База решений ФАС
Решение б/н решение от 29 июля 2025 г. Дело №077/07/00-8842/2025 ООО «ТЕХНОГИД» на АО «Концерн «Автоматика» из базы решений ФАС (№1868744) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8842/2025 ООО «ТЕХНОГИД» на АО «Концерн «Автоматика» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-8842/2025 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: «...» при участии «...», рассмотрев жалобу ООО «...» (далее Заявитель) на действия АО «...» (далее Заказчик) при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию оборудования (реестровые №№ «...», закупочная процедура опубликована на официальном сайте: https://www.astgoz.ru/) (далее Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, в том числе направленная письмом ФАС России от 14.07.2025 № 28/65833/25. Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи. Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по https://moscow.fas.gov.ru/page/17962. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках. Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявки участника закупки ООО «...» - путем несопоставления ценового предложения критериям оценки в части определения стоимости договора и указанной участником закупки стоимости нормо-часа, а именно: разночтения в части ценового предложения. При этом Заявитель указал, что заявка участника закупки подлежала отклонению, как несоответствующая критериям оценки, в связи с чем полагает, что действия Заказчика противоречат порядку проведения закупок и закупочной документации и, тем самым, влияют на итог закупочной процедуры, поскольку ценовое предложение Заявителя составляло 4600,00 рублей (с НДС 20%) за единицу продукции (нормо-час), что не являлось самым выгодным среди поданных предложений за единицу продукции, а значит не могло быть признано Заказчиком лучшим при оценке заявок по единственному критерию оценки. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы. Заказчик указал, что Заявителем в специальных формах электронной торговой площадки указано ценовое предложение в размере «4.600 руб.», при этом согласно электронным документам, приложенным к заявке, ценовое предложение Заявителя составляет 4235723,75 рублей. При этом Заказчик указал, что оценка заявок проведена Заказчиком в полном соответствии с Документацией по единственному критерию оценки «Цена договора», при этом оснований для отклонения заявки Заявителя у Заказчика не имелось. Таким образом, Заказчик полагает, что нарушения действующего законодательства в его действиях отсутствуют. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. Информация о проведении Закупки размещена Заказчиком на сайте электронной торговой площадки ООО «АСТ ГОЗ» (https://www.astgoz.ru/), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее ЕИС) 11.06.2025. Начальная (максимальная) цена договора: 4 235 723,75 (Четыре миллиона двести тридцать пять тысяч семьсот двадцать три) рубля 75 копеек, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства. Дата начала срока подачи заявок: 09.06.2025. Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.06.2025 в 12:00. Дата подведения итогов: 04.07.2025. Как следует из протокола подведения итогов от 04.07.2025 по результатам подведения итогов Заказчиком принято решение признать победителем закупки участника с номером заявки 339111 - и ценой договора 4600,00 рублей. Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. При проведении закупки Заказчик руководствовался Законом о закупках и «...» (далее Положение о закупке). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора. В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в процедуре закупки установлены Заказчиком в пункте 4.5 Документации, согласно которому участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 настоящего извещения, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении №3 к информационной карте. Основания отклонения заявки установлены в пункте 4.12.13 Документации, согласно которому Заказчик отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям: (1) непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте; нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу заявки; (2) несоответствие участника процедуры закупки, в том числе несоответствие лиц (одного или нескольких), выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям, установленным в разделе 5 и пунктах 1517 информационной карты; (3) несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 9 и п. 12 информационной карты, в том числе несоответствие предлагаемой продукции требованиям к порядку (мерам) предоставления национального режима в закупках, установленным пунктом 36 информационной карты (в части запрета или ограничения закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами); (4) несоблюдение требований, установленных в подразделе 4.6, п. 13 информационной карты и в форме подраздела 7.4, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки; (5) несоответствие цены заявки требованиям п. 10 информационной карты, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ, размер начальной (максимальной) цены единицы продукции либо иным образом не соответствующее требованиям извещения; (6) отсутствие информации о привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре МСП (https://rmsp.nalog.ru/) (если привлекаемый субподрядчик (соисполнитель) является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) или отсутствие на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о применении привлекаемым участником закупки субподрядчике (соисполнителе) специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (https://npd.nalog.ru/check-status/) (если привлекаемый субподрядчик (соисполнитель) является физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем) в случае, если в п. 18 информационной карты установлено требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП; (7) наличие в составе заявки недостоверных сведений. Отклонение заявки участника процедуры закупки по иным основаниям не допускается (Пункт 4.12.14 Документации). Пунктом 27 Информационной карты установлены также следующие критерии отбора заявок: - представление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте; соблюдение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу заявки; - соответствие участника процедуры закупки, в том числе соответствие лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям, установленным в разделе 5 и пунктах 1517 информационной карты; - соответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 89 и п. 12 информационной карты, в том числе соответствие предлагаемой продукции требованиям к порядку (мерам) предоставления национального режима в закупках, установленным пунктом 36 информационной карты (в части запрета или ограничения закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами); - соблюдение описания продукции, предлагаемой к поставке, требованиям, установленным в подразделе 4.6, п. 13 информационной карты и в форме подраздела 7.4; - соответствие цены заявки требованиям п. 10 информационной карты, в том числе отсутствие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ, размер начальной (максимальной) цены единицы продукции; - отсутствие в составе заявки недостоверных сведений. В соответствии с пунктом 4.7.1 Документации начальная (максимальная) цена договора указана в извещении и в пункте 10 информационной карты, с учетом всех расходов, налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства. Итоговая стоимость заявки должна включать в себя сумму всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства (разд. 8 и 9) (Пункт 4.7.2 Документации). В соответствии с пунктом 4.14.1 Документации оценка и сопоставление заявок осуществляются на основании единственного критерия оценки «цена договора или цена за единицу продукции» в порядке, установленном приложением №2 к информационной карте. Применение иного порядка и/или критериев оценки, кроме предусмотренных в извещении, не допускается. В случае проведения переторжки подведение итогов закупки осуществляются после проведения процедуры переторжки. Согласно пункту 4.14.2 Документации в рамках оценки и сопоставления заявок (оценочной стадии) ЗК осуществляет выявление среди участников закупки, прошедших отборочную стадию, победителя закупки, при этом, при проведении переторжки определение победителя (подведение итогов) закупки осуществляется после окончания процедуры переторжки. В целях определения победителя осуществляется ранжирование заявок по степени увеличения цены представленных предложений, присваивая участникам закупки места, начиная с первого. В соответствии с пунктом 29 Информационной карты единственным критерием оценки заявок является «Цена договора или цена за единицу продукции». Порядок оценки и сопоставления заявок по указанному критерию приведен в приложении №2 к информационной карте, согласно которому:
При этом Комиссией, в том числе из ответа ООО «АСТ ГОЗ» (вх. №45595-ЭП/25 от 29.07.2025) на запрос антимонопольного органа, установлено, что согласно п. 7.2.9 Регламента электронной торговой площадки Заказчик (организатор торгов) несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в документах и сведениях, в том числе ЭП, за действия, совершенные на основании указанных документов и сведений, за своевременное уведомление оператора о внесении изменений в документы и сведения, замену или прекращение их действия (в том числе замену или прекращение действия ЭП). При формировании цены договора в электронной версии извещения Заказчик (организатор торгов) выбирает один из способов указания начальной (максимальной) цены договора. Исходя из выбранного способа указания начальной (максимальной) цены договора, формируется параметр подачи заявки участник. Заказчик 11.06.2025 разместил на ЭТП извещение о проведении спорной закупки, выбрав в нем способ указания начальной (максимальной) цены договора как «Начальная (максимальная) цена договора», при этом задав параметры для подачи заявок в разделе детализация цены и сведений «по лоту в целом». В рамках установленных параметров участники закупки могли подавать свои ценовые предложения путем общего снижения НМЦД в целом, а не по каждому отдельному лоту. Если бы заказчик предусмотрел детализацию цены и сведений «по позициям лота», то участник имел бы возможность подать ценовые предложения к каждому конкретному лоту. В контексте запроса котировок № «...» участники закупок должны были производить снижение цены договора от установленной заказчиком НМЦД. Оператор ЭТП пояснил, что при формировании заявки в поле «Ценовое предложение (с учетом НДС)» должна указываться общая цена предложенная, а не цена за лот. В период подачи заявок ЭТП работала в штатном режиме, другими участниками, ценовые предложение подавались исправно и корректно, сбоев зафиксировано не было. При подаче заявки Заявителем в составе заявки Заявителем представлен файл «Заявка», в котором цена договора указана: 3 565 000 (три миллиона пятьсот шестьдесят пять тысяч) рублей 00 копеек, в т.ч. НДС 20%- 594 166 рублей 67 копеек (норма/час - 4 600 (четыре тысячи шестьсот) рублей 00 копеек, в т.