База решений ФАС
Решение №28/68332/25 Решение 223ФЗ-332/25 от 21 июля 2025 г. . Участники: ОАО "РЖД", ООО "РТС-Тендер", ООО «МКС», . из базы решений ФАС (№1868406). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-332/25 по результатам рассмотрения жалобы ООО «МКС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
16.07.2025 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее Комиссия ФАС России) в составе: ведущего заседание Комиссии ФАС России <...>, членов Комиссии ФАС России: <...>, <...>, при участии представителей: ОАО «РЖД»: <...> (доверенность от 30.11.2022 № ЦДЗС-121/Д), ООО «МКС»: <...>, <...> (доверенность от 09.06.2025 № 1/С) представители ООО «РТС-тендер» (далее Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу ООО «МКС» от 08.07.2025 № 153 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки электротехнической продукции (извещение № 548/ОКЭ-ЦДЗС/25, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «МКС» (далее Заявитель) от 08.07.2025 № 153 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (извещение № 548/ОКЭ-ЦДЗС/25) (далее Конкурс, Жалоба). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» от 28.07.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными советом директоров ОАО «РЖД» в редакции от 26.03.2025 (протокол № 12) (далее Положение о закупке). В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее Извещение), закупочной документацией (далее Документация), протоколами, составленными в ходе проведения закупки:
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В ходе заседания 15.07.2025 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 16.07.2025. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя. Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере закупок, Положения о закупке и Документации. Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Частью 1 статьи 3.1-4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи3.1-4 Закона о закупках. Если иное не предусмотрено мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3.1-4 Закона о закупках, положения статьи 3.1-4 Закона о закупках, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом. Также в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3.1-4 Закона о закупках Правительство Российской Федерации: 1) вправе с учетом положений части 3 статьи 3.1-4 Закона о закупках принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения; в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами. Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Постановление № 1875) установлено, что при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и закупок в соответствии с Законом о закупках: запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, по перечню согласно приложению № 1, а также закупок в рамках государственного оборонного заказа для выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2; преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). Согласно пункту 3 Постановления № 1875 установлен перечень информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара, при осуществлении закупок которого применяется национальный режим. Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 1875 установлено, что информацией, подтверждающей происхождение товаров, указанных в позициях 1 - 145 приложения № 1 к Постановлению № 1875, позициях 1 - 433 приложения № 2 к указанному постановлению, приложении № 3 к Постановлению № 1875, из Российской Федерации является номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее Реестр). В соответствии с пунктом 1.6 части 1 Документации Заказчиком установлено ограничение и преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами. Перечень позиций товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, в отношении которых установлено ограничение и преимущество закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, указан в техническом задании, являющемся приложением № 1.1 к Документации. Порядок применения требований о предоставлении национального режима при осуществлении закупки указан в пункте 3.16 Документации. Подпунктом 3.17.8.5 пункта 3.17.8 части 3 Документации предусмотрено, что во второй части конкурсной заявки должны быть представлены сведения о наименовании страны происхождения поставляемого товара, в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, по Форме сведений о наименовании страны происхождения поставляемого товара, представленной в приложении № 1.3 Документации, документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3.1-4 Закона о закупках, если техническим заданием в отношении закупаемых товаров предусмотрено предоставление документов, подтверждающих происхождение таких товаров из Российской Федерации или из государств членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). При этом подпунктом 2 пункта 3.17.10 Документации установлено, что формирование и размещение на ЭТЗП заявки осуществляются путем заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки с указанием в том числе номера реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза, в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в позициях 1 145 перечня, являющегося приложением № 1, позициях 1 433 перечня, являющегося приложением № 2 к Постановлению № 1875, если при осуществлении закупки применяются запрет и (или) ограничение и в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта страной происхождения товара указано государство-член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации. В соответствии с формой сведений о наименовании страны происхождения поставляемого товара, являющейся приложением № 1.3 к Документации (далее Форма) участник при заполнении графы «номер (номера) реестровой записи товара» указывает номер (номера) реестровой записи товара, включенного в соответствующий реестр по позициям, указанным в графе № 5 «Информация о способе подтверждении страны происхождения товаров» технического задания Документации (далее Техническое задание). Если в графе № 5 Технического задания предусмотрено, что страна происхождения товара подтверждается декларативно, соответствующее поле по позиции не заполняется. При этом графой «номер (номера) реестровой записи товара» Формы предусмотрена следующая сноска: «Указывается номер (номера) реестровой записи товара (товаров), включенного (включенных) в реестры, предусмотренные пунктом 3 Постановления № 1875. Документы, предусмотренные подпунктами «в»-«д» пункта 10 Постановления № 1875 должны быть предоставлены в составе заявки, если требование о предоставлении таких документов установлено техническим заданием». Согласно Техническому заданию на товар, например «трансформатор», с кодом ОКПД 2: 27.11.42.000, Заказчиком в соответствии с требованиями Постановления № 1875 установлено ограничение (перечень не является исчерпывающим). На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что по мнению Заявителя Заказчику следовало допустить заявку Заявителя до участие в конкурсе, провести ее оценку и в последствии, в соответствии с требованиями Закона о закупках, не заключать договор с Заявителем. Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что заявка Заявителя отклонена по причине применения Заказчиком в том числе, ограничений, установленных Постановлением № 1875. Комиссия ФАС России, изучив заявку Заявителя установила, что Заявителем в Форме, например по позициям № №35, 37 (трансформатор однофазный масляный, трансформатор) указана страна происхождения: Республика Беларусь. Однако графа «номер (номера) реестровой записи товара» Формы Заявителем не заполнена. Изучив представленные материалы, заявку Заявителя, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что в Форме, например по позициям № №35, 37 отсутствует номер реестровой записи из реестра промышленной продукции, что не позволяет Заказчику определить страну происхождение товара. Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя от участия в Конкурсе ввиду несоответствия такой заявки требованиям Документации, не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке, Документации. На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО «МКС» (ИНН: 7813541070; ОГРН: 1127847414650) от 08.07.2025 № 153 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки электротехнической продукции (извещение № 548/ОКЭ-ЦДЗС/25) необоснованной. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/ba254acc-a5b6-409f-bc72-46ec199853e2/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №НВ/4403/25 Решение № 021/06/33-715/2025 от 22 июля 2025 г. Управление: Чувашское УФАС России Организации БУ ЧР "Республиканский детский санаторий "Лесная сказка" Минздрава Чувашии ИНН: 2112001790 Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 ИП Владимиров Д.Л. ИНН: 212709093064 Решение Решение №НВ/4402/25 Предписание № 021/06/23-713/2025 от 22 июля 2025 г. Управление: Чувашское УФАС России Организации БУ "ГОРОДСКОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" МИНЗДРАВА ЧУВАШИИ ИНН: 2129052584 Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 АО "ЕЭТП" ИНН: 7707704692 Решение Решение №НВ/4401/25 Решение № 021/06/23-713/2025 от 22 июля 2025 г. Управление: Чувашское УФАС России Организации БУ "ГОРОДСКОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" МИНЗДРАВА ЧУВАШИИ ИНН: 2129052584 Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭВОТРОНИКА" ИНН: 7751176272 Решение Решение №5360/25 Решение № 025/06/105-755/2025 от 22 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/06/105-755/2025 Дело по жалобе 44-ФЗ ИП КРАВЧЕНКО А.В. на закупку №032010001... Решение Решение №ИС/3389/25 Решение по делу № 073/10/104-471/2025 от 21 июля 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/10/104-471/2025 Обращение ГУЗ "Новомайнская участковая больница" о включении... Сфера деятельности: Контроль закупок |