №28488/25 б/а от 14 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8370/2025 ИП ... на ГБУ «Мосгоргеотрест» Решение Решение №ИС/3305/25 1. Признать действия ООО УК «Дубрава Сервис», выразившиеся в... от 14 июля 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/01/10-243/2025 Создание дискриминационных условий по включению в условия до... Сфера деятельности: Товарный рынок |