ч. НДС 20% - 766 (семьсот шестьдесят шесть) рублей 67 копеек). Вместе с тем при формировании заявки посредством функционала ЭТП в специальной форме в поле «Ценовое предложение (с учетом НДС)» ценовое предложение указано Заявителем в размере 4600 рублей. С учетом изложенного, Комиссией установлено, что Заявителем некорректно заполнена форма для подачи Ценового предложения на ЭТП с указанием цены договора в размере 4600,00 рублей с НДС. При этом Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 3.4.1 Документации форма проведения настоящей процедуры закупки указана в п. 7 информационной карты. В случае проведения процедуры закупки в электронной форме участник обязан учитывать особенности проведения соответствующей формы закупки, предусмотренные настоящим подразделом. Согласно пункту 3.4.9 Документации цена заявки и иные условия закупки, указанные участниками процедуры закупки в специальных электронных формах на ЗЭТП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЗЭТП электронных документах. Для принятия решения в рамках этапа рассмотрения заявок и проведения оценки и сопоставления заявок ЗК использует цену заявки, указанную участником процедуры закупки в специальных электронных формах на ЗЭТП. Таким образом, Комиссия отмечает, что оснований для отклонения заявки Заявителя у Заказчика в данном случае не имелось, в рамках единственного критерия оценки «Цена договора» заявке Заявителя правомерно присвоено 1 место в соответствии с порядком и критериями оценки, установленными Документацией. При этом довод Заявителя о том, что в соответствии с критериями оценки, установленными Документацией, оценке подлежали ценовые предложения участников за единицу продукции, Комиссией отклоняется как необоснованный на основании буквального смысла содержания единственного критерия сопоставления заявок «Цена договора или цена за единицу продукции», приведенного в приложении №2 к информационной карте, согласно которому «В рамках критерия оценивается предлагаемая участником: цена договора», а также Порядка оценки указанного критерия, согласно которому «Оценка и сопоставление заявок осуществляется простым сопоставлением числовых значений ценовых предложений по математическим правилам по мере уменьшения для заказчика степени выгодности предложения о цене договора, при этом сравнение цен заявок производится по предложенной цене договора, с учетом всех налогов и сборов в соответствии с законодательством (вне зависимости от режима налогообложения участника закупки)». Иное толкование указанных положений Документации является субъективным мнением Заявителя и не находит документального подтверждения в рамках рассмотрения жалобы Комиссией. Кроме того, ссылку Заявителя в обоснование заявленных доводов на возможность осуществления Заказчиком дозапроса документов и сведений с целью устранения противоречий в содержащихся в составе заявки сведений о цене предложения, Комиссия оценивает критически, принимая во внимание положения подпунктов 1 и 2 пункта 4.12.9 Документации, исключающие возможность осуществления такого дозапроса в отношении сведений, касающихся цены договора, предложения участника в отношении предмета закупки и иных условий исполнения договора. Дополнительно Комиссия отмечает, что дозапрос непредставленных в составе заявки сведений и документов создает риск необъективной оценки, нарушает принципы равноправия и справедливости, участнику таким образом представляется необоснованное преимущество, поскольку объем запрашиваемых сведений выше, чем у других участников такой закупки. Указанный правовой подход подтверждается актуальной судебной практикой по данному вопросу (Определение ВС РФ от 20.02.2023 № 305-ЭС22-29198 по делу № А40-78641/2022, Определение ВС РФ от 09.06.2022 № 305-ЭС22-7977 по делу № А40-79631/2021). Из вышеизложенного следует, что неправомерный характер действий Заказчика по оценке заявки Заявителя последним в рассматриваемом случае доказан не был, доводы жалобы Заявителя об обратном не нашли своего документального подтверждения, в связи с чем признаются необоснованными и подлежат отклонению. В связи с изложенным Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика признаков нарушения действующего законодательства при проведении спорной закупочной процедуры. В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «...» на действия АО «...» при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.07.2025 № ФК/28599/25.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/848655dc-7a38-4f9d-8baa-b0281ab7e3bc/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н решение от 31 июля 2025 г. Управление: Астраханское УФАС России Дело : Дело №030/10/18.1-745/2025 Жалоба Е. на действия АМО Володарский район Решение Решение №30923/25 б/а от 31 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9209/2025 ООО «Цифровой Результат» на РАНХИГС Решение Решение №ТМ/7454/25 решение по делу № 042/05/18-1117/2025 от 31 июля 2025 г. Управление: Кемеровское УФАС России Дело : Дело №042/05/18-1117/2025 Определение Решение Решение №АД/2995/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/106-574/2025 от 31 июля 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №5578/25 Решение № 025/06/105-773/2025 от 30 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/06/105-773/2025 Дело по жалобе 44-ФЗ ООО "СИГМА-МЕД" на закупку №03202000042... Организации ГБУЗ "Приморский краевой онкологический диспансер" ИНН: 2539021244 ООО "Сигма-Мед" ИНН: 2636223479 ООО "РТС-тендер" (ОБЩАЯ) ИНН: 7710357167 